Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3.1. Религия как историческое явление. Ведущие умозрительно-теоретические концепции происхождения религии


Существование религии в современном мире, то, что она выполняет определенные социальные функции, изменения в религиозной жизни и наличие различных религий - все это подводит любопытную человека к проблеме возникновения религии. Таким образом поставлена и осознанная проблема предполагает, что мы рассматриваем религию как явление историческое, то есть такое, что в определенный период истории возникает, испытывает исторических изменений и обнаруживает некие новые тенденции в процессе своего функционирования во времени. Следует сказать, что в некоторых религиях их сторонники пытаются избегать проблемы исторического статуса религии. Например, в ведизмі как древней индийской религии, допускалась, что “Веды” - собрание священных канонических текстов - существуют изначально, с самого начала возникновения мира. Так же и в исламе - ведущей религии арабского мира - существуют течения, которые настаивают на верном существовании “Корана” - священной книги мусульман. В христианстве считается, что Иисус Христос - Сын Божий - до своего воплощения в человека изначально существовал в божественном духе как “Логос” - разум или мудрость Бога. То есть, в авторитетных религиях современного мира вопрос об их исторический характер или отрицается, или же относится проблематично. Например, в христианстве признается временная изменчивость истории, признается, что история - это важная форма диалога человека с Богом, однако в то же время признается, что самые первые истины христианства являются вечными и неизменными. В протестантской христианской теологии считается, что именно история свидетельствует тотальную относительность всего, что происходит в человеческой жизни, но следствием этого является страстное стремление человека добраться до абсолютов. Изучая религию, важно четко зафиксировать те характеристики, которые однозначно свидетельствуют о ее историзм. Историчность религии, то есть ее сменяемость, можно обозначить такими обстоятельствами:

- в распоряжении науки находятся многочисленные факты, свидетельствующие о историческую изменчивость конкретного содержания религиозных верований и догматов. Современному человеку может показаться странным то, что древние греки верили в обстоятельства жизни и деяний Олимпийских богов, поскольку на фоне современных религий такая вера выглядит наивной; однако она существовала и отошла в прошлое;

- в процессе исторического развития происходит разветвление и расколы в пределах определенных религий; так, на ряде направлений поделились буддизм, ислам, христианство, и в этих направлениях существуют различия в догматах, мнениях, представлениях;

- претерпевают изменений и конкретные религиозные обряды; так, причастие в общинах ранних христиан было общей трапезой, когда присутствуют вместе ели хлеб и вино, обсуждая при этом священные тексты;

- в пределах определенных религий время от времени происходит пересмотр определенных предыдущих позиций как умозрительный, так и практического планов; так, католицизм пересмотрел свое отношение к учению М.Коперника и Г.Галілея, определенным образом пересмотрел и свою социальную доктрину; если, например, учение Ф.Аквінського за его жизнь не признавалось, то позже он был канонизированным, а его учение приобрело высокого религиозного статуса.

Проблема историчности религии порождает целый ряд вопросов. Религия возникла постепенно была создана в законченном виде определенной выдающейся личностью или группой людей? Происхождение религии божественное и человеческое? Мы можем рассматривать разные религиозные верования как этапы единого процесса развития религии или они являются самостоятельными образованиями?

Все эти вопросы осмыслялись разными мыслителями в течение веков, и в литературе, освещающей проблему происхождения религии, можно выделить основные направления к ее решению - умозрительно-теоретический и эмпирический (конкретно-фактологическим).

Первое направление, как было указано - умозрительно-теоретический. В течение писаной истории человечества было создано множество теорий относительно возникновения религии. Авторы их опирались на определенные факты, наводили логически обоснованные аргументы, однако целый ряд этих концепций имели большой субъективный компонент, зависели больше от философской или жизненной позиции мыслителя, чем от конкретного материала.

На протяжении истории человечества таких концепций было создано очень много. Приведем лишь некоторые из них, что являются самыми известными и наиболее обоснованными.

Первой из таких концепций следует назвать теологическое объяснение происхождения религии. Согласно теологической точки зрения, возникновение религии не подлежит историческому осмыслению, поскольку религия была дана людям Богом в завершенном виде. Следует заметить, что такая точка зрения является общей для христиан всех конфессий, для представителей иудаизма, ислама и ряда других религий. Часто эта концепция не рассматривается как такая, что требует аргументов для доведения своего, ибо основывается на вере и авторитете священных текстов.

