Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2.6. Религиоведческая мнение в Украине


Украинское религиоведение уходит своими корнями в эпоху Киевской Руси. Киевская Русь была многонациональным государством, где сосуществовали различные религии - язычество, мусульманство, иудаизм и христианство. Уже в те времена выработалось толерантное отношение и чувство уважения к иноверцам, что в определенной степени способствовало розмірковуванням над сущностью религии. Истоки религиоведческой мысли находим еще в “Повести временных лет”, где описан процесс введения христианства в Украине-Руси, раскрывается историческое, психологическое и мировоззренческую основу выбора Владимиром Великим веры для своего народа. Принятие христианства - большая мировоззренческая революция в духовной жизни украинства, что включила его в контекст мировой цивилизации. Начиная с княжеской поры, универсальным способом видения, понимания и оценки мира для многих украинских мыслителей становятся собственные религиозные переживания. Основной целью их трудов выступает не стремление создать определенную целостную систему богословских знаний, а желание передать свое личное религиозно - мистическое восприятие божественного естества, гармонии, красоты и совершенства Богом созданного мира. Именно такими являются “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о Законе и благодати” Илариона Киевского, “Житие Феодосия Печерского” произведения Клима Смолятича, Кирилла Туровского и даже “Слово о походе Игоря”. В них звучит голос духовно ориентированной личности, которая стремится постичь Божественную истину. В большинстве своем украинские мыслители выходили из незыблемой веры в то, что: а) идея Бога является естественной, врожденной идеей человеческого разума; б) высокая духовность предполагает искреннюю и глубокую религиозность; в) порядок в мире и обществе невозможен иначе как на основе ведущей роли религии; г) нравственность также невозможна вне религиозностью; д) духовность не должно быть оторванной от реального образа жизни.

В то же время в Украине существовала традиция уважения к разуму, о чем свидетельствует перевод в 70-е годы ХV в. на давнюю украинский язык ряда известных достижений арабо-европейской духовной культуры научно-энциклопедического характера, в том числе книг “Аристотелю врата, или Тайная Тайных”, “Логика Авіасафа” (или “Киевская логика”), “Шестикрил”, “Космография”, где отстаивают своеобразный культ разума, знания, науки.

Заметный след в украинском свободомыслии оставили украинские гуманисты (ХV-XVII ст.), в мировоззрении которых ведущее место занимает человек, которую они рассматривают как часть природы. Выдающейся фигурой в украинской культуре эпохи Возрождения был Станислав Ореховский - Роксолан (1513-1566 гг.), которого в тогдашней Западной Европе называли “украинским" (рутенським) Демосфеном” и “современным Ціцероном”. Он доказывал, что человек является “совершенным творением природы”, то есть рассматривал ее как самодостаточную ценность, подчеркивая, что от нее самой зависит, станет ли она достойной высокого предназначения, или же превратится в “отвратительную и презренное животное”. Вслед за Аристотелем Ореховский утверждал, что Человек может сравниться с Богом лишь благодаря совершенствованию своего ума. Одним из первых в европейской философской мысли он стал отрицать божественное происхождение власти и государства. Опираясь на принцип теории естественного права и общественно-договорного происхождения государства, Ореховский решал проблемы свободы личности и справедливого общества.

Для активизации религиоведческой мысли в Украине большое значение имела богословская и литературная полемика XVI-XVII вв. вокруг Берестейской унии 1569 г. Православные полемисты (такие, как и . вишенский) предоставляли ей антиунійної, антикатолицкої, а позже еще и антипротестантської спрямованоісті. В центре внимания писателей-полимістів стояли догматические и обрядовые вопрос: догмат о происхождении Святого Духа (филиокве), о чистилище, авторитет папы, введение нового Григорианского календаря, совершения церковных таинств. Ставя такого рода вопросы, полемисты поневоле вынуждены были размышлять над природой религиозных норм и представлений. До самых выдающихся украинских полемистов принадлежат -- Христофор Філалет, и . вишенский, Г.Смотрицький, В.Суразький, Клирик Острожский и др.

