Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

4.1. Сущностные признаки этнических (национально-государственных религий)


Этнические религии - это совокупность верований, обрядов, ритуалов, присущая определенному народу и действует в пределах конкретного государства, то есть в рамках государственных народов. Формируясь, эти религии несли на себе ощутимые отпечатки традиционных народных верований и обычаев, которые в свою очередь подвергались определенной трансформации в процессе становления и утверждения национальных государств. Эти религии синтезировали древнейшие формы анимистических, тотемических и магических верований (см. предыдущую тему), сохранили важнейшие родоплемінні и земледельческие культы, сложные обряды жертвоприношений, пышные погребальные ритуалы, связанные с верой в загробную жизнь. Как правило, все ранние религии были разновидностями багатобожя (політеїстичними), хотя в их дальнейшем функционировании в большинстве случаев выделяется значение некоего одного бога как главного (что называется генотеїзмом, то есть один бог предстает в качестве прородителя всех других), а еще позже, на поздней стадии эволюции этнически-государственных религий появляется монотеизм (mono - один; teos - Бог), то есть единобожия.

Этносы, объединяя людей за первыми признаками их общности (родословная, язык, особенности психического склада характера), составляют необходимую форму существования людей в природной и социальной среде, а потому процесс этногенеза органично связан с историческими формами религии. Религия, сочетая социальные факторы с природными и культурными как в своем содержании, так и в направлении своего внимания, выступает обобщающей характеристикой этноса, а потому она будто отражает определенные этапы этногенеза. В отношении возможного связи этногенеза с этническими религиями сегодня учеными высказываются различные подходы и позиции: некоторые ученые считают, что на первом плане находятся этнические факторы исторического процесса, а религиозные верования возникают только их определенным элементом Тэйлор, Морган, Мид), а некоторые именно религиозный момент кладут в основу процессов человеческого объединения в этносы и народности (Тойнби). Скорее всего обозначенные процессы возникают некоторой целостностью, вступая в сложные взаимоотношения, при которых определенные особенности этнической интеграции и этнической самоидентификации людей оказывают влияние на формы и способы выявления религиозного опыта, как и наоборот: религиозные представления накладывают свой отпечаток на отношения между людьми, на их обычаи, традиции, формы объединения. В этом едином процессе в определенные периоды жизнедеятельности факторы этногенеза способствовали интенсивным духовным поискам и достижениям, а последние в свою очередь влияли том, как и вокруг чего люди образовывали этнические сообщества. Следовательно, вряд ли можно противопоставлять явления этногенеза и формирование устойчивых структур национально-этнических религий. Религиозные ценности и представления служили своего рода признакам родовой и этнической принадлежности людей.

В ранних национальных религий зачисляют религии, которые функционировали в древнейших цивилизациях - шумеро-вавилонская, древнеегипетская, давньоіранська, древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческий, древнеримская и др. Каждый из народов мира на раннем этапе своей истории сформировал особую религиозную систему, в содержании которой отражались те же самые факторы, которые детермінували процесс созидания этноса: территория, климатические и природные условия, способ хозяйствования, духовно-культурные традиции, язык, особенности психики и характера и др.). Большинство этих религий не сохранилась до нашего времени, но хорошо изучены на основе археологических и письменных источников. Они перестали существовать вместе с упадком древних государств, но основные вероисповедные идеи, моральные принципы, устоявшаяся культовая обрядность в несколько видоизмененном виде перешла к более поздних религиозных систем или ощутимо повлияла на последние. Так же и древняя мифология, которая в течение длительного времени не записывалась, довольно часто постепенно приобретала сакрального смысла, канонізувалась и использовалась как первооснова для написания священных текстов новых религий. Иногда их значение перерастало государственные границы, и территория их распространения достигала целого региона, приобретая в соответствии регионального статуса. Например, индуизм как национальная религия Индии утвердился в целом ряде стран региона и нашел сторонников в нескольких сотен наций и народностей, хотя и не стал мировой религией (поскольку получил распространение лишь среди этнически родственных народов). В процессе исторической эволюции от некоторых религиозных систем под влиянием особых общественно-исторических и идейно-политических обстоятельств отделились определенные течения и направления, на почве которых сформировались вполне уникальные и самостоятельные религии, которые носили более ограниченный характер и их назначение состояло в духовном обслуживание только определенной группы этноса на ограниченной территории. Так, в лоне индуизма возникли такие отдельные религии, как сикхизм (на территории Северной Индии, подвластной арабском халифата) и джайнизм (в восточной части Северной Индии, менее асимільованої арийскими колонизаторами, где не нашел распространения буддизм).

