Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Менеджмент правящей команды


Эффективность власти в любой стране или общественно-политическом объединении зависит, прежде всего, от профессионализма правящей команды.

Под термином "правящая команда" следует понимать такие центры принятия решений, как администрация президента, национальный или региональный правительство (кабинет министров, министерство, ведомство, исполком и т.п.). Аналогичные критерии можно использовать и по правления политической партии или общественно-политической организации, руководства фирмы, банка, компании и т.д.

Анализируя процесс создания правящей команды, следует рассматривать его внутренние и внешние аспекты. Внутренние заключаются в логике предвыборных соглашений с политическими силами внутри предвыборной кампании, а внешние - в рассуждениях относительно расширения социальной базы поддержки правящей команды. Итак, во время формирования правящего кабинета лидер, который достиг на выборах или в другой способ такого права, подбирая кадры для своей команды, должен руководствоваться профессиональными, политическими и психологическими критериями.

С политическими критериями, кажется, все ясно. Уложив на предвыборном этапе сделки с отдельными политическими силами и лидерами, победитель должен рассчитаться с ними руководящими портфелями своей администрации. Это - аксиома, забыв которую, нечего и надеяться на поддержку в будущем.

Но если руководствоваться только политическими соображениями, забыв о профессиональную подготовленность членов правящего кабинета, на успех нельзя рассчитывать. Как бы там не было, члены правительственной команды должны быть профессионалами в данном деле. В связи с этим возникает вопрос соотношения в составе правящего кабинета политических и карьерных чиновников (последних у нас в основном именуют аппаратчиками). Стоит заметить, что общей формулы (или конкретных процентов необходимого количества, скажем, аппаратчиков) никто не даст, прежде всего через чрезвычайную деликатность этого дела, ее зависимость как от политической обстановки в обществе в целом, так и от конкретного влияния отдельных социальных групп и их лидеров на лидера правящего кабинета.

Главные задачи правящей команды такие:

Подбор профессионально подготовленных кадров в аппарат управления и организация их работы. Политический опыт свидетельствует, что правящий кабинет формируется из членов предвыборной команды, точнее, с ее части, представителей других политических сил, которые дают согласие соблюдать командной стратегии.

Управленческий опыт свидетельствует, что любой руководящий коллектив предусматривает присутствие в нем лиц, которые "играют" такие роли: "председатель", "секретарь", "генератор идей", "аналитик", "информатор", "психолог".

С точки зрения эффективности работы правящего кабинета особое значение имеют психологические факторы, которые проявляются через межличностные (межличностные) отношения членов команды. Если между ними не будет согласия, понимания, деловой морально-психологической атмосферы, успех деятельности кабинета будет весьма проблематичным. Наконец, последний фактор может перечеркнуть работу даже и высокопрофессиональной, политически сбалансированной команды.

Скажем, голову временем воспринимают негативно через избыточную или недостаточную) жесткость, неумение организовать распределение обязанностей и т.д. Секретарь иногда бывает скучным и очень настойчивым. Он может потерять перспективу, утонуть в деталях. Генератора идей часто "заносит" в следующие теоретические дебри, из которых нелегко выбраться. Аналитик может бестактно оценить выстраданные предложения других. Организатор бывает излишне настойчивым и недостаточно гибким, информатор - непостоянным и недостаточно организованным, а психолог - не таким трудолюбивым, как кажется на первый взгляд. Всех этих проблем можно избежать, если знать и анализировать сильные и слабые стороны каждого члена правящего кабинета с учетом соціопсихологічних ролей, которые они избрали, оптимально использовать их возможности, имея целью достижения конечного результата - эффективной работы и адекватной ситуации правительственных решений.

Понятно, что данное распределение ролей является достаточно условным. В реальных коллективах часто встречаются случаи, когда отдельные лица сочетают в себе ролевые функции в их различных соотношениях. Единственное замечание: не может быть двух и более голов и генераторов идей, поскольку это может привести к бесплодных дискуссий и к расколу.

