Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

6.4 Неохристиянські, навколохристиянські и неорієнтальні образования


Новейшие религиозные течения, движения учитывая их особенности условно можно разделить на три типа: неохристиянські, навколохристиянські и неорієнтальні (новейшие восточные). Основными историко-социальными мотивами их возникновения является определенные обстоятельства современного украинского общества - отсутствие единства во взглядах на оправданную программу дальнейшего развития Украины, затяжная тотальный кризис, отсутствие принципиальной стратегической линии во властных структурах, часть представителей которых по инерции в значительной мере придерживается еще командно административного, збюрократизованого стиля во взаимоотношениях с традиционными Церквями украинского народа, при часто лишь формальному функционировании Закона об отделении церкви от государства.

Кроме того, до сих пор ощущаются негативные последствия массовой атеизации за годы советского коммунистического режима (1917-1991), которая сопровождалась гонениями, преследованиями (в частности, фактически срабатывал не раз неписаный закон запрета на профессии: это касалось, прежде всего, детей священнослужителей и, конечно, всех политически неблагонадежных); за религиозные убеждения часто арестовывали, сажали (иногда и без суда и следствия). Названные акции тоталитарного режима часто имели негативное влияние на жизненную судьбу не только тех, кто страдал, но и их родственников. При таких обстоятельствах, прежде всего, винищувались определенные христианские традиции, а, во-вторых, создались благоприятные обстоятельства для деятельности различных миссионеров с Запада и с Востока.

В определенной степени причиной распространения экзотических религиозных направлений можно считать и присущую человеку интерес к необычному, желание пройти через качество особые ощущения и испытания. К сказанному можно добавить еще и отмеченное многочисленными исследованиями (в частности - Дм.Чижевським) такую черту национального характера украинцев, как чрезмерное почитание индивидуальной свободы, что может приводить к расслоению в обществе, в том числе - и на принципах религии.

Неохристиянські образования. С неохристиянських образований самым основным является Новоапостольская Церковь, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны), Церковь “Новое поколение”, Церковь Христа, Богородичная Церковь.

Новоапостольская Церковь возникла в 1832 г. в Англии. В начале 2000 г. в Украине существовало 54 ее общины. Члены ее исповедуют три таинства: крещение водой, “сохранение” Духом Святым, причащення. Наименьшей структурной единицей есть приходы, образующих апостольский округ, руководителем которого является окружной “апостол”. Возглавляет церковь першоапостол. Такие встречи являются в Запорожье, Одессе, Львове, а культовые сооружения - в Киеве и Харькове.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) основана в 1830 г. в США. По преданиям адептов, ангел Мороний, явившись Джозефу Смиту, так называемом “пророку” и основателю данной церкви, указал место, где находятся доски с древними письменами - книгами израильского пророка Мормона. Мормоны признают Троицу (но не как проявление Триединого Бога, а как три отдельные фигуры Верховного Божества), верят в возможность построения Сиона (Нового Єрусалиму) на Американском континенте. Верят в существование райского царства на Земле. Себя называют детьми Божьими, а счастье видят только в постоянных деяниях. Не признают страдания как благодатного средства для совершенствования души. Возглавляет Церковь президент (он также считается пророком), который руководит ею с помощью 12 “апостолов” и собрание семидесяти, (название взято из текстов Евангелий). Духовенство (по ветхозаветной традиции) делится на Аарона (моложе) и Мелхіседекове (старше). Не признают врожденной греховности (первородного греха Адама и Єви), а признают пять таинств: крещение (с десятилетнего возраста), причастия (хлебом и водой), брак (земной и вечный) и священство. Большое значение придают миссионерской деятельности.

Церковь “Новое поколение” - объединение религиозных организаций п'ятидесятницького направления. Основана в Риге 1985 г. В Украине есть отдельные общины. Богослужения следует из харизматического понимание библейских принципов и традиций. Доступность проповедничества сочетается с пением, танцами, глосолаліями (то есть імітуваннями дара Святого Духа апостолам, которые не только могли сразу проповедовать разными языками, но и слышать и понимать голоса с Неба). Верят в Пресвятую Троицу, признают таинства крещения, причащения, брака.