Заметной страницей украинского религиоведения является творческое наследие профессора Киево-Могилянской Академии. На основе сравнительного анализа католицизма и православия они доказывали истинность именно православного вероисповедания. В богословских курсах, читаемых в Академии, особое внимание уделялось апологии христианского понимания Святой Троицы, Святых таинств. Профессора - могилянке стремились четко разграничить, структурно отделить философию и теологию. Так, в Феофана Прокоповича они отличаются объемом, принципами и методом. Если богословие, по Феофаном, имеет своим объектом Откровение Божье, то философия - логические операции, естественное тело, мораль и общественное жизни человека.

Отдельно следует остановиться на взглядах Григория Сковороды (1722-1794). Его жизненный путь предстает как искания Бога, но в этих исканиях он отступает от ортодоксальной церковной позиции. Выражая недовольство консервативностью официального православия, его догматизмом и авторитаризмом, философ перешел на позиции религиозного свободомыслия. Он отвергал внешнюю обрядность и необходимость церковного культа, считал, что не в соблюдении “внешних” обрядов, а в глубокой вере лежит путь к спасению. Бог есть дух, который живет в самом человеке. Поэтому нет нужды ходить в церковь, чтобы вступить в контакт с Богом. Поэтому общение с ним, по мнению мыслителя, должно быть не обрядовым внешним, а внутренним духовным, - через самопознание, открытие в собственном сердце “образа Божьего”. Содержание молитвы, за Сковородой, должно быть слишком простым - благодарность Богу за то, что Он сделал нужное нетрудным, а тяжелое сделал ненужным. Сковорода стремился дать рационалистическое выяснения основных положений христианского вероучения, провести их морально-этическое толкования, пытался символично истолковать смысл библейских сказаний.

К XIX в. религиоведение в Украине развивалось преимущественно в его богословской форме. Поэтому украинское светское религиоведение почти не имело собственной профессиональной традиции. Оно развивалось преимущественно в контексте общественно-политической и философской мысли Украины XVII-ХХ вв. Поэтому украинские мыслители стремились не столько выяснить, что такое религия как духовное явление, сколько выявить ее функциональную значимость, роль в национальном развитии Украины. Т.Шевченко, например, призывает служителей религии по законам Апостолов любить ближнего своего, любить на нем не кожу, а душу.

Как отдельная сфера научного знания религиоведение в Украине начинается с творческого наследия идеологов движения громад и прежде всего связано с именами М.Драгоманова и О.Потебні. Именно в них находим попытки дать определение религии, выяснить пути появления религиозных верований, раскрыть функциональную природу религиозного феномена, его место в духовной жизни человечества. Хоть м . драгоманов (1841-1895) не дал конкретного определения религии, однако анализ написанных им работ позволяет сделать вывод, что религию, он рассматривал, во-первых, как продукт культурно-исторического процесса; во-вторых, как исторический феномен, возникший в определенный период истории в результате поисков людьми “объяснения причин жизненных явлений”, перед которыми они были бессильны; в-третьих, религия, по мнению мыслителя, - это первая “общественное мнение, которое впорядковувалася”, то есть первая относительно самостоятельная форма общественного сознания; в-четвертых, - это комплекс мыслей, который тормозил или двигал вперед, так как одни “придавлювали в людях уважение к самим себе, особенно до своего ума, а вторые - увеличивали ее”. Он не симпатизировал православию, которое, по его мнению погасив в XVI-XVII ст. надежды Украины на прогресс, культурное развитие и связь со сравнительно выше западной духовной культурой, способствовало потере Украиной самобытности; не проявлял доброго отношения к греко-католицизма, который рассматривал как заговор для обращения украинцев “в римскую веру”. Немного лояльнее был м . драгоманов к протестантизму, который, по его мнению, позволяет сохранить человечность в общественной жизни, национальный язык в богослужебной практике, формирует уважение к человеческого разума, свободы мысли. Абсолютную ценность протестантизма ученый видел в его отстаивании принципа веротерпимости. Свободу человека в религиозных отношениях м . драгоманов почитал не меньше, если не больше, чем в экономических, политических, духовных делах.

