Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Понятие социально-политического предвидения и прогнозирования


Поскольку люди сами творят свою историю, они всегда стремятся знать результаты своей деятельности, стремятся предвидеть будущее. На разных этапах истории политические и государственные деятели пытались выяснить, что ждет их страны, которые перспективы развития событий.

Сейчас проблема прогнозирования явлений и событий, предвидение социальных последствий принятых решений приобретает характер новой глобальной проблемы: общество и катастрофа, разрушения и потрясения, общество и дестабилизация его, что непосредственно затрагивает основы существования современного общества. Сущность этой новой проблемы - в диалектике непредсказуемого и непредсказуемого.

Предсказание будущего - это результат познавательной деятельности человека. Иначе говоря, предвидения представляет собой риса умственной деятельности, что сознательно исследует в форме идеальной модели предметы и явления или условия их существования, которых нет или они почему недосягаемы для исследований и проверки. Основой научного предвидения является познание объективных внутренних связей предметов и явлений, законов, которые раскрывают этот внутренний, существенное и устойчивое связь явлений и конкретных условий их существования.

Будущее можно понять только благодаря анализу прошло-го и современного, поскольку оно появляется на основе диалектической изменения их.

Прогнозирование является отдельным видом предвидения. Однако социальное прогнозирование, распространяясь на все сферы общественного развития, имеет относительную самостоятельность и автономность относительно других видов или типов научного предвидения.

Особое значение социального прогнозирования заключается в том, что предусматриваются те изменения общественной жизни, которые раскрывают взаимосвязь исторической закономерности и предметной деятельности людей. Оно учитывает соотношение качественных и количественных характеристик в социальном явлении, и это дает возможность установить определенную направленность развития самого явления, с достаточной точностью определить характер социальных событий, форму и направление их движения. Точность, достоверность и вероятность прогнозирования зависит от того, о каком будущем идет речь: непосредственное, оглядне ли безусловно отдаленное.

Отдельные футурологи и социологи предсказывают скорую гибель человеческой цивилизации, "крах мира", "крах жизни вообще", поскольку "земля, на которой заблудилась человек 20 века, - пишет Г. Дарендорф - окутана густой тьмой, и человек не знает, куда ей идти". На этом основании они отрицают возможность и необходимость предвидения. "Будущее, - утверждают они, - является делом веры, а не научного исследования". Любое социологическое предвидения они провозглашают разновидностью социального знахарства. Творческая деятельность человека считается подсознательным иррациональной, основывающейся на "логике абсурда" и на "законах случайностей". Так, например, представители теории "творческой", или "емерджентної", эволюции отрицают в творчестве элемент предвидения, расценивая творческую эволюцию как нечто иррациональное, а новое качество - как непредвиденное и внезапное. Фаталисты и волюнтаристи недооценивают роль случайностей в формировании результатов предвидения и искажают роль субъектов в процессе творчества.

Другие ученые допускают возможность предвидения, но ограничивают его различными условностями, неправильно трактуя роль личности и коллектива в научном предвидении. А. Спаковський в своей книге "Свобода - детерминизм - индетерминизм" пытается доказать, что только социальное меньшинство "мыслит категориями будущего", а социальная большинство, то есть трудящиеся массы, - вообще не способны познать будущее. Даже Дж. Томсон, который признает возможность предсказания природных явлений, в своей книге "Предполагаемое будущее" пишет, что "социологии еще предстоит найти своего Ньютона, не говоря уже о Планка, и поэтому предсказания в этой области не выходит за рамки догадок".

Подобных взглядов придерживаются К. Ясперс, О. Тофлер и другие известные философы, социологи и политологи.

Представление о невозможности предвидеть будущее развитие политических событий, своеобразный агностицизм в отношении к будущему распространены и среди западных политических деятелей. И сегодня существуют предрассудки, что политика - это искусство, которое не поддается никаким прогнозам. Известный английский политический деятель лорд Солсбери в свое время говорил, что "политическая деятельность похожа на поездку в экипаже при интенсивном нерегулируемом руси, когда время от времени надо быть готовым приспосабливаться, менять направление и уклоняться". Даже такой опытный политический и государственный деятель, как В. Черчилль, заявлял, что "было бы ошибкой смотреть далеко вперед". По его мнению, "в один и тот же момент можно держать лишь одно звено в цепи судьбы".

Разочарование в будущем, страх перед грядущим, тупик, пессимизм, равнодушие, депрессия - характерные черты многих концепций современных западных социологов, политологов и футурологов.