Церковь Христа - религиозное движение, что его инициировали американские миссионеры 1989 г., организационно не составляют целостной структуры, а является сетью независимых друг от друга организаций, а поэтому нет единого руководящего центра. Стремятся вернуться к раннего христианства. Богослужение состоит из пяти ритуальных элементов - пения, молитвы, составление даров, проповеди преломления хлеба и причащения вином. Право вести богослужение имеет диакон - ниже священника духовный сан. Крещение осуществляется в сознательном возрасте. Не существует обязательного членства. Каждым обществом руководит старейшина. В Украине существуют около 70 общин.

Богородичная Церковь - объединение, что считает себя преемницей “Российского самодержавного православия” и его преемницы - “Русской Истинно Православной (Катакомбной) Церкви”. Сформировалась в России в 80-х гг. ХХ в. в противовес официальной церкви, которая, по мнению сторонников, опозорила себя сотрудничеством с безбожным коммунистическим режимом. Из таинств признают публичную (общественную) исповедь “перед братьями и сестрами”, которая фактически таинством уже не является, а также - “пластическую молитву” с медитациями (произносят трехкратный венок молитв - так называемый “розарий”). Официальной признанную Розійську Православу Церковь (Московский Патриархат) считают убежищем Сатаны, “Духовным Израилем III-го Завета”, а самого Патриарха - “красным драконом” (за отход от православных церковных законов, то есть канонов). В Украине отдельные общины функционируют с 1992 года на Востоке, в Центре, на Юге и зарегистрированы как “Церковь Божией Матери, что преображається”.

Навколохристиянські образования. Такие структуры относятся к так называемому модернизированного христианства, в котором стремятся синтетически соединить элементы буддизма, ислама, отдельных религиозно-философских явлений, понятий, в частности космогонии и теософии. Их еще называют неорелігіями, хотя фактически некоторые из этих организаций имеют признаки секты (например, Белое Братство). К ним относятся: 1) Ассоциация Святого Духа для объединения христианства (Церковь унификации). Ее основал Сен Мун в Корее 1954 года. Сторонники Муна считают Бога отцом, а себя - детьми, которые через жизненное отчуждения постоянно переполняются страданиями. Чтобы избавиться от страданий, необходимые примирения, духовная гармония. А препятствиями к ее образования является моральный эгоцентризм, господство безбожной идеологии, отсутствие духовного согласия и консолидации между всеми религиями. Спасти мир может только совершенный человек, что создаст идеальную семью. Считается, что от 1960 г. - времени женитьбы Муна - Всемирный центр христианства переместился в Корее. Для Церкви Муна характерным является: основная культовое действие - очистка крови мира” от сатанинского начала через причащение “особым вином”, к которому вместе с другими компонентами входит кровь Муна; обряд посвящения ребенка Богу; День Бога (во время Нового Года), родителей (в марте-апреле), детей (в ноябре), всего сущего (в июне). Богослужения проходят в виде молитвенных собраний и сопровождаются религиозными песнями, чтением Библии, а также прослушиваются тексты преподобного Муна, а в конце - проповедь. Целью этой Церкви является объединение людей перед Богом независимо от национальной принадлежности. Отдельные общины существуют на Востоке и Юге Украины. 2) Церковь последнего завета Виссариона. Основана в Мінусінську (Россия). Основными віровченнями является то, что Творца мира (Абсолюта) считают материальной ипостасью. В нем нет ни добра ни зла. Абсолют - источник жизни (Дух), который после слияния с энергией Земли материализовался, породив Сына Божьего. Верят в ад, рай, в переселение душ. Среди верующих постоянно существует “вирус зла” (дьявол), которого породили сами люди своими греховными поступками и помыслами. Человеку заданы две судьбы - заранее заданная и ту, которую можно изменить. Прощение грехов возможно не через молитву, исповедь, епитимью, а только через добрые дела. “Храмом души” является мозг человека. Существует переселение душ (влияние буддизма). Признