Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные научно-теоретические основы политического прогнозирования


Синергетика и прогноз. Теория политического прогнозирования базируется на фундаментальных научных исследованиях. В конце 20 в. возник и получил признание новый концептуальный направление социального познания в обеспечении условий выживания общества. Речь идет о теории синергетики (авторы - бельгийский ученый российского происхождения, лауреат Нобелевской премии И. Пригожий, а также И. Стенгерс, Г. Ніколіс, H. Ханкс и др.). Назовем здесь некоторые из синергетических идей, которые заставляют переосмыслить традиционные представления о социально-политические процессы.

Во-первых, общество - это открытое, динамичное, самокерований организм с асимметричными структурами, через что связи между ними могут быть нестабильными, а функции каждой из них - неурегулированными.

Во-вторых, развитию общества присущи нелинейность, определенная скачкообразности, что, однако, не отрицает его стабильности; устойчивость вырастает из неусталеності как ее результат; неусталеність социальной среды активизирует роль в нем отдельного человека.

В-третьих, через невозможность навязать обществу пути его дальнейшего развития управления им приобретает формы самокерованості, способности поддерживать соответствующие параметры в желаемом диапазоне.

Что с синергетических идей можно использовать для прогнозирования политики? Прежде всего, сам подход к политике как последовательной смены стабильных состояний, стадий постоянства и неусталеності, случайности, даже в определенной степени хаоса.

Политика, по Мангеймом, есть сфера жизни общества, внутри которой происходит рационализация "жизненных инстинктов", сил, которые творят историю, подъем этих "инстинктов" до всеобщего интереса, удовлетворение которого способствует общему благу, сфера, где воля нации, размельченная в экономике и социальных отношениях на частные интересы, конституируется в всеобщую волю. Понимание способа такой рационализации как способа преодоления "недоразумений", которые возникают между силами, которые борются, обусловлено положением определенной силы в устоявшемся сплетении "творческих моментов" исторического процесса, в наличной форме его творения.

Синергетический подход к политике определяет и тактику, которая должна быть гибкой, отвечать не только конкретным условиям, но и их быстрым изменениям, предусматривать различные альтернативы и соответствующие методы.

Сложный характер политического развития актуализирует необходимость прогнозных разработок с целью выявить перспективные политические проблемы и оптимальные пути их решения в интересах оптимизации процессов управления и планирования политической деятельности.

Прогнозы в области политики имеют, как известно, специфический характер. Различают внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирования.

Внутриполитическое прогнозирования. Это специальные исследования, целью которых является выявлять перспективные тенденции, пути, сроки, этапы политического развития общества, совершенствовать политическую систему, политические отношения.

Различают два аспекта политического прогнозирования. Первый аспект связан с прогнозным оценкам конкретных политических явлений. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике осуществляется в процессе политической деятельности. Субъектом прогноза при этом чаще всего выступает государство или политическая партия в форме соответствующих органов. Второй аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Прогнозистом здесь выступает определенный научный коллектив, который специализируется на изучении политической системы страны.

Можно назвать такие объекты политического прогнозирования:

  • развитие политической системы, ее структуры, активности и взаимосвязи элементов;
  • развитие, специализация и расширение политико-управленческих функций в обществе, рост коллективных начал в принятии политических решений;
  • политический и правовой статус личности, ее ответственность перед обществом, механизм совершенствования социального контроля и дисциплины;
  • формы и методы деятельности политических партий и организаций;
  • развитие государства, изменение ее форм, функций и направлений деятельности;
  • изменение социальной структуры общества, политического сознания и политических установок и ориентаций различных групп населения;
  • функционирование и развитие общественной мысли. Внутриполитическое прогнозирования выполняет следующие функции:
  • выявление тенденций развития общества, определение и укрепление оптимальных форм политической организации и управления обществом;
  • выявление отживших, устаревших форм общественного развития, содействие формированию концепции социально-политического развития общества.