Правда, тут же возникает вопрос о том, почему в мире существует много религий, если Бог дал людям одно истинное учение. Попыткой ответить на этот вопрос была концепция прамонотеїзму, или первоначального, древнего монотеизма (веры людей в единого бога), которая была выдвинута своего времени шотландским литератором и ученым Е.Ленгом (1844-1912) в его труде “Становления религии”. Позже католический пастор В.Шмідт (1868-1954) в своей 12-томній труда “Происхождение идеи бога” развил эту концепцию, изложил ее подробнее, и поэтому его имя как сторонника этой теории в литературе встречается значительно чаще.

Согласно этой концепции, Бог дает одну истину, одну религию, но люди через свою тварність (созданность, начальную несамостоятельность), свою интеллектуальную и духовную ограниченность не смогли понять Божье учение в его целостности, а поэтому древние примитивные люди восприняли его односторонне, стали отождествлять Бога с конкретными животными, элементами окружающей действительности (солнцем, молнией), и таким образом возникло много религий. Свои соображения В.Шмідт пытался обосновать с помощью исторических фактов, но использовал их выборочно; то есть приводил лишь те факты, которые вкладывались в его концепцию, другие же оставлял без внимания. Поскольку существует фактографический материал, что противоречит данной концепции, большинство ученых относятся к ней с вопросом.

Противоположным по отношению к концепции прамонотеїзму концепция праатеїзму, или первоначального атеизма, или концепция “дорелігійного периода”. Сторонники этой концепции считали: древнейшие люди были настолько тесно связаны с природой и с собственной простой практической деятельностью, что их сознание было тесно перепліталась с практическими действиями и не была пригодной даже в минимальных абстрактных или оторванных от наглядного соображений, в том числе и религиозных. Так, древнейшие формы магии, когда первобытный охотник вдаряв копьем изображение животного, на которую он потом собирался охотиться, или когда колдун, желая уничтожить врага, втикав палочки в фигурку, изображавшую этого врага, можно толковать не как обращение к сверхъестественного, а как неправильное понимание природных связей и стремление использовать именно эти природные связи, которые были неправильно истолкованы. Древнейшие известные нам предки человека - homo habilis - “человек умелый”, а также питекантроп, название синантроп, - по данным современной археологии изготавливали орудия, но не оставили захоронений и других свидетельств о наличии в них религиозных представлений. Однако, поскольку данная концепция основывается не столько на фактах, сколько на их толковании, многие исследователи тоже считают ее сомнительной.

Весьма распространенной в религиоведческой литературе есть теория страха. Эта теория возникла еще во времена Древней Греции и Рима. К ее учредителей относят философов Демокрита (460-361 гг. до н.э.), Эпикура (324-270 гг. до н.э.), Лукреция Кара (ок.96 - гг. до н.э.). Ученик Эпикура Петроній сформулировал афоризм, согласно которому “Первых богов на земле создал страх”. Согласно этой концепции первобытные люди боялись определенных природных явлений (пожара, шторма на море), и связывали эти явления с действиями чрезвычайно мощных существ - демонов, богов (ибо явления были масштабными). По аналогии с собственными поступками (“захочу - сломаю ветвь, не захочу - не сломаю, если меня просят не ломать - не буду”) они считали, что за их просьбой могущественные существа могут и не оказать своих ужасных действий. Поэтому первобытные люди сооружали храмы богам, молились им и приносили им жертвы.

На конце средневековья возникает теория обмана, что объясняет возникновение религии как результат выдумок вождей, жрецов и законодателей, которые ссылались на авторитет богов и демонов, чтобы заставить людей прислушаться к решений и требований руководителей общества. Одним из первых эту теорию выдвигает Критий (около 460-430 гг. до н.э.), в дальнейшем ее поддерживали енциклопедисти ХVII-XVIII ст. Франции - Франсуа Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778). Интересно, что эта теория возникновения религии легко признается людьми как вероятная относительно возникновения чужих религий, однако отрицается относительно той религии, к сторонников которой относится данное лицо. Теория обмана подтверждается, во-первых, многочисленными историческими фактами, а, во-вторых, поскольку одним из основных компонентов религии является вера, должны признать, что обман здесь принципиально возможен, потому что того, кто верит (не требует доказательств, не проверяет), можно обмануть.

