Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1.3. Структура и выходные элементы религии


Сложность религии, ее органическая вписаність в общественную историю обуславливает потребность в анализе структуры религии, ее первых составляющих. Ведь, как становится понятным, религия - это прежде всего духовное явление, однако - не только. Как правило, в структуре развитых религий выделяют следующие ее составляющие:

- совокупность религиозных утверждений, знаний, идей и представлений (это так называемая религиозная догматическая составляющая религии; слово “догмат” в переводе с древнегреческого языка означает - неопровержимое, несомненное положения); итак, первая составляющая религии - это ее идейный (иногда говорят - идеологический) содержание; сюда относят и теологию - науку о Боге, то есть теоретическую составляющую религии;

- совокупность религиозных чувств, состояний и эмоций (эмоционально-чувственная составляющая); для религии эта составляющая играет решающее значение, поскольку речь идет о таких фундаментальных и чисто человеческие за природой чувство, как надежду, веру, любовь, про душевные переживания и углубление;

- совокупность религиозных ритуалов, церемоний и обрядов (обрядовая составляющая или религиозный культ, хотя последний не имеет единственное значение);

- совокупность религиозных органов, организаций и учреждений (институциональная составляющая); в данном случае религия возникает через религиозные общины, объединения, клир (священники) и даже некоторые предприятия; здесь открываются юридические, политические, экономические, этнические аспекты реальной жизни религии;

- наконец, религия - это определенный образ жизни, определенное поведение, определенное нормирование процессов жизни; иногда религиозность человека можно определить по тому, как она себя ведет, что принимает в качестве пищи и др.

Перечень исходных составляющих религии свидетельствует: нельзя думать, что религия живет где только в наших мыслях, чувствах и грезах. Она живет в реальном обществе. В ее функционирования включены реальные люди с их преимуществами и недостатками, доброчесностями и недостатками. Как совокупность людей и определенного типа организаций, она имеет связи с политикой, воспитанием, экономикой. В своей догматической составляющей религия плавно переходит в систему жизненных установок, запретов, требований; она требует от своих приверженцев выполнения определенных ритуалов, обрядов, церемоний, а также определенного направления жизни, определенного образа жизни.

Как человека нельзя представить без или вне сознанием, так же религия не может существовать вне особым состоянием или направленности сознания. То есть в религии как явлении общественной истории решающая роль принадлежит религиозном сознании. Интересно отметить, что во времена раннего христианства было распространено представление о том, что христиане живут в обществе так, как душа живет в теле. В религиозном сознании решающее значение принадлежит ее догматической составляющей: в большинстве религий считается, что самые первые догматы (неоспоримые утверждение веры) переданы людям или самими богами, или теми людьми, которых они избрали в качестве посредников между собой и человеческим обществом. Российский богослов XIX - нач. ХХ ст. М.О.Новосьолов приводит следующее определение догмата: “Догматы суть санкционированные церковью и такие, которые указывают верующим путь к спасению, формулы (знаки, словесные выражения) тайнам царства божия, что открываются христианину [здесь можно поставить - верующему] через деяния и опыт в благодатном ощущении или же в духовном созерцании”. В развитых религиях догматика достаточно тщательно проработана, упорядочена, систематизирована. Довольно часто выделяют так называемые “креденціальні” (от слова “кредо” - с латыни - верую) догматические положения как такие, которые составляют ядро, сущность определенной религии. Иногда догматы классифицируют таким образом, что часть их признают доступными для умственного постижения, а часть - принципиально позарозумними. Но в любом случае догматика возникает концентрацией религиозных представлений: вряд ли можно быть преданным верующим без знания выходных догматов своей веры. Догматической стороной религии занимается богословие (лат. - теология), основной задачей которого возникает такое обработки догматики, что давало бы ее целостно, непротиворечиво, в ведущих связях с другими элементами религии. Развитая теология включает в свое содержание целый ряд направлений или отдельных дисциплин: догматическое богословие, экклезиологии (учение о церкви), церковную историю, религиозную антропологию (определенное толкование человека), пневматологію (учение о духе), ноологію (учение о разуме и разумность). В некоторых религиях в смысл ее идейной составляющей включают также разработанную на основе именно этой религии религиозную философию; это касается христианства, ислама, буддизма, иудаизма, индуизма, даосизма и др.

Для любой религии существенное значение имеют чувства, переживания, определенные эмоциональные и психические состояния. Подробнее об этом будет идти речь в теме, посвященной религиозном сознании, однако сейчас отметим, что чувственная сторона религии связана с самой сущностью религиозного отношения человека к действительности: поскольку в религии речь идет о несколько необычное, священное, такое, что намного превосходит не только человеческое естество, человеческий интеллект и человеческие возможности, но и все мироздание, то религиозное отношение к действительности может базироваться только на непосредственном ощущении или в форме некой особой наданості. Такое состояние можно передать выражением: религиозное чувство либо есть, либо его нет; оно не дозируется какими величинами. Упомянутый выше Б.Паскаль отмечал, что “от познания Бога далеко до любви к Нему” (Мнения, фр. 377). Поэтому в большинстве религий делается ощутимый акцент на необходимости того, чтобы чувственно-эмоциональное принятие ее выходных догматов предшествовало любым другим интеллектуальным действиям (Св.Августин в свое время исповедовал тезис: “Верую, чтобы понимать”).