К наиболее распространенных этнических религий, которые по сей день сохранились и получили большое количество сторонников относятся такие, как: индуизм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм, зороастризм и др. В процессе их исторической эволюции заметно укрепляются регулятивная и интегрирующая функции в обществе, значительно расширяются сферы влияния каждой из религий в пределах одного национально-государственного образования. Существенно усиливается и нравственная функция через систему многочисленных указаний и запретов. Например, в конфуцианстве и иудаизме их количество достигло многих сотен. Моральные требования основаны на учении о рае и аде, о неизбежной загробной возмездие и кару господню за грехи в земной жизни. В большинстве религий присутствует учение о спасении (сотериология) и конец мира (эсхатология), а впоследствии становится очевидной необходимость в истолковании и объяснении понятия „Бога” и проявления всего „божественного”. В поздних национально-государственных религиях появляются первые богословские рефлексии, а их вероучения приобретает вид более-менее согласованной системы философско-теологических доктрин, высших истин, моральных законов и т.п. Религиозно-богословские концепции направлялись на раскрытие основ мироздания, особенностей развития природы и общества, природы человека, характера ее взаимосвязей с Богом и потусторонним миром. Показательным для этих религий является наличие канонических источников, то есть их Святых Писаний и обоснование их неземного происхождения („богодухновенные книги”). Как правило их создания связывается с именами выдающихся религиозных реформаторов или родоначальников отдельных религий.

В хорошо развитых религиозных системах заметно возвышается роль касты священнослужителей - жрецов, которым принадлежало исключительное право в совершении обрядов и ритуалов, толковании віроповчальних истин. Жрецы выступают хранителями веры, культа, мифов, гимнов и фактически осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Все государственное жизнь строго регламентировалось религиозными нормами и правилами. Религия освящала все сферы жизни, каждый шаг человека и социума, предопределяла тотальную сакрализацию общества. Власть правителей этих теократических государств провозглашалась божественной, а сами обладатели считались богами на земле согласно концепции о „дважды рожденных” (один раз конечно, от земной женщины-матери, а второй раз - после обряда освящения Богом, что символизировало новое рождение). Таким образом, религия способствовала укреплению авторитарных деспотических режимов. Этому способствовало освящение самого государственного строя, когда священным признается разделение общества на отдельные касты и сословия. Духовная власть окончательно отделяется от светской и получает небывалую силу в обществе.

Характерным признаком ранних религий было отстранение от официального культа низших общественных верст. Например, рабов, а в некоторых государствах и сельскую бедноту не допускали к религиозных церемоний. Их называли різнонародженими („рождении матерью”) в отличие от „дважды рожденных”. Позже такие сословные ограничения устраняются и уже все социальные слои допускаются к культовых обрядов.

На основе рассмотренного материала можно утверждать, что в своем социально-историческом бытии национально-этнические религии выполняли целый ряд очень важных функций, среди которых прежде всего следует выделить:

- социально-интегративную (содействие объединению этнически родственных групп людей);

- функцию этнической идентификации (т.е. эти религии служили основанием для признания определенных сообществ людей “своими”);

- функцию этнокультурного генезиса (направляли в определенное русло и стимулировали творческую энергию членов общества);

- государствообразующую (за счет освящение роли вождей, царей, харизматичных лидеров и др.);

- нормотворческую (внедрение в общественную жизнь и человеческие взаимоотношения определенных правил, обязанностей, запретов, идеалов, жизненных устремлений);

- стабилизационную (через систему предписаний и запретов способствовали упрочнению форм и норм коллективной социальной жизнедеятельности).

Нельзя не отметить и того, что национальные религии способствовали и определенной дифференциации общества - как социальной, так и этнической. В древних цивилизациях именно признания и осуществления каких религиозных культов, обрядов, отправь часто становился решающим признаком для признания или непризнания определенных группировок людей своими или чужими. Иногда победа одного народа над другим подавалась в религиозных преданиях как победа настоящего бога (или настоящих богов) над мнимым. Соответственно, сами такого рода победы рассматривались как свидетельство истинности или могущества тех богов, которых чествовали победители. В некоторых древних государствах социальные состояния людей закріплялись таким образом, что аристократы возводили свой род к каким богов или полубогов (героев), а царей и вождей вообще отождествляли с богами.

Таким образом, из рассмотрения первого вопроса можно сделать выводы, что национально-этнические религии характеризуются такими ведущими признаками:

- их государственной и этнической принадлежности;

- синтезом в их содержании предыдущих, более ранних форм религиозных культов и верований;

- органическим связью процессов их формирования с процессами этногенеза и становления древних цивилизаций;

- ограниченным (государственным или региональным) характером их распространения;

- тенденциями к детализаций своего содержания, большей структурной стройности и монотеизма.



Назад