Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Международные отношения и международная политика


Международные отношения: сущность и определение. Анализ политики - этого сложного и многогранного явления, нельзя считать полным без освещения его на международном уровне.

Но прежде чем повести речь о сущность такой политики, надо определиться с вопросом о сущности самих международных отношений. Международные отношения - это системная совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных и гуманитарных связей и взаимоотношений между субъектами мирового сообщества. Такими субъектами являются народы, государства, общественные и политические силы, движения и организации. Международные отношения - это совокупность интеграционных связей, которые формируют человеческое сообщество. И это является ведущей тенденцией современных международных отношений.

С такой дефиниции международных отношений следует вывод, что именно они представляют собой ту среду, где реализуются принципы международной политики. Как утверждает известный французский социолог Г. Арон, "международные отношения - это отношения между политическими единицами, содержание которых составляют отношения между государствами - собственно международные отношения".

Однако сегодня уже невозможно не замечать объективной тенденции расширения круга участников международных отношений. Поэтому, если Г. Арон сводит их только в межгосударственных, то американский социолог Д. Капоразо считает главными действующими лицами в международном жизни социально-экономические группы и политические силы, а его соотечественник Дж. Розенау такими считает конкретную личность индивида.

Но и такие подходы не исчерпывают всей сущности международных отношений, ведь они оставляют многих субъектов в стороне международной жизни.

Особенностью современных международных отношений является их переходность, текучесть, что отражаются в тенденции становления нового мирового сообщества на основе взаимных отношений сотрудничества и в то же время в совершенствовании средств насилия. Эти процессы иногда уравновешивают, а иногда пересиливают друг друга - в зависимости от того, совпадают или не совпадают интересы различных государств. То есть наряду с процессами интеграционного порядка, усиление взаимосвязи в области международных отношений продолжает господствовать "плюрализм суверенитетов", когда каждый участник международных отношений должен учитывать в своем поведении непредсказуемость некоторых участников. Поэтому общее направление развития всей системы международных отношений в условиях целостного, взаимозависимого мира базируется на необходимости учитывать всю совокупность интересов стран и народов при выработке линии поведения.

Предопределенность ведущей роли политики в международных отношениях. Во-первых, политические отношения включают в себя мощные рычаги управления как собственно политическими и неполитическими международными процессами.

К ним относится деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных объединений, союзов и группировок.

Во-вторых, международные политические отношения теснейшим образом связаны с международными экономическими отношениями. Убедительным примером этого могут служить международные политические и экономические отношения периода "холодной войны", когда по политическим мотивам над созданием средств разрушения, а не созидания, работало более половины ученых и интеллигенции технического профиля планеты.

В-третьих, международные политические отношения имеют четко выраженную тенденцию к глобализации, а это требует совершенно другого механизма для урегулирования их.

По-четвертых, международные политические отношения существенно влияют на формирование международного и мирового порядка в целом. Речь идет об обеспечении нормального функционирования государств и других международных институтов.

Весь мир разграничен сегодня на зоны политического влияния различных государств, блоков и группировок, в сложном процессе взаимодействия которых и формируется мировой политический процесс, лицо современного мира. Вообще центры социально-политического и экономического напряжения привлекают внимание всех народов, а потому следует учитывать, что политические события в любой, даже крошечной по размерам, государству могут привести к столкновению мощнейших политических сил планеты.

Основные аспекты теории международных отношений. Существует множество определений понятия "международные отношения". Не углубляясь в толковании его, удовлетворимся на этом этапе наиболее распространенным определением международных отношений - как системы связей и взаимоотношений между государствами, нациями, международными и общественными организациями и другими субъектами международной жизни. Достаточно глубоко и аргументированно этот феномен проанализировал 3. П'єтрась.

Рассматривая теорию международных отношений, надо иметь в виду четыре аспекта: эпистемологический, онтологический, аксиологический и прогностический.

Эпистемологический аспект рассматривает основы теории познания международных отношений, категории науки и функции. Например, "база международных отношений", "тоталитарное господство", "формула сил", "групповая безопасность", "интеграция континентальная" и др.

Среди функций теории международных отношений выделяют пять основных:

1. Описательная, что отвечает на вопрос: как было или как сегодня? Описывает международную действительность, но не объясняет этой действительности.

2. Експланасійна отвечает на вопрос: почему имели место определенные факты, процессы, международные явления? Ответ требует выяснения сущности объекта, что изучается. Это основная, доминирующая функция теории международных отношений.

3. Прогностическая функция отвечает на вопрос: как будет в будущем? Результатом ответы есть гипотеза, детерминированной системой ценностей и целей действующих субъектов.

4. Инструментальная функция, иногда ее называют радницько-експертизною, она отвечает на вопрос: как нужно делать, чтобы достичь желаемых результатов?

5. Идеологическая функция определяется как часто популяризаторская, или воспитательная. Она отвечает на вопрос: для чего нужно действовать; чему мы стремимся, какую систему политических ценностей распространяем? Результат - идеологические, пропагандистские установки. Соответствующее сочетание этих функций позволяет определить функциональную модель международных отношений.

Онтологический аспект рассматривает участников (субъектов) международных отношений, воздействий деятельности. Такими являются, прежде всего, государства, международные общности, тысячи негосударственных международных организаций, партий, движений и транснациональных компаний.

Современные участники международных отношений используют четыре формы международных отношений: специальные дипломатические миссии, постоянные дипломатические представительства, международные конференции и международные организации. Основным содержанием различных форм международных отношений является то, что они служат для проведения переговоров. Именно переговоры и заключения различных соглашений и является сущностью дипломатической деятельности. Модель переговоров сформулировал Т. Шеллинг. Схематически сущность модели такова: достижения результата всегда является следствием взаимных уступок сторон, ведущих переговоры. Соглашение может быть заключено только тогда, когда каждая из сторон не стремится к односторонней капитуляции другой стороны. Конечно, предметом дипломатии является стремление сторон, чтобы желаемую соглашение было заключено поближе к собственной позиции каждой из сторон. Что дальше от исходных позиций, то острее идет борьба, тогда выход один: или прекращение переговоров, либо компромисс в срединном пункте.

Понятно, что ведение переговоров значительно сложнее от приведенной модели. Желаемый результат зависит не только от объективных факторов, но и, в не меньшей степени, от таких неизмеримых явлений, как страх, надежда, свобода, отчаяние и выдержка, актерство, создание мифов и фикций. Понятно, что больший шанс на успех в переговорах должен та сторона, у которой более сильная экономика, более стабильное политическое положение.

Аксиологический аспект рассматривает международные отношения как проявление международных интересов, ценностей, норм и сознания. Различают следующие виды международных интересов:

1) мировой системы международных отношений;

2) главных международных систем;

3) региональные;

4) национальных государств;

5) других участников международных отношений.

В западной литературе проблема интереса, особенно национального, занимает господствующие позиции. При этом понятие "интерес" обозначается через понятие "power" - сила, власть (Г. Моргентау). Основные положения этой теории заключаются в том, что государства стремятся реализовать свои интересы, что интерес каждого государства заключается в расширении сфер своих международных влияний, ЕІО государство использует силу с целью реализовать свои интересы. Понятно, что с постепенной нормализацией международных отношений эта теория должна терять свое значение.

Целью прогностического аспекта в изучении международных отношений является предсказание основных тенденций развития, выяснения результата его эволюции, анализ детерминант, формулировка гипотез, построение аналогий, определение возможностей появления случайных событий и явлений, и, наконец, создание модели возможного развития событий. В международных отношениях различают стратегические, тактические и операционные прогнозы, причем считают, что риск ошибок при стратегическом планировании составляет 20-30%, при тактическом - 10-20%. Различают несколько методов прогнозирования: интуиция, экстраполяция и компьютерное (компуторне) моделирования.