Остановим внимание на ритуальную сторону религии. Как правило эту ее сторону обозначают словом “религиозный культ” . Понятие культа может употребляться в широком и узком смысле. В широком смысле - это культ почитание чего в качестве высшего, священного. В узком смысле - это культ совокупность религиозных обрядов, праздников, церемоний и действий. Основная задача религиозного культа заключается во введении верующих в контакты со священными силами или существами (1). При этом происходит и вхождение верующих в определенное психологическое и эмоциональное состояние возбуждения в них острых переживаний, ощущений или определенных религиозных состояний (2). По большому счету религиозный культ должен вывести религиозную человека за рамки повседневности, породить в ней ощущение пребывания в особом измерении действительности или в контактах с необычным, высшим (3). Однако религиозный культ выполняет и другие функции: через совместные действия и переживания он соединяет верующих в единую религиозную общину (4), определенным образом организует их жизнь (5), удостоверяющий принадлежность определенного человека к какой религии или верования (6). Последний функции довольно часто придается особое значение, поскольку считается, что серьезность своей религиозной позиции человек подтверждает именно через тщательное выполнение культовых действий.

Очень важную роль в реальной жизни религий играют религиозные организации. На первом плане здесь находятся церкви, которые охватывают верующих некоего вероисповедание в пределах определенных культурных традиций, стран, регионов и других территориальных единиц. В большинстве случаев к признаков церкви относят: 1) самоуправления; 2) объединение верующих на началах общности догматов и обрядов; 3) централизация, иерархическая единство священнослужителей. Церкви, как правило, имеют довольно сложную внутреннюю структуру: сюда входит более мелкие объединения верующих, такие как общины, разного рода религиозные комитеты, предприятия, учебные заведения, различного типа объединения священнослужителей и др. На втором месте среди религиозных организаций находятся конфессии (от лат. confessio - исповедания веры). Как правило, конфессии предусматривают различия в содержании исходных понятий какой религии (то есть в вероучении) и в культе. Итак, конфессии - это объединение верующих, которые вводят в жизнь и воспроизводят определенные религиозные догмы, образы, представления, выполняют религиозно значимые виды деятельности. Исследователи отмечают, что не существует четкого определения понятия конфессии, поскольку в конфессиональном разделении верующих в той или иной степени задействован почти весь комплекс элементов, присущих религии. Вследствие сказанного достаточно сложно определить, какие именно различия можно считать отличиями церквей, а какие - конфессий; иногда говорят, между различными церквами существуют конфессиональные различия. На протяжении всей истории христианства определенные группы людей отклонялись от узаконенных церковной большинством ортодоксальных (правильная мысль) норм и принципов. Те группы верующих христиан, которые отделялись от церковной большинства, еще в раннем христианстве получили название сект (от лат. - замкнутая группа людей). Понятие “секты” и “культы” до сих пор не получило однозначного понимания, поскольку в разных науках оно по-разному толкуется. Богословие (теология) сектантами и членов культов считает тех, кто: 1) ведет замкнутый образ духовной жизни; 2) скрывает фактические намерения своей деятельности; 3) стремится получить большее количество своих сторонников в значительной мере через прозелитизм (переход верующих к иной конфессии или религии); 4) стремится коренным образом исказить, фальсифицировать устоявшееся вероучения (под маской кажущейся объективности); 5) культивирует погордливе, пренебрежительное отношение к обычного-обрядового уклада тех верующих, среди которых ведется соответствующая пропагандистская деятельность; 6) стремится любыми средствами приобрести себе сторонников, в том числе устраивая мероприятия в людных местах (стадионы, спортивные арены, и т.п., прибегая при этом к внешней показухи, популизма). В деятельности части из них просматривается неприятие христианства (хотя некоторые из них именует себя христианами, например, Свидетели Еговы). Вместе с тем эти понятия, в частности термин “секта”, является исторически сменное явление. Например, в начале XVI века римо-католическом богослову Мартину Лютеру было объявлено анафему (проклятие) со стороны папского Рима, а новообразованный направление протестантизм был назван еретическим, то есть таким, что нарушает церковные догмы. Но впоследствии официальный Рим не только изменил свой взгляд (снял анафему), но и начал поддерживать разнообразные контакты с протестантами, в частности - по делам углубленной евангелизации, а также в сфере социальных доктрин Церкви.

Однако лишь после утверждения протестантизма, а особенно в ХVIII - ХХ вв. начали стремительно развиваться и разрастаться многочисленные христианские секты, что вводили свои обряды и свои толкования определенных церковных канонов. Очень известными являются секты баптистов (считают, что креститься может только взрослый человек, который уже может быть сознательным относительно выбора веры), евангелистов (что признают первым заданием христианина читать Евангелия и ожидать восхождение на себя благодати Святого Духа), “свидетелей Иеговы”, мармонів (святых христианской церкви последних дней) и др.

Наконец, конечный смысл религиозной ориентации человека направлен к изменению ее жизнь, до введения его в особый жизненный ритм, режим. Религиозный человек, как правило, не может себе позволить какие поступки, как она не может пренебрегать жизненными, моральными установками своей религии. Хотя в реальном функционировании религии на первом заметном плане находятся церковные организации, обрядовые действия, священнослужители, любая религия оправдана лишь тогда, когда она способна изменить жизнь человека, его отношение к миру и к себе самой. Чаще всего эта черта религии проявляется в действиях верующих (например, креститься на храм, молиться и др.), в соблюдении ими запретов или определенных религиозных традиций (посещение храма, участие в праздниках), в способах построения взаимоотношений с другими людьми и др.

Итак, в своем истинном функционировании религия проявляет себя как достаточно сложный организм, который предусматривает существование целого ряда особых элементов.

 



Назад