Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

5.3. Основные течения буддизма и его священные книги


Развитие буддизма был сложным, его положение неоднократно перерабатывались и дополнялись в соответствии с изменениями социально-исторических условий общественной жизни. Отсюда и наличие многочисленных направлений и сект в буддизме. Сейчас буддизм принято разделять на 2 или 3 течения: хінаяну (“малая колесница”), махаяну (“большая колесница”), ваджраяну (“бриллиантовая или алмазная колесница”). Многие из буддологів считает ваджраяну ветвью махаяны. Эти течения не являются тремя этапами в развитии буддизма (как считали некоторые европейские буддологи конца 19 - начала 20 вв.); скорее всего они имели общие истоки в первоначальном буддизме непосредственно, но потом развивались относительно самостоятельно. Письменно зафиксированы каноны хинаяны и первые сутры махаяны появляются почти одновременно (1ст. до н.э.), а первые известные тексты ваджраяны в 3 в. н.э. Эти течения, разрабатывая различные аспекты первоначального буддизма, не различаются между собой в общих принципах.

Хинаяна и махаяна сложились как отдельные течения в кн. 1 в. до н. э. - 1 в. н.э. Они отличаются главным образом тем, что хинаяна проповедует узкий путь спасения, а махаяна - большой. Хинаяна это не самоназвание. Так сторонники махаяны обозначали те школы, учения которых казалось им ограниченным. По некоторым данным количество школ в хінаяні достигло восемнадцати. К этому времени сохранилась одна школа - тхеравада. Хинаяна распространена в Южной и Юго-Восточной Азии, прежде всего в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе. Согласно хинаяны, достичь нирваны могут только те, кто посвятил свою жизнь Богу, то есть - монахи. Хинаяна аскетическая. Она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Вероучения и мифология хинаяны практически совпадают с ранньобуддистськими. Будда в хінаяні не выступает в божественной роли. Он - просто человек, который сумел максимально реалізоватись, достичь высшего уровня совершенства, наделенный всеми возможными добродетелями учитель, что указал людям путь спасения.

В отличие от хинаяны, махаяна признает принципиальную возможность достичь состояния Будды всеми существами, потому что они изначально носят в самих себе сущность Будды. Центральное место в махаяне принадлежит учению о бодхісатв - людей, которые своими жизненными поступками заслужили переход в нирвану, но сознательно остались на земле ради помощи в деле спасения другим людям, стремящимся освобождение от сансары. Это особый нравственный идеал махаяны, поэтому махаяну называют еще бодхісатваяна. В махаяне предполагается, что достичь нирваны можно без обязательной посвящения в монахи. Последователь махаяны должен больше заботиться о спасении других, чем о собственном благе и личное спасение. Количество будд в махаяне доведена почти до бесконечности. Это учение распространилось в Центральной Азии, Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.

Ваджраяна (алмазная колесница) - буддистский направление, что вырос из махаяны и сложился в VII-ХIV в. в Тибете. В современный период распространена, кроме Тибета, Монголии и России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В отличие от хинаяны и махаяны в ваджраяні существует идея о возможности достижения состояния будды в теперешней жизни человека. Поэтому, кроме методов, принадлежащих пути бодхисаттвы, в ваджраяні широко практикуются упражнения йогов (созерцание Ідаму - божества, что способствует просвітленню, медитация, чтение мантр и т.д.). Особое значение здесь предоставляется чествования гуру (духовного наставника). Пантеон (совокупность богов) ваджраяны - не замкнутая система. Он открыт для включения новых мифологических персонажей других народов или специально созданных найшановнішими гуру с целью практики йоги (здесь могут быть боги - покровители отдельных школ или даже отдельного индивида).

Проникая в другие страны, буддизм впитывал в себя местные религиозные традиции и видоизменялся. Во II в. он проникает в Китай, где образуется китайский вариант буддизма - чань-буддизм (дзен-буддизм). Отсюда он распространяется в Корею и Вьетнам, а в VI в. Японию. Так сложился его японский вариант, известный как дзен-буддизм. В последнее время он стал чрезвычайно популярным в Европе и Америке, особенно среди молодежи. В XVI-XVII вв. буддизм проникает в Монголию, где в результате его слияния с местными культами сформировался ламаизм, который иначе называют “тибетским буддизмом”.

В наше время буддизм выходит за пределы своего традиционного распространения и находит последователей в разных странах мира.

Религиозную систему буддизма изложены в многочисленных произведениях, которые передавались несколько веков устной традиции. Лишь в 80-х гг. И в. до н.э. они были записаны буддийскими монахами острова Цейлон. Для этого был создан специальный язык сваи, близкую к санскрита. Буддистские тексты и переводы было записано на пальмовых листьях, которыми было заполнено три большие корзины. Поэтому основная священная книга буддизма получила название “Трипитака” - (“Три корзины”), на языке пали - Тіпітака. Это так называемый “Палийский канон”, который считается самым древним и самым авторитетным изложением Закона Будды. Он признается всеми течениями буддизма. По религиозным переводом, Трипитака - это изложение учения Гаутамы устами трех его ближайших учеников. С точки зрения науки - это труд многих неизвестных буддийских проповедников.

