Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Тема 4. Политический маркетинг - специфический рынок в системе общественных отношений


Одной из важнейших функций менеджмента (имеется в виду не политического, а в традиционном понимании) является маркетинг (от англ. market - рынок, сбыт) - система мер по регулированию рыночных процессов, управление операциями прогнозирования сбыта продукции, изучение потребностей и возможностей функционирования рынка. Такой же важной функцией политического менеджмента является политический маркетинг, главной задачей которого является изучение своеобразного спроса на политическую продукцию с целью наиболее эффективно обеспечить политические интересы различных социальных слоев и групп, особенно в процессе политической борьбы за власть.

Политическая деятельность в этом плане представлена как продукт, который имеет своего производителя, технологию производства, своеобразные отделы сбыта, службы изучения спроса, политической рекламы, стимулирования политической деятельности, ее организационно-технического обеспечения.

Таким образом, политический маркетинг -- это совокупность форм и методов исследования и внедрения в политическую практику тех или иных установок общественного сознания с целью осуществлять контроль за рынком власти, то есть деятельность, направленная на создание поддержки или изменение поведения граждан относительно конкретных политических лидеров, организаций, идей общественного значения.

Политический маркетинг классифицируют по следующим показателям: характером рынка власти, установленных в государстве политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). За тоталитарных и диктаторских режимов борьба идет преимущественно силовыми методами, вплоть до физического уничтожения оппонентов. В условиях демократического общества, наличия демократических механизмов и процедур формирования представительной власти, соответствующей политической культуры политическая деятельность рассматривается как соревнования по определенным правилам с целью получить контроль над рынком власти. Понятно, что эти правила должны быть зафиксированы в нормах законодательства, учитывая традиции и ментальность избирателей. Авторитарные режимы - переходные от тоталитарного к демократическому обществу, их используют как методы диктаторских режимов, так и механизмы демократии в борьбе за рынок власти.

Исходя из типологии политических объектов и субъектов, выделяют политический маркетинг политических лидеров, политических, государственных и других учреждений, отдельных организаций, а также идей, программ, концепций, доктрин и т.д.

К основным функциям политического маркетинга следует отнести следующие: изучение представления людей о политике, организацию или идею; определение характеристик идеального образа, что царит в массовом сознании; планирование и воплощение в жизнь конкурентоспособной программы действий, рассчитанной на завоевание понимание и активную поддержку политического лидера, организаций или идей.

К важнейших составляющих политического маркетинга следует отнести следующие: изучение особенностей функционирования рынка власти в обществе, избирательная инженерия и политическая реклама. Остановимся на характеристике их.



Назад