Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1.4. Функции религии в жизни современного общества


Любое явление возникает и закрепляется в жизни общества только потому, что оно удовлетворяет определенные общественные потребности, и, следовательно, выполняет такие функции, которые не надолужуються другими сферами знания и познания. Конечно, что родство религии с некоторыми другими сферами духовной жизни и духовной деятельности общества может привести к схожести некоторых их функций, но полное совпадение при этом все же исключается. Итак, какие важные функции выполняет религия в общественной жизни?

Первой функцией следует назвать мировоззренческую - религия формирует у человека определенный, довольно своеобразное мировоззрение. В этом мировоззрении, как уже говорилось, ведущее место принадлежит удвоению мира на открытый, доступный человеческому естественному восприятию, и скрытый, тайный, однако важнейший и священный. Религиозное мировоззрение предполагает и то, что человек не рассматривает себя в качестве полностью самовладної существа; наоборот, человек осознает себя как существо, подчиненное первым и высшим силам бытия. При том жизненная поведение человека оценивается с позиции того, насколько она отвечает стремлениям этих высших сил, их природе, их наставничеству и др. В большинстве религий также предполагается вера в бессмертие души, в том, что загробная жизнь возникает важнее поцейбічне, земное. В то же время чувство приобщения человека к первых мировых сил порождает уверенность в значимости человека, в ее защищенности от случайных неприятностей жизни.

Второй функцией религии в общественной жизни можно считать регулятивную - религия вводит человеческая жизнь в определенные рамки, предоставляет ему внутреннего благоустройства, целесообразности и смыслового наполнения. В простом водовороте жизни человек часто не имеет достаточных сил для того, чтобы стремиться к чему исключительно ради себя самой; религия указывает человеку на то, ради чего стоит переживать падения, страдания, жизненные неудачи. Человек в религиозном мировоззрении возникает лишь долей первых бытийных сил, поэтому именно ради этого мирового целого она и должна все переживать и преодолевать. Кроме того, религия вводит человеческую жизнь в определенные моральные границы и направления, даже в определенный сезонный жизненный ритм, предоставляя тем самым человеческой жизни большей стабильности и упорядоченности.

Довольно часто на одно из первых мест в функционировании религии выводят ее интегративную функцию - функцию сбора, объединения людей в сообщество, что может выходить за пределы отдельных государств, регионов и даже континентов. Так называемые мировые религии, о которых будет идти речь в последующих темах, носят в значительной мере так называемый космополитический характер, то есть они не знают этнических и национальных границ. Единая вера создает среди единомышленников атмосферу особой близости; вспомним, например, что христиане называют друг друга “братьями” и “сестрами” во Христе. В некоторых международных событиях оказывается, что разделение людей по государственным признакам имеет меньшее значение, чем за религиозными.

Однако религия одновременно и разъединяет людей, то есть, соединяя единомышленников, она разъединяет и противопоставляет людей разной веры, которые взаимно считают друг друга неверными, безбожными, слугами Сатаны. Эту противоречивую риса религии обозначают так, что к интегративной функции добавляют еще и дезінтегративну - функцию разъединение. При том эта последняя функция приносит людям много горя: именем Бога они готовы вступать в близкие, почти родственные отношения, но тем самым именем они также готовы отчаянно враждовать между собой, применять друг против друга насилие и пытки, не признавать своего равенства с людьми другой веры. В том факте раскрывается один из исторических парадоксов религии, который можно понять и объяснить, однако тяжело, а то невозможно оправдать. Каждая религиозная вера так или иначе тяготеет к тому, чтобы только себя считать истинной, только за собой признавать право на божественное покровительство и благодать. Более того, при таком видении сути дела любые отклонения от своей веры сторонники данной религии рассматривают как кощунство, как надругательство над верой и Богом. Именно эти последние моменты предоставляют такой остроты религиозным противостоянием. То есть в двух таких разных по результатам и таких родственных по содержанию функциях религии - интегративной и дезінтегративній - проявляется противоречивый характер религии как непосредственного отношения, как прямого принятия: поскольку определенное содержание принимается сознанием как прямо предоставленный ей в качестве самого первого, священного, неоспоримого, то такой содержание исключает его разделение на некие частицы, сферы, отрасли. Здесь работает принцип “или-или”: или мы принимаем несколько без рассуждений и предубеждений, или не принимаем. Однако когда принимаем, то автоматически не принимаем никакого другого. Такой факт реального функционирования религии порождает проблему о роли умственного (знаттєвого) элемента в религии, ибо именно разумность заставляет нас признать, что другая вера или вера другого человека, будучи отличной от нашей (или привычной для нас), по сути (а не по конкретным содержанием) может ничем не отличаться от нашей. Для того, чтобы религиозные различия не приводили к вражде, следует исповедовать и использовать в подходе к религии принцип герменевтичного дискурса, рассмотренный в предыдущем вопросе.

