Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3.3. Проблема исторической последовательности возникновения и развития ранних форм религии


В религиоведческой литературе продолжались дискуссии относительно того, существует ли определенный исторический порядок возникновения данных форм, можно ли считать определенную форму религиозных верований первоначально, исходной, а другие - производными от нее.

Так, английский антрополог Э.тейлор выдвинул словесную формулу : “Анимизм является минимумом определение религии” и считал, что анімістичні представления являются древнейшими, потому что они очень распространены. Однако ряд этнографических и археологических данных говорит о том, что у некоторых племен фетишизм, тотемизм присутствуют, но анимизма нет.

Английский этнограф б . малиновский в своем труде “Магия, наука и религия” утверждал, что именно магия является исходным религиозным представлениям. Первенство магии отдавал также Дж.Фрезер.

Другие исследователи данной проблемы - О.Конт, Дж, Льоббок, - считали, что фетишизм является самым древним религиозным верованиям.

Э.дюркгейм, Д.Зеленін склонялись к мысли, что тотемизм является первичным религиозным верованиям, поскольку именно он позволяет. Объединить людей в определенную группу - потомков одного тотема, и таким образом организовать общественную жизнь. Если данная точка зрения верна, то все другие верования лишь дополняют тотемизм.

Во второй половине ХХ века получила распространение точка зрения, выраженная, в частности, С.Токарєвим, что описанные религиозные представления нельзя рассматривать как последовательные стадии в развитии религии, потому что они присутствуют как в примитивных, так и в высокоразвитых обществах, и сосуществуют друг с другом.

Собранный учеными исторический и этнографический материал требует определенного благоустройства, определенной классификации и периодизации. В процессе развития религиоведения было сделано несколько попыток относительно осуществления периодизации процесса развития религии.

Сложность осуществления такой периодизации в значительной степени связана с огромной разнообразие типов и форм религии. На пути к выработке научной периодизации истории развития религии стоят также теологические, богословские концепции, согласно которым истинной есть только религия и религиозная конфессия, к которой принадлежит данный пользователь. При этом все другие варианты религиозных верований объявляются псевдорелігіями (которые вообще не являются религиями), а значит и проблема периодизации развития религии, перехода от одних форм религиозных представлений и верований в других снимается с обсуждения.

Первым, кто выделил определенные стадии в развитии религии, был французский философ Поль Гольбах (1723-1789). В своей работе “Система природы” он выделил три стадии развития религии: страх человека перед природными стихиями; поклонение существам, которые управляют этими стихиями; подчинение единому Богу.

Французский просветитель К.Ф.Вольней (1757-1820) попытался классифицировать религии в соответствии с истории народов мира (“религия Моисея”, “религия Зороастра”, брахманизм, буддизм, христианство).

Известный немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) в эволюции религии выделил три генеральные стадии: естественной религии, религии духовной индивидуальности и абсолютной религии.

Французский социолог Огюст Конт (1798-1857) выделил в развитии религии три периода в зависимости от предмета чествования: фетишизм (чтят вещи), политеизм (чтят много богов), и монотеизм Чтят единого Бога).

Эрих Фромм (1900-1980), известный психолог и философ - неофрейдист, разделял религии на авторитарные (которые подчиняют человека жестким религиозным требованиям), и гуманистические (позволяющие прислушиваться к внутреннему миру человека и действовать в соответствии с интенций этого мира)

Кроме исторического, используются также географический и этнокультурный принципы систематизации религий. Ими, в частности, руководствовался М.Мюллер, что выделял религии арийских, семитских и туранських народов. Существовали попытки генеологічних классификаций религии, когда последние групувались в последовательности их происхождения, по языковым и шаблона сходствами. При таком подходе в одну группу религий входят шумерская, иудаизм, христианство, ислам, в другую - индуизм, джайнизм, различные направления буддизма.

Морфологическая классификация религий проводится по идейным содержанием и особенностями формы вероучения, по характеру культа и поклонения, то есть по содержанию и значению различных аспектов религиозной жизни.

В отечественной учебной литературе наиболее распространенной возникает такая классификация религиозных верований в соответствии с их историческим развитием:

  1. Религиозные представления первобытного общества (фетишизм, анимизм, тотемизм, магия, містеріальні культы).
  2. Регионально-этнические религии (полідемонізм, политеизм). Переходной формой к следующему этапу считают иудаизм - это религий определенного народа (евреев), но она уже есть монотеизмом (почитания единого Бога).
  3. Мировые религии - религии достаточно последовательного и принципиального монотеизма (буддизм, христианство, ислам).

 Выводы.

Проблема возникновения, развития и исторического характера религии занимает важное место в современном религиоведении. Несмотря на то, что теологические источники подчеркивают надісторичний и позаісторичний характер религии, современная наука имеет большое количество материалов, которые подтверждают историческую изменчивость религии, ее тесную связь с историческими эпохами. Конкретно-исторические и культурологические исследования позволяют очертить особенности определенных форм древнейших религиозных представлений и формообразований - фетишизма, анимизма, тотемизма, магии, полідемонізму, - и увидеть остатки этих верований в современных развитых религиях. Благодаря анализу исторических форм религиозных представлений и образований стало моджливим выделить основные периоды исторического развития религии.

 

Резюме.

  1. Теоретические концепции возникновения религии основывали на некоторых исторических наблюдениях, но преимущественно - на логических и абстрактно-теоретических рассуждениях авторов этих концепций.
  2. Знания о ранние формы религиозных представлений основываются на историческом, этнографическом, фольклорном материалах и позволяют проводить параллели с некоторыми элементами современной религиозной жизни.
  3. Изучение ранних форм религии позволяет различать отдельные религиозные представления и комплексные, сложные религиозные образования, такие как политеизм и монотеизм.
  4. Исследование проблемы происхождения религии позволяет сделать вывод о целесообразности сочетания при изучении сложных культурно-исторических явлений концептуальных подходов (абстрактно-теоретических и эмпирических (накопление фактов и наблюдаемых данных).


Назад