Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1.2. Значение термина “религия” и особенности религиозного восприятия мира. Религиоведение как научная дисциплина


Попытка понять, исследовать религию довольно часто начинаются с обращения к термина “религия” и попытки его прояснить. Но оказывается, что само слово “Религия” по-разному толкуется и переводится. В латинском языке оно восходит к термина “Re-ligare”, что переводится как связывание, увязывание. Люди атеистического (нерелигиозного, протирелігійного) направление ума подают религию как объединение, связь единомышленников и единоверцев. Религиозные люди склонны толковать это слово так, что в нем говорится о связи человека с высшими, священными или сверхъестественными силами; проще говоря - это связь человека с Богом. Кроме того, поскольку в наречии “Rе” присутствует момент восстановления, то некоторые богословы и исследователи (например, Б.Паскаль) считают, что речь идет о восстановлении утраченного некогда прямой связи человека с Богом и божественным.

Современный польский исследователь религии Хенрик Свенко подает следующие основные значения термина “религия”: “Нам известны четыре попытки объяснения этимологии слова “религия”.

1. Термин “religio” выводили из слова “religare”, что означает связывать (имеем в виду связывать с Богом, со сверхъестественными силами). Такую попытку вывести слово “религия” встречаем в Лактанція (III - IV ст.) в труде “Божественное установление”: “Поэтому через набожность мы связаны (religati) с Богом; отсюда сама религия получила название...”

2. Также “religio” выводят из слова “relеgere”, что означает “перечитывать, выбрать через размышление”. Согласно этой версии религия должна толковаться как “повторное считывание” (того, что касается Бога). Эта версия зусрічається в Цицерон (106 - 44 гг. До н.э.) в труде “О природе богов”: “Те, которые все, что имеет отношение к богам, внимательно изучают, перечитывают несколько раз (relegerent), называются религиозными том, что несколько раз перечитывают с вниманием (ex relegerendo)”.

3. Слово “religio” выводили от “religere”, что означало “выбирать себе нечто величественное за предмет почитания” - домислимо: Бога. Такую интерпретацию находим в Св.Августина (354-430) в его основном труде “О граде Божьем”.

4. Последняя версия этимологического выяснения слова религия выдвинута М.Сабіном и заключается в том, что слово “religio” происходит от слова “relinguere”, что должно означать “отвержение, оставление, откладывание в сторону” (того, что святое, от того, что не является святым”.

Прояснение значения слова “религия” дает возможность прояснить ее важные особенности, однако не дает ответа на более существенные вопросы. Что же такое религия? Почему ее образы навеяны некоторыми сверхъестественными стремлениями, силами, энергиями? В чем заключается глубинная человеческая потребность в религиозном отношении к действительности? В чем можно увидеть причины ее внутренней противоречивости? К чему она призывает человека, каким образом влияет на ее жизнь и самоосознания?

Современная социальная наука и гуманитарная мысль произвели несколько подходов к объяснению сущности религии. Все эти подходы имеют одну общую черту: они утверждают, что в основе религии лежат не рассуждения, не логические доказательства или аргументы, а чутье, чувства, глубокие душевные порывы, эмоции. На первом плане здесь стоит вера, поэтому иногда определяют религию просто - это вера в сверхъестественное. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что в определенных очевидно религиозных культах и даже религиях может не наблюдаться прямо ничего сверхъестественного, а особенно - некоего высшего существа, которое могло бы приобретать определение Бога. Таковы некоторые языческие культы (например, культы животных). В чрезвычайно распространенных и авторитетных современных восточных религиях - в буддизме и даосизме - не существует представление о Боге как чего заранее заданного миру и человеку. Вследствие того выдвигается утверждение: религия является концентрированным выражением определенного религиозного опыта. Что это за опыт? За Ф.Шлейєрмахером, немецким исследователем религии, это опыт чувство зависимости нашего бытия от высшего. Этот опыт не может быть передан одним соображением, однако именно он и влечет за собой появление религии. М.О.Бердяєв считал первичным опыт абсолютной свободы: когда человек чувствует безграничность своих возможностей и притязаний, она впервые приобщается к Абсолюту. Одно из наиболее широких и удачных изложений религиозного опыта дал немецкий философ, дескать, г.гегель: религия возникает развитой формой выражения ощущение человеком ее исходной родства с первыми началами бытия. Такое определение той или иной степени предусматривает и позицию Ф.Шлейєрмахера, и Н.а.бердяева.

