Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3.2. Формы ранних религиозных верований в пределах фактографического подхода и их существенные характеристики


Второе направление исследования истории религии - это конкретно-фактологическим, то есть сбор, описание и классификация фактического материала, связанного с возникновением и развитием религии.

Большинство историков религии на основе анализа исторических фактов соглашаются с точкой зрения, согласно которой религия возникает около 40 тыс. лет назад в период формирования родового строя. На сегодняшний день историки, этнографы, культурологи, археологи собрали огромное количество фактов, связанных с историей различных религиозных феноменов. Эти факты сравнивали, группировали, классифицировали, и на основе такого эмпирического анализа были исследованы и описаны ранние формы религиозных представлений и верований.

Одной из таких форм является фетишизм - это вера в сверхъестественные, надчуттєві свойства определенных предметов, вера в то, что они могут помогать, оберегать, защищать человека. Термин происходит от португальского слова fetico - очарована вещь, через французское fetiche - поклонение неодухотвореним предметам (фетишам), которым приписывают сверхъестественные свойства.

В религиоведческой литературе термин впервые был использован в начале XVIII в. голландским моряком Босманом, который описал предметы культа населения Гвинеи (Западная Африка). Позже исследователи обратили внимание на то, что фетишизм в той или иной мере присущ верованиям многих народов, а в дальнейшем становится элементом развитых религий.

Фетишами в основном становятся предметы, которые поражают воображение человека тем, что нечто существенно отличаются от других предметов данного типа (галька с одной или двумя дырочками; источник, который не замерзает зимой; яблоня, которая рожает каждый год, и т.д.). Фетишем может стать и определенная вещь, которая связана со счастливым выходом из опасной ситуации (пещера, в которой удалось скрыться от врагов; оружие, которым убили большую опасное животное). Психологический механизм возникновения фетишей даже современный человек может проследить на собственном опыте - если спортсмен выиграл какие гонки в определенной майке, он стремится одеть ту же майку на следующие соревнования; если студент удачно написал тестирования определенной ручкой, на следующее тестирование он часто стремится взять ту же самую ручку, хотя в обоих приведенных примерах логическое мышление и здравый смысл говорят нам, что упомянутые вещи не имеют непосредственного отношения к успешности действий. Несмотря на это, мы часто объединяем удачный результат нашей деятельности с каким-нибудь предметом, который был связан с этой деятельностью, и стремимся к тому, чтобы этот предмет присутствовал при дальнейших соответствующих актах деятельности. Поэтому в современном лексиконе встречаются такие понятия, как “политический фетишизм”, “экономический фетишизм”, а также термин “фетишизация” - фетишизация политического лидера, фетишизация деятельности банков (т.е. предоставление неоправданно преувеличенного значения деятельности политического лидера, банков, и тому подобное).

Итак, фетишами могут быть 1). Отдельные небольшие предметы, которые человек может носить на себе (напр., зуб большого медведя на шее) или при себе (кроличья лапка в кармане или в сумке у - США). Некоторые исследователи отличают от фетишей этой группы амулеты (лат. amuletum, от арабского hamala - носить) и талисманы (от франц. Talisman). Однако если проанализировать, как используются амулеты и талисманы, существенное отличие между ними и фетишами увидеть трудно. Можно предположить, что упомянутые сроки - просто другие слова для обозначения того же явления в средиземноморской, арабо-европейской культуре. 2). Предметы быта, орудия, которые связаны с особыми действиями (меч, трость, посох, в дальнейшем - серебряная ложка). 3). Определенные элементы ландшафта (пещеры, рощи, источники, отдельные деревья). К ним обращались за помощью, не позволяли некоему другому племени отвоевать их, и т.д.

Взаимоотношения человека или племени с фетишем были достаточно разнообразными. Рядом с поклонением наблюдались элементы делового сотрудничества. Так, в некоторых народов Западной Африки был такой обычай - когда фетиш о нечто просили, у него убивали « пунктик » для того, чтобы фетиш, чувствуя боль, скорее выполнил желаемое. Фетиш время наказывали бранью, избиением или заменой на другой фетиш.

