Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

4.2. Специфика индуизма в качестве национальной религии Индии. Джайнизм, сикхизм - реформированы религии Индии


Индуизм принадлежит к наиболее многочисленных национальных религий современного мира, поскольку число сторонников его составляет около 800 млн. Большинство из них проживают в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (83% населения которой исповедуют индуизм). Индуисты составляют большинство населения и в королевстве Непал.

Индуизм имеет очень давнюю историю и отличается особой сложностью в результате сочетания огромного количества учений, верований, обычаев, обрядов, которые иногда противоречат или противостоят друг другу. Наиболее существенной характеристикой индуизма является его стойкая привязанность к традиционного образа жизни и культуры индусов, ориентированность на конкретные кастовые системы, которая сложилась еще на рассвете индийской цивилизации.

Современный индуизм является комплексом верований и наставлений, что упорядковувались от времени составления Вед - древних священных книг (XV - XII вв. до н.э.) - доныне. Его многолетняя история включает несколько этапов, древнейший из которых достигает середины II тыс. до н.э., когда на территории современной Индии формировались ранние рабовладельческие государства. Эти первобытные формы религиозных верований индусов базировались на тотемических и магических культах. Пантеон богов был многочисленным и олицетворял различные природные явления и стихии. Особое место занимал культ Богини - Матери и мужского рогатого божества, которого изображали в позе “лотоса” и в окружении животных (прототип исторического Шивы - „Господа животных”, символом которого по сей день является бык Нанди)

В современной исторической науке считается, что около 1500 г. до н.э. северо-западную часть Индии колонизировали арийские племена (выходцы из центральной Азии и юго-восточной Европы). Эти колонизаторы белой расы будто то принесли местным племенам свою духовную культуру, а также священные книги “Веды” (с санскрита “веда” - знание). Отсюда происходит название древней ведической религии. Некоторые современные историки - східознавці считают такой взгляд на древнюю историю Индии неоправданным; они утверждают, что арийские племена и автохтонное население принадлежали к близких этнических групп, а поэтому, скорее всего, просто перемешались (Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - СПб., 2001. - С.87-132). В пользу такого видение исторического процесса свидетельствуют многочисленные языковые совпадение в культуре арійсько-иранских и древнеиндийских народов, а также наличие в смысле От многочисленных неаріських элементов. Веди включают в свой смысл так называемые самхіти (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарваведа), которые содержат древнюю мифологию, рассказы о богах, религиозные гимны, ритуальные молитвы, песни, магические заклинания. “Веды” считались божественным откровением, передавались устно, а позже были записаны и приобрели характер Святого Писания. Их используют в современном индуизме, даже в неорелігіях (новых религиях, возникшие на почве различных толкований содержания самхітів).

Ведийская религия была политеистической и базировалась на сложной системе жертвоприношений. Это особенно поднимало значение касты жрецов (брахманов). В этой религии соединились местные культы и боги, в результате чего образовалась сложная иерархия многочисленных богов, в функциях которых нередко трудно разобраться. Среди ведийских богов больше всего почитали бога огня - Агни, покровителя семьи, домашнего очага, которому посвящено около 200 гимнов Ригведы. Отцом богов выступает бог неба - Дьяус, а его жена Притхіві - богиня земли. Их сын Индра - бог тепла и света, дождя и бури, повелитель мира. Индра в ”Ведах” выступает творцом мира. Рожденный Небом и Землей Индра, выпив сому (сикера) стал быстро расти и смог оторвать небо от земли и все пространство наполнить воздухом, людьми, и т.д.