Информационное обеспечение работы правящей команды. Сбор, обработка и интерпретация информации - самый важный этап, поскольку от достоверности информации зависит оптимальный вариант принятых решений, а следовательно - и эффективность управления. Информационно-исследовательская служба обязана ежедневно готовить стандартный пакет информационных сообщений средств массовой информации для политического руководства. Новости должны подаваться без купюр, поскольку любое введение внутренней цензуры может "подставить" руководителя, который уполномочен принимать ответственные решения.

В масштабах государства желательно наладить систему информирования органами государственной статистики, силовыми структурами, научно-исследовательскими учреждениями. Важно всесторонне использовать социологические исследования, анализ публикаций сообщений прессы, радио и телевидения, писем и обращений граждан, правительственных структур. Информационная система должна реализовать три цели:

  • предупредительную, или предохранительную (замечать события, которые выходят за рамки обычного сигнала тревоги);
  • образовательную (передавать необходимые факты вместе с откровенной и компетентной оценке их специалистами, которым можно доверять);
  • прогностическую (осведомляться о возможных действиях, время их начала, прогнозный влияние на изменение ситуации).

Выбор модели и технологий определения правительственных решений. Управление деятельностью правительственной структуры (администрации президента, правительства, министерства, ведомства и др.) предусматривает построение структуры управления, налаживание информационных потоков, отработка модели и процедур принятия решений. Неотъемлемыми предпосылками выбора модели и определение технологии определения правительственных решений должны быть: правовое поле, функции и традиции объекта управления.

Под правовым полем понимают полномочия, например, президента страны или правительства, определенные конституцией или другими законодательными актами (законами, постановлениями, указами, распоряжениями). Относительно функций и традиций в деятельности властных структур, то речь идет о том, что в разных странах институт президентства, например, имеет свои отличия. Так, в США в то же время президент возглавляет правительство и несет ответственность за его деятельность. Во Франции и Польше президент, хотя и является высшим должностным лицом в государстве и главой исполнительной власти, но наряду с ним ответственность за состояние дел в государстве несет премьер-министр. Другая ситуация в Германии, где президент выполняет чисто представительские функции, их можно сравнить по статусу и функциональными обязанностями, скажем, английской королевы или японского императора, которые являются лишь символами нации. В Украине Президент является главой государства, а исполнительную власть возглавляет премьер-министр, который подконтролен Верховной Раде и ответственен перед Президентом Украины. Эти политические традиции, закрепленные

правовыми нормами, должны учитываться для обеспечения общественно-политической системы в целом.

Вообще процесс принятия любого политического, правительственного или иного решения предусматривает следующие этапы:

  • сбора, обработки и интерпретации информации;
  • выделение альтернативных проектов решений;
  • выбор на основе принятых процедур остаточного варианта решений из имеющихся альтернатив;
  • реализация на практике принятого решения;
  • контроль за выполнением данного решения;
  • корректировки (в случае необходимости) этого решения.

Существует три основные модели принятия решений: формальная, соревновательная и коллегиальная.

Формальная - предполагает наличие четко выстроенной иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации, отход от которых не допускается.

Соревновательная - способствует выдвижению альтернативных информационных потоков и соответствующих проектов решений. Такая модель принятия решений является открытой для поступления альтернатив не только общепринятым путем снизу вверх, но и минуя отдельные звенья бюрократической иерархии.

Коллегиальная - требует коллективного поиска оптимального проекта решения. Здесь в отличие от состязательной модели деятельность центра принятия решений облегчается работой коллегиальных команд, которые строятся независимо от социального статуса работников аппарата и их принадлежности к определенным организационных структур. В состязательной модели все-таки сохраняется определенная иерархия, хоть иногда санкционируется поступления альтернатив из среднего звена непосредственно в центр принятия решений без согласования с чиновниками высшего уровня.

Каждая из описанных моделей принятия решений имеет свои сильные и слабые стороны.

Формальная модель благодаря четкой структуре прохождения информации и проектов решений обеспечивает тщательный анализ альтернатив и сохраняет время центра принятия решений. Но такой подход не способствует открытому обсуждению проблемы, а в случае кризисной ситуации не дает возможности оперативно реагировать на изменение ситуации. Кроме того, существует реальная угроза деформирования информации в процессе ее прохождении инстанциями.