Научное предвидение и социальное прогнозирование. Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное будущее, без каких-либо временных рамок и пространственных границ, в котором может произойти все, на что способна фантазия. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны дать ответ на вопрос не только о том, что может реально осуществиться в будущем, но и о том, когда этого следует ожидать, которых форм будущее вступит и какова степень вероятности данного прогноза.

Выделяя относительно перспектив человечества этапы его поступательного развития, целесообразно говорить о непосредственном, оглядне и отдаленное будущее. Такая периодизация не безосновательна, она продиктована характером наших знаний о будущем, которые в свою очередь определяются объективными обстоятельствами. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными, все более общими и приблизительными, как и знания о далекое прошлое человечества. Эта растущая неопределенность предвидения будущего связана с природой социального развития, с многовариантностью и альтернативностью реального исторического процесса, с непредсказуемостью конкретного хода и результата отдельных событий в общественной жизни.

Относительно непосредственного будущего наука уже сегодня использует много конкретных данных, которые дают возможность составлять обоснованные, вероятные прогнозы, то есть делать вполне вероятны суждения (например, уже можно уверенно прогнозировать развитие политической системы, поведение электората и т.п.).

Относительно ближайшего будущего, которое охватывает собой большую часть 21, ст. то наши знания о нем носят, так сказать, лишь правдоподобный характер, базируются на очень неполной индукции, и к ним следует относиться осторожно.

Предсказание имеет комплексный характер, в его основе лежит такой принцип диалектики, как всестороннее охвата и выявления предметов. Оно связано с мыслимым "випереджанням" развития самого предмета и условий его существования. Предвидеть - это значит ответить, как именно и почему именно так будет развиваться данный предмет, какие особенности и условия этого процесса развития и который возможен результат.

Научное предсказание дает принципиально новое знание об объекте, которое приобретается в результате всестороннего исследования и отражает новые аспекты грядущего явления или предмета. Поэтому это знание выступает новым во всей системе знаний.

В процессе узнавания человек углубляет свои знания, раскрывает будущее и будущее, проверяя их на практике. Общественно-историческая практика является не только источником познания, но и единственным критерием истинности его результатов. Новые выводы, полученные в процессе познания, определяются как вероятны лишь тогда, когда конкретные действия людей, построенные на этих выводах, дают предусмотренные результаты. Совпадение предсказуемого результата, сформулированного на основе новых знаний, с практическим результатом, достигнутым с учетом этих самых новых знаний, является основанием для уверенности в правильности отражения людьми свойств и определенных законов объектов.

Следовательно, только в процессе практической деятельности происходит проверка достоверности, предусмотренного отмежевание от вымышленного, надуманного, иллюзорного пророчества. Практика дает возможность гипотезе перейти в научную теорию, а возможен предусмотрен факт она делает фактом действительности. Вышеупомянутые методологические положения о роли общественно-исторической практики в процессе познания позволяют правильно понять специфичность соотношения субъекта и объекта в научном предвидении, а также категорий эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного, исторического и логического, возможности и действительности, случайности и необходимости и др.

Социальное прогнозирование охватывает все аспекты человеческой деятельности: науку и технику, производительные силы, производственные отношения, демографические процессы, здравоохранение, народное образование, жилищное строительство, литературу и искусство, политику, международные отношения, освоение земных недр, океана и космического пространства.

Прогнозирование в политике. Это относительно самостоятельная сфера социального прогнозирования. Это - специальное научное исследование перспектив развития политической жизни, процессов, событий и явлений.

Политическое прогнозирование - обязательное условие успешной политической деятельности. Оно предусматривает выработку политического прогноза, суждений о будущем в политическом процессе.

Значение политического прогнозирования заключается не только в том, что от него зависит эффективность политической деятельности, принятых решений, акций, но и в том, что по самой сути оно является берущей начало политической оценкой, которая основывается на осознании политических интересов определенных социальных групп.

Предсказуемость развития политических систем и процессов определяется тем, что будущая политическая действительность закономерно вытекает из прошлого и современного направления развития политических событий.

Политический прогноз выступает как часть комплексного социального прогноза и как таковой он является самым успешным и эффективным. Он осуществляется на основе экономического прогноза и в то же время на основе учета действия специфических законов функционирования и развития политической надстройки, которая является относительно самостоятельной и осуществляет обратное воздействие на экономические процессы, происходящие в обществе. В этом и заключается специфика политического прогнозирования.



Назад