Если принять гегелівське понимание сущности религии, то следует признать то, что:

- религия возникает явление духовного плана, то есть присущим только человеку;

- религия выражает и обозначает определенные фундаментальные особенности человека в его отношении к действительности;

- религия предусматривает то, что действительность для человека распадается на первую, видимую, однако, - не самую важную, и на вторую, скрытую, невидимую, но наипервейшую по сути, основной, фундаментальный; видимая действительность отражается как обычная, физическое, повседневная, а невидимая - как священная, чрезвычайная;

- в религии природа человека, его сущность выражаются целостно, концентрированно, поэтому часто утверждается, что средоточием религиозного чувства в человеке, как и ее сущностной средоточием, возникает сердце.

Все перечисленное очерчивает важнейшие особенности религиозного мировосприятия.

Учитывая сказанное, можно уверенно утверждать, что в религиозном опыте человека на первый план выходит ее твердое внутреннее ощущениедаже - предчувствие и убеждение в том, что ни ее саму, ни мир не можно свести к физическому, наглядно предоставленного, что мир должен, условно говоря, не только измерение горизонтальной пространственности, а измерение вертикальный, в свои глубинные основы. Безусловно, что прежде всего такое убеждение держится на человеческом самовосприятии, ибо прежде всего в самой себе человек находит обозначенные измерения. В водовороте жизни людям часто кажется, что реальностью является то, что можно потрогать, увидеть, на что можно натолкнуться. Однако, поставим вопрос: была ли бы человек человеком, если бы все ее душевные проявления можно было бы подать в качестве измененной физической реальности? В таком случае человек был бы частью естественного процесса, но тогда ей не нужен был бы ум, поскольку именно он дает возможность человеку выстраивать свою реальность, свой мир, а также находить непредвиденные заранее формы поведения в различных ситуациях жизни. Поэтому человека с давних времен мучает вопрос: что может останется (и может ли остаться) от всех наших страданий, переживаний, душевных мук? Осознание того, что вся сфера душевного и является определяющей для человека, для ее отношение к себе и к миру является важной составляющей религиозного мировоззрения и переживания действительности. Мимолетности человеческой жизни не мешает людям ощущать высшую значимость своих простых жизненных поступков, намерений, желаний. Действительно ли это так? Или не возникает при том человек, по выражению Ф.ницше, “тщеславным насекомым”? Какова природа того ощущения значимости жизни, его превосходства над простыми физическими и биологическими процессами действительности, которое является характерным для религиозного отношения к ней? Почему вообще существует человеческая потребность в высшем, священном?

