Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

6.2. Христианские конфессии (УПЦ (МП), УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ, протестанские Церкви. Другие религии)


Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат). Она была образована решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (30-31 января 1990 г.) и “находится в особых отношениях подчиненности Московской Патриархии, в каноническом и молитвенном единении с ней”. То есть, в соответствии с “Положением о Экзархат” Украинском Экзархата Московской Патріярхії по сути было предоставлено эту новое название - Украинская Православная Церковь.

В сохранившихся структурах на территории Украины действует Синод Русской Православной Церкви (имеет высшую законодательную, исполнительную и судебную власть). Членом его является Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Следовательно, Украинская Православная Церковь является фактически Экзархатом (а точнее - Митрополией) Москвы. Синод РПЦ оставил за собой “право окончательного утверждения или даже отмены постановлений Синода УПЦ”. Московский Синод также окончательно утверждает правящих архиереев для УПЦ, что значительно ограничивает его права.

Основной ход событий, связанных с УПЦ, 1990-го был такой.

В июле 1990-го на заседании Синода УПЦ под председательством Митрополита Филарета принято “Обращение Епископата УПЦ к Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и Священного Синода РПЦ” с пожеланиями для УПЦ самостоятельно выбирать, назначать, перемещать правящих и викарных архиереев (епископов-заместителей); учреждать новые епархии; избирать епископов в Украине “и лишь утверждать Московским Патриархатом”. А титул “Митрополит Киевский и Галицкий” изменить на: “Митрополит Киевский и всея Украины”.

Предстоятелем УПЦ избрали Митрополита Филарета (Денисенко), которому выдано было специальную грамоту за подписью Патриарха Московского Алексия Второго, где отмечалось: “быть отныне Православной Украинской Церкви, независимой и самостоятельной в своем управлении”. 1990-го УПЦ обратилась к РПЦ с вопросом “полной канонической независимости”. 1-3 ноября 1991 г. под председательством Митрополита Филарета в Киево-Печерской Лавре состоялся Поместный Собор УПЦ, в одном из документов которого отмечалось: “Религиозная ситуация, сложившаяся в Украине в условиях провозглашения независимости Украинского государства, требует от Украинской Православной Церкви нового статуса. Собор считает, что таким уставом должна быть полная самостоятельность и независимость, то есть автокефалия, как дальнейшее утверждение самостоятельности Украинской Православной Церкви... во избежание раскола и изоляции от Вселенского Православия во имя сохранения любви и мира между нашими Церквами”... Собор учел интересы нашего народа.., поэтому независимая Церковь является канонически оправданной и исторически независимой. Собор обратился был лично к Патриарха Алексия II содействовать признанию УПЦ Киевского Патриархата Восточными Патріархіями.

18-19 февраля 1992 г. на заседании Синода РПЦ рассматривался “Обращение украинских епископов (от 22 января 1992 г.) по дарения канонической независимости УПЦ. 31.ІІІ-3. ІV.1992 г. Архиерейский Собор РПЦ дал отрицательный ответ относительно статуса автокефалии для УПЦ. Митрополит Филарет в знак протеста заявил о своей отставке с Предстоятеля УПЦ. На следующий день, 4 апреля 1992-го, Патриарх Алексий II в своем письме к Президенту Украины Леонида Кравчука оговаривал отказ предоставить автокефалию тем, что она, мол, несвоевременная и повлечет якобы новые церковные расколы. 19 апреля Владыка Филарет заявил, что все-таки остается на положении Предстоятеля УПЦ. 31 апреля 1992-го в г.житомире оппозиционно настроена к Митрополита Филарета часть епископов заявила о своем выходе из-под его юрисдикции и поставила требование о созыве Архиерейского Собора УПЦ. В Харькове предсоборное совещание епископов незаконно объявил себя церковным собором (съездом) и в соответствии с установками Московской Патриархии Предстоятелем (Главой) так называемой Украинской Православной Церкви избрал Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) - управляющего делами Московской Патріярхії. В этом же городе 27 мая 1992 г. состоялся Архиерейский Собор УПЦ, куда даже не был приглашен действующего тогда Предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета, а нового Предстоятеля - Митрополита Владимира (Сабодана) - избран из состава Московской Патриархии (до этого избрания Владыка Владимир был Митрополитом Ростовским и Новочеркасским). Деятельность этого собрания противоречила церковным правилам и положениям Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (25-27. Х. 1990) о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. На съезде должен был председательствовать Митрополит Киевский и Всея Украины Филарет (Денисенко), но его до Харькова даже не пригласили. Итак, признав Митрополита Филарета как главу Украинской Православной Церкви, Московская Патриархия через несколько месяцев сама же нарушила статью 2 (пункт 5) Устав РПЦ о том, что глава УПЦ избирается на всю жизнь и что выборы возможны только после его смерти; кроме того предстоятель (глава) должен выбираться из состава УПЦ, а не из числа епископов российских епархий, то есть не с территории России. Возбуждено было и Устав относительно выбора делегатов на этот съезд. Тогда же началось увлечение многих храмов, гонения на национально сознательных украинских священников через насильственное отстранение их от церковных положений. Даже бесцеремонно отстранили епископа Иакова-игумена Свято-Успенской Почаевской Лавры. Позже началось самовольного захвата Киево-Печерской Лавры, в частности помещений на территории государственного Историко-архитектурного заповедника.