Что касается понимания и толкования причин особых возможностей фетиша, можно их считать разными на разных этапах развития фетишизма. Ранний фетишизм предусматривал чествования предмета без каких-либо объяснений. В дальнейшем формируется представление о двойную сущность фетиша - его чувственно-восприимчивые материальные характеристики и особые надчуттєві свойства, которые с помощью органов чувств зафиксировать нельзя (как именно кроличья лапка будет помогать своему хозяину, наглядно проследить невозможно). Таким образом, появляется понимание различия между материальным предметом и определенной духовной сущностью, что в нем присутствует. Именно фетишизм в этом втором, развитом толковании можно считать подходом, приближением к анимистических представлений и элементом дальнейших, развитых религий (в буддизме - почитание ступ, в исламе - черного камня Каабы, в христианстве - почитание крестов и икон - которые считаются полноценными предметами культа лишь после освящения).

Поскольку с фетишем осуществляют, как правило, определенные действия, ряд исследователей указывают на связь фетишизма с магией.

Другим распространенным и достаточно изученным видом древнейших религиозных представлений был анимизм - вера в то, что существуют духовные двойники всех живых существ. В научный оборот данный термин введен английским этнографом Эдуардом Тейлором (1832-1917). Срок анимизм происходит от лат animus, anima - дух, душа. Не следует путать эти представления с теми развитыми религиозными представлениями о душе, которую Бог при творении мира предоставил только человеку (животные и растения души не имеют), и эта душа является средоточием духовной деятельности человека и условием ее общение с Богом, приближение к Богу. Анімістичні представление предусматривают существование души как внутреннего источника деятельности всех живых существ, своеобразного внутреннего двигателя.

Ряд ученых пытались определить основные этапы в развитии анимистических представлений. Так, Э.тейлор считал, что сначала появились представления о душе отдельного человека, а затем - о душе животных, растений, умерших, и т.д. В.Вундт предполагал существование двух параллельных линий развития анимистических представлений - веры в самостоятельную душу (“психе”) и в “телесную душу”, которая связана с телом. Л.Я.Штернберг считал, что сначала появилась вера в общую одухотворенность природы, а потом - вера в отдельную душу отдельного человека.

У некоторых народов представление о душе были связаны с дыханием (последний выдох умирающего толковался таким образом, что душа вышла из тела, и тело стало безжизненным) или с кровью (если у раненого наблюдалась большая потеря крови, он умирал, потому что душа-кровь с тела вышла) .Оповідання о вампирах, на которых превращаются обычные люди, если их укусил вампир и на шее остались две капли крови, тоже связаны с таким вариантом анимистических представлений. Однако многие народы считали душу внутренним двойником тела, что имеет относительную самостоятельность по отношению к телу. Основой для появления таких представлений о душе ученые считают, по-первое - уже описаны фетишистські верования, когда в воображении человека фетиш имеет и свою другую сущность - невидимую, однако присущую ему и деятельное, активную. Во-вторых, к анимистических идей приводили потеря сознания и глубокий сон, во время которых человек казалась безжизненной (не слышала, не говорила, не двигалась), а затем “оживала”. Данная ситуация объяснялась тем, что душа на некоторое время выходила из тела, а потом возвращалась к нему. В-третьих, причиной возникновения анимистических представлений считают сновидения, которые можно толковать как душе воспоминания о ее путешествии. Поскольку в сновидениях человек может видеть себя в самых разных местах и ситуациях; может видеть себя и летом, и зимой, и днем, и ночью, то анімістичні верования предполагают, что душа может путешествовать в пространстве и во времени. Соответственно, логично предположить, что после смерти человека его душа тоже выходит из тела и путешествует. Такое путешествие души после смерти тела вызвало беспокойство живых. Ведь душа из умершего тела является невидимой и безнаказанной, - она может вредить людям, а они бессильны оказать ей любое сопротивление. Поэтому возникли разнообразные способы манипуляций с умершим телом, которые устранили бы опасность со стороны души для живых - сжигание (душа вместе с дымом идет на небо), захоронения по специальным ритуалом (чтобы душа успокоилась и ушла жить в подземное царство). Большинство рассказов о привидениях говорят о том, что призраком становилась или душа человека, которую не похоронили; или человека обидели, и душа жаждет мести, и т.д. Через анімістичні же представление объясняются и истории об оборотнях - душа одного человека входит в тело другого, и такой человек меняется до неузнаваемости.

Из изложенного можно сделать вывод, что по характеру погребального ритуала можно понять немного о анімістичні верования данного сообщества.