Трипитака включает в себя более 100 томов произведений и делится на три части. Первая - Віная-пітака (“корзина статуса”) - описывает правила приема в буддийских общин и принципы их внутренней жизни. Вторая часть - Сутта-пітака (“корзина поучений”) - самый полный сборник речей и поучений Будды, в которой дается описание его жизни и смерти, имеются многочисленные сведения о обычаи, народные традиции, особенности религиозной мысли. Третья часть - Абідхарма-пітака (“корзина толкование учения”) дает развернутое изложение философских и психологических основ учения буддизма, которое подается как откровение Будды.

Махаяна выработала свой канон священных книг. Древнейшие тексты махаяны - это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-параміти), датируемые i в. до н.э. - I в. н.э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины II ст. По преданию считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но содержание их не был понятен людям и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (II - III ст.), которого называют Вторым Буддой, и не провозгласил их снова, дав подробные пояснения и комментарии.

Почти то же самое произошло и с махаянськими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреєю (или Майтреянатхою) и Асангою в IV - V вв. Махаянські тексты, как сутры, так и комментарии к ним и другие труда, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со II по XIX в. санскритские рукописи активно переводились на русский язык и были собраны в единую колоссальную Трипітаку. С VIII в. санскритские рукописи переводились также тибетской языке и в XIV в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящий из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томов энциклопедического формата) и Данджур (Толкование Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, по-первое, змістово и структурно не совпадают, во-вторых, содержат в себе также сутры хінаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы). Древнейшие священные тексты последней имеют название “Тантры” (V - VI вв.) и предназначаются только для посвященных.

Как уже было сказано, одним из наиболее известных в мире направлений буддизма, что непременно вызывает интерес, в частности, европейцев, возникает дзен-буддизм. Дзен-буддизм признает существование наблюдаемого мира, однако считает этот мир иллюзорным, ненастоящим, что предстает как “ничто” (“му”): “С буддистской точки зрения не может быть и речи ни о вещах, ни о себе, ни о “Я” в себе. Ведь объект и субъект одинаковым образом является иллюзией, а вместе, как единое целое, они восходят к потока дхарм” (Розенберг А.А. Труды по буддизму. - М., 1991. - С.169). Для того, чтобы осознать сущность и назначение человека, следует упражняться в целой серии специальных методик, к которым относится и практика “коанов” - медитаций над специальными короткими, часто - парадоксальными высказываниями. Такого рода практики и методики должны привести к мысли о том, что все границы и сущности в мире являются относительными, что “все в одном, а одно во всем”. Только омрачена сознание видит в мире различия и противоположности. В действительности же между нирваной и сансарою, между жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никаких различий. Но осознание этого способна лишь пробужденное сознание, которое, фактически, равна безмисленню: “Благомудрі друзья! В вратах дхармы с отдаленных времен и до этого времени все основано на “не-уме”, “отсутствия мысли”, “не-мышлении” как главном принципе учение, на “отсутствие признаков”... Что такое “отсутствие признаков”? Это значит, находясь среди форм, отвлечься от внешних признаков вещей. “Не-мышление” - это, углубляясь в мышление, не мыслить. “Не-связанность” - это первичная природа человека” (“Сутра помоста шестого патриарха”). В то же время дзен-буддизм не приемлет крайностей аскетизма, считая, что человек должен направлять свою жизненную активность на духовное совершенствование, в которых следует отдать предпочтение не столько изучению текстов, сколько прямое общение учителя и ученика :”Все буддистские учение изначально присутствует в сознании каждого человека. Поэтому, если вы будете шукатинамагатись получить эту сознание вне себя, вы будете убегать от своего собственного отца” (“Записи о передаче Светильника”).

Итак, распространяясь в различных регионах Азии, буддизм несколько изменялся, выражая различные религиозные стремления и подходы, а также, в определенной степени, и культурно-исторические традиции. В то же время все разновидности буддизма хранили его “ядро” - поиски определенной согласованности между задачами углубленного духовного самосовершенствования и богатейшими проявлениями реальной жизни. Центральная мысль буддизма была направлена к вопросу об освобождении человека от естественной ее прикутості к витальных потребностей.

 

Выводы.

В регионе одной из древнейших цивилизаций в истории человечества в условиях определенных социальных сдвигов и накопленных традиций духовных поисков возникла первая мировая религия - буддизм. Она была направлена от самого начала на то, чтобы дать человеку ответы на ее самые первые жизненные вопросы о жизни и смерти, смысла жизни, основ человеческого поведения и путей человеческого самосовершенствования. Буддизм осмелился признать всех людей равными в их стремлениях получить духовные основы своей жизни и идти путем морального и духовного поиска. В отношении предыдущих - брахманских и ведических - религиозно-культовых традиций он предстал явлением реформаторским. Буддизм также отличался и от распространенных в тех регионах аскетических движений призвали отворачиваться от жизни со всеми его чертами, в том числе - не стремиться соболезнования и гуманистической помощи ближнему. Приверженцы буддизма считают, что открыв главную истину жизни, истину о том, что жизнь есть страдание, истину, которая не появлялась следствием человеческой греховности или несовершенства, а просто обычным состоянием дел, Будда тем самым остановил “колесо сансары”, поскольку доказал, что можно остановить присущую жизни направленность. Большой демократизм буддизма заключается в том, что он признает (в большинстве своих течений и сект) за каждым человеком принципиальную возможность осуществить именно этот жизненный подвиг. Буддизм также викливає уважение к себе уже вследствие того, что он проявляет чрезвычайную толерантность в отношении всех и всяческих путей духовного (в данном случае - религиозного поиска.



Назад