Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

5.2. Основные принципы вероучения буддизма


Основы своего вероучения Будда произнес в своей первой проповеди, изложив их в виде “Четырех благородных истин”. В современном переводе они звучат так: “ ... Благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с неприятным - страдания, разлука с приятным - страдания, достижения чего-либо желаемого - страдания, короче говоря, пятиуровневая привязанность к существование есть страдание.

А это ... - благородная истина о происхождении страдания: это жажда, жажда, что ведет к новым рождений, которые сопровождаются наслаждениями и страстями,... а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели.

А это ... - благородная истина о уничтожению страдания: это полное без остатка уничтожения указанной жажды, отказ от нее...

А это ... - благородная истина о пути, что ведет к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильное усилие, правильная внимание, правильное сосредоточение” (Антология мировой философии. - Т. 1, часть 1. - М., 1969. - С . 118).

В несколько детализированной форме обозначенный путь подается в таких составляющих: 1. Праведный взгляд на понимание четырех истин. 2. Праведное стремление и решимость действовать в соответствии с этих истин. 3. Праведная речь, то есть отказ от лжи, клеветы, грубой языка и т.д. 4. Праведная действие, признаками которой являются: не причинять вреда живым существам и т.д. 5. Праведный образ жизни, честное добывания средств к существованию. 6. Праведные усилия, исполнительность настойчивость в преодолении суетных, марнотних мыслей дурных влияний. 7. Праведные мысли или постоянное хранение в памяти знания о том, что жизненные страсти, которые присущи человеку, способны только помешать ей на пути к освобождению, что необходима отчужденность от всех мирских страстей. 8. Праведное сосредоточения, то есть достижения внутреннего покоя, полной невозмутимости, избежания даже от чувства радости по поводу разрыва с мирскими путами и своего грядущего окончательного освобождения. Такое состояние получил название “нирваны” (с санскріта - “прекращение”). Этот восьмеричний путь Будда назвал средним, серединным, потому что он избавляет от крайностей в поведении. Он действительно пролегает будто посередине между некоторыми установками брахманизма и идеологией аскетов-затворников древней Индии, то есть, с одной стороны, он является свободным от стремление отдаться водоворота жизни, роскоши, наслаждениям, страстям, а, с другой стороны, - от “ахимсы” - жестокой аскезы и полного отстранения от жизни.

Давайте попробуем вникнуть в содержание отмеченных “благородных истин”. К чему они призывают? Как следует понимать полный отказ от жажды жизни? Или не равнозначно это простом прекращению жизни? - На последний вопрос следует однозначно ответить “нет”, поскольку буддисты признавали закон “кармы”, который сопровождает процессы перевоплощения души (см. тему 4). А отсюда следовало, что насильственное прекращение жизни, или какой иной существа, или своего собственного влечет за собой исключительно негативные последствия. Путь жестокой аскезы, как уже было сказано, также отвергался. Поэтому сущность данной истины заключается в том, чтобы в этом, предоставленном человеку жизни, полностью освободить душу от любых ее привязанностей не к духовному, а к телесному как такого, что не соответствует ее природе. Но все живое стремится жить, стремится к сохранению жизни, стремится жизненного удовольствие, - это закон жизни, закон этого мира. Если же человек осознает свое первое назначение и сможет сознательными упражнениями прекратить действие этого закона, то это будет значить, что она превзошла законы этого мира и вознеслась над ним.

Душа, свободная от любых жизненных влечений и волнений, достигает, как уже было сказано, состояния нирваны. В общем плане под нирваной понимается переход души в состояние вечного и невозмутимого спокойствия, то есть до такого состояния, в котором прекращаются все телодвижения и стремление сознания.