Внешнеполитическое прогнозирования (прогнозы в области между-народных отношений и внешней политики) имеет свои особенности. Международные отношения как сфера человеческого общения состоят из экономических, политических, правовых, дипломатических, социально-психологических, культурных, научно-технических, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями и организациями и даже между отдельными личностями, которые действуют на международной арене.

Основным субъектом международных отношений в современном мире является государство, которое благодаря этим отношениям реализует свою внешнеполитическую функцию.

Современная эпоха характеризуется качественно новым ростом роли международных отношений в жизни человечества. А это в свою очередь вызывает повышенное внимание со стороны ученых-специалистов и широкой мировой общественности. Сегодня неуклонно увеличивается число научных дисциплин в области теории международных отношений. Важной сферой прогнозирования стали вопросы внешней политики отдельных государств.

На основе общетеоретической методологии оценивается общее положение в мире, регионе или стране, изучаются тенденции и направления развития и факторы, которые определяют развитие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития и т.д. На этой основе возникает возможность создавать более-менее подробные многовариантные прогнозы.

Учитывая максимальную (по сравнению с другими объектами социального прогнозирования) неопределенность многих составляющих в международных делах, важно подчеркнуть, что в прогнозировании международных отношений и внешнеполитических явлений необходимо повышенное внимание к факторам, которые предопределяют внешнеполитическую стратегию (условия материальной жизни общества - природную среду и демографический фактор, способ производства и особенно производственные отношения, расстановку политических сил в стране и т.п.). На базе исследования этих факторов и особенно международных внешнеполитических действий прогнозирования должно выявить общие тенденции развития с построением шкалы вероятности наиболее возможных или желаемых отклонений от них. На этой базе можно выделить наиболее вероятные, наименее вероятны и оптимальные варианты перспективного развития. В зависимости от специфики задач прогнозы международных отношений могут включать в себя: нахождения долгосрочных общих тенденций внешнеполитической деятельности отдельных государств и групп государств; создание долгосрочных прогнозов (построения общей, недеталізованої картины возможного развития международных отношений примерно на десятилетие вперед); создание среднесрочных прогнозов (построение более детализированной вероятной картины развития международных событий с определением различных вариантов и ориентировочным подсчетам по ряду шкал на год или на несколько лет вперед); разработка краткосрочных прогнозов (более подробное рассмотрение по сравнению многих вариантов развития событий, определение максимально вероятных и оптимальных внешнеполитических решений на ближайшие дни, недели и месяцы в пределах текущего года).

Основы политического прогнозирования. Социально-политическое прогнозирование базируется на анализе информационного массива - совокупности данных, которые сведены к определенной системы научных фактов, и они характеризуют объект прогнозирования. В состав информационного массива входят самые разнообразные источники: периодическая пресса, политические обзоры и отчеты, статистические данные, отчеты о зарубежные командировки специалистов, данные анкетных опросов экспертов, радиопрограмм, политические заявления, ноты правительств, личные характеристики политических лидеров, оценки их мировоззренчески-политических убеждений, монографии, диссертации и т.д.

Политик, который стремится достичь успеха в политическом прогнозировании, должен учитывать такие факторы, как уровень достоверности информации, на которой его прогнозирование основывается; соотношение политических сил в обществе; экономические показатели в контексте поставленной цели; престиж и организованность политических сил, которые его поддерживают; настроения в обществе (динамику общественного мнения) и т.д. Он должен предвидеть возможные последствия своих политических действий: прогнозирование политической победы должно включать и предсказания изменений в обществе: не только выигрыша для себя, но и того, как это повлияет на интересы других участников политического процесса и какой будет их адекватная реакция. Прогнозирование последствий касается и возможного поражения: чтобы поражение в отдельных вопросах не стала поводом к потере доверия своих сторонников и активизации политических противников.

Методы и виды прогнозов. Современная западная политология широко применяет біхевіористичний метод анализа политических процессов, сущность которого связана с определением поведения отдельных групп или индивидов в политике.