В Украине действует 23 братства, входящих в Союз православных братств Украины, деятельность которых не направлена на возрождение национально-традиционного братского движения.

Украинскую Православную Церковь-Киевский Патриархат (УПЦ-КП) возглавляет Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (Денисенко). С 1966-го г. - Экзарх Украины, Архиепископ (впоследствии Митрополит) Киевский и Галицкий. В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе избран Патриархом.

УПЦ-КП образована в июне 1992 г. на Всеукраинском Православном Соборе. Первым Патриархом был избран (заочно) Митрополит УАПЦ США Мстислав (Скрыпник). После его смерти (в июне 1993-го) Поместный Собор УПЦ КП 20.10.1993-го избрал нового Патриарха Владимира (Романюка), а заместителем - Митрополита Филарета. С уже объединенной Церкви тогда же выделилась УАПЦ. В сентябре 1999-го ее возглавил Патриарх Димитрий (Ярема). Итак, некоторое короткое время Украина имела двух Патриархов.

Вскоре в 1995 г. при загадочных (и до сих пор невыясненных обстоятельствах) неожиданно умирает Патриарх Владимир - политзаключенный советского режима, во время похорон которого возле Свято-Софийского собора государственные силовые структуры совершили нападение на участников похоронной процессии. Физически пострадали десятки верующих и даже некоторые иерархи, также с украинской диаспоры (например, Владыка Паисий из США). Целью этой акции было не допустить похорон Патриарха Владимира на территории этого собора. В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе Филарет был избран Патриархом УПЦ-КП.

Патриарх руководит Церковью вместе со Священным Синодом (7 постоянных членов и 2 временные, предназначенные из состава Украинского Епископата). Периодически созывается Высший Церковный Совет (на правах совещательного органа, в котором принимают участие также светские лица - общественные деятели, представители творческой и научной интеллигенции). При Синоде действуют: Учебный комитет, Отдел внешних церковных связей, Отдел духовного патриотического воспитания в Вооруженных Силах Украины. УПЦ-КП поддерживает братские отношения с Украинскими Церквями в диаспоре, а также с Болгарской и Македонскими Церквями, с Белорусской Автокефальной Церковью (в диаспоре), с многими другими конфессиями и деноминациями.

Высшим законодательным органом является Всеукраинский Православный Собор, в котором имеют право участвовать выборные делегаты от приходов и других духовных структур, в том числе представители от монастырей, духовных учебных заведений, церковных братств, от духовных миссий и др.

29 епархий (и 6 - за рубежом), єпископати (в Украине, Западной Европе, Южной Америке, отдельные приходы - в Северной Америке. В составе УПЦ-КП есть около 35 иерархов, более 2700 приходов, 20 монастырей (также 6 монастырей в диаспоре). Для подготовки священнослужителей, регентов церковных хоров функционирует богословский факультет Черновицкого университета, 7 духовных семинарий и 2 духовные академии. Постоянно выдается 8 журналов, 11 газет, 6 бюллетеней, 2 церковных приложения к светских газет, другая богословская литература.