Особая заслуга в выяснении роли языковых факторов в развитии религиозности принадлежит О.Потебні (1835-1891 гг.). Украинского ученого по праву можно считать родоначальником лингвистического религиоведения или лингвистики религии. О.Потебня в целом стоял на позициях религиозного свободомыслия. Его антиклерикализм был обусловлен прежде всего тогдашней позиции церкви в отношении науки. Он отстаивал свободу человека в выборе вероисповедания. Выясняя причины возникновения религии, О.Потебня отмечал, что важную роль в этом сыграли возможности человеческого мышления, которое не могло объяснить окружающий мир, который был враждебным к человеку и вызвал у нее чувство страха и незащищенности. Причины изменений религиозных верований ученый видел в развитии человеческого мышления, объясняя свои выводы порой чисто лингвистическими наблюдениям, сводя все к этимологического характеристики слов. О.Потебня всесторонне анализирует вербальное (словесное) магию, раскрывает гносеологические мотивы формирования религиозного культа, прослеживает роль ассоциативного мышления среди факторов эволюции религии. Не последнее место он отводил проблеме мифологических образов. Практическую пользу веры О.Потебня усматривал в том, что она приносит человеку глубокое успокоение.

Заметной страницей в украинском религиоведении были религиоведческие исследования великана украинской мысли Ивана Франко (1856-1916 гг.). В оценке отношение мыслителя к религии не существует однозначности. Ученый не верил в личного Бога. Идею Бога он считал продуктом человеческой духовности, а библейские сказания - отражением определенного уровня развития представлений человека. Религию И.франко рассматривал не только как веру в некие “надземные высшие существа, одаренные высшей силой”, не только как веру в душу: “К религии относится также чувства, любовь к той высшего существа, и к другим людям, любовь к добру и справедливости, а в конце также добрая воля, постановления жить и самому так, чтобы приближать себя и других к той высшего существа”. Бог для И.франко - это не нечто антропоморфное, зримое, достижимо. Он является стремлением человека к абсолюту, свободы, справедливости, добра. Ученый призвал “через временное и телесное проникать в духовное и вечное”, частицей которого является человек. “Истинная религиозность” И.франко основывается на вере в высшую справедливость, ценность деяния человека согласно морального идеала, что является проявлением разумного внутреннего убеждения и познания мира. Атеист, по мнению писателя, - не тот, кто бросается в бой с религией, а человек, который, не ожидая постоянной помощи и содействия Бога, поскольку наделена им свободой воли, горит желанием “добывать хоть сыновьям, как не себе лучшую долю в борьбе”. Ведущей идеей в отношении И.франко к религии было не некое отрицание этого наполненного общечеловеческого содержания духовного феномена, а стремление выявить, насколько вера, а также его институты могут служить интересам народа, выполнять роль духовного модели, способствовать национальному самовиявленню и развития.

И.франко четко разграничивал религию как вид духовности и церковь как организацию верующих, указывал на их различную роль в общественном развитии и вообще в жизни этноса в частности. Значительное внимание мыслитель уделял вопросам истории религии, политике Ватикана относительно Украины, роли в украинской истории униатства, критике национального клерикализма, обоснованию принципов свободы вероисповедания и т.д.

Различные проблемы истории религии в Украине освещаются в творческом багаже М.грушевского, В.липинского, Огиенко. В Университете св. Владимира в начале ХХ в. работали профессора М.Боголюбов и М.Поснов, которые оставили фундаментальные труды по проблемам философии религии и истории христианства. Среди мыслителей, мнения которых существенно повлияли на состояние религиоведческой и философской мысли в Украине следует также назвать В.Зеньковського (1891-1962 гг.), который внес существенный вклад в изучение истории русской философии, в понимание соотношения философии и религии (в 1919 г. выехал в Югославию); Г.Флоровського (1893-1979 гг.), известного историка Церкви и религиозного мировоззрения (также выехал за границу); известного философа киевского происхождения Л.Шестова (1866-1938 гг.), чрезвычайно интересного творца собственной религиозной версии философии экзистенциализма; О.Гілярова (1855-1938 гг.) - в определенное время профессора Киевского университета. О.Гіляров считал дух выявлением внутренних возможностей и потенций природного универсума, поэтому именно через осмысление сути духовного мы можем приблизиться к пониманию действительности.

