Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1.1. Религия как социально-исторический феномен


С высоты исторического опыта, полученного цивилизованным человечеством на начало XXI века, можно уверенно утверждать, что религия наконец предстала в качестве органического компонента общественной истории, человеческого осознания мира и самоосознания. С XVIII века, когда начались серьезные исследования религии, она, особенно на фоне быстро прогрессирующей науки и рационального мышления, часто подавалась как характерная черта неразвитой, примитивного сознания, как своего рода предрассудки, фантастическое искажение реального положения дел. В русле такого ее понимание возникло убеждение, что вместе с прогрессивным развитием знания и науки религия рано или поздно будет устранена из истории, уступив место правильном, хорошо разработало и разумно организованном знанию о человеке и мире. Однако впоследствии выяснилось, что попытки подавать религию как результат фантастического воспроизведения действительности человеком, как оскорбления человеческого воображения, что навеянные страхом перед непонятными природными и социальными явлениями, не учитывали всей ее сложности. Так же оказались неоправданными попытки представлять религиозную человека подавленной, человеком с рабским сознанием, пассивную и наполненная страхами ожидания мести или наказания со стороны богов. Ведь вряд ли кто сможет подать именно такими людьми создателей Венеры Милосской, Парфенона, Софии Киевской и др. Так же вряд ли кто осмелится утверждать, что христианские месіонери, которые йщли в дикие земли, неся нецивилизованным народам медицинскую помощь, приобщая их к культуре и письменности, были покорными, запуганными, рабами в душе.

С другой стороны, было бы неоправданным очерчивать религии, религиозных людей и религиозные организации исключительно в положительных тонах. Современной молодежи, наверное, хорошо известны те публичные скандалы, которые вспыхнули по поводу обвинения целой группы американских католический священников в сексуальных домогательствах, направленных до детей, посещавших их приходы. Так же и в общественной истории можно найти примеры религиозного фанатизма, невежества, антигуманизма, попыток превратить человека в бессловесное, безропотное существо. К негативных проявлений религии можно отнести также и то, что она, объединяя людей, в то же время их разъединяет, разводит и даже противопоставляет различные религиозные объединения друг другу. Такие противостояния групп верующих иногда достигают остроты силовых конфликтов, вражды, насилия.

Довольно часто в обсуждениях проблем религии люди формулируют неприятные для ее сторонников вопрос: почему религиозные люди все равно часто акцентировано на вопросах материальных, социальных, финансовых? Почему они нарушают не просто моральные нормы, но божественные заповеди? Почему религия не только объединяет людей, но и конфликтно противопоставляет их друг другу? Почему, наконец, существует много религий? При обсуждении и осмыслении таких вопросов мы обращаемся к тому, как проявляет себя религия в общественной истории. Мы знаем, что во многих религиях считается, что религия, как предоставлена людям богом истина, стоит над историей, что историческая неизменность их ведущих положений свидетельствует об их истинности и непоколебимую силу, о том, что они являются высшими за любую человеческую мысль. Но многочисленные исследования, в том числе - изучение современных этносов, находящихся на архаичной стадии развития, свидетельствуют, что в ходе истории происходят определенные изменения и в наборе ведущих утверждений определенных религий, и в их толковании, и в религиозных ритуалах и обрядах. Например, так называемый христианский “Символ веры” был сформулирован и принят лишь на Никейском христианском соборе в 325 году, то есть почти через 300 лет после смерти Христа.

При попытках понять явление религии прежде всего бросается в глаза то, что она существует в обществе, выполняя определенные соборные (собирает, объединяет людей) функции. Человек не выживает и не может выжить и жизненно утвердиться вич-на-один с естественным миром. Общество производит целый ряд таких потребностей, которые уходят далеко за пределы индивидуальных интересов и чисто биологического приспособления к условиям выживания. Социализированная человек входит в особый тип отношений с себе подобными: на место ее природного индивидуализма и эгоизма приходит осознание (а то и интуитивное ощущение) человеческого единства. Религия является одной из форм интеграции людей на основе их общего приобщение к определенным образом воображенной фундаментальных основ бытия. Социально-историческую обусловленность имеют не только конкретные составляющие религии, но и ее реальные виды и типы. Разные религии возникали в разные времена, в разных регионах земного шара и за различных социальных обстоятельств. К тому же здесь давались о себе знать не только исторические, но и психологические факторы, даже индивидуальные различия религиозного опыта. Так, западно-европейская культура в целом является демонстративным, обращенной наружу. Христианство в западной Европе приобрело многих форм и проявлений, а богословие (теология) - чрезвычайной разветвленности. Православие (восточная ветвь христианства) в сравнении с католицизмом возникает значительно более консервативным, гораздо более прочувствованным, внутренне поглощенным. В мусульманстве однозначно считается, что Бог (Аллах) не имеет и не может иметь никакого конкретно-чувственного определения и обнаружения. Через это здесь были исключены любые изображения Бога, а ударение в богопознании падал на букву, на слово. Отсюда следует чрезвычайно утонченная каллиграфия, а также настаивание на тождества знания и веры: только через знания (а не созерцания) можно приблизиться к первых истин мира. Храмовое строительство также имеет определенные этнические, региональные, географические особенности, что, в конечном итоге, предоставляют культовым сооружениям рис своеобразии и неповторимости (при некоторых общих для них в пределах определенной церкви канонам).

Многочисленные современные данные археологии (поиски материальных памятников старины), наук о древние культуры (палеології), этнографии (науки об истории различных этнических групп и человеческих сообществ), истории, психологии свидетельствуют, что религиозные представления сопровождают всю известную нам более-менее сложившуюся как человеческую историю. Однако некоторые исследователи ХХ в. на конкретном материале доказывали, что самые отдаленные от нас по уровню развития и способом отношение к миру человеческие общности не имеют религиозных представлений (американская исследовательница М.Мід). Однако вряд ли указанные показания могут ставить под сомнение неразрывную связь религии и человеческой истории. Для прояснения данного вопроса можно обратиться к известной аналогии (параллели) между индивидуальным развитием человека и развитием исторических эпох; например, эпохи древних цивилизаций сравниваются с детством человека. В индивидуальном развитии человека четко выделяется начальный период, когда вообще отсутствуют стабильность сознания, довольно хаотичным возникает ее содержание. Учитывая это, можно утверждать, что развитые мифологические представления предусматривают уже высокий уровень сознания. Современные исследователи истории и культуры считают, что собственно человеческая культура и история появляются лишь тогда, когда осознается различие между явлениями физическими и психическими. Этот момент, собственно, и подтверждается появлением таких образов в содержании сознания, которые не копирует действительность, а выражают некоторые внутренние запросы сознания. То есть, проблему, заостренную фактам отсутствия религиозных представлений на самых ранних уровнях проявлений человека, можно перевернуть и сказать: наличие религиозных представлений можно рассматривать как признак относительной сформированности собственно человеческих основ истории.

Религия в предыдущем очерчивании предстает перед нами как сложное, противоречивое социально-историческое явление, которое затрагивает важные, сокровенных человеческих вопросов. В религиозных представлениях и натхненнях содержатся в то же время и творческие импульсы, и некоторая відчудженість, отстраненность от привычной жизненной реальности. Сегодняшнюю человека с ее высокой технической вооружению не могут не поражать предметы древних культур и цивилизаций: многочисленные, часто - огромные каменные скульптуры, выполненные с высокой степенью совершенства, храмовые и культовые сооружения, которые имеют грандиозные масштабы, цели территории, упорядоченные многочисленными архитектурными ансамблями. Таких памятников очень много, хотя, как мы понимаем, было гораздо больше. Что заставило людей, которые, как нам представляется, были довольно примитивными, обреченными к тому же бороться за элементарное выживание, - что заставило их отдавать безумные усилия такого рода деятельности? - На этот вопрос сегодня есть только одна приемлемая ответ: люди делали это не ради сиюминутных повседневных нужд, не ради самих себя, а ради установления связей с теми силами и энергиями, которые они считали могущественными, первыми принципами бытия себя и мира. Если такой ответ оправдана хотя бы частично (а у ученых нет сомнения в том, что грандиозные сооружения древности в своем большинстве являются культовыми, религиозными), то было бы нелепо отрицать жизненную энергетику религии. Однако, как уже было отмечено, ее обнаружения в реальной истории человечества возникают довольно противоречивыми.

Итак, религии принадлежит достойное место в системе человеческой социальной истории. Она сопровождает человечество на всех основных этапах его цивилизованного существования, ярко демонстрируя при этом свою социально-историческую природу. То есть она имеет разнообразные культурные и региональные формы проявления, а также возникает исторически переменной.



Назад