Весьма важное значение придают социальной функции религии, которая может быть подана как такая, что способствует введению человека в социальные отношения, как установка человеку на необходимость соблюдения определенных общественных норм жизни, как приобщение человека к общественной нравственности и др. Во все времена религия так или иначе принимал участие в урегулировании социальных отношений между людьми: помогала больным, заключенным, порабощенным, призвала сильных мира сего быть милосердными, возникала против насилия над невиновными, над детьми, пожилыми людьми и др.

Исследователи единодушно выделяют также компенсационную функцию религии, понимая ее как способность религии балансировать психическое, эмоциональное или интеллектуальный состояния человека. То есть подавленную человека религия может поддержать, подбодрить; человека, что потеряла самообладание, - успокоить, помочь изобретению человеком выхода из тупиковых ситуаций жизнь.

Часто к функций религии относят также контрольную (религия может выполнять в сознании человека роль внутренней цензуры), коммуникативную (способствует общению людей определенных взглядов, не смотря на их государственную, этническую, национальную принадлежность), функцию жизненного смислопокладання, выработки жизненных идеалов, подъем человека над потоком повседневной жизни, воспитательную и др. Некоторые исследователи выделяют также терапевтическую функцию, считая, что религия успокаивает человека, вносит порядок и слаженность в ее душевные состояния; но это действие религии покрывается, на наш взгляд, компенсационной ее функцией. Учитывая то, что может дать религия отдельному человеку, можно вести речь о персоналистическое-утворювальну функцию (религия способствует осмыслению человека в качестве причастной к духовным абсолютов естества), ценностную функцию (формирование у человека понимание того, что ценность духовного является первой и самой важной).

Если теперь суммировать рассматриваемый материал, то можно сделать вывод о том, что религия выполняет целый ряд жизненно важных функций, как в общественной, так и в индивидуальном жизни человека. Учет численности и сложности указанных функций позволяет нам воспринимать религию не одномірно, не предвзято, с постижением той роли, которую она выполняет и которую не могут компенсировать другие сферы духовной жизни общества.

Выводы.

Среди всех сфер общественной жизни религии принадлежит особое место, поскольку она базируется на особом типе жизненного опыта, и вводит человека в такого рода опыт. Религия предполагает существование у человека ощущение ее приобщение к первых начал бытия, а на почве такого ощущения образуются различные более или менее многочисленные объединения людей, исповедующих определенную форму религиозного верования.

Религия - это явление общественно-историческое, то есть она функционирует в человеческих сообществах и возникает и изменяется в процессе развертывания человеческой истории. Рожденная религиозным опытом, развитая религия становится своеобразным “обществом в обществе”, поскольку возникает явлением многогранным и сложным. Сложность религии ярко проявляется в ее строении, где важное место принадлежит образованием человеческого сознания, религиозным действиям и религиозным организациям.

Многогранность религии предопределяет то, что она является предметом изучения разных наук и сфер познания: ее изучают философия, социология, психология, некоторые конкретные науки. Особое место среди этих сфер познания принадлежит религиоведению, что собирает данные многочисленных наук и исследований для того, чтобы подать религию как целое, однако многоэлементная явление.

Общественно-исторический характер религии проявляется также в том, что она удовлетворяет определенные общественные потребности, выполняя при этом ряд функций, среди которых на первом плане находятся мировоззренческая, компенсационная, социальная, коммуникативная, інтегративно-дезінтегративна, сенсопокладальна и др.



Назад