В пізньоведійській религии возникают новые боги, в частности Кали (время), Кама (любовь). Постепенно на верховное место возвышается Брахма, а ведийская религия постепенно, с развитием и совершенствованием общественных отношений трансформируется в брахманизм, в котором ключевую роль играла лицо жреца - брахмана - главного исполнителя ритуалов и культовых обрядов. Брахманами были написаны священные книги с таким же названием - Брахманы (УП - УИ ст.. до н.э), которые содержали комментарии к Ведам. Их содержание составляли мифы, предания о историческое прошлое, вероучительные и ритуальные наставления, в том числе и обоснование разделения общества на касты (варны) и особой роли касты жрецов - брахманов. Брахманы были книгами, которые узаконивали кастовый строй тогдашнего общества. Рядом с Брахманами в УП - УИ вв. до н.э. возникла и философская часть Вед - Упанишады (санскр. - сидеть возле учителя и перенимать знания) - своего рода философский комментарий к самхітів, где в форме рассказов и поучений легендарных мудрецов раскрывались проблемы высших законов Вселенной, взаимосвязей человека и природы, жизни и смерти, законов перевоплощения и переселении душ, о карме и ценностные жизненные ориентиры. В Упанишадах содержатся размышления о смысле жизни, причины страданий, возможные пути достижения блаженства. Так, постепенно в религиозной литературе акцент смещается из явлений внешнего мира к внутреннему миру человека, познания законов ее психики и мышления. На этой основе разрабатывается и система практических методов физического и духовного самосовершенствования, реализованных в системе Йоги и Ньяя. Ведійсько-брахманская литература стала идейным фундаментом индуистского вероучения, а также родственных с ним религиозно-философских школ и течений.

В брахманизме стержневым является учение о касты (варны, санскр. - „цвет”). Жрецы-брахманы занимали привилегированное положение. Они совершали жертвоприношения, все религиозные церемонии, принимали участие в решении государственных дел. Отношения между представителями отдельных состояний, а также нормы и правила поведения в пределах каждой касты регулировались „Законы Ману”. В „Законах Ману” содержится рассказ о возникновении каст: Брахма для сохранения Вселенной создал из отдельных частей своего тела людей: из уст - брахманов, чтобы изучали Веды, совершали жертвоприношения, возглавили над всеми; с рук - кшатриев, чтобы охраняли подданных, раздавали милостыню, приносили жертвы и изучали Веды; с бедер - вайшіїв, которые бы пасли скот, занимались торговлей, ростовщичеством, земледелием, а также раздавали милостыню, приносили жертвы, изучали Веды; с ног - шудрів, которые бы покорно служили всем другим кастам. Религия брахманизма по сути освящала существующий кастовый строй. В сословной иерархии древнеиндийского общества наивысшее место занимала каста брахманов - жрецов, служителей культа, вторую касту составляли кшатрии - аристократия, с которой происходили князья, цари, военные вожди, разного рода чиновники, за ними шли вайшії - ремесленники, торговцы, земледельцы (свободное население) и самое низкое положение занимали шудры - порабощено коренное население, бесправные рабы. Соблюдение определенных законов служило залогом того, что человеческая душа в своих дальнейших перевоплощениях будет преподносить свой жизненный статус. Положение шудрів было худшим как через отсутствие минимальных социальных прав, так и вследствие лишения их возможности участвовать даже в религиозных церемониях. Фактически кастовый разделение касался расового различия, начиная от светлокожих ариев (на санскрите варна (каста) означает „цвет”) и заканчивая темнокожими племенами местных дравідів.

Учение о касты отразилось в віросповідальних принципах брахманизма. Ведущая идея этого учения состоит в том, что Вселенная отождествлялся с Богом, а Бог понимался как целая природа. Универсальная, всеобщая душа мира именовалась Брахман (отсюда и название религии), с ней соотносится индивидуальная человеческая душа - Атман или атма. Мировая душа рассеяна во всем мире. Высшая цель заключается в слиянии Атмана с Брахмой - высшим духовным началом мира. В этом главный смысл человеческой жизни. Основой праведной жизни является соблюдение законов своей касты.