Состязательная модель требует гораздо больше времени и энергетических затрат центра принятия решений через фрагментарность информации и субъективность ее отбора. В случае использования данной модели возникает угроза реализации субъективных интересов отдельных людей и структур за счет общих интересов объекта управления (государства в целом, администрации, правительства и т.п.).

Коллегиальная модель требует от центра принятия решений (от лидера) слишком много времени для межличностного общения, усредняет ролевые статусы членов администрации, а их совместная деятельность способствует так называемому групповому мышлению, когда команда "зацикливается" лишь на собственных идеях.

Использование той или иной модели принятия решений в значительной степени зависит не только от правовой регламентации и традиций управления, но и от психологических характеристик личности, от которых зависит принятие правительственных или политических решений. Например, если человек большую часть своего времени провела в четко построенных структурах (в армии, государственном аппарате и т.п.), она тяготеет к использованию формальной модели принятия решений. Коллегиальную модель в первую очередь будет использовать человек, которая работала в организациях или учреждениях с коллективным руководством, а соревновательную - человек с жизненным опытом пребывания в составе, скажем, партийного аппарата. Конечно, такое разделение является очень относительным и рассматривать все надо в каждом случае отдельно с учетом психобіографічних и политико-психологических характеристик лидеров, уполномоченных принимать решение.

Не стоит игнорировать также и соответствующие традиции и конституционные нормы, политическую культуру политической и правящей элиты, а также политическую культуру общества в целом.

Связи с общественностью. Организация работы прессового службы. Мощным средством формирования общественного мнения являются средства массовой информации. Грамотно сформулирована и старательно, настойчиво реализована в политике через средства массовой информации функция связей с общественностью получила название "паблик релейшинз".

Демократическое общество предусматривает рост места и роли масс-медиа в формировании политического сознания граждан, донесения до них информации о принятых решениях (президента, правительства, парламента, суда и т.д.). Граждане имеют полное право получать информацию о деятельности своих избранников. В свою очередь органы власти должны постоянно заниматься проблемами собственного имиджа.

Связи правящей команды с общественностью (преимущественно через СМИ) возложены на соответствующие службы. В основном ими являются прессовые службы, которые в каждой правящей команде руководствуются, на их взгляд, наиболее эффективными политическими технологиями.

Политический опыт свидетельствует, что действенными средствами информирования населения о деятельности властных структур: пресс-конференции политических лидеров или глав администрации; брифинги пресс-секретаря политического лидера; информирование о мероприятиях, в которых принимает участие первое лицо, список людей, которых она принимает. Кроме первого лица, информацию о деятельности правящей команды должны давать ее члены, выступления которых должны быть скорректированы прессовым службой во времени и по тематике согласованы в русле единой стратегической линии.

Самой мощной информационной оружием администрации является рабочий план такой заметной политической фигуры, как президент. Календарь его встреч желательно составлять таким образом, чтобы в нем была по крайней мере одно событие, которое, по расчетам, могла бы доминировать в новостях дня. Если главным событием должно быть заявление президента, то его продолжительность в идеале не должно превышать 30-40 с. В таком случае она имеет прекрасные шансы выйти в эфир без редакторских купюр.

Еще один технический прием - фотоекспромт - предоставление журналистам возможности сфотографировать президента в его кабинете или в резиденции вместе с известными гостями.

Кроме первого лица, нужно активно использовать и его окружение. Практически все администрации используют (кто в большей, кто в меньшей степени) выступления членов своей команды на поддержку линии патрона. Но здесь важно соблюдать следующие правила:

  • выступления или интервью членов кабинета должны быть скоординированными прессовым службой во времени и тематике, согласованные в русле единой стратегической линии;
  • представитель администрации должен появляться на экране один, а не в контексте дискуссии или споры;
  • члену кабинета надо предоставлять слово после всех критических выступлений в адрес администрации (последнее слово запоминается лучше) и т.д.