Наблюдения за поведением человека в политике дает возможность получать эмпирическую информацию с помощью непосредственного изучения ее поведения, используя при этом анкетирование, интервью, анализ документов и др. Дополнительную информацию получают и с помощью статистических методов исследования политических процессов.

Анализ статистических материалов открывает перед прогнозистом новые возможности. Исследователь, который обладает соответствующей техникой анализа, "добывает" по информации, которую получил от, необходимые сведения, прослеживает закономерности, открывает тенденции.

Преимущество этого метода прогнозирования заключается в том, что он дает возможность абстрагироваться от ограничений времени и пространства.

Информацию о объективные и субъективные аспекты политической жизни общества нельзя получить только методами прямой статистики; здесь нужны конкретно-социологические, политологические, социально-психологические и другие исследования. Важным в прогнозировании является учет того социального, экономического, организационного, научно-технического фона, на котором развивается объект прогнозирования. Именно этот фон как совокупность внешних условий (факторов) ограничивает развитие объекта прогноза и в будущем активно взаимодействует с ним.

Следствием прогнозирования перспектив развития общественно-политических явлений и процессов являются поисковые, нормативные и другие прогнозы.

Поисковый прогноз - это прогноз, который, исходя из тенденций развития и современного состояния объекта прогнозирования, определяет будущее состояние этого объекта на заданный промежуток времени, при заданных начальных условиях. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, который наиболее вероятный состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Характерным примером прогнозов такого типа могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций на определенный период, разрабатываемых под эгидой ООН.

Нормативный прогноз - это достижение заранее заданных задач и целей общества. Целью такого прогноза является выявление оптимальных путей решения поставленных проблем, определение возможных организационно-технических мероприятий, ориентировочной стоимости программ. Нормативное прогнозирование возможно только при прогнозировании социально-экономических и политических процессов, поскольку процессы, что их изучают естественные науки, не поддаются социальному регулированию. В отличие от поискового прогноза нормативный прогноз строится в обратном направлении, то есть от заранее заданного состояния объекта прогнозирования в изучение современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечат достижение этого состояния. Нормативное прогнозирование является, таким образом, предыдущим этапом и необходимой предпосылкой научно обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.

Прогнозы разрабатываются с помощью определенных методов прогнозирования, которые представляют собой совокупность способов и процедур отбора и анализа эмпирической информации для составления прогноза.

Методология политического прогнозирования использует два вида закономерностей: закономерности функционирования политических систем и закономерности их развития. Первые характеризуют сами процессы жизнедеятельности политических институтов общества, а вторые определяют направления изменений различных явлений и форм политической организации общества.

Прогнозирование в области внутренней политики опирается, прежде всего, на выявление и комплексный анализ социально-экономических факторов, которые прямо или косвенно влияют на политику, систему конкретного общества. По результатам анализа этих базовых переменных должен быть сформулирован вывод о тенденции развития внутренней политики в данный исторический период. Анализ тенденций является основой для формирования прогностических выводов и связанных с ними научных рекомендаций для повышения эффективности управления.

В политическом прогнозировании используется весь арсенал методов разработки прогнозов. В частности, значительный эффект здесь дают системный подход, кибернетическое, математическое и имитационное моделирование, научный инструментарий теории игр, систематические опроса экспертов и другие методы. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает более 200 научных методов, специальных методик и логических и технических средств познания будущего. Однако в практике используется не более чем 15-20 методов прогнозирования. Все их достаточно условно можно разделить на 5 групп:

  1. Экстраполяция.
  2. Экспертные оценки.
  3. Моделирования.
  4. Сценарии будущего.
  5. Историческая аналогия.

Каждый из этих методов прогнозирования будущего имеет свои преимущества и недостатки.