 

Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ) возглавляет Митрополит Мефодий (Кудряков) (без титула Патриарха).

Первое юридическое оформление УАПЦ состоялось в марте 1919-го года. 20 октября 1921-го отца протоиерея Василия Липкивского рукоположили на Митрополита Киевского возложением рук всех присутствующих на висвячуваного иерарха (то есть, состоялось так называемое “самосвятство”, не предусмотрено церковным канонам). Неведомый до того акт был вынужден, поскольку все епископы на территории Украинской Народной Республики отказались рукоположить иерарха для УАПЦ, потому что были настроены на сохранение и в дальнейшем единой православной церкви на всей бывшей территории Российской империи.

Первое возрождения УАПЦ (до середины 30-х годов ХХ ст.) сопровождалось преследованиями, гонениями, репрессиями, заключениями. В условиях большевистского террора широко практиковались (с одновременной атеїзацією населения) акции дискредитации, высмеивание священнослужителя вплоть до грубо сфабрикованных судебных процессов (например, так называемый процесс над СВУ - “Союзом Освобождения Украины” - в 1929-1930-х гг.). Во время Голодмору 1932-1933 г. и в последующих годах преждевременно умерли, погибли или были замучены в тюрьмах, в так называемых “лагерях строгого режима”, на спецпоселениях 30 епископов, тысячи священнослужителей, миллионы верующих УАПЦ. О судьбе подавляющего большинства из них нам и до сих пор ничего неизвестно (по обстоятельства мученической смерти, гибели и места захоронения). Много архивных материалов и сейчас находится вне территории Украины (прежде всего - в российских спецархівосховищах); часть их до сих пор не рассекречена, в других затруднен доступ. Расправы над верующими совершались часто без суда и следствия (то есть, без никакой документальной фиксации).

Во время Второй Мировой войны произошло еще одно возрождение УАПЦ, когда на епископа Переяславского был рукоположен Мстислава (Скрыпника) - будущего Патриарха УАПЦ. Относительно статуса и будущего этой возрожденной УАПЦ существовало две концепции. Митрополит Дионисий (Валединзький) считал, что Автокефальная Православная Церковь должна была стать наследницей Киевской Метрополии, присоединение которой к Московской Церкви 1686 года произошло не по церковным канонам, а через подкуп и насилия (что официально признал Константинопольский Патриарх 1924-го года, в тексте грамоты (томоса) о предоставлении церковной автокефалии украинцам, проживавших на тогдашних территории Польши-части древнеукраинских земель-Холмщины, Подляшья, Надсяння). По состоянию на начало второй мировой войны эту Церковь признали все Поместные Православные Церкви мира, за исключением Московского Патриархата. Концепция Архиепископа Холмского и Подлясского Илариона (Огиенко) заключалась в том, чтобы не только восстановить автокефалию по всей Украине, а и выбрать Патриарха. Для этого было создано Украинскую православную миссию и кружки поддержки. Эта позиция была национально-патриотической, но она не учитывала реальные общественно-политические обстоятельства того времени, а также той угрозы, исходящей со стороны фашистских оккупационных сил; а главное в том, что она противоречила самом церковным законам (канонам). На втором Почаевском соборе епископов (ноябрь 1941-го) владыку Илариона (Огиенко) избрали кандидатом на Архиепископа Киевского, а возглавить Киевскую Церковь с титулом “Экзарх Украины” имел владыка Алексее (Общественный). Но немецкая оккупационная власть всячески препятствовала объединительном церковном процессу, в частности она не позволила владыке Илариону прибыть в Киев. Ситуация осложнялась тем, что большинство оккупированной фашистами Украины вошла в так называемый Райхскомісаріяту, а часть Западной Украины - к Генерал-Губернаторства. До начала масштабных немецких репрессий (с 1942 года) удалось рукоположить нескольких автокефальных епископов, в том числе Епископа Переяславского Мстислава (Скрыпника) - будущего Патриарха УАПЦ.