Все эти вопросы возникают первыми для философии религии, которая на сегодня является необходимой составляющей философии как целостной системы знания. Философия религии, в соответствии с самыми первыми особенностями философии, пытается: 1) исследовать и осмысливать религию как целостное явление, которая имеет свои существенные принципы; 2) рассматривать религию в органическом единстве с человеком, ее первыми жизненными запросами и возможностями; 3) очерчивать религию как элемент человеческого отношения к действительности, человеческого самовыражения и самоутверждения. Но сегодня религию изучает не только философия. Следовательно, философия религии изучает религию всесторонне и полностью, поэтому она работает в союзе с другими науками о религии, в том числе - с релігієзнавством. Однако в отличие от религиоведения философия религии: 1) не просто собирает по сочетает многочисленные стороны и проявления религии, а пытается найти им общий единый корень, или же выявить тот сквозной связь, который многочисленные элементы религии объединяет в одно целое; 2) все аспекты религии так или иначе концентрирует вокруг человека, его положения в мире и ее самоутверждения, самоосмысления, самоосознания. Кроме философии религии исследуют также история, социология, психология, богослов'я, этнография, культурология, искусствоведение и некоторые другие дисциплины. История (как мировая, так и отдельных стран и регионов) рассматривает религию как фактор человеческого общественной жизни, его изменений и событий. В поле зрения истории находятся также связи религии с различными сферами исторической человеческой деятельности. Социология дает конкретную панораму проявлений религии в жизни общества: функции и роль религии в общественной жизни, статистику распространения определенных религий и религиозных верований, социальный состав верующих, наличие в религиозных организаций имущества, финансов, представителей в органах власти и др. Часто социологи ставят себе задачу исследовать душевное состояние верующих, мотивации их социального поведения, влияние их религиозных убеждений на участие в процессах социальной жизнедеятельности. В сфере ведения социологии религии также находятся и определенные практические вопросы, например, урегулирование социальных процессов во время проведения массовых религиозных мероприятий и праздников. Достаточно важную роль в осмыслении религии играет психология, которая, с одной стороны, пытается выявить те психологические механизмы, благодаря которым религия влияет на человека (например, на людей определенного возраста или пола), а с другой стороны, выявить и описать влияние религии на человеческую психику, например, на психическое состояние человека, его эмоции, соображения, жизненный настрой. В истории общественной мысли существовали многочисленные попытки объяснить религиозные явления внутренними потребностями человеческой психики, например, истолковать религию как своего рода результат действия механизмов психической компенсации. Скажем, с помощью религии человек преодолевает чувство своей слабости, незащищенности, жизненной неуверенности. Такая влиятельная психологическая концепция как фрейдизм подавала религию как результат действия глубинных слоев подсознания в человеческой психике. Культурология пытается выяснить роль религии, религиозных установок и ценностей в процессах культуротворчества, прояснить, например, такой вопрос: можно ли считать религию и религиозные представления решающим фактором отрыва человека от чисто животного существования и перехода к ценность кое духовного, священного по сути и по содержанию. Очень важным для культурологии встает вопрос о том, можно ли считать определенный тип религии ядром некоего типа культуры, или здесь действуют иные факторы, может ли існувата развитая культура, что религиозно не акцентирована. Этнография интересуется вопросами национально-этнических различий между разными религиями, связями последних с народными обычаями, бытом, психическими особенностями представителей определенных наций и этносов. Для искусствоведения болезненным встает вопрос о том, стимулировала ли сдерживала религия художественно-творческий процесс, вдохновляла ли ограничивала художников разного рода запретами? Свой вклад в раскрытие определенных аспектов явления религии делают и отдельные конкретные науки. Например, современная физика дает более-менее оправданные способы оценки возраста определенных археологических находок, химия позволяет выявить состав, например, тех красок, которые использовались иконописцами или растворов, которые применялись в храмовом строительстве. Археология позволяет будто заглянуть в отдаленное прошлое. Например, сохранились данные о том, что первые раскопки на Голгофе (горе в Иерусалиме, на котором был распят Иисус Христос) были организованы в IV веке Еленой, матерью византийского императора Константина; при том были найдены гроб Иисуса Христа и остатки его креста.

Довольно тщательно изучает историю религии, церкви, отдельных элементов общественного функционирования религии богословие - теоретическая составляющая развитых религий. Богословие не принимает приведенных выше объяснений сущности религии. С позиции богословской есть лишь одна - единственная причина как религии, так и будь-чего другого: это Бог. Не человек ищет и находит в себе нечто такое, что толкает ее к религии, а Бог изначально закладывает в человеческую душу определенные показания о себе, о своей присутствие в мире. Поэтому человек просто не может не быть той или иной степени религиозной. Она может отпасть от Бога, что отнюдь не умаляет Бога и не умаляет его силы и значимости. Богословие никогда не бывает анонимным; оно всегда является органической составной именно определенной религии. Поэтому оно не просто объясняет религию, а пытается убедить в первенстве и истинности именно своей религии или конфессии, верования). При том богословие может использовать инструменты научного доказательства, обоснования, многочисленные данные различных наук.