Метод экстраполяции. Метод экстраполяции тенденций базируется на предположении о непрерывности развития большинства процессов реальной политической жизни. Если для некой системы - технической, биологической или социальной - в прошлом был характерным развитие (рост или спад) с определенной постоянной скоростью или с определенным ускорением, то есть основания считать, что скорость или ускорение останутся неизменными и на определенный промежуток времени в будущем. Таким образом, можно графически и аналитически продолжить кривые роста (спада) и вычислить количественные характеристики будущего состояния объекта прогнозирования. Однако надо быть очень осторожным в выборе временных интервалов для прогнозирования. Необоснованное продовжування на будущее тенденций прошлого часто приводит к абсурду.

Экспертные оценки. Экспертные оценки - научный метод анализа и исследования сложных социально-политических проблем, которые не формализуемы на основе интуитивно-логического подхода. Суть метода заключается в том, что эксперты (ведущие специалисты в различных отраслях науки и техники) проводят анализ проблем по следующим формализованным обработкой результатов. Обобщенное мнение экспертов принимается как вероятнее всего решения проблемы.

Самым сложным является процесс отбора экспертов. В последние годы разработано немало методов поиска их - как объективных (по количеству научных трудов, по стажу работы, рекомендациями сотрудников, результатами специальных тестов), так и субъективных (тайное голосование за каждую кандидатуру в экспертную группу, взаимная оценка будущих экспертов с помощью специальных шкал и т.п.).

Организация работы экспертов - также довольно сложный вопрос. Традиционные дискуссии, непосредственный обмен мнениями имеют много недостатков: давление авторитетов, субъективность экспертов, нежелание некоторых из них публично отказываться от своего мнения и т.д. Поэтому в последнее время приобрел популярность так называемый метод Дельфи - по имени знаменитого оракула Древней Греции. При этом экспертный опрос проводится анонимно, в несколько туров, с промежуточным ознакомлением экспертов по результатам каждого тура. Связь между экспертами осуществляется посредством почты или они непосредственно подключаются к компьютеру, и уже упоминавшиеся психологические факторы не могут повлиять на конечные результаты. Такие известные способы прогнозирования, как метод мозговых атак, попыток и ошибок, сценария событий и другие, являются разновидностью метода экспертных оценок.

"Мозговой центр" - название формально организованной совета экспертов и специалистов из различных областей политики, экономики и других сфер современного знания при высшем руководстве страны или при главе государства (президенту), а также неформалізованого окружение из советников, аналитиков и интеллектуалов, знаниями и опытом которых пользуется руководитель страны или отдельного ведомства. Понятие "мозговой центр" начали употреблять в послевоенные годы ("мозговой центр" Кеннеди), когда роль науки в политике резко возросла. Эти центры могут объединять много специалистов - несколько сотен и даже тысяч. Они функционируют преимущественно на непостоянной основе и формируются в зависимости от потребностей момента и от личных качеств руководителя и от его способности ценить научное знание.

Экспертные оценки политических, военно-политических, стратегических и других ситуаций способствуют значительному повышению профессионализма политики.

Парламентские партии Мероприятия произвели интегральный показатель эффективности своей политической деятельности (электоральное поведение масс), который достаточно надежно определяется методами конкретных социологических исследований.

Есть еще один специфический метод экспертных оценок - опроса общественного мнения, который приобретает все большее распространение как у нас, так и за рубежом.

Анкетный опрос населения было начато в 30-е годы 20 в., когда Джордж Гэллап провел предвыборный зондаж политической ситуации. Сегодня этот метод широко используется в практике политического прогнозирования.

Целью анкетных предвыборных исследований является определить на базе выборочного статистического анализа мнения избирателей. Это имеет как практическое значение (корректировка предвыборной кампании согласно полученного прогноза относительно возможных результатов голосования), так и научное значение (анализ факторов, которые влияют на решение избирателей, изучение зависимости между социологическими характеристиками избирателей - возраст, уровень образования, пол, профессия, уровень прибыли - и их декларируемой поведением на выборах). Анкетные исследования и опросы имеют и существенные ограничения. Во-первых, они субъективны, поскольку предусматривают интерпретацию формальных данных. Во-вторых, они создают искусственную ситуацию, близкую к эксперимента, хотя целью анкетных исследований является установление истины в природных условиях.

Наиболее перспективным методом научного прогнозирования в социально-политической сфере является метод моделирования, то есть имитации структуры, процесса прогнозирования и развития политической системы в различных структурных и функциональных моделях и расчет возможных тенденций их движения.

Метод моделирования. Метод моделирования построено на изучении не собственно объектов познания, а их моделей. Результаты исследования переносятся из моделей на объект.

Будь-яка модель характеризует действительный объект, процесс или явление лишь приблизительно; степень этого приближения зависит от вида используемой модели, от методики и технических средств моделирования.

По своей форме модели социально-политических систем могут выступать как словесное описание сроками гуманитарных наук или как графики, диаграммы, математические и кибернетические системы.

Модели социально-политических систем можно разделить на следующие основные типы:

а) статистические модели, которые отражают состояние социально-политических систем в определенный момент;

б) простые динамические модели, которые отражают не только структуру, но и процесс функционирования этих систем;

в) сложные динамические модели, которые отражают не только структуру и процесс функционирования, но и процесс развития социально-политических систем, то есть процесс качественного изменения их структур.

Итак, в модели может быть отражена объективная структура политической системы, а также закономерности ее функционирования и развития.

При разработке прогностической модели начальным этапом является выбор найпосутніших факторов, которые определяют контур, состояние той или иной политической системы, так сказать, политическое лицо общества. Ведь понять смысл и тем более перспективы развития политических отношений можно только на основе познания общих закономерностей их изменения и развития.

Моделировать можно развитие не только определенных сфер общества или рода деятельности, но и всего мирового сообщества. Первую глобальную модель мирового развития предложил Дж. Форестер (США, 1971 г.). Она основывается на экстраполяции пяти факторов: рост народонаселения, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов, добычи природных ресурсов.

Модели делятся на материальные (макеты, муляжи, панорамы и т.п.) и идеальные, мнимые. В политологии, социологии и других общественных науках используют идеальные модели, которые в свою очередь делятся на знаковые и модели-образы.

Знаковые модели называют математическими, создание их требует применения электронной вычислительной техники. В последнее время начали создавать собственные модели специально для прогнозирования общества и его структур, в том числе и политических. Это, например, модель социальной мобильности (С. Прайс), модель мягких систем (П. Чекленд), модель гонки вооружений (Дж. Ричардсон), модель "длинных волн" (М.Д. Кондратьев, С.Ю. Маслов), модель "восемь колес" (В.Б. Тихомиров) и др.

Модели-образы становятся все весомее в выработке политических прогнозов.

Широко известные модели глобального развития, созданные под эгидой Римского клуба. Эти модели касаются таких тем, как поиск стратегии выживания современного человечества, аксеологический анализ форм политического управления и систем экономик, поиски альтернативных путей развития цивилизации.

Наглядной иллюстрацией политологического моделирования является модели функционирования политических систем (Г. Спиро, Г. Олмонд, Т. Парсонс).

Имитационное, компьютерное моделирование. В последнее время широко используют, имитационное компьютерное моделирование. Это - экспериментальный метод исследования и прогнозирования динамики сложных систем с помощью ЭВМ. Его можно определить как процесс конструирования модели реальной системы с последующим исследованием и проведением экспериментов на этой модели. Благодаря изучению поведения в различных условиях и при различных значениях входных параметров появляется возможность прогнозировать поведение реальной системы, предсказать результаты различных управляемых действий или изменений. Иначе говоря, эксперимент с самой системой или объектом моделирования заменяется на эксперимент с модельным описанием его. Это особенно важно в случае исследования сложных социально-экономических и политических процессов на региональном и глобальном уровнях, когда прямой эксперимент принципиально невозможен или может привести к непредсказуемым результатам.

Игровое моделирование. Эксперимент в политическом прогнозировании практикуется в специфической форме игрового моделирования, когда исследуемый процесс или явление воспроизводятся в определенных параметрах, которые интересуют политолога-прогнозиста, путем создания ситуации игры. Имитируя развитие того или иного политического явления (конфликта, переговоров, заседание парламента и т.д.), исследователь имеет возможность предсказать развитие реального процесса или раскрыть его внутренние механизмы.

Вне конкретной политической моделью нецелесообразным является постановка вопроса: определяет социальный статус сегодняшнего дня день завтрашний?

Если, например, мы моделируем настоящее политико-экономическое положение в Украине как определенную фазу процесса роздержавлювання экономики, то и выбор возможных вариантов завтрашнего дня следует брать из арсенала аналогичных событий, которые уже произошли; а если мы оцениваем текущее положение как модификацию социализма, то поле вариантов "развития" - в прошлом.

Образы и сценарии будущего. Кроме имитационных моделей, которые сегодня являются одним из самых распространенных методов изучения и прогнозирования глобальных процессов, широкое применение получили исторические модели - образы и сценарии будущего. Исторический подход заключается в выявлении объективных закономерностей и тенденций развития системы и опирается на принципы детерминизма будущего, на то, что необходимость всегда пробивает себе путь сквозь случайности. Сценарий можно рассматривать как историко-системную модель, ориентированную на процесс развития. Впервые сценарий как метод проявления закономерностей и механизмов развития сложных биосоциальных систем ввели Г. Канн и А. Вейнер в книге "2000-й год". Он определялся как гипотетическая последовательность событий, построенная с целью сосредоточить внимание на связи причин и последствий процессов, которые изучаются.

Сценарии представляют собой дескриптивное воспроизведения гипотетической картины будущего мира в целом или различных сфер социально-политической жизни определенной страны. Подготовка сценария включает описание логической последовательности событий и процессов с целью определить альтернативы развития, перспективы и возможные варианты изменения больших и сложных социально-политических систем, например, отдельных стран, групп стран, системы международных отношений в целом. Итак, сценарий сосредоточивает внимание на причинно-следственных связях, которые прогнозист считает наиболее важными, и на пунктах, которые требуют принятия решений.

Разработка сценариев для сферы политического прогнозирования позволяет создать своеобразный спектр возможных политических, в том числе конфликтных ситуаций, как основы для своевременного реагирования в форме подготовки и планирования альтернативных решений.

Такие ситуационные описательные модели внутриполитической и международной обстановки дают смог}' не только осознать характер вариантов ее дальнейшего развития, но и оценить роль и значение различных факторов, которые предопределяют причины возникновения и направления развития политических событий.

Разрабатывая сценарий, можно ставить различные цели, в частности, оценить политическую обстановку, определить возможные варианты и направления ее развития, некоторые возможные случайности и последствия принятия политических решений в различных политических ситуациях. Сценарий, таким образом, призван помочь найти ответы на то, как может развиваться политическая обстановка и какими возможностями надо воспользоваться на разных этапах ее развития, чтобы ускорить наступление одних и отвлечь наступления иных событий.

Сценарии выясняют: 1) каким путем шаг за шагом можно реализовать определенную теоретическую ситуацию; 2) какие есть варианты на каждом этапе для каждого участника событий с тем, чтобы отвлечь определенное развитие событий, облегчить или избежать его.

Сценарий, таким образом, представляет собой многовариантный прогноз, который сочетает системный и исторический подходы к изучению сложных систем; в большинстве случаев носит описательный характер и широко используется в построении комплексных прогнозов.

Стараясь предугадать развитие политических процессов, политические деятели и в прошлом, и сегодня постоянно используют метод аналогии, т.е. сопоставление прогнозируемого процесса с чем-нибудь похожим на те политические процессы, которые уже происходили в прошлом.

Метод исторической аналогии. Аналогия предполагает сравнение в мыслях двух или более политических явлений, процессов с целью изучить существенные черты одного из них на примерах других. Сегодня, например, ученые, анализируя события в Российской Федерации, нередко обращаются к опыту бывшей Югославии. В практике политической деятельности этот метод является достаточно эффективным в тех случаях, когда прогноз строится на основе познания законов функционирования социально-политических систем в обычных для них условиях.