Соотношение международного и внешней политики. "Международная политика" и "внешняя политика" не являются синонимами. Внешняя, или зарубежная, политика - это деятельность определенного государства за пределами своих национальных границ. Она выступает в роли всеобщего интегратора государственных интересов и является логическим продолжением внутренней политики данного государства. Одновременно сама зарубежная политика во многих случаях определяет внутреннюю политику. На международной арене выступают различные политические, экономические и культурные организации, которые имеют целью свои собственные интересы, навязывают свои контакты и отношения с различными зарубежными партнерами. Кроме этого, хозяйственные круга государства ведут активную экономическую деятельность за рубежом, развивается туризм (как через государственные организации, так и частный) и т.д. В связи с этим становится понятным, что кроме внешней политики на уровне государства существуют и другие, то есть целая система экономических и культурных связей, которые зачастую дополняют зарубежную политику, но порой даже противоречат отдельным ее декларируемым целям. Эту многогранную деятельность, разнообразные отношения на различных уровнях нормирует международное право. Все вместе взятое можно рассматривать как международную практику, в которую включаются зарубежная политика и различные групповые, ведомственные и другие связи.

Следовательно, международная политика знаменует собой расширение круга участников, субъектов международных отношений, когда наряду с государствами все более активную роль в них играют межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения. Понятно, что в современных условиях внешняя политика превращается в международную политику, до основанья которой принадлежит отнести не только отношения между индивидами или государствами, но и любой вид деятельности или взаимодействия для реализации групповых или государственных интересов.

Диалектика внутренней и внешней политики. Проблема зависимости и подчинения внешней и внутренней политики имеет принципиальное значение, поскольку позволяет выявить характер их взаимосвязи, уровень зависимости или независимости одной от другой, выяснить вопрос о том, какая группа рассматриваемых отношений является первичной, а какая - вторичной, производной. Главные научные направления, течения в сфере теории международной политики и внешних отношений формируются в зависимости от решения этой проблемы. В прямой зависимости от нее трактуются другие проблемы теории: вопрос о природе и предмет международных отношений, их закономерности и типологию, об формы заграничной политики,

проблемы войны и мира, вопросы безопасности. Здесь следует учитывать три подхода. Первый заключается в том, что за основу берется внешняя политика как определяющая. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович утверждал, что внутреннее развитие государства определяется развитием ее внешних сил: на долю первого приходится служебная роль по отношению к последнему; внутренняя история является простым приложением внешней, предопределяется ней.

Другая точка зрения связана с выводом внешней политики с внутренней и базируется на представлении о том, что международные отношения является простым продолжением внутрішньосуспільних, детерминированных экономическим базисом и интересами правящих кругов. Такая позиция характерна для ортодоксального марксизма и доминировала в нашей литературе до недавнего времени. Безусловно, в этой трактовке есть определенный смысл, ведь цели внешней политики действительно всегда следовали по внутренней политики государства, а не с ее акций на мировой арене. Но такая трактовка ощутимо упрощает, сужает взаимосвязь между внешней и внутренней политикой государства. Внутренняя политика может доминировать над внешней, но при этом не следует недооценивать активности внешней политики, ее обратного влияния. Достаточно вспомнить внутреннюю политику государств бывшего "социалистического содружества", которая почти целиком определялась их внешней ориентацией на "большого брата" - Советский Союз.

Поэтому наиболее приемлемым можно считать третий вариант трактовки взаимосвязи между внутренней и внешней политикой. Он базируется на признании их равноправия, объясняется именно тем, что в основе обоих лежат единые законы социального бытия. Теоретической базой этого трактовка стала концепция взаимозависимости, по которой важнейшие проблемы внутрішньосуспільних отношений приобретают как внутренних, так и внешних измерений. То есть речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействие внешних и внутренних факторов развития государства, их влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики диктуется конкретными историческими обстоятельствами. Согласно этому приоритет может быть то по одной, то по другой группой факторов. Именно такой точки зрения придерживается американский политолог Г. Моргентау: "Суть международной политики идентична внутренней политике. И внутренняя, и внешняя политика является стремлением к силы, а потому они тождественны".