С первых лет советской власти на украинских просторах характер и содержание религиоведческих исследований полностью определялся документами КПСС. Они должны были подчиняться разработке стратегии и тактики антирелигиозной работы, направленной на полное преодоление религиозности. 3 мая 1925 г. стал выходить ежемесячный журнал “Безбожник”, вокруг которого в мае 1928 г. сформировалась Всеукраинский Совет Союзов безвірників Украины. Первой организационной формой существования религиоведческой науки в Украине стал созданный в 1931 году в Харькове антирелигиозный сектор в составе Института философии и естествознания Всеукраинской ассоциации научно-исследовательских институтов. Его работу возглавил известный обществовед Д.Ігнатюк. В секторе работали И. Эльвин, Г. Кривохатський, П.Черницов, О.Чефранов. Этот сектор был ликвидирован в 1937 г., а в 1947 году в системе Академии Наук был восстановлен Институт философии, в составе которого с 1957 года появился отдел научного атеизма, возглавляемый известным исследователем религии древнего мира профессором А.Аветисяном. До отдела тогда вошли В.Антоненко, А.Єришев, П.Коробко, Ю.Охріменко. Хотя научная работа, в течение следующих четырех десятилетий вынужденно осуществлялась в русле выполнения постановлений и указаний коммунистической партии о постоянное улучшение атеистического воспитания, сотрудникам отдела порой удавалось решать, собственно, и религиоведческие задачи.

Исследования в Украине религиозных явлений значительно оживилась после образования 1959 года специализированной религиоведческой кафедры на философском факультете Киевского университета им. Т.г.шевченко, возглавляемой в течение тридцати лет профессором В.К.Танчером; кафедра долгое время осуществляла функции координации научных исследований ученых высшей школы республики, обеспечение преподавателей, лекторов учебниками, учебными пособиями, другой литературой.

Несмотря на явную заидеологизированность религиоведческих исследований советской и первых лет постсоветской эпохи, заслуживают внимания ряд трудов ученых Украины того времени. Так, гносеологическую природу религиозного феномена исследовал Б.Лобовик, его общественно-исторические характеристики - Є.Дулуман и В.Кулик, социально-психологические проявления и идеологические - в . доля и В.Павлюк, специфику корней религии - Г.Лебединець, внерелигиозные формы сознания изучали А.онищенко, А.Колодний, В.Танчер, П.Саух, историю и конфессиональную своеобразие богословской мысли - Ю.калинин, П.Кралюк, В.Фоміченко. Социологический анализ особенностей религиозности современного верующего дали в своих трудах А.Єришев, П.Косуха, М.Закович, А.Черній. Вопросам истории религии и особенностям функционирования отдельных конфессий посвященные труда П.Яроцького, І.Мозгового, В.бондаренко, А.сагана, П.Лобазова, В.Климова, А.Гудими, Г.Баканурського, В.Любащенко, В.Пащенка, М.Кирюшка, В.Лубського. Введение христианства на Руси-Украине стало объектом исследования Г.брайчевского, А.Глушака, П.Котляра. Современные богословские морально-этические и эсхатологические концепции проанализированы П.Гопченком, Ю.Терещенком, В.Щедріним, А.Гудимою. Проблемы свободы совести, государственно - церковных отношений исследуют М.Бабій, О.Уткін, М.Рибачук, В.Єленський, О.Огнєва, О.Шуба, В.Суярко. Истории христианских церквей посвященные труда В.Ульянівського, С.Плохія, О.Крижанівського. Новые религиозные течения Украины и позавіросповідну мистику исследуют Л.Филипович, А.Шедрін. Значительный задел имеют также богословские религиоведы украинской диаспоры. Огиенко, Ю.Мулик-Луцик, І.Власовський основное внимание уделялось исследованию истории Украинской церкви. Особенности греко-католицизма исследуют І.Музичко, А.Великий, С.Мудрий, І.Ординський, І.Шевців, К.Панас. В трудах В.Олексюка анализируется философия томізму. С.Ярмусь, Янов, І.Мірчук сосредоточились на проблеме особенностей религиозной духовности украинцев. В сфере философии религии плодотворно работает Д.Ляхович.