В XVII - XVIII вв. формируется еще одна концепция возникновения религии, которая близка к описанной выше, однако имеет и существенные особенности. Можем условно назвать эту концепцию теорией ограниченности знаний. Согласно этой теории религия возникает как способ донаукового объяснения непонятных явлений природы, а в дальнейшем - и общественной жизни. Например, молнию считали результатом деятельности бога, пока наука не выяснила, что это - особый вид электрического разряда; причиной эпидемии считали гнев божий, пока не существовала микробиология как наука. По логике этой теории с развитием науки религия должна приходить в упадок и постепенно вообще исчезнуть. Такая точка зрения была распространена среди ученых в XIX в. и начале ХХ ст., была она и компонентом официальной атеистической идеологии в Советском Союзе. Однако исторические данные говорят о том, что в ХХ ст., несмотря на развитие науки и технологии, наблюдается своеобразный религиозный ренессанс; встречаются религиозные космонавты и верующие физики, что в XIX в. казалось бы абсурдным. Следовательно, данная концепция не подтверждается историческими фактами. В теоретическом же аспекте она сомнительна, потому что с развитием научных знаний увеличивается сфера нашего “знания о неведомое”, о том, с чем мы уже столкнулись в сфере деятельности, но еще не исследовали и не изучили его, а там, где есть неизвестное, неведомое, всегда возникает вопрос о узнаваемость данного явления или процесса, о том, будем ли мы когда-нибудь обладать этим знанием. И здесь мы почти не отличаемся от дикаря, дрожит перед молнией, природы которой не понимает.

Психологические концепции возникновения религии содержат достаточно широкий спектр теорий, которые утверждают, что психологические механизмы человеческого мышления приводят к появлению религиозных представлений. Сюда относится, например, концепция Людвига Фейербаха (1804-1872), выдающегося немецкого философа. В своем труде “Сущность христианства” он утверждает, что в религиозных образах почитаются воплощение человеческой фантазии. Загадки религиозных верований, по мнению Л, Фейербаха, раскрываются через психо-физиологические свойства человека. Основой возникновения религиозных верований он считал процесс образования абстракций, развитие абстрактного мышления, возможность отделения общих понятий от конкретных, реальных вещей. Боги, по мнению Л.Фейєрбаха, является лишь абсолютизованими проекциями свойств природы и человека, превращенных мышлением в самостоятельные сущности (например, человек нечто сделать может, а чего - не может; бог - всемогущий; человек имеет определенные знания - бог всеведущ, и т.д.).

Другой известной психологической концепции происхождения религии есть фрейдизм, то есть теория Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского психиатра и философа. Согласно данной концепции религия возникает как выход наружу индивидуального бессознательного, причем этот выход бессознательного является общественно разрешенным и безопасным для окружающих. Следовательно, основой для возникновения религии является индивидуальное безсвідоме, то есть врожденные неосознаваемые и часто запрещены обществом поезда человека. Именно они предопределяют необходимость в молитве, исповеди, участия в религиозных церемониях, и т.д.

И, наконец, натуралистическая концепция происхождения религии возникла еще в древнем мире, однако имела своих сторонников на протяжении всего исторического развития человечества. Согласно этой теории религия - это специфическое отражение природных (натуральных) процессов, а также отражение различных аспектов взаимодействия человека и природы. Так, софист Продик считал, что религия возникает с чествования хлеба, вина, солнца, луны, и т.д. Эпикур (324-270 гг. до н.э.) учил, что мир вечен и бесконечен, а потому и не мог быть создан богами. Эту концепцию поддерживали просветители XVIII ст., Томас Гоббс, Фридрих Энгельс, Фридрих Ницше и целый ряд других мыслителей.

Все описанные концепции имеют теоретико-логический, а порой и умозрительный характер. С некоторыми из этих концепций соглашается значительное количество исследователей, другие имеют меньше сторонников.



Назад