В том или ином конкретном варианте анимизм, то есть представление о существовании души, присущий большинству религий.

Еще одной формой первобытных религиозных верований является тотемизм - вера в существование сверхъестественного родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным видом животных, птиц, или, реже, растений или явлений природы. Термин “тотемизм” происходит от слова “ототеман”, что на языке одного из североамериканских индейских племен означает “его род”. В научной литературе данный термин начинают употреблять в XVIII ст.

Изучение этнографического материала показало, что тотемічні верования и обряды известны в тех или иных вариантах на всех континентах, во многих народов (в Океании, Индонезии, Юго-Восточной и Южной Азии, Сибири, Южной и Северной Америки).

За этим верованием каждый род (племя) имеет своего тотема - предка, отца, старшего родственника (что является животным, растением, и т.д.), душа которого живет во всех членах данной сообщества. В некоторых племенах считали, что дети, новые члены сообщества рождаются, потому что дух тотема входит в женщин данного племени, и поэтому все члены племени имеют душу медведя, или орла, или ягуара, или кенгуру, и т.д . (как правило речь идет о крупных и сильных существ). Поэтому, называя себя, члены таких сообществ употребляют имена вроде Сын рыси, Братья волка, и тому подобные. При этом считают, что характеристики тотемної существа распространяются на членов сообщества (они такие же сильные, как тотем, или шустрые, или храбрые).

При таких обстоятельствах охотиться на тотемное животное, убивать и употреблять в Пищу запрещено - такое действие приравнивается к убийству члена рода или племени. Исключение составляют лишь ритуальные убийства и поедание - тотемное животное украшают, кормят последний, просят у нее прощения, убивают с выполнением определенного ритуала, готовят особое блюдо и устраивают трапезу для всех членов сообщества. Причем такая трапеза (поедание) должна подтвердить связь сообщества с тотемом, усилить у людей те особые черты, присущие тотема.

Многие исследователи пытались объяснить и обосновать причины возникновения тотемизма (У.Б.Робертсон-Смит, Э.дюркгейм и др.) В целом можно предположить, что возникновение тотемизма связано, с одной стороны, с особенностями жизни охотничьих народов и племен, когда животное могло и наказать охотника (напасть, поцарапать, покалечить или убить), и накормить (собой) все сообщество, если охота была удачной. С другой стороны, тотемизм дает своеобразное объяснение различиям (в том числе и физическим), которые существуют между разными людьми и между различными родами - люди разные, потому что происходят от разных животных, хотя общим остается то, что все они - люди, и все - от зверей (как найподібніших к людям существ).

С точки зрения исследования эволюции религиозных представлений тотемизм интересен тем, что он характеризуется рядом новых рис. Во-первых, во многих местах создают тотемные столбы - из камня или из дерева, - на которых в тот или иной способ изображают тотемное животное. Возле столба приносили жертвы тотема, при этом могла собираться значительное количество членов рода или племени. Это позволяет говорить о появлении первых элементов культа в пределах тотемизма. (Правда, следует отметить, что отношение к изображению тотема могло быть разным - его могли украсить после удачной охоты, а могли и побить плетьми или бросать в него комья земли, если, по мнению членов племени, тотем им не захотел помочь).

Во-вторых, появляются жрецы (шаманы), которые приносят пожертвования, разговаривают с тотемом, извещают другим его волю. То есть появляются лица, которые специально занимаются организацией религиозной жизни данного общества.

В-третьих, тотемизм часто предусматривает табу (что в переводе с полинезийской означает “запрет”) - категорические немотивированные запреты религиозного характера, за нарушение которых грозит серьезное наказание со стороны сверхъестественных сил (таким наказанием может быть болезнь или смерть). Считалось, что эти запреты введены тотемом, и он следит за их выполнением. Запреты касались определенных видов пищи, использование некоторых предметов, произнесение определенных слов, некоторых действий (в частности, существовало табу на браки между близкими родственниками).

В европейской и американской культуре ХХ века сроки “тотем” и “табу” получили широкое распространение после того, как австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1886-1939) написал книгу, которая так и называлась - “Тотем и табу”. Используя эти понятия, З.Фрейд изложил некоторые аспекты своей психоаналитической концепции.

