Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Менеджмент избирательной кампании


Общепризнанно, что всестороннюю и универсальную структуру политических управленческих технологий воспроизводит менеджмент избирательной кампании. Основными составляющими процесса ее проведения являются следующие ключевые этапы: формирование команды, анализ политической ситуации, определение стратегии и тактики, организация агитационных мероприятий.

Процесс организации и проведения избирательной кампании политического лидера (президента или депутата законодательного органа) чрезвычайно сложный. Он требует не только значительных материальных и финансовых ресурсов, соответствующего политического и интеллектуального потенциала кандидата, но и хорошо организованной команды профессионалов, что в полной мере владеют всеми технологиями политического менеджмента.

Принципиальный вопрос, который должен решить кандидат, это формирование работоспособной команды и распределение функций среди членов команды. Количество членов не должно превышать известное "психологическое число" 7 плюс-минус 2 человека. В идеале команда кандидата должен быть своеобразным прототипом будущей правительственной команды. Однако в жизни все намного сложнее, а потому предсказать судьбу всех членов команды невозможно.

В состав команды, как правило, включают: главного менеджера, советников по экономике, внутриполитических вопросов, проблем внешней политики, пресс-секретаря и специалиста, что создает соответствующий имидж.

Официальной частью команды кандидата после его регистрации есть доверенные лица, которые имеют юридические полномочия представлять кандидата в отношениях с избирательными комиссиями, органами власти и средствами массовой информации.

Во время организации проведения выборов желательно также создать неформальные группы поддержки. Одну из них можно создать в составе достаточно известных и популярных представителей творческой и научной интеллигенции, которая может использоваться как "ретранслятор" идей кандидата, другая же будет заниматься организационно-методической и научно-информационной работой.

Функционально команда кандидата должна иметь следующие структурные подразделения: группы политического анализа, прессы, планирование, распространение материалов, подготовки статей и выступлений, работы с органами местной власти, организации массовых мероприятий; службу редактирования подготовленных выступлений и заявлений (в составе психологов, юристов, вещателей и др.), "бригаду быстрого реагирования", которая призвана изучать общественное мнение, определять рейтинг кандидата, его отдельных программных установок и т.д. и оперативно вносить коррективы в стратегию и тактику предвыборной борьбы.

До начала предвыборной кампании важно иметь объективную, обстоятельную информацию о политической ситуации в стране и в предполагаемом избирательном округе.

Для всесторонней оценки ситуации в избирательном округе важно иметь информацию о следующем:

  • исторические и географические особенности округа;
  • социально-демографический портрет округа;
  • социально-экономическую структуру, состояние, проблемы и перспективы развития промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и др.;
  • транспортную сеть;
  • деятельность политических партий, общественных организаций, групп давления, неформальных структур и т.п.;
  • границы избирательных участков, кварталов, улиц с указанием количества избирателей (карту округа);
  • типологию избирателей;
  • политические традиции голосования избирателей на предыдущих выборах, референдумах, опросах общественного мнения и др.;
  • наличие влиятельных, авторитетных лиц - неформальных лидеров;
  • самые влиятельные средства массовой информации, их адреса, телефоны;
  • конкурентов и т.д.

Особенно важной является информация о политические традиции голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах общественного мнения. Актуальность и необходимость получения такой информации по данному избирательному округу (село, поселок, город, район и область) вызвана необходимостью решения проблем избрания избирательного округа, построения стратегической линии кампании и конкретной тактики поведения во время организации предвыборной агитации.

Результаты предыдущих избирательных кампаний и референдумов является своеобразным вариантом социологических исследований, они помогают исследовать направления эволюции общественного мнения и сделать надлежащие выводы. Скажем, зная, с каким результатом на предыдущих выборах победил определенный политический лидер, имея результаты дальнейших социологических исследований и рейтинг этого политика, его место в иерархии политической и правящей элиты, можно реально оценить свои шансы в борьбе против него, если этот депутат (городской председатель, глава администрации) снова собирается баллотироваться в данном избирательном округе.