Специфика зарубежной политики. Условия зарубежной (внешней) деятельности государства отличаются от внутренних условий. Это объясняется прежде всего тем, что зарубежная деятельность суверенных государств не подчиняется некой международной власти. Поэтому главным в зарубежной политике является деятельность относительно согласования действий и сотрудничества с партнерами и потенциальными противниками. Существует определенная специфика в самой зарубежной деятельности.

1. Определение и реализация цели иностранных отношений, руководствуясь конкретной политической ситуацией. В своей деятельности государство вынуждено учитывать деятельность и цели других суверенных государств.

2. Успех внешней политики данного государства зависит не только от самого государства, но и от уровня согласованности или конфликта интересов господствующих групп данного государства с интересами и стремлениями господствующих групп государства-партнера. В зависимости от уровня согласованности этих интересов зарубежная политика будет более или менее успешной.

3. Зарубежная политика имеет собственные органы и институты, задачей которых является анализировать объективные и субъективные факторы зарубежной политики других государств, вырабатывать рекомендации для практической деятельности правительства государства, реализовать властные распоряжения правительства, собирать и анализировать данные об политические процессы в государствах-партнерах. Данная специфика обеспечивает определенную автономность субъектам зарубежной политики.

В последнее время тенденция к распространению влияния внешней политики на внутреннюю становится более ощутимой, это является следствием относительной самостоятельности внешней политики. Эта самостоятельность проявляется как в том, что она лишь в конечном итоге вытекает из внутренней политике, с уровня экономического, научно-технического и оборонного потенциала, политического и морального состояния общества, так и в том, что она зависит от непосредственного влияния не только внутренней политики определенной страны, но и внешней политики других государств и опосредованного влияния их внутренней политики.

Механизм реализации зарубежной политики. В реализации внешней политики любого государства важную роль играют формы, функции и средства. Существует четыре формы заграничной политики.

1. Пассивная. Характерная для слаборазвитых государств, которые служат объектом зарубежной политики других государств. Политически это означает отказ от части своего суверенитета и приспособления внутренней политики этих государств к давлению международного среды.

2. Активная. Характеризуется поиском равновесия между внешней и внутренней политикой.

3. Консервативная. Характеризуется значительной политической активностью по защите достигнутого ранее баланса между внутренней и внешней политикой.

4. Агрессивная. Характеризуется формированием экспансионистских целей, принуждения к изменению внешней и внутренней политики других государств.

Зарубежная политика выполняет три основные функции.

1. Охранная. Связана с охраной прав и интересов государства и ее граждан за рубежом и заключается в мероприятиях по предотвращению различных угроз, возможных конфликтов, в предотвращении сепаратистским тенденциям, нарушением национального престижа. С этой целью государство использует такие специфические органы, как разведка и контрразведка.

2. Репрезентативно-інформаційна. ее миссия заключается в представлении государства на международной арене с помощью дипломатической службы и в наиболее полном ознакомлении с государствами-партнерами и противниками с целью уменьшить ошибки и избежать неправильных подходов в собственного субъекта зарубежной политики.

3. Организационно-переговорная. Призвана оживлять инициативу и организовывать и использовать контакты и отношения государства с целью воплотить в жизнь политические концепции, доктрины и программы своего правительства.

С целью реализации внешней политики государства используют четыре вида средств.

1. Информационно-пропагандистские (идеологические). Для формирования определенного внешнего имиджа данного государства, ее международного престижа тратятся определенные средства на представительство, рекламу, улучшение качества информационных материалов.

2. Политические. Это, прежде всего, дипломатические отношения на разных уровнях - от консульских до встреч в верхах.

3. Экономические. Они заключаются в использовании экономического потенциала государства для влияния на экономику и политику других стран (лицензии, квоты, торговля и т.п.).

4. Военные средства используют для демонстрации силы, публичной демонстрации новых видов оружия, стратегического сосредоточения войск на угрожающих направлениях, в различных миротворческих мероприятиях под эгидой ООН.

Специфика принятия решений в зарубежной политике заключается в том, что Министерству иностранных дел приходится учитывать как собственные национальные государственные интересы, так и национальные государственные интересы других стран, нормы международного права и конкретную политическую ситуацию.



Назад