Необходимо отметить, что ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокой надежности прогноза. Поэтому на практике обычно обращаются к комбинированных, комплексных методов. Такой подход дает возможность устранить недостатки отдельных методов и гарантировать большую точность и надежность прогнозов. Типовая методика построения комплексного прогноза состоит из таких стандартных операций: предварительная ориентация; разработка выходного (базового) прогноза; разработку поискового прогноза; разработка нормативного прогноза; контрольная проверка точности и надежности прогноза; формулирование рекомендаций для оптимального планирования, проектирования и управления.

В политическом прогнозировании (как и в любом научном познании) большую роль играет интуиция, под которой понимается способность угадывать целое до того, как будут получены все части этого целого; способность охватывать в воображении найтиповіше, что является существенным еще до получения результатов исследования его.

При разработке политического прогноза и связанного с ним планирования политической деятельности государства, партии и социальной группы большое значение имеет непрерывное корректировки ранее разработанных прогнозов, постоянное внесение в них изменений и дополнений согласно развития и изменения объективной политической ситуации, отбрасывание старых, неоправданных вариантов и выявление новых тенденций развития.

Основные стадии политического прогноза. Процесс разработки политического прогноза можно разделить на следующие основные стадии:

  1. Структурный анализ соответствующей политической системы.
  2. Выбор основных факторов и элементов данной системы, а также определение их роли и значимости в количественном смысле.
  3. На основе исследования статистических данных, характеризующих действие этих факторов в разные периоды в прошлом и сегодня, выявление основных тенденций ("траекторий") развития исследуемых политических процессов.
  4. Экстраполяция этих тенденций на будущее.
  5. Синтез этих будущих "траекторий" в их взаимодействия в рамках данной модели политической системы.
  6. Интеграция прогнозов основных направлений процессов в различных сферах общественных отношений - экономических, политических, правовых, идеологических и др.
  7. Разработка на этой основе комплексного прогноза развития различных уровней, а также отдельных прогнозов, которые характеризуют развитие отдельных частей этих систем и процессов.
  8. Непрерывное корректировки политического прогноза в связи с появлением и действием новых, не учтенных ранее факторов на всех уровнях политических систем.

Политическое прогнозирование, наряду с планированием, программированием и проектированием является формой конкретизации научного предвидения; оно не допускает директивного решения проблем современного и будущего. Прогностический подход ставит задачу: выявить возможные или желаемые варианты развития объекта для последующей оптимизации планов, программ и проектов. Современное прогнозирования осуществляет построение поля, шкалы и спектра возможностей и вводит распределение на нем функций вероятности в случае поискового (разведывательного) прогноза или оценочной функции в случае нормативного прогноза. Прогноз (высказывания о будущем развитии объекта, процесса или явления в определенный промежуток времени) дает возможность выявить все возможные варианты развития и решения различных проблем будущего, его взаимоисключающие варианты, стихийные и сознательные процессы, определить их временные и пространственные параметры.

Политическое прогнозирование выполняет определенные функции, в частности, социально-гносеологическую, функцию развития, эвристическую, интегративную, предупреждающую, інтенсифікативну, нормативную, коммуникативную

и ориентировочную. Важнейшей функцией политического прогнозирования является то, что оно дает понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на длительное время, правильно ориентироваться в международных событиях и тем самым служит для выработки обоснованной стратегии и тактики.

Сегодня в Украине есть несколько исследовательских групп, секторов и отделов различных учреждений, которые занимаются разработкой экономических, политических и других прогнозов. Это - Институт международных отношений Киевского университета им. Тараса Шевченко, Институт социологии НАН Украины, Национальный институт стратегических исследований и др.

Одной из проблем, решение которой позволило бы повысить надежность и обоснованность политических прогнозов, а следовательно, и научный уровень управления политическими процессами, является разработка принципов верификации прогнозов (их истинности, обоснованности и надежности).



Назад