Первоначальный буддизм, насколько об этом можно судить из источников, отказывался от систематических специальных размышлений о мире и его природу. Утверждается, что Будда запрещал своим ученикам осуществлять любые усилия ради познания мира, поскольку вопрос о сущности бытия, о явлениях мира считал лишними и ненужными в деле выхода за пределы бесконечных перевоплощений души. Будда сформулировал своим ученикам два фундаментальные законы поиска истины: 1) сознание человека должна быть направлена лишь на то, что имеет практическое значение для дела лишения реинкарнации; 2) фактом можно считать лишь то, что является доступным для наблюдения. Поэтому встанивити наверное какие законы мира вряд ли возможно, а, главное, это ничего не дает для спасения. Одному из своих учеников, который пытался втянуть его в дискуссии и обсуждения вопросов мироздания, Будда ответил притчей. Когда человек ранен отравленной стрелой, то ей не стоит пытаться прежде всего задумываться над вопросами, кто был тот человек, который сделал выстрел из лука, которого она была происхождения, как выглядела, какой была на рост и др. Вместо того, чтобы тратить время на решение таких вопросов и в конце концов умереть, ей следует немедленно искать врача и способов избавиться от смертельной опасности. Особенно человеку не стоит мучиться над вопросами о том, есть ли мир вечным, бесконечным, совпадают ли между собой жизнь и тело, или достигается освобождение после смерти или нет. Человек должен прежде всего осознать сущность провозглашенных им “благородных истин”. В то же время в буддизме имеются и определенные взгляды на действительность. В частности, в нем можно заметить характерный для любой религии разделение мира на реальный и потусторонний, а, вернее - наблюдаемый и не наблюдаем. Потусторонний или истинный мир - это мир богов, нирвана, его можно достичь после окончательного перевоплощения души человека в этом мире. Реальный, предметный мир - это арена перевоплощений, место борьбы духа с материей за свое освобождение, которое сопровождается непрерывными страданиями. Страдания обязательно присуще всем живым существам. Столкновение с неприятным - страдания. Отсутствие приятного - страдания. Недостижение бажанного также страдания.

Основным законом мироздания является закон зависимого происхождения, по которому ни одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако в соответствии с этим законом установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каким он есть, и люди не в состоянии изменить существующий ста вещей. Более того, не могут этого сделать и боги, которых Будда считал подобными людям, но значительно совершеннее. Ранние буддистские источники также дают основания считать, что Будда не признавал некоего нематериального бытия. Итак, дело человеческого спасения и дело выработки определенного жизненного пути буддизм отдавал в руки каждого человека.

В отличие от других религий буддизм отрицает существование вечной душе Вселенной и вечной индивидуальной души как носителя и ответчика за поступки. Вместо этого утверждается, что основу всех вещей и явлений как материальных, так и духовных, составляют определенные элементы (дхармы). По своей природе дхармы пассивные и возбуждаются соответствующим видом энергии, источником которой является осознанные волевые действия, слова и мысли человека. Человек, желает обладать и наслаждаться разными вещами. Подобные желания создают непрерывный цепь борьбы за существование и является причиной продления жизненного процесса. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированные невежеством и приводят к волевого действия, которая создает карму. Этот процесс может проходить в активной и пассивной формах. Человек может существовать активно только тогда, когда дхармы возбуждаются, образуя кармический эффект. Последний порождается сознанием. Таким образом, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непринужденные действия не влияют на карму. Она не ограничена временем и пространством и относится только к этической сферы как результат потока сознания. Карма может быть космической, национальной, родовой, семейной, индивидуальной.

Карма - это общий закон, который по совокупности хороших и плохих поступков определяет будущую судьбу человека. С доктриной кармы связывается теория переселения душ (реинкарнация, метемпсихоз), согласно которой происходит посмертное переселение души от одного существа к другому человеку, животные, иногда растения. В индуизме процесс переселения душ продолжается бесконечно, но может быть прерван достижением мокши (освобождения), что означает единство индивидуальной души (Атман) с душой абсолютной (Брахман, мировая душа) и позволяет избежать цикла новых перевоплощений (сансара). Буддизм отрицает существование неизменной субстанциальної души, утверждая учение о переменность кармы. Комплекс психофизических элементов и состояний меняется ежесекундно. Душа и пять ее элементов (скандха) прекращают существование, но карма умерших сохраняется и превращается в “зачаточном сознание” (виджняна), которая является определенным аспектом души, воплощенной в другую личность. Однако “срединный путь” позволяет избавиться от подобных преобразований.