В независимой Украине религиоведение как наука приобрело новые черты. В Отделении религиоведения Института философии НАН Украины, основанная в 1991 году (основатель - О.С.Онищенко), религиоведческих подразделениях высших учебных заведений продолжается активная, систематическая работа по исследованию актуальных проблем религии. На базе отделения религиоведения ИФ НАНУ в 1993 г. создан Украинской Ассоциации религиоведов. С того времени Ассоциации и Отделение возглавляет доктор философских наук Анатолий Колодний.

За 10 лет своего существования ученые Отделения религиоведения провели исследование с 12 научных тем. За эти годы Отделением напечатано около 60 монографий и научных сборников, более 600 научных статей. Регулярно выходит газета “Украинское религиоведение”, ежегодник “Религиозная свобода” и півмісячник “Религиозная панорама”. Вышли в свет три тома с десятитомника “История религий в Украине”, “Релігієзнавчий словарь” (1996 г.) и учебники “История религий в Украине” (1999 г.), “Академическое религиоведение” (2000 г.), ряд книг. Готовится к печати трехтомная “Энциклопедия религий”.

Активизировалось в последнее время в Украине и богословское религиоведение. Здесь нужно отметить труда кардиналов Мирослава-Ивана Любачивского и Любомира Гузара, патриархов православных церквей Филарета (Денисенко) и Димитрия (Яремы), митрополита Владимира (Сабодана), архиепископа Игоря (Исиченко), Д.Степовика. Весомые теоретические статьи печатает баптистский журнал “Богомыслие” (Одесса). Украинское Библейское общество осуществило новый перевод Библии на русском языке.

То же в независимой Украине продолжается процесс интенсивного становления религиоведения как отдельной сферы научного знания во всем многообразии его дисциплинарных образований.

Выводы

 

Как свидетельствует история, религия становилась настолько весомой силой человеческого устройство в мире, что человеческие размышления над природой, сущностью, составляющими и функциями религии сопровождают все важные этапы цивилизованного развития человечества. В такого рода поисках достаточно отчетливой возникает граница между светским и богословским релігієзнавством. Относительно самостоятельной отраслью релігієзнавчної мысли возникает философия религии, то есть философские размышления в отношении религии как целостного феномена человеческой истории. В результаты многочисленных поисков и размышлений мировая религиоведческая мысль произвела серию толкований природы религии, среди которых наиболее распространенными являются: натуралистический, мифологический (с особым разнообразием - евгемеризмом), антропоморфічний, политический, социологический, психологический, морально-этический. Все эти подходы к объяснению сущности религии в целом позволяют увидеть различные ее стороны и обнаружить ее многочисленные функции в жизни человека и общества. Историческое развитие релігієзнавчної мнения имел тенденцию к формированию научного религиоведения, что привлекало в свои исследования данные различных сфер человеческого познания и пыталось занимать объективную, позаконфесійну позицию.

Резюме.

 

  1. Историческое осмысление природы и места религии в общественной жизни привело к формированию религиоведения, которое развивалось в формах богословского (теологического) и светского (академического) религиоведения; отдельным направлением религиоведческой мысли была философия религии, которая пыталась объективно постичь религию как целостное явления жизни.
  2. Релгієзнавство выработало ряд подходов в толкование природы религии: натуралистический (обожания и одухотворение природы и природных стихий), мифологический (преобразование человеческим воображением реальных событий и лиц на нечто великое и могущественное), антропоморфічний (перенос человеческих свойств на явления действительности), политический (толкование религии как средства достижения своих целей представителями правящих классов или государством), социологический (одухотворение людьми непонятным факторов общественной истории), психологический (религия возникает вследствие особенностей функционирования человеческой психики), морально -этический (без религии невозможна мораль).
  3. В истории религиоведения отдельно выделяют исторические эпохи (которые совпадают с эпохами человеческой истории) и позиции; среди последних важное значение имела позиция свободомыслия, что пыталась подавать человека хозяином собственной судьбы и способствовала выработке отстраненного, объективного взгляда на религию.
  4. Историческое развитие общественной мысли привел к появлению научного религиоведения, для которого характерны возникают использования для исследования религии данных многочисленных наук и направлений человеческого познания, а также разнообразных средств проведения анализа: анкет, опрос, изучение исторических документов, археологических материалов и др.
  5. В истории релігієзнавчної мысли Украины существует довольно длительная традиция осмысления феномена религии и, особенно, ее роли в жизни украинского народа.


Назад