Третье возрождение Церкви началось в феврале 1989-го, когда организовался соответствующий Комитет во главе со священником Бы. Михайлечком. В августе того же года при содействии Комитета образовалась первая в Украине автокефальная приход - Петро-Павловский храм во Львове (настоятель - митрофорный протоиерей Владимир Ярема).

В пределах 11-20 октября 1989-го произошел ряд событий: Львовский собор священников обратилась к епископа РПЦ Иоанна (Боднарчука) с просьбой возглавить Церковь. Тогда же был образован Церковную Совет УАПЦ в Украине (им стал руководить отец Владимир Ярема). Совет (при участии архиепископа Иоанна приняла ряд постановлений, большинство которых вскоре утвердили на Соборе. 5-6 июня 1990-го состоялся Первый Всеукраинский Собор УАПЦ с участием иерархов, священников, диаконов, мирян. Были определены основные направления деятельности Церкви; принято Церковный Устав; избран Патриарха Киевского и Всей Украины Митрополита Мстислава (Скрыпника), который до того был Архиепископом УАПЦ в США (этот акт состоялся заочно, поскольку на время созыва Собора со стороны советских органов Владыке Мстиславу не выдали визы на въезд в СССР); образовано Львовско-Галицкой Митрополии УАПЦ; отменено действие документов, согласно которым Киевскую Митрополию 1686 года подчинили Московскому Патриарху; аннулировали официальные материалы об отмене УАПЦ в конце 20-х годов ХХ века; разработаны мероприятия по возвращении церковных зданий, которые изъяла советская власть в 30-40 гг. ХХ ст.; предусмотрено открытие духовных учебных заведений, развитие братств и сестринств; приняты меры к образованию единого Священного Синода (иерархии УАПЦ в Украине и в диаспоре). 25-26 июня 1992 г. произошло объединение УАПЦ с УПЦ-КП (существовало до ноября 1993 года). После смерти Патриарха Димитрия (Яремы) 2000 года на Соборе Предстоятелем УАПЦ Митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий (Кудряков).

Функционирует 1015 общин (преимущественно в Галичине, а также в Черновицкой, Волынской, Ровенской, Черкасской и других областях). Действуют 2 монастыре, 6 духовных учебных заведений, 7 периодических изданий. Богослужебные чины отправляют около 630 священников.

Эти три Православные Церкви существуют и далее как отдельные. Логично встает проблема их объединения в один Патриархат, но помешать такому процессу стоит немало нерешенных проблем (нехватка надлежащего сознания среди духовенства и верующих, отсутствие четкой государственной позиции по отношению к церкви у представителей разных ветвей власти). Ситуация осложняется еще и позицией Матерной Церкви православных украинцев - Константинопольской Патриархии, которая до сих пор не определилась относительно своего отношения к образованию в Украине единой Поместной Православной Церкви, хотя за последние годы были проведены двух - и многосторонние встречи (преимущественно за пределами Украины), но они не дали желаемых положительных последствий.

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) возникла 1596 года в результате заключения церковной унии (союза) части православного духовенства Киевской Митрополии (Украины и Белоруссии) с Римо-Католической Церковью. Сначала она называлась “Униатская Церковь” и только в конце XVIII в. стала называться “Греко-Католической” (1774-го г. по распоряжению императрицы Австро-Венгрии Марии-Терезы), чтобы зафиксировать административное подчинение Католическом Риму, и в то же время подчеркнуть восточную (византийскую) обрядовую ориентацию.

В XX во время i-ой и II-ой Мировых войн УГКЦ понесла значительные потери (депортации, репрессии, заключения многих представителей духовенства со стороны оккупационных властей - российской (царской), польской и советской - в 1915 - 1945 гг. и в послевоенный период.