Близкими к тотемизма были верования, которые имеют несколько синонимичных названий - зоолатрія, или анімалізм, или культ животных. Это совокупность обрядов и верований, которые связаны с религиозным почтением определенных животных. Сроки происходят либо от греческих слов (zoon - животное, latreia - служение), или - от лат. animal - животное.

Возникновение анімалізму, как и тотемизм, связывают с обстоятельствами жизни первобытных охотников, жизнь которых, с одной стороны, зависело от добычи, которую они приносили с охоты, а с другой от того, удастся ли им защитить себя от опасных животных. Некоторые исследователи считают анімалізм древнейшей формой религиозных представлений, аргументируя свою точку зрения тем, что изображения животных в пещерах (Альтамира и др.) мало ритуальной характер и свидетельствовало о обожания изображаемых животных.

Время зоолатрію, или анімалізм, отождествляют с тотемизмом, потому что в обоих случаях речь идет о обожествление животных. Однако такое сходство является внешней, а не существенной, потому что тотемизм предусматривает родственные связи с уважаемой животным, а обожания и почитание животных может осуществляться и по другим соображениям. Так, в индуизме принять чествовать коров и обезьян, потому что эти животные описываются в священных текстах как спутники и помощники богов и героев, но о родственных связях здесь речь не идет.

Можно утверждать, что тотемизм, связанный с животными, является вариантом анімалізму, Но не всякий анімалізм является тотемизмом. До самых известных исторических и этнографических примеров анімалізму относится поклонения медведю в Северной и Южной Америке, тигру в Азии, леопарду в Африке, и т.д. В религии Древней Греции элементы анімалізму сохранились как вера в то, что богов сопровождали определенные животные, которые стали их своеобразными символами (орел Зевса, сова Афины). В христианстве остатки зоолатрії видят в том, что евангелистов изображают в виде животных, Иисуса Христа - в виде агнца (ягненка), Духа Святого в виде голубя, и т.д.

Совокупность описанных верований ведет к возникновению полідемонізму, то есть религиозных верований, согласно которым в окружающем мире существует много разнообразных духов или демонов - невидимых сверхъестественных существ, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ход событий в мире и на судьбы отдельных людей. Термин происходит от греческих слов: poly - много, daimon - дух, божество. Демоны могут быть связаны с конкретными предметами (фетишами, деревьями, реками, горами), с явлениями окружающего мира (громом, молнией, пожаром, наводнением), а также с некоторыми особенными людьми (с колдунами, умершими, убитыми врагами, и т.д.).

Согласно этих верований, демоны недосягаемы для наших органов чувств; они бестелесны, а, соответственно, человек беспомощен перед ними: демон видит человека, а человек его - нет; демон может влиять на человека и естественным и сверхъестественным путем, а человек является бессильной по сравнению с ним. Хотя демоны и бестелесные, они, если захотят, могут прикасаться к человеку, говорить с ней человеческим голосом; могут показаться в виде старого деда, молодой девушки, животные, что говорит, и т.д.

Постепенно происходит дифференциация демонов. Во-первых они начинают отличаться по пространственным признакам, то есть по месту пребывания. Одни живут преимущественно в воде (водяные, мавки, нимфы), другие - в лесу (лешие, духи деревьев), в жилище людей (домовые), в заброшенных пещерах и строениях. Демон, что живет в определенном месте, получает на него особые права, становится “хозяином” данного места. Примеры демонологических представлений находим в пьесе Леси Украинки “Лесная песня” - То, что в скале сидит, Тот, что плотины рвет. Сами имена указывают на то место, где живет тот или иной демон-дух.

Во-вторых, происходит дифференциация демонов с их отношением к человеку. Демонов начинают делить на добрых и злых, а отсюда и практические задания для людей в их отношениях с демонами - просить помощи у добрых демонов и поддерживать с ними мирные отношения, а с другой стороны - остерегаться злых демонов и защищаться от них. Самой распространенной формой религиозного культа, что соответствует стадии полідемонізму, шаманизм (от евенкійського шаман, саман). Кроме веры в духов, в частности в “злых духов”, шаманизм предполагает наличие особых служителей культа - шаманов, которые способны публично вводить себя в состояние религиозного экстаза, и таким образом осуществлять религиозное влияние на окружающих. В состоянии религиозного экстаза шаман восклицает непонятные слова, крутится, подпрыгивает, и осуществляет различные движения, которые должны повлиять на духов и ее деятельность в нужном для человека направлении. Особенностью шаманизма является использование особых ритуальных предметов (бубна, погремушки, специальных головных уборов, поясов, и т.д.). В зависимости от языка и традиции шаманов называют также колдунами или используют специфические термины, однако суть верования в демонов (духов) и техника ритуальных действий повторяется в основных моментах в различных регионах земного шара.