Еще один аспект работы прессового службы - подготовка собственных пресс-релизов и аудио-видеоматериалов из хроники администрации. Если есть необходимые технические возможности передачи таких материалов в газеты и на теле - и радиостанции (особенно провинциальные), это значительно усиливает мощность пропагандистской кампании и помогает избежать (хотя и не полностью) нежелательного субъективизма со стороны независимых от администрации журналистов.

Разумеется, это лишь некоторые организационно-технические аспекты манипулирования работой масс-медиа относительно освещения деятельности администрации. Применяемый арсенал средств значительно шире, но и приведенные примеры дают представление о важности и сложности работы с общественностью, в которой ключевую роль играет фигура пресс-секретаря.

Опыт показывает, что в зависимости от отношений пресс-секретаря с патроном первый может играть разные по уровню самостоятельности роли. Если он является достаточно близким к президенту (губернатора, мэра и т.д.), то имеет соответствующие полномочия на интерпретацию действий президента для журналистов. В противном случае пресс-секретарь превращается в бледное зеркальное отражение фейерверков идей и поступков, которые задумали и организовали другие люди.

Вообще должность пресс-секретаря является одной из самых опасных с точки зрения политического самосохранения, поскольку этот человек находится на пересечении силовых и информационных полей президента, его аппарата и журналистского корпуса. С одной стороны, она может вызвать недовольство президента слишком свободным толкованием его позиций, с другой - может сработать зависть коллег-чиновников, которые, возможно, не так часто бывают у президента и, соответственно, имеют меньше возможности влиять на него. Эти чисто внутренние отношения внутри аппарата многократно умножаются учитывая ежедневную дуэль с журналистами, которым нужны "жареные" факты.

Работа пресс-секретаря нуждается не только в широких знаний по практически всем вопросам внутренней и внешней политики, но и немалого артистической подготовки, чувство меры и уровня своей компетентности. Скажем, если пресс-секретарь согласится удовлетворить информационную жажду определенного репортера или обозревателя и даст ему свою интерпретацию какой события, он рискует обнаружить свою некомпетентность в данном вопросе. Если же он обратится к коллегам по аппарату администрации с просьбой проинформировать по особо секретного вопроса, ему не всегда дадут такую информацию. И так далее.

Основными формами работы пресс-секретаря является пресс-конференция президента, собственный брифинг и письменное заявление для прессы, когда не желательно выходить на люди ни президенту, ни пресс-секретарю, но нужно четко продемонстрировать свою позицию. Кроме того, пресс-секретарь обязан принимать участие в подготовке и организации интервью президента для одного или нескольких журналистов, может сам на сам встречаться с представителями масс-медиа или подготовить статью для газеты или журнала. Последнее, правда, случается не так часто, поскольку для этого надо быть не только журналистом, но и, скажем, специалистом в области политологии, права.

Важной частью работы пресс-секретаря является подготовка к проведению пресс-конференции президента, которая предусматривает следующие пункты:

  • прогнозирование тематики предполагаемых вопросов, организация необходимых вопросов, срежиссированных пресс-службой;
  • аккредитация журналистов и приглашение их на пресс-конференцию;
  • редактирование текста стенограммы, подготовка пресс-релиза и т.д.

Даже перечень этих вопросов свидетельствует о сложности организации по связям с масс-медиа. Именно поэтому и возникает потребность, не ограничиваясь одной фигурой пресс-секретаря, создавать прессовое службу. Как правило, пресс-секретарь одновременно является и руководителем пресс-службы администрации. Например, в администрациях обеих украинских президентов использовалась именно такая структура.

В заключение следует отметить, что менеджмент связей с общественностью имеет чрезвычайно важное значение. И от того, как сориентировано в этом плане работу правящей команды и ее пресс-службы, во многом зависит политическое долголетие лидера и его сообщников.

А эта проблема, как известно, весьма беспокоит каждого, кто творит политику. И в таких вопросах мелочей социального менеджмента не должно быть. Здесь важно все: и кадровый вопрос, и модель принятия решений, и связи с общественностью. И лишь оптимизация решения этой сложной задачи может привести к успеху.



Назад