Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

6.3. Неоязичництво как попытка восстановления дохристианских верований


В определенные исторические периоды среди части нации вызревает стремление восстановить, реконструировать или реформировать веру своих предков. Начиная с 30-х годов ХХ ст., в кругу украинской интеллигенции оказывается системное интерес наследием ариев-русских-украинцев, о чем свидетельствуют исследования В.Шаяна, В.Даниленка, П.Харченка, А.Кифішина, Ю.Шилова и других. Толчком к таким интересов стало то, что в конце XIX в. археолог О обнаружил неизвестную до сих пор праукраинское культуру VII - VI тыс. до н. э., впоследствии получила название Трипольской (от названия села Триполье на Киевщине). Еще более глубокие пласты праукраинской культуры обнаружил во второй половине ХХ в. знаток протошумерської языка, историк-археолог А.Кифішин, обосновав датировки текстов в пещере Каменная Могила (что в Мелитопольском г-ни на Запорожье) XIX-м тысячелетием до н. э.

Неоязичництво - это комплекс современных течений, которые, взаємодоповнюючись, создают определенную систему языческого вероучения с попыткой реконструировать, переосмыслить его на дохристианских началах. По советского времени древнеукраинское языческая наследие всячески перекручивалась, фальсифікувалась. К тому же не была произведенной соответствующая научно обоснованная методология исследований древних верований. Основными неоязичницькими образованиями в ХХ в. стали “Родная Вера” (1934 г.), “ОСіДУ Рунверы” - “Объединение Сыновей и Дочерей Украины” (1964 г.) и др.

“Родная вера”. Основатель этого течения - Владимир Шаян (1908-1974 гг.) - родился в селе Добростанах на Львовщине. Закончил Львовский университет, где изучал также санскрит. Весной 1944-го года эмигрировал в Западную Европу. Последние годы своей жизни прожил в Лондоне, где и похоронен. Был, в частности, председателем Общества орієнталістів (востоковедов). В трудах “Индра в Ригведе”, “О Перуна тайное знание”, “Студии над Ведийской мнением”, “Вера наших предков” и др. обосновал одновременность возникновения індіїської “Ригведы” (“Знание светлых гимнов”) и первой “Книги Велеса”; доказывал тождество индийского Индры с богом Перуном славянской мифологии. Сейчас в Киеве выходит “Сварог” - религиозно-исторический и научно-познавательный сборник Общины украинских язычников, “Православие” (так называют язычество рідновірці). Вышло более 10 выпускников). Сборник выражает позиции В.Шаяна - основателя “Родной Веры”. Там действует также национально-культурное Общество “Световид” и музей “Велесовой книги”. В сборнике “Сварог” постоянно помещается (на соответствующий год) Круг Свороже - праукраїнський календарь. 25 августа 1998 г. в столице Украины состоялся Первый Всеукраинский Собор Родной Веры; тогда же начала функционировать Школа Родной Веры (при Украинском Центре духовной культуры, а в сквере возле Софиевского площади опять установлена статуя Световида - третьей іпоспостасі Бога-Триглава (Святого Языческого Духа). Со времени созыва Собора действует Объединения Родноверов Украины (на базе зарегистрированных нескольких общин). В “Воззвании” Собора сообщалось, что Украина является участницей Всемирного Конгресса Этнических Религий, лозунг которого - “Единство в широком” и который “ признает самобытность каждой из этнических религий”.

ОСіДУ Рунвера. Возникло это образования во второй половине ХХ века среди общин украинской диаспоры. Ее основатель - Лев Силенко - родился 27 сентября 1930 года (село Богоявленское у Александрии Днепропетровской обл.). После Второй Мировой войны попадает за границу (Польша, Германия, Англия). Учась, одновременно знакомится с духовными источниками индуизма, буддизма. 1964 год считается официальным началом Силенкового проповедования РУН Веры - Веры в Даждьбога. 5-6 августа 1972 г. в Чикаго состоялся первый съезд (собор) ОСіДУ (“Объединение Сыновей и Дочерей Украины”) РУН Веры. Через 2 года впервые проведен обряд посвящения (духовное благословение проповедникам Веры в Даждьбога). в 1979 году вышла “Мага-Вера” (Могучая Вера), а в 1987-го - Катехизис (объяснение вероучения под названием “Обучение, Песня, Молитва”).

В сентябре 1997-го в Киеве зарегистрирован устав, а через год состоялся учредительный съезд Киевских рунвірців. С 1995-го выходят журналы “Родная Вера” (в Донецке), “Свет Оріяни” (Запорожье). Кроме обряда посвящения в проповедники-рунтати (для мужчин) и в рунми (для женщин), создано обряды посвящения ребенка, венчание невест, захоронения покойников. Рунверовцы считают, что Перворай на земле был на территории Древней Украины. Отсюда 6000 лет назад выходили роды и племена на долины Тигра и Рейна, побережье Эгейского моря, в Пелепонеса и Крита, на холмы Скандинавии.

Учитывая деятельности “Родной Веры” и “Рунверы” можно утверждать: среди неоязичників нет целостно унормованої историко-сравнительной системы взглядов на давньоукраинське язычество в контексте христианизации наших земель.



Назад