В-третьих, постепенно возникает иерархия среди демонов. По аналогии с людьми начинают считать, что демоны бывают сильнее и слабее, большими и меньшими. Таким образом, возникают условия для перехода от полідемонізму к политеизму, т.е. к вере во многих богов. Исследователи выделяют различия между полідемонізмом и политеизмом. Боги политеистических верований в основном имеют собственные имена, определенную историю жизни и родословную. Демоны всего этого, как правило, лишены. Боги связаны с определенной стихией в целом (например, Нептун считался обладателем всех водоемов), а демоны преимущественно являются обладателями определенного ограниченного пространства (источники, горы).

Однако ряд исследователей, например немецкий философ и психолог В.Вундт, считали, что различие между богами и демонами очень относительной, что боги Гомера мало чем отличаются от демонов.

Все описанные верования требовали определенных действий, которые могли бы обеспечивать определенный контакт и взаимодействие со сверхъестественными сущностями. Именно на таких действиях сосредоточивает свою активность магия - совокупность действий, обрядов и церемоний, связанные с верой в сверхъестественные сущности и с верой в возможность влиять на эти сущности, а с их помощью - и на ход событий в реальном мире.

Кроме конкретных практических действий, магия предусматривает и специфические знания - что делать и какие речевые формулы использовать в тех или иных конкретных ситуациях, как варить определенное зелья, которые знаки надо чертить в воздухе, на земле, и т.п. Соответственно, существуют такие люди, которые специально учатся и обладают этими знаниями (маги, ведьмы, волшебники, шаманы, волхвы, и т.д.). В русском языке само слово “ведьма” происходит от “ведать”, то есть знать нечто особенное, неизвестное для других.

Существует несколько классификаций магии. Различия в классификациях зависят от исходного принципа, что кладут в основу классификации.

Так, за общей направленностью магические приемы разделяют на две группы - агрессивные, которые предусматривают активное целенаправленное действие, своеобразный нападение, который, однако, не обязательно связан с желанием навредить (зачаровать оружие, очаровать девушку), или - оборонительные (упомянув в разговоре нечто нежелательное, постучать по дереву или трижды сплюнуть через левое плечо).

За целевым назначением различают такие виды магии (типология С.А.Токарєва): “черная” (вредная, зла), направлена на то, чтобы навредить (вректи, наслать болезнь) и “белая” (не зла). За своими конкретными задачами “белая” магия имеет очень широкий спектр, и здесь как правило вспоминают следующие направления.    

Военная магия. Сюда входят ритуальные танцы воинов, боевое раскрашивания лица и тела, определенные обряды, которые осуществляют над оружием. Такие обряды, в частности, удалось снять этнографам на кинопленку в тропической Африке в начале ХХ ст. (Конечно, военная магия может рассматриваться как такая, которая одновременно является вредной для врагов, однако основная ее задача - помочь воину и сохранить его жизнь во время боя).

Промышленная магия. Это совокупность магических действий, которые должны помочь в получении средств к существованию. Поэтому вариантами промышленной магии считают рыбацкую, охотничье (колдовству над оружием, устройствами для рыболовства, ловушками для животных).

Производственная магия, что касалось в первую очередь труда ремесленников. Так, в народе традиционно считалось, что кузнецы имеют дело с чертом, поскольку производят вещи, прочность которых однозначно превышает прочность человеческого тела и человеческих мышц (коса, плуг, заступ, сабля), а к тому же изготавливают их в закрытых кузницах, с помощью огня, при наличии дыма, и т.д. Другое направление представлений о этот вариант магии связан с многочисленными рассказами о волшебные вещи, изготовленные ремесленниками - волшебные башмачки, горшки, свирели, и т.д.).