В наше время довольно распространенной (в том числе в учебных заведениях) дисциплиной встает религиоведение. Ее особенность заключается в том, что она собирает данные многочисленных наук ради того, чтобы подать религию как сложное, многоэлементная явление в ее основных проявлениях: социальном, историческом, культурологическом, психологическом, богословском, юридическом и др. Религиоведение призвано подходить к проявлений религии беспристрастно, то есть принимать во внимание все, что имеет к ней отношение. Не может быть оправдана такая позиция религиоведения, когда оно, например, подает религию с позиции отдельного церкви или вероисповедания, когда освещаются лишь очевидные положительные или-то, наоборот, лишь негативные проявления. Следовательно, ключевой задачей религиоведения встает сбалансированный, максимально объективный подход к религии как предмета своего познания. Этот момент приближает религиоведение к науке, ведь и наука стремится приобретать такие результаты познавательной деятельности, которые максимально свободны от субъективных интересов или предубеждений. Ясно, что в естественных науках выдержать условия научности легче, чем в социальных или гуманитарных; из последних человека изъять принципиально невозможно. Это потому, что в социальных и гуманитарных науках познавательные усилия направлены на самого человека или некоторые ее проявления. В этом плане говорят, что гуманитарное и социальное познание возникает разновидностью человеческого самопознания. Ясно, что совсем избежать в таком виде познания человеческих страстей и интересов невозможно. Однако возможно сознательно использовать такие познавательные принципы, которые будут способствовать, как уже отмечалось, проведению сбалансированной позиции. Прежде всего в исходных принципов религиоведения следует отнести принцип всестороннего подхода к изучению религии. Проявлением такого принципа является привлечение в содержание религиоведческих исследований данных различных наук и сфер знания (о чем уже шла речь). Другим принципом можно назвать принцип комплексного (иногда - системного) подхода к религии как предмета познания. Это значит, что мы должны сознательно избегать всяческих упрощений, попыток определить религию через некую отдельную плоскость ее обнаружения. Этот принцип также требует не ограничиваться в объяснении определенных сторон религии простыми причинами, не возводить сложные явления до простых. Следующим принципом можно считать принцип открытого герменевтичного диалога. Герменевтика - это искусство толкования текстов (не только тех, что написаны буквами, но и текстуальных образований культуры, текстов языкового процесса и др.). В процессе проведения геременевтичного диалога вокруг явления религии стоило бы исповедовать ту позицию, которую так удачно обозначил в свое время французский философ и математик Б.Паскаль: “Если хотите спорить не наугад и убедить собеседника, прежде всего выясните для себя, с какой стороны он подходит к предмету пререкания, потому что саму эту сторону он преимущественно видит правильно. Признайте его правоту и тут же покажите, что, если подойти [к предмету] с другой стороны, он будет неправым. Ваш собеседник охотно согласится с вами - ведь он не допустил никакой ошибки, просто ничего не разглядел, а люди впадают в гнев не тогда, когда ничего не видят, а когда допускают ошибки. Возможно это объясняется тем, что человек по самой своей природе не способен видеть предмет сразу со всех сторон и в то же время по самой своей природе если уже видит, то видит правильно, ведь показания наших чувств являются неоспоримыми” (Мнения, фр. 9). Итак, оправдано ведения герменевтичного диалога предусматривает исповедование еще одного принципа - толерантности, уважения к другой позиции и желания ее понять и воспринять. В данном случае принятия предшествует пониманию. Наконец, к ведущих принципов религиоведения относят принцип историзма, что предполагает рассматривать явления человеческой жизнедеятельности вписанными в исторический процесс, т.е. выяснять, как, когда и почему определенное явление возникло, как видозмінювалось в дальнейшей истории, которые имеет тенденции своего развития, которым стоит его внутренний ритм и др.