Спасение человека - это дело самого человека. Она единственная отвечает за свою карму, никто не может ее изменить, даже боги. Если человек выполняет необходимые моральные установки, то ее душа может перевоплотиться в лучшее состояние - вплоть до воплощения в Будду. Когда человек недобросовестно выполняла указания, то ее душа будет отбывать наказание в теле нищего, раба или животного. Согласно учению буддизма, человек занимает особое место в иерархии всех существ, потому что она одна имеет возможность спастись от цепей извечной колеса сансары (жизни) и достичь нирваны (стать Буддой или Бодисаттвою). Бодисаттви - это люди, которые достигли просветления, но отказались от перехода в нирвану, чтобы помочь другим людям преодолеть границу между силой этого мира и нирваной.

Если полностью избавиться и хороших, и плохих желаний, наступает состояние нирваны (успокоение, угасание). Это - достигнут личными усилиями высшее состояние, когда человек освобождается от всех земных страстей и привязанностей. Состояние, когда прерывается колесо непрерывных перевоплощений и человек исключается из процесса возрождения. Вообще нирвана сравнивается с огнем светильника, который погас через то, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности погасли: нет ни чувств, ни образов, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после достижения нирваны человек уже не возрождается и оставляет сансаре. Нирвана - это не смерть. Срединный путь отрицает и вечную смерть. Это не самоуничтожения, а состояние освобождения от своего “Я”, угасание эмоций, когда человек находится в абсолютном покое. Это особое состояние невозможно описать, используя человеческий опыт. Поэтому точного определения нирваны нет. Иногда говорится, что она высшая цель, высшее блаженство, высшее счастье, но это только в том смысле, что уже прекращено страдания, грусть, волнение (дхарм). Нирвана реальна только как конечная цель жизни, как завершение пути.

Отбросив традиционные для древней индийской культуры взгляды на жизненные задачи человека, Будда отверг также и признание необходимости существования каст. В частности, в буддистские монастыри он считал возможным принимать представителей любых каст. К какой бы касты не принадлежала человек, при условии соблюдения соответствующих духовных наставлений она может достичь совершенства. Это, по словам Будды, похоже на то, как бы мы начали думать, какой породы дерево использовать для добычи тепла и света: или мы поддерживаем огонь с помощью одной породы дерева, или другой, или досками от свинарника, или от собачьей будке, результатом будет пламя и свет. Так же не отказывали буддисты в поисках праведного пути и женщинам, хотя ставили монаха - мужчины выше монахини - женщины.

Наконец, следует сказать и о том, что буддизм отошел от традиционного для индуистских духовных течений принцип недеяния, согласно которому этот мир только стоит того, чтоб от него отвлечься. Исходя из такого принципа индийские затворники и аскеты считали ненужным и неоправданное вмешательство в ход процессов жизни, в том числе и вмешательства в виде помощи некому. Зато Будда наставлял своих последователей так: “Вы должны быть настроенными до всех по кругу, полными чувства любви и сострадания и не держать в сердце злобы. Пусть ваша личность будет полностью пропитана чувством любви. Начав с этого, вы затем сможете осветить весь мир широким, глубоким и безграничным, свободным от гнева и злобы, чувством... Сохраняя в душе чувство любви и добра, монах излучает его сначала в одном направлении, потом в другом, потом в третьем, потом в четвертом, излучает и вверх, и вниз, - всегда и повсюду он должен осознавать необходимость излучать на весь мир чувство добра и любви” (Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. - М., 2002. - С.105-106). Интересно отметить, что в рассказах и притчах о Будде неоднократно рассказывается о особую силу “излучения добра и любви”, которой он был наделен. Вершиной выявления такого чувства можно считать рассказ о том, что он принес себя в жертву голодной тигрицы, чтобы она не совершила ужасного преступления, съев своих детей.

Следовательно, пересмотр основных положений буддийского вероучения удостоверяет, что:

- буддизм возник такой религией, которая с этических позиций пыталась дать человеку ответы на самые первые и самые насущные вопросы своего времени;

- буддизм носил ярко выраженный реформаторский характер, отрицая целый ряд устоявшихся на то время в древней индийской культуре принципов традиционного благочестия;

- буддизм отличался очевидной направленностью на признание равных возможностей всех людей в деле спасения своей души и достижении высшего совершенства;

- ряд особых положений позволяет видеть в буддизме явление особого типа региональной культуры (принятия учение о карме, сансаре, дхармы, притчевий характер выражения содержания своего учения и др.).



Назад