После смерти Митрополита Андрея Шептицкого (1.XI.1944 г.) начались интенсивные гонения на УГКЦ. В апреле 1945-го г. были арестованы и заключены епископы Иосиф Слепой, Николай Чарнецкий, Никита Будка, Григорий Хомишин, Иван Лятишенський вместе с сотнями других священников, монахов, монахинь, другими духовными лицами и сотнями тысяч верующих. В атмосфере террора 8-10 марта 1946 г. состоялся так называемый Львовский собор УГКЦ под председательством отца-доктора Гавриила Костельника с участием нововисвячених епископа Дрогобычского и Самборского Михаила (Мельника) и епископа Станиславского и Коломыйского Антония (Пельвецкого); принимали участие также 214 священников и 19 мирян. Собор, инициированный группой греко-католических священников и поддержан советскими партийными и государственными органами, принял решение об отмене Берестейской унии и присоединения УГКЦ к православной церкви. По официальным данным решение Собора поддержало 78% духовенства. Те из греко-католических священников, монахов и монахинь, что не признали юрисдикции (подчинения) Московской Патриархии, перешли в подполье.

С 1988-го началось движение за восстановление УГКЦ по инициативе Комитета защиты УГКЦ (обращение к Президиуму Верховного Совета СССР, до Папы Римского Иоанна Павла II о легализации УГКЦ, массовые акции (в том числе--и в Москве). 30.XI.1988-го появилась Заявление Совета по делам религии при Совете Министров УССР о уравновешивание прав греко-католиков с верными других Церквей. Летом 1990-го из Рима до Львова перенесено духовный центр УГКЦ (в связи с прибытием сюда Главы этой Церкви-патриарха-Мирослава Ивана Любачивского, после смерти которого с 2001 года ее возглавляет Любомир Гузар. До прибытия Владыки Иоанна-Мирослава церковными делами руководил Патриарший Местоблюститель Киево-Галицкой Митрополии Митрополит Владимир Стернюк.

Греко-католики (верны, духовенство, епископат), начиная с 60-х гг. XX ст., прилагают разнообразных усилий для того, чтобы УГКЦ получила патриарший статус, что дало бы возможность восстанавливать восточно-византийские традиции, потерянные во время латинизации - проникновение некоторых по умолчанию-обрядовых элементов с Римо-Католической Церкви. Во время богослужб Глава УГКЦ именуется Патриархом, но только формально: Папский Рим такого статуса до сих пор не предоставил, поэтому Глава (как и сама УГКЦ) имеет ограниченные права. На Закарпатье действует отдельная епархия УГКЦ (с центром в Мукачево, что непосредственно не подлежит Патриарху Любомирові Гузару, а Риму). И это свидетельствует о фактическом административную разобщенность внутри УГКЦ. Приезд Папы Римского Иоанна Павла II в июне 2001 года в Украину не способствовал решению этого вопроса, как и самой проблемы патриархата. Руководящим органом является Синод епископов во главе с Главой УГКЦ. Решение Синода вступают в силу только после того, как их утвердит Папа.

В УГКЦ является более 40 епископов (в Украине и в диаспоре) и более 2 тысяч священников, 1 тысяча 200 монахов и монахинь, сплоченных в 80-ты монастырях. Действуют 3275 общин. Мощная издательская база: выходит 22 периодических изданий. Патриаршая Курия - верховный исполнительный орган, который правит во Львове, - резиденции Главы УГКЦ (ее в ближайшие годы планируется перенести в Киев).

Римо-Католическая Церковь (РКЦ). В Украине, конкретнее - в Галичине, первые монашеские чины РКЦ появились еще в XIII в. Распоряжением Папы Григория XI было основано Митрополию и Архиепархию (Архиєпископію), сначала в Перемышле, а потом во Львове (1412 года).

Проникновение римо-католицизма на украинские земли началось после того, как шляхетсько-королевская Польша 1349 года заграбастала Галичину. На протяжении веков украинцы испытывали, религиозной, социальной и политической дискриминации подвергались принудительному окатоличивания (переход с візантійсього обряда на латинский). За обиды, причиненные сознательно или не сознательно украинскому народу на протяжении веков со стороны РКЦ, Папа Римский Иоанн Павел II просил прощения, прибыв в июне 2001 года в Украину.

16 января 1991г. Папа Иоанн Павел II восстановил деятельность римо-католических епархии (епархии). Для починки различных текущих дел создана должность Апостольского нунция (посла Ватикана). Киевская митрополия (архидиецезия) является руководящим органом РКЦ в Украине, поэтому она подчиняется непосредственно Ватикану (Апостольской Столицы).

Соціяльна деятельность РКЦ проявляется также через миссию “Каритас-Спес” в виде предоставления разнообразной помощи тем, кто в этом нуждается. В условиях независимой Украины РКЦ участвует в различных экуменических (межцерковных) мероприятиях, в соответствии с декретами и документами II Ватиканского собора (сессии которого проходили в течение 1958-1963 гг. в Риме).

В РКЦ в Украине существует 5 диецезий, 804 общины (прихода), 8 епископов, 3 духовных учебных заведения. С января 1991 г. возглавляет Львовской митрополии архиепископ и кардинал Марьян Яворский (родился во Львове 1926 г.).

Протестантские Церкви. Всеукраинский союз евангельских христиан-баптистов (ЄХБ.с 1990 года возглавляет Григорий Комендант. Родился 8 января 1946 года в селе Прудах Дунаевецкого г-ну на Хмельнитчине. ЄХБ имеет признаки Церкви: свое устоявшееся вероучения, структурированную систему подчиненности, сеть духовных учебных заведений, корпус профессиональных миссионеров и пастырей. Осознают себя как часть вселенской Церкви Иисуса Христа. На территории Южной Украины первые общины ЄХБ возникли во второй половине XIX в. под влиянием немцев-штундистов и эволюционировали до украинского национального протестантизма. В 70-80 гг. XIX в. появилось новое течение - украинский баптизм, а из его среды возникли евангельские христиане. Как конфессия, не признана официально, испытывала дискриминаций по царской России и советской власти. в 1990 году на XXI съезде ЄХБ было провозглашено создание самостоятельного Союза ЄХБ Украины.

Основные направления деятельности: евангелизация (чтение и объяснения евангельских текстов по определенной тематике), миссионерство (распространения своего учения разнообразными методами), библейское образование (на основании устоявшейся традиции), издательское дело, радио и службах и др. Насчитывает 1100 общин, около 100 тысяч верующих. ЄХБ является членом Всемирного Союза Баптистов.

Всеукраинский союз Церкви веры евангельской пятидесятников. Возглавляет его Михаил Паночко. Родился 12.ХІ.1951 г. в селе Сулимові Жовквовский р-ну Львовской обл. Организовано движение пятидесятников начался в 1919 году на Западе Украины (г. Кременец Тернопольской обл.) среди крестьян-реемігрантів, что возвращались из США как гастарбайтеры. Там же в мае 1924-го состоялся i-й съезд пятидесятников. При советской власти подвергались репрессиям. В конце 80-х гг. Союз пятидесятников возобновил свою деятельность, а в мае 1990-го в г. Коростене (Житомирская обл.) состоялся его Всеукраинский съезд. Первым председателем Союза стал Николай Мельник (теперь - председатель Украинского Библейского общества).

Пятидесятничество возникло на почве баптизма и отражает культовые принципы позднего протестантизма: объявляет возможным крещение Святым Духом в наше время (добавлен отдельный догмат специально о крещении, согласно которому любой человек может получить контакт со Всевышним); спасение каждого человека имеет три этапа: водное крещение, особое познания Святого Духа, духовное очищение и приобщение к вечной жизни. Главным даром Святого Духа, как уже было отмечено, считается глосолалія (произношение непонятных слов) или дар проговаривание разными языками. Высшей степенью этического совершенствования считается способность объяснять содержание разговора верующих с Богом. П'ятидесятникам принадлежит свыше 1200 храмов (дома молитвы), 1170 пасторов (священнослужителей), существуют евангелизационные группы. Для каждой области есть старший пастор. Действует семинария (для подготовки пасторов, преподавателей воскресных школ и музыкальных служений).

Адвентистов Седьмого Дня (АСД) возглавляет Владимир Крупский. Родился 30.V.1960 г. в с. Хажині Бердичевского г-ну в Житомирской области в крестьянской семье. Адвентистский движение зародилось в Украине в середине XIX в. из среды баптистов, методистов и других протестантских образований. Первым миссионером считался М.Чеховський из Черновиц. Как и другие христианские образования, подвергались репрессиям в годы советского режима. Особенностями современных основ вероучения являются: системная проповедь скорого пришествия Иисуса Христа, согласно Откровению Иоанна Богослова; создание “новой земли”, где воскресшие праведники “будут царствовать с Христом тысячу лет”; после суда наступит Аргамеддон - война Христа с Сатаной, во время которой все грешники исчезнут; поскольку для будущего воскресения надо сохранить тело, то необходимо постоянно заботиться о нем, проводя здоровый образ жизни.

Украинская Лютеранская Церковь сорганизовались в конце XVI в. (Галичина, Побужье, Волынь, Подолье, Киевщина). Основным направлением деятельности является изучение библейских текстов, их осмысление, в соответствии с потребностями времени в контексте всех исторических периодов Церкви. В ХХ ст. (1925г.) оформилась официально. С 1979-го духовным проповедником стал епископ Ярослав Шепелявець, впоследствии-луареат Всеукраинской премий Ивана Огиенко (эту награду получил за заслуги и за распространение духовной и учебно-педагогической литературы для украинских школ (букварей, хрестоматий, Библий для детей и т.п.). В контексте такой деятельности действует Всеукраинская гуманитарная миссия “Мысли о вере” (Киев, Тернополь, Житомир, Запорожье, Севастополь и др.). Самой высокой организационной структурой является Церковный Собор (созывается 1 раз в год) и Синоды (4 раза в год). Основой Церкви считаются общины и миссионерские станицы.

Немецкая Євангелічно-Лютеранская Церковь. Первый очаг в Украине возник в 1765р. в Киеве. Немецкие лютеране признают Апостольский и Никейский Символ веры, основные принципы Аугзбурзького исповедания (1503р.), Большой и Малый Катахезисы Мартина Лютера. Единственным источником, учредительным нормой церковного деяния и учение является Библия (Священное Писание). Организационной структурой Церкви есть Синод епископов, а на местах - общее собрание общин. За период СССР немецкие лютеране Украины подвергались гонениям и репрессиям. С конца 80-х годов ХХ в. организуются культурные центры в Одессе и Львове. Впоследствии состоялся И Учредительный Синод. Духовным центром Немецкой Євангелічно-Лютеранской Церкви является Одесса с храмом (кирхой) св. Павла. Первым президентом Синода стал Юрий Шеффер. Немецких евангелических лютеран официально признано 1993-го года.

Общим для всех протестантских конфессий в современных условиях являются: 1) учение о непосредственной связи человека с Богом; 2) отсутствие священнической иерархии (каждый крещен и одарен талантами христианин способен объяснять Божьи истины, то есть быть пастырем, проповедником и совершать Богослужения); 3) то, что спасение дается только через особую веру в Христа, в его священную истину; 4) идея проповедования на родном языке, в частности издание и благотворительное распространение Библии (эту идею разделяют не все протестанты Украины); 5) упрощение церковной обрядности, признание только тех праздников, о которых указано в Священном Писании (Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан, Сретение, Благовещение, Преображение Христа на горе Фавор, Вознесение Христа на небо, Сошествия Святого Духа на апостолов в Єрусалимі на 50-й день после Воскресения и т.п.); 6) утверждение о том, что единство Церкви не тождественна централізмові, унитарности, соблюдения в этом вопросе противоположного (чем римо-католики) позиции: единство в вероучении возможна в сочетании со структурированной разветвленностью (например, истину о втором пришествии Иисуса Христа на Землю признают все христиане, но только адвентисты - представители одного из протестантских разветвлений - воспринимают эту евангельскую истину, как свой основной догмат).