Оценивая политическую ситуацию, желательно все-таки не ограничиваться результатами предыдущих выборов и анализом влияния политических структур и отдельных политических лидеров, которые действуют в данном избирательном округе. Стратегическую, ключевую информацию могут дать профессионально проведенные социологические и соціопсихологічні исследования. Такие исследования помогают оценить не только общеполитические настроения избирателей, но и уровень популярности отдельных лидеров - потенциальных кандидатов на голосование. Этот предварительный, стартовый рейтинг в сочетании с психологической мотивацией политического поведения избирателей должно стать серьезной основой для окончательного принятия решения о баллотировании в данном избирательном округе.

Основные положения стратегической линии избирательной кампании основываются на результатах анализа политической ситуации. Если первый стратегический шаг - выбор округа - уже осуществлено, стоит сделать предварительные выводы:

  • выяснить сильные и слабые стороны свои и своих оппонентов, провести их сравнительный анализ с учетом политической ситуации в данном округе и стране в целом;
  • проанализировать ситуацию, которая сложилась в избирательном округе (демографической, историческую, географическую, экономическую, социальную и др.);
  • определить круг вопросов, принципиально важных для избирателей данного округа, сформулировать в своей программе ответы на них;
  • сформулировать основные принципы проведения избирательной кампании и средства их реализации (то есть стратегию и тактику организации выборов).

Определив на основе информации по избирательному округу и персоналиях (о чем мы уже говорили ранее) основные тезисы своей программы, желательно учесть такие принципы подготовки собственно документа:

  • программа должна содержать ответы на наиболее актуальные для избирателей вопрос: социально-экономические, политические, экологические, этнокультурные, лингвистические и т.п.;
  • архитектура программы может быть произвольной, но структурированной, количество содержательных блоков не должна превышать девяти;
  • процедура создания предвыборной программы должна быть такой: сначала в нее включают "все, что надо", а потом отвергают "все, что можно";
  • полиграфическое воспроизведение программы и язык изложения должны создаваться с учетом уровня общей, политической и психологической культуры избирателей и времени усвоения текстовой информации рядовым избирателем.

Готовя программу, желательно предусмотреть, за какие слабые места могут "уцепиться" конкуренты, разрабатывая свои противодействия методом создания негативного имиджа программы и самого противника.

Если программа кандидата составлена без учета дальнейших политических шагов оппонента, изменения политической конъюнктуры, стереотипов, которые доминируют в общественном сознании, специалисты в области политической рекламы, которые работают на противоположной лагерь, могут существенно подорвать его шансы на успех.

Стратегия избирательной кампании может строиться по следующим направлениям:

  • декларирование причастности к определенному предвыборного блока, политической партии, властной структуры, политического лидера и др.;
  • создание межличностного идеологического контраста кандидатов: этот метод чисто психологический и построен на сравнении их личностных характеристик, социально-психологических черт, возраста, внешности, пола, образования и т.д.;
  • ставка на базовую проблему, которая является актуальной для определенного округа или региона;
  • формирование положительного имиджа кандидата: речь идет, в частности, о такие качества, как честность, внимание к интересам людей, умение осознать себя лидером, сочетание слова и дела и т.п.;
  • создание негативного имиджа конкурентам: не стоит "атаковать" сильные стороны программы и имиджа оппонента, следует находить его уязвимые черты (непрофессионализм, необязательность в деловых отношениях);
  • создание предвыборных коалиций;
  • ставка на властные общественно-политические структуры и средства массовой информации.

Стратегия избирательной кампании должно быть изложено в письменном виде объемом не более одной страницы. Затем нужно составить объемный и детальный план проведения кампании, в котором осветить все основные тактические действия на все время проведения выборов.

Тактика предвыборной борьбы обязательно должна согласовываться со стратегией намеченных действий. Даже если и удалось найти некий новый, довольно эффектный и интересный тактический ход, который, однако, не согласуется с произведенной линией, от него лучше отказаться.

Названы лишь основные элементы стратегии избирательной кампании, характерные для мировой практики, далеко не каждой кампании все они присущи. И это понятно, потому что не за будь-яких умов применения тех или иных средств политической борьбы является целесообразным и эффективным. В каждом отдельном случае надо тщательно проанализировать предвыборную ситуацию, прежде чем выбрать единственно правильную стратегию, что ведет к победе.



Назад