Земледельческую магию иногда рассматривают как вариант производственной, иногда - как самостоятельное направление, поскольку она достаточно разнообразна и имеет большое значение во многих народов по нынешнее время. Сюда относят магические процедуры на поле (проведение первой борозды, обряды с последним снопом, и т.п.); магические обряды, направленные на установление необходимой погоды (прекращения дождей, окончание засухи); обряды и пожертвования для получения хорошего урожая, хранения зерна, избежания пожара, и т.д.).

Любовная магия часто упоминается в легендах, песнях и сказках. В основном ее разделяют на два направления - приворотну и відворотну. Приворотна имеет целью привлечь внимание и любовь определенной желаемой лица, а отталкивающее - наоборот, избавиться от любви и привязанности нежелательной человека. К любовной магии относят дарения заколдованных вещей (поэтому, если отношения не сложились, принято было возвращать подаренные вещи, потому что через волшебную вещь, которая осталась у человека, можно было хранить над ней власть; разнообразные гадания, и т.д.

Лечебная магия предусматривает возможность не пустить болезнь в тело или забрать ее из тела. Поскольку болезнь как таковая в основном тоже невидимая сила фетиша, душа, и т.д . (мы можем зафиксировать с помощью органов чувств лишь признаки болезни), то и для влияния на нее нужны способы и силы, которые тоже невидимые, сверхъестественные. Современная лечебная магия отличается от лечебной магии прошлых веков, поскольку традиционно-магическое лечение травами сейчас используется медициной и фармацією, что анализируют химический состав этих трав и их влияние на организм человека, и, следовательно, к магии отношения не имеет. Элементы гипноза, которые использовались в древней магии, тоже включены в сферу научного знания и используются в психологии и психиатрии. Однако поскольку современная медицина не может вылечить людей от целого ряда заболеваний, и, кроме того, во многих отдаленных районах врачей не хватает, лечебная магия продолжает существовать как вариант медицинской помощи и сфера особого знания.

Ряд исследователей магии (например, О.Потебня) выделяют как отдельный вид вербальную, то есть словесную, магию. Речь идет о разнообразные магические речевые формулы, заговоры, молитвы, обращения к различным духов. Вербальная магия является интересным объектом исследования для филологов, потому что позволяет исследовать семантические ряды слов, и таким образом расширять наши представления о завуалированное значение магических словесных формул. С другой стороны вербальная магия может анализироваться психологами и философами с точки зрения изучения динамики религиозной, мистической мысли, воплощенной в слова, имеющие определенную последовательность. Логично предположить, что вербальная магия должна рассматриваться в соотношении с невербальной, или операционной магией, то есть с магическими движениями, действиями, процедурами, и т.д.

За техникой магического влияния магия делится на:

1.Непосредственное, то есть такую, когда магические действия направлены именно на тот объект, на который и предполагается повлиять. Так, при магических действиях над оружием колдун может держать ее в руках, дуть на нее, брызгать нечто, и т.д. В любовной магии могут применяться разнообразные напитки, которые предлагают выпить том, на кого направлено колдовству.

2.Ініциальну, когда магический акт направлен на объект, который является недосягаемым для субъекта магической деятельности. Речь идет о чародейство на расстоянии, а по возможности такого способа чародейство следует, что ни один человек не может быть закрыта для магического воздействия.

3.Опосредованную или парциальну, то есть такую, когда колдун направляет свою деятельность не непосредственно на человека, а на ее вещи, фотографии, срезанные волосы, ногти. Для магических действий в отношении определенного здания или помещения может использоваться разумеется, взята оттуда. Другой вариант парциальной магии - очаровать определенную вещь (одежду, полотенце, чашку) и подарить или подбросить ее тому лицу, на которую мы надеемся повлиять с помощью магии. Именно с такими представлениями о опосредованной магии связаны многочисленные бытовые запрета и предостережения у многих народов (обрезанные ногти и волосы, например, надо сжигать, чтобы над ними нельзя было осуществить нежелательные магические действия; старые вещи нельзя отдавать неизвестным людям - из тех же соображений).

4.Імітативна - когда создается кукла, или фигурка из воска, или рисунок, имитирующие объект магических действий. В этой ситуации колдун имитирует те действия, которые он хотел бы осуществить непосредственно с объектом волшебство - втыкает заостренные палочки в те места фигурки, где стремится вызвать боль или дискомфорт в жертвы магических действий; смазывает фигурку кровью или другим веществом, и т.д. В современных условиях для імітативної магии ее адепты используют фотографии.



Назад