Считается, что индуизм (от персидского названия реки Инда - Хинд) возник на основе брахманизма в IV - VI вв. Он утверджувався путем соперничества с буддизмом: уже в XI - XII вв.. индуизм утверждается как национальная индийская религия, тогда как буддизм почти полностью исчезает и в наше время лишь один из ста индусов считал себя буддистом. Он сохраняет основной пантеон ведийских богов, который возглавляет троица высших богов - Тримурти - Брахма, Шива и Вишну. Главным в божественной троицы в ведийской традиции считался Брахма - творец Вселенной. Шива выступал грозным богом разрушения и в то же время милостивым творцом жизни. Он символизирует противоречия мира, вечную борьбу противоположностей - добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти, мира и войны. Женой Шивы есть богиня Кали (Дурга, Парвати) - богиня-мать, которая олицетворяет рождение и смерть, которая вознаграждает и наказывает. Дети Шивы - Ганеша (покровитель мудрости и благополучия, успеха и изобилия, который изображался в виде толстой человека с головой слона) и Сканда (другое имя - Картікейя - бог войны, защитник от врагов и злых духов; изображался с копьем в руках). Вишну выполняет охранную функцию, следит за порядком на земле, оберегает людей от зла и несчастья. Его культ является наиболее развит. Существуют многочисленные перевоплощения (аватары) Вишну.

Для индуизма очень важным является непоколебимая вера в то, что Веди является единственным источником божественных истин. Именно из этого источника данная религия черпает свои первые идеи и установки, для обозначения которых существует специальный термин “дхарма” (иногда - дхамма), что не имеет единого перевода, а его содержание можно передать словами “закон”, “обязанность”, “норма жизни”, “истина”, “причина”, “справедливость”, даже - “религия”. В то же время это и определенный энергетический начало мира и определенное душевное состояние человека.

Религиозное учение индуизма имеет свои взгляды на строение мира, которую пронизывает единство духовного и физического, взаимозависимость человека и космоса, людей и богов, чем объясняется двойственная природа человека - неотделимая единства духа и тела. На этих принципах культивируется одно из центральных учений индуизма - положение о переселение душ (реинкарнацию), безграничное круг их перевоплощений (сансара) и закон кармы (судьба, предназначение).

Учение о карме базируется на распространении причинно-наслідкового связи во Вселенной на определенность и состояние человеческой души: человек рождается с судьбой, заранее определенной тем, что осуществляла ее бессмертная душа в предыдущих жизнях. Согласно закону кармы, каждое человеческое действие, положительная или отрицательная, вызывает определенные последствия. Карма определяет каждое существования переселеної или реинкарнованной души. В тексте „Гаруды Пураны” объясняется, что „человек является творцом своей судьбы..., и человеку не уйти от последствий своих предыдущих поступков... Все, что должно случиться человеку в определенном возрасте или времени, непременно произойдет именно тогда”. Отсюда склонность индуистов к фатализму (предопределение, неотвратимости судьбы). У каждого человека своя карма, что имеет свои особенности и, прежде всего, определяется нормами поведения каждой отдельной касты. Эти нормы - дхармы - установил Брахма как законы жизни и он же следит за их соблюдением. Если человек их не нарушала, душа переселится в тело человека, который будет иметь такое же успешное жизни, как и предыдущее. Если же человек нарушал кастовые законы и нормы жизни, ее душа переселится в тело человека низшей касты или даже животные. Поскольку перевоплощения души (сансара) является бесконечным (ибо душа является бессмертной), то и страдания не имеют конца, то есть не завершаются и после смерти. Если же душа праведника воплотится в брахмана, и если он не нарушал установленных законов, старательно придерживался требований своей дхармы, тогда душа может слиться с Брахмой, приобрести состояния “мокши” - вечного блаженства.

С идеей перевоплощения души и законом кармы связаны самые существенные особенности индийской духовности: отрицание насилия, преимущество ума и чувств над верой, потребность в самозаглибленні, созерцании мира, культ природы, гармоничный взаимосвязь человека и природы. Характерной становится практика аскезы, то есть уменьшение жизненных потребностей до минимума, отхода от активной общественной жизни, политики, пренебрежение материальными ценностями. Утверждается несколько пессимистический взгляд на земное бытие, стоимость материальных благ, целесообразность служебной карьеры.