Другие религии. Армянская Апостольская Церковь. Одна из ветвей давньосхідного христианства. Ее создание достигает апостольских времен: во второй половине i в. апостол Варфоломей со своими учениками распространили Христово учение в Армении (Гаястані). 301-го года эта страна стала первой в мире провозгласил христианство государственной религией. Первым епископом был Григорий Просветитель, впоследствии канонизированный (потому Армянскую Церковь еще называют Григоріянською). Тогда же, 301-го года, началось строительство собора святого Эчмиадзина, возле которого находится резиденция Верховного Патриарха - Католикоса (то есть Вселенского) Армении и всех армян, а также Духовная академия и Семинария. Общины этой Церкви функционируют во многих странах мира. Действующими являются пять патриарших престолов (кроме Эчмиадзина): в Константинополе, Антіл'ясі (Ливане), Бейруте и др. Армяне являются монофизитами, то есть признают только божественную природу Иисуса Христа (православные и католики считают, что во Христе неотъемлемо, но без слияния соединены божественная и человеческая природы). Часть армян является униатами и подчиняются Риму. В Украине общины этой Церкви существуют с XIII в. Во Львове 1364-го года патриаршей грамотой Месропа Первого основано Армянскую епархию. Тогда же в этом городе началось строительство кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы; со временем сформировался отдельный Армянский квартал (с епископской резиденцией, монастырем, школой, типографией и другими культурно-образовательными учреждениями). Отдельные общины действовали в Луцке, Мукачево, Каменце-Подольском, Киеве, впоследствии - в Харькове, Донецке, Днепропетровске, в Автономной Республике Крым. На протяжении веков верующие этой церкви подвергались преследованиям, в том числе - со стороны советской власти: после 1945-го года все церковное имущество было конфисковано, а духовенство и верующих репрессировали. 28.11.1991 года Армянскую епархию в Украине возобновили (с историческим центром во Львове). Первым епископом назначили Натана Оганесяна. Армяне принимают деятельное участие в экуменическом процессе.

Иудаизм. В XIII - ХIV в. евреи (когда они были изгнаны из Германии) оселюються на территории Галицко-Волынского государства. После Люблинской Унии (1569р.) розселюються по различных поприщах Украины. В ХVIII в. сформировалась одно из течений иудаизма - хасидизм (дословно - “благочестие”). Основателем его стал Исраэль бен Элиэзер (1700 - 1760). Хасиды кроме Торы и Талмуда придерживались в своей духовной практике также богословских концепций Елізера, миссионерскую работу которого продолжил Баал Шел Ооо (Бешта); в истории иудаизма известная “Молитва Бешта”; его правнук Нахман обосновал тезис о том, что каждому еврею судимая своя судьба согласно воле Яхве. Он утверждал, что стремление к материальному обогащению является признаком упадка веры. Здесь хорошим средством для ее укрепления есть постоянные духовные размышления. Нахман обосновал “Семь столпов веры”, которые подробно объяснил в работе “Две жизни братцлавського хасида”. Места паломничества в Украине - Умань, Меджибож, Бердичев, Тараща.   

Ислам. В Киевской Руси первые интерес исламом (на государственном уровне) достигают конца Х ст., когда князь Владимир Великий через особое посольство стремился подробнее узнать об этой религии, в частности на территории Поволжского Булгарстану накануне крещения в 988 году. В более поздних временах украинцы познавали мусульманский мир в контексте драматической истории Украины XIII - 17 Век. При советской власти сторонники мусульманского вероисповедания репресовувались, а крымских татар (около 189 тысяч) после Второй мировой войны принудительно выселили в основном в Казахстан. Уничтожались храмы (мечети) и духовные школы (медресе) или их превращали в помещение для хозяйственных нужд. С возрождением Украины жизни мусульман нормализуется, но духовные запросы (особенно на территории Крыма) еще не совсем хорошие.

Функционируют три отдельных ячейки. Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) возглавляет муфтий Ахмед Тамим. Выходит газета “Минарет” (на русском, арабском и др. языках). Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК) руководит муфтий Эмирали Аблаев. Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ) возглавляет муфтий Мухамедзянов Сулейман (резиденция - в Донецке с представительством в Киеве под названием “Исламский культурный центр”). В столице Украины выдается также газета “Аль Баян”.


 



Назад