Упомянутые принципы изучения религии закономерно подводят к вопросу о методах религиоведческих исследований. С одной стороны, не вызывает сомнения то, что к религиоведения мы можем применять общие методы социально-гуманитарных наук. Здесь фигурируют такие методы:

-          исторический метод, что предполагает использование всего арсенала инструментов исторического исследования, начиная от источниковедения (исследование древних текстов с целью определения времени их написания, установления авторства, их исторической значимости и др.) и заканчивая методами обработки археологических находок;

-          структурный метод или метод структурного анализа, предусматривающий выделение самых первых и существенных элементов религии, исследование особенностей их соединения и их важнейших функций;

-          феноменологический метод - это попытка проникнуть в самые основы религии как реального явления, исследовать ее как нечто принципиально целостное, замкнутый на свой выходной содержание и смысл; здесь также предполагается осмысления образа религии в массовом сознании, выделение в этом образе его неизменных доминант;

- метод категориального анализа, предусматривающий выделение совокупности категорий, то есть самых первых и основных понятий, которые очерчивают явление религии, а также исследование способов сочетания данных категорий ради того, чтобы подать явление религии в ее структурном и функциональном проявлениях.

Определение особенностей религиоведения подводит нас к вопросу о его предмет. В современных исследованиях различают объект и предмет религиоведения (см.: Академическое религиоведение. Учебник. По научной ред. проф. А.Колодного. - К.: Мир Знаний, 2000): объектом при том встает и часть реальности на которую прежде всего направлена исследовательская активность, а предметом - определенный срез, определенная проекция объекта, который выделяется из сплошности объекта специфическими для данной науки инструментами познания. Не вызывает сомнения то, что объектом религиоведения возникают религия и религиозность как определенные реалии общественной истории; в этом смысле религиоведение является наукой о религиозность как свойство социализированный человека, то есть человека, включенной в систему социальных связей и отношений. А предмет религиоведения очерчивается как и совокупность элементов, составляющих, образующих религию в качестве своеобразной действительности, а также совокупность устойчивых связей и отношений между такого рода элементами. Понятно, что до тех времен, в которых будет существовать человечество и религия, объект религиоведения будет оставаться тем же, однако предмет будет исторически варьироваться, поскольку исторически религия также меняется, усложняется, отмечает определенных обновлений или дифференциаций. Упомянутое выше Академическое издание (религиоведение) трактует объект религиоведения очень широко: “Объектом религиоведения является отображение такого личностного состояния человека, который можно назвать состоянием самоопределения в мире, получения самой себя на основе отыскание в себе того сверхчеловеческого, что объединяет ее с трансцендентным”. Во-первых, вряд ли можно считать объектом религиоведения “отражение” (в таком случае религиоведение должно носить чисто описательный характер), а во-вторых, в такое понимание объекта религиоведения вместо термина “религиоведение” можно поставить философию, теологию и определенные разделы психологии (например, гуманистическую психологию). Когда мы ведем разговор о предмет религиоведения, важно обращать внимание на то, что религия не имеет целью приобщить к религии тех, кто его изучает, а подходит к явления религии с целью его изучения, исследования, и пытается делать это взвешенно, беспристрастно.

Следовательно, религия возникает своего рода подструктурой общества, она представляет собой довольно сложное образование человеческой жизнедеятельности, в котором говорится о самых первых, фундаментальные вопросы человеческого самоутверждения в мире. Сложность религии предопределяет наличие многочисленных направлений и подходов к ее познанию. Среди этих направлений религиоведение занимает свое особое место, поскольку имеет свой особый предмет и принципы познавательной деятельности.



Назад