Приверженцы индуизма определенное время пытались утвердить в качестве основного культ Брахмы, однако поскольку этот культ не был поддержан, то уже в раннем средневековье в Индии распространились вишнуизм (почитание бога Вишну) и шіваїзм (почитание Шивы). В настоящее время в Индии преобладает культ Вишну; существует вера в то, что этот бог имеет многочисленные земные воплощения (в людей-героев и людей-богов, в частности, Раму и Кришну, которым посвящена богатая эпическая литература („Рамаяна” и „Махабхарата”), среди которых упоминается и воплощение в Будду. Последний момент способствовал тому, что буддизм в Индии был поглощен индуизмом. Между вишнуизмом и шіваїзмом не существует антагонизма, а отличие заключается в обрядовых особенностях, специфике ритуалов, использовании фетишей и идолов.

Индуизм характеризуется сложным религиозным культом, в котором основное место принадлежит жертвоприношением и чествованием умерших. Исключительное право совершении религиозных церемоний принадлежит брахманам, без участия которых ритуал считается недействительным. Эта традиция до сих пор почитается.

Постепенная дальнейшая детализация и многочисленные интерпретации идейного содержания “Упанишад” привели к появлению религиозно-реформационных течений, которые стали основой таких самостоятельных религий, как джайнизм, буддизм, сикхизм.

Современный индуизм исповедует давние ведийские принципы, но в более упрощенном виде. Значительно видоизменился обряд жертвоприношения и вместо кровавых жертв отправляются символические богослужения. На видное место піднеслись и новые божества, а точнее новые ипостаси древних богов. Но троица верховных богов - Брахма, Шива и Вишну осталась незыблемой. Более разветвленными и конкретно указанными стали их функции. Были использованы и лучшие черты буддизма - это демократизм и открытость для всех состояний, а не только для высших.

В индуистских богослужениях и религиозных церемониях принимает участие большое количество верующих. Существует древняя и мощная традиция храмового строительства. За обычай культовая архитектура является чрезвычайно пышной и величественной с использованием скульптуры, богатого декора и монументальной росписи. Каждый храм посвящен определенному божеству, в честь которого выполняются соответствующие обряды и ритуалы.

Индуизм, вобрав разные анімістичні и тотемічні представление возникает религией абсолютного одухотворение природы и окружающей среды. Обожествляются все предметы и объекты природы, многочисленными духами наполнены реки, горы, леса и т.д. Индус обожает различных тотемов (животных, деревья, камни), покровителей людей, профессий и т.д. В каждой местной общине существуют специфические культы и собственные обряды, которые имеют древнее происхождение. На этом основании индуизм трактуют как очень пеструю религию, что является сложным комплексом различных верований и культов большого количества богов. Считается, что индуизм насчитывает 330 млн. богов. Вместе с тем в индуизме присутствует понятие единого бога. Как объясняет индийский писатель А.Партасараті: “Индуисты не является політеїстами. Индуизм говорит об одном Боге... Разные боги и богини индуистского пантеона является простым отражением силы и функций одного высшего Бога в материальном мире”.

Всю жизнь индусов от рождения до смерти подчиняется системе обязательных обрядов, связанных с рождением, заключением брака, погребением. Они осуществляются пышно, с участием жрецов, которых щедро одаривают. На современном этапе характерным становится движение за подъем религиозно-правового статуса низших каст, хотя кастовость и в дальнейшем остается весомым фактором жизни индусов. Верующий обязан тщательно выполнять законы (дхармы) касты, желая лучшего воплощения его души в будущем.

Индуизм воспринял и дальше развил брахманическое учение о переселении душ, считая окончательной целью перевоплощения (сансары) его полное прекращение (мокша), то есть слияние души человека (Атмана) с универсальной мировой душой - Брахманом. Учение о душе в индуизме несколько отличается от христианства. Индуисты верят, что каждая отдельная душа проходит много перевоплощений и, возможно, даже „ад” прежде чем объединиться с „Верховной Сущностью” (Брахманом). Во всем прослеживается действие закона причины и следствия: что посеял в воображаемом прежнем существовании, то пожнешь в теперешней жизни. Поэтому окончательная цель индуиста - достичь мокши (освобождения), то есть высвобождение из кругооборота повторных рождений и существований (как человека, животного или растения).

