Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Особенности функционирования рынка власти в обществе


Одной из важнейших составляющих политического маркетинга является исследование политического рынка власти, особенностей его функционирования в определенном обществе. Такое исследование включает в себя изучение и анализ политической культуры общества, уровня развития политических структур, банка данных политических лидеров (то есть политической и правящей элиты) и, конечно, стереотипы общественного сознания.

Первые три составляющие обычно исследуют традиционными методами политического анализа, же стереотипы общественного сознания анализируются через изучение общественного мнения. Для этого используют как косвенные каналы - средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, электронная почта), документы органов власти, материалы органов статистики, спецслужб внутренних дел, так и прямые каналы выражения общественного мнения (личные контакты представителей властных структур с населением, прием граждан).

Особое место в изучении общественного сознания политический маркетинг отводит специализированным каналам высказывания общественного мнения (интервью, анкетирование), поскольку именно этот канал является научной базой политических маркетинговых исследований.

Опрос общественного мнения при таких условиях выполняет три основные функции: политическую, идеологическую и социальную.

Политическая функция заключается в политической разведке, исследовании общественных настроений, социальных предпочтений электората, отношение широких слоев населения к различным социальным проблемам, к отдельных лиц. Опросы позволяют оценить палитру политических ориентаций избирателей, имидж "идеального" политического деятеля, который сформировался в общественном сознании.

Идеологическую функцию следует рассматривать с двух точек зрения. Регулярность опросов способствует созданию непрерывного мониторинга (наблюдения) за эффективностью воздействия политических акций на разные категории электората, дает возможность выявить, как реагируют основные слои населения на идеи, лозунги, политические программы, формы подачи их, манеры лидеров держаться.

Кроме того, результаты опросов общественного мнения можно использовать для манипулирования общественным сознанием. Скажем, можно в нужном направлении интерпретировать полученные ответы, привлечь внимание избирателей к росту популярности одного лидера, умолчать о другой и т.д.

Социальная функция опросов также имеет несколько аспектов:

  • результаты содержат информацию о потребности, интересы, требования и претензии населения к власти, которые власть не должна игнорировать и должен учитывать при выработке управленческих решений;
  • общественное мнение через опрос реализует функцию социального контроля, открывает важный канал связи между властью и общественностью, а иногда и реализует некоторые функции прямой демократии;
  • опросы позволяют точнее определить соотношение политических сил в обществе, что является одним из факторов политической и социальной стабильности;
  • данные опросов дают возможность делать долгосрочные прогнозы социального развития общества и т.д.

Опрос общественного мнения могут быть стратегическими и описательными (филиалом). Стратегическое использование опросов, скажем, во время выборов, заключается в оценке общеполитической ситуации, сильных и слабых сторон кандидатов, определении на основе социальных, демографических и геополитических факторов шансов кандидата в определенных регионах. Реализация описательной функции помогает кандидатам и их командам узнавать о том, кто лидирует, какие проблемы избиратели считают для себя наиболее важными и т.д.

Следовательно, исследования общественного мнения является одной из важнейших частей политического маркетинга, ведь без объективной социальной информации о реальном состоянии дел в обществе, сведений об отношении общественности к ключевым вопросам общественной жизни, в отдельных общественных институтов (государства вообще, парламента, правительства, политических партий, отдельных лидеров и т.д.) просто невозможно принимать ответственные решения. Имея такую информацию, центры власти могут адекватно влиять на состояние дел в обществе, повысить эффективность управленческих решений, обеспечить обратную связь с общественностью по вопросам об уровне восприятия ней тех или иных законопроектов, постановлений или общеполитических решений.



Назад