Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

5.1. Возникновение буддизма. Сиддхартха Гаутама как его основатель


Буддизм возник в VI в. до н.э. в Северной Индии в государстве Магадха за условиях определенных социальных и духовных сдвигов древнего индийского общества. Как известно, это общество со времен нашествия ариев делилось на касты - жестко устоявшиеся социальные группы с четкой регламентацией их положения и функций в общественной жизни. Принадлежность к той или иной касте была наследственной. Четыре касты образовывали четыре социальные сословия: брахманы (служители культа), кшатрии (воины, служащие), вайш'я (крестьяне, ремесленники), шудры (самые бедные люди и рабы). Фактически был и пятый состояние - самый низкий на иерархической ступени - чандали (люди, рожденные от брака представителей разных каст, что строго запрещалось); их еще называли “нетронутыми”, поскольку считалось, что уже самый прикосновение к чандан загрязняет человека. Чандали не имели никаких прав, находились не только вне кастами, но и вне закона. Высшие касты пользовались значительными привилегиями, а ниже подвергались нападкам. Господствующая в настоящее время религия - брахманизм - была культом лишь привилегированных первых трех каст. Только их представители допускались к культовых действий и обрядов. С развитием разделения труда, усложнением социальных отношений и имущественным расслоением численность низших слоев росла. Интенсификация социальной динамики, опыт социальных отношений наконец ставил перед обществом вопрос о причинах социальных различий, о природе человека и условия человеческих взаимоотношений. Возникла необходимость в религии, которая бы была способна давать удовлетворительные ответы на эти вопросы. Буддизм зарождается в среде соискателей первых истины жизни, получает поддержку прежде всего среди низших сословий общества, как движение направлен на принципиальное уравнивание возможностей всех людей. Именно это признание принципиальной равенства всех людей позволяет буддизмові впоследствии приобрести статус мировой религии. Буддизм при условии выполнения всех предписаний обещал человеку (независимо от ее социального положения) исполнения самых первых и самых заветных желаний. Кроме того буддизм выступил с проповедью морального самосовершенствования человека за нормальных, обычных условий его жизнедеятельности, не требуя обязательного разрыва с этими условиями. В этом заключалась главная причина привлекательности новой религии в широких слоев населения.

Основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии приобрел имя Будда - “просветленный” (человек, богочеловек, которая достигла высшей святости); отсюда и происходит название религии. Хотя биография Будды содержит много мифологического, большинство исследователей считает его реальным лицом. Его жизнь и деятельность, по разным данным, продолжались между 550 и 480 гг. до н.э. или 563 (566) - 483 (486) гг. В 1956 г. отмечалось 2500 лет со времени возникновения буддизма. Отец его был царем небольшого племени Шакья в Северной Индии близ границы с Непалом. Отсюда еще одно имя Будды Шакья-Муни (“отшельник из рода Шакья”). Мать была старшей женой царя. Его рождения овеянное легендами и якобы было предусмотрено мудрецами. Мифы рассказывают, что он родился от непорочной царицы Майи сверхъестественным образом. По преданию, он был “чудом зачат”. Его мать Майя увидела во сне, что в ее сторону вошел белый слон и таким же необычным образом у нее родился сын. Через несколько дней мать умерла. По преданию, отец, расстроен этим фактом, решил сделать жизнь сына безоблачным и беззаботным. Окруженный роскошью, Гаутама знал только радости жизни. Он заметно выделялся среди своих ровесников умом и способностями, мудрецы пророчили ему необыкновенное будущее. Когда Гаутама вырос он женился с царевной Ясодхарі, с которой имел сына Рахулу. Ничто не омрачало его счастье, потому что отец запретил ему покидать пределы дворца, чтобы тот не видел человеческого горя. Дворец же был окружен прекрасным садом, где круглый год можно было видеть растения в цветах, а вся прислуга была молодой, веселой и здоровой. Но однажды, выехав за пределы дворца, 29-летний Гаутама увидел покрытого язвами тяжелобольного, впоследствии - от изогнутого лет бедного старого, далее - похороны и, наконец, погруженного в глубокие, тяжелые размышления аскета. Эти четыре встречи в корне изменили мировоззрение и поведение беззаботного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть и страдания. Это настолько поразило царевича, что он украдкой покинул дворец и пошел спасать мир от страданий. Интересно отметить при этом и чисто психологический момент: чем больше человека погружают в нечто одностороннее, даже - лишь приятное, тем больше шансов на то, что со временем произойдет переход к прямо противоположному. Присоединившись к аскетов, Гаутама почти 7 лет путешествует по стране. Бывало, за день он ел только одну зерно риса, надолго задерживал дыхание и т.д. За эти годы ужасно похудел и ослаб. И однажды он решил, что больше не сдвинется с места, пока не найдет ответов на вопрос о самых первых истин жизни. Наконец, сидя в глубоком самозаглибленні под фікусовим деревом пипала (или деревом Бодхи - познание) после 49-дневного поста во время майского полнолуния Гаутама внезапно “прозрел”: познал тайны и внутренние причины круговерти жизни, четыре священные истины, то есть стал Буддой - просветленным. После этого он просидел под священным деревом несколько дней, не имея возможности двинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал соблазнять Будду, призывая его не сообщать истины людям, а сразу же углубиться в нирвану, то есть небытие. Однако Будда стойко выдержал все искушения и продолжал свой великий подвиг. Собрал возле себя пятерых аскетов, что стали его учениками, и основал первую монашескую общину (сангху). Возглавив ее, выбрал себе судьбу странствующего проповедника, начал творить чудеса. Так он обошел все села, города, долины среднего Ганга. Первую проповедь произнес в городе Бенаресі. Его религиозное учение получило название “учение Будды”, “буддиха-даршана”, “буддхагама”, “дхармы” (дхарма - “праведный закон”). Проповеди имели большой успех, ширились ряды учеников. Звали их “буддхамі” (“сторонники Будды”), “шак'ями”. Среди последователей Будды были представители всех каст и слоев населения, в том числе - цари и женщины. Будда основал несколько буддистских монастырей (в том числе - и женских) и большое количество буддистских общин. Умер Будда в городе Кушінарі, когда ему было восемьдесят лет. По легенде его последними словами были: “Все сложные вещи распадаются. Прилагайте неустанных усилий”. Его тело, за обрядами населения Индии, сожгли, а прах разделили между восемью его последователями. Места рождения, просветления, первой и последней проповеди - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира.

По утверждениям альберта швейцера - выдающегося гуманиста ХХ ст. - величие Будды можно описать несколькими пунктами:

- он был реформатором, что осмелился отвергнуть главные принципы религиозного благочестия своего времени;

- он искал особые пути спасения, поскольку отверг аскезу и обратился к чисто духовной формы религии;

- он проповедовал не отбрасывание обычного простого жизни, а необходимость духовного преодоления стремление к вещам и наслаждений, в достижении освобождения души от мира и мирской жизни;

- он признавал способность каждого человека достигать самых высоких истин и состояний на пути духовного самосовершенствования.



Назад