В этическом аспекте исповедует индуизм терпение, смирение и покорность судьбе, которую можно изменить лишь в будущем. Отсюда проповедь ненасильництва и миролюбия, недопустимости платить злом за зло. Ненасилие - ахимса - фундаментальное понятие индуизма, которое определяет способ мышления и каждодневное поведение людей, которые не должны убивать ни одного живого существа и не применять силу. В противоположность некоторым другим религиям индуизм более терпимо относится к другим вероучениям и является толерантным к другим религиозным конфессиям.

Индуизм тесно связан с национальной культурной традицией, отражает особенности ментальности, психического склада коренного населения Индии. Эта религия существенно повлияла на развитие философской мысли, которая составляет уникальную и неповторимую часть философской культуры человечества. Неисчерпаемость духовного потенциала индийской религии свидетельствуют распространенные в наше время отдельные направления и течения, которые действуют в различных странах мира, в том числе и в Украине. Например, Общества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Саи Бабы, Шри Чінмоя, Общества Всемирной чистой религии и др.

Хотя индуизм распространен за пределами Индии (его сторонники проживают в Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Непале, Индонезии, даже в Южной Африке), все же он не стал мировой религией, потому что больше всего соответствует духовным потребностям именно народа Индии учитывая глубокую традиционность и органическую привязанность к древнейших верований этого народа.

Джайнизм как одно из направлений индуизма сформировался во вполне самостоятельную религиозную систему в УИ ст.. до н.э. Название происходит от имен проповедника Вардхаману, которого называли Махавира (“Великий герой”) или Джина (“победитель”). Джайны считают свою религию давнішою от индуизма, поскольку Махавира синтезировал те верования, которые существовали с древнейших времен. Они считают Махавіру 24-ым и последним тиртханкаром (святым, который познал благодать), а до него существовало еще 23 таких святых, первым из которых был Ришабха.

Джайнизм возник почти одновременно с буддизмом, и некоторые ученые утверждают, что Будда и Махавира - это одно лицо, а буддизм и джайнизм представляют собой две ветви одного учения. В биографии этих двух реформаторов имеющиеся некоторые тождественны моменты. Махавира, который жил в УИ ст.. до н.э., происходил из касты кшатриев и до 30 лет жил роскошной жизнью. Неожиданно он отошел от мирской жизни и 12 лет посвятил самосовершенствованию, медитациям и дематериализации плоти. Еще при жизни он достиг нирваны, после чего 30 лет провел в виде всеведущей лица (кевалі), обучая своих последователей. Махавира считается основателем нескольких монашеских общин, одна из которых сохранила его учение и продолжила его после смерти учителя. Со временем развились три течения джайністського учение: дігамбари, шветамбари, стаканавасі, которые имеют свои священные книги.

Священные книги джайнизма содержат наставления Махавіри, дополненные его последователями. В Ш в. до н.э. на соборе в м.Паталіпутрі все джайністські книги были объединены в 12 частей и названы - Агамы (наставлениями). В ст.. н.э. собор в м.Валабхі перередагував 11 аг, так как последняя была утрачена. С УП ст.. джайністська литература пользуется исключительно на языке санскрита. Но каждый из направлений признает не все книги, количество которых колеблется от 33 до 84.

В вероучении джайнизма содержатся положения совместные с буддизмом. Высшая цель джайнов - стать джиннами (“победителями”), подобно Джины. Таким образом можно завершить бесконечный цепь перевоплощений (сансаре). Тождественным с буддизмом есть учение о карме и вера в то, что добрые дела спасут душу человека от дальнейших перевоплощений. Джайнизм исповедует идею аскезы и поощряет отшельничество, отречение от материальных ценностей. Эти идеи основываются на учении о дживы, что составляет основу джайнизма. Дживы - это живые существа, которые существуют в недовершеному и совершенному буттях. Несовершенное бытия дживы - это соединение души с телом, которое пленив душу, обрекает ее на страдания. Различные степени единения духовного и телесного отражают иерархии живых существ, на высочайшем уровне которой находятся люди и боги. А над богами - дживы, лишенные всего телесного и материального. Поэтому лишь путем аскетизма, когда уничтожается телесный элемент происходит переход от низших до высших ступеней иерархии. Джайнизм отрицает существование Творца - верховного существа. Боги и демоны - это существа сильнее человека и человек является вместилищем божественного. Поэтому человек должен полагаться на собственные силы, дело спасения зависит от самого человека, а не от богов. Спасение достигается праведной жизнью и с помощью праведной веры. Джайны не признают касты и исповедуют идею равенства всех людей, отмечаются гуманным отношением к женщинам.

Джайнизм характеризуется и более простой, чем в брахманизме культовой практикой. Основным во время молитвенных собраний является чтение священных текстов. Джайны поклоняются статуям основателей веры, которым жертвуют цветы, плоды, сладости, рис, вокруг которых читают молитвы. Джайнизм стимулировал развитие очень своеобразного культового искусства, в частности архитектуры и скульптуры, заметно повлиял на литературу.

Джайнизм не получил такого распространения, как буддизм, однако имеет большое количество поклонников, преимущественно на территории Индии. Наибольшее распространение джайнизм получил в восточной части Северной Индии, где проживает большая часть местного автохтонного населения и доминировали элементы традиционной местной культуры, что отразилось на формировании джайністського вероучения и культа.

Сикхизм - религия, что родственная с индуизмом и имеет северо индийское происхождение Становления этой религиозной системы связано с реформаторским движением, которое возникает еще в XII в. на волне протеста против кастовых ограничений и экспансии мусульманства. У1206 г. был образован независимый от арабского халифата делийский султанат, власть которого распространялась на большие территории Индостана. Религиозное учение сикхизма сложилось под влиянием идей секты Бхакти (преданность, любовь к Богу), которая провозглашала равенство всех перед Богом и возможность спасения без посредничества жрецов и обрядов. В духе этих протестантских идей поэт Кабир (прибл. 1440 - 1518) провозгласил учение, которое устраняло кастовые барьеры, отрицало политеизм, сложный религиозный культ, аскетизм, монашество. Его последователи создали объединение Кабир-Пантхи, которая имеет своих сторонников до сих пор. В русле данного вероучения были выработаны основные принципы сикхизма, автором которых стал Гуру Нанака (1468-1538). Он происходил из касты кшатриев и был уроженцем Пенджаба. В 36 лет он оставил семью и полностью посвятил свою жизнь самосовершенствованию, молитвам, постам и размышлениям над смыслом жизни. Под влиянием ислама он исповедовал принцип монотеизма. Нанака пришел к выводу, что все религии исповедуют единого истинного Бога и только называют его разными именами. Согласно принципу монотеизма Бог проявлял себя во всем сущем, был единым для всех независимо от сословной принадлежности и социального статуса. Поэтому исключалось значение обрядности, потому что молиться можно везде. В сикхізмі потеряло значение идолопоклонство, жертвоприношения, отрицался кастовый разделение, хотя официально сикхизм не порывал с индуизмом. Индуистские обычаи сикхи (от слова “ученики”) заменили покорностью божественном Гуру (Учитель) Сату Наму. Его волю доносили его непосредственные служители, первым среди которых был Нанака. Нанака зздійснив несколько путешествий с целью проповедования и повсюду провозглашал: „Нет индуса и нет мусульманина!” Единого Бога он называл „Сат Нам” (Истинное имя). Со временем сикхизм превратился в абстрактное мистическое единобожия, близкий к пантеизму. Бог в сикхов - абсолютная, всемогущая и неизвестная субстанция. Душа верующего стремится слиться с Ним (этот момент по-сути совпадает с индуизмом). Заимствованным от мусульманства есть учение о послушании Богу и добросестя как необходимой предпосылки спасение.

Нанака выдвигал идею равенства перед Богом и индусов и мусульман. В легенде, в частности рассказывается о том, как Нанак однажды лег спать ногами к Мекки - священного города мусульман, за что его обвинили в богохульстве. На это Нанак ответил: ”Но попробуй вернуть ноги в ту сторону, где бы не было Бога”. Конечно примирить индусов и мусульман в одной религии не было реальных возможностей, тем более в условиях политического противостояния. Подобно мусульман церковное устройство сикхов носил элементы военной организации Сикхи принимали активное участие в национально-освободительном движении, а потому были хорошо приспособлены к силовой борьбе ради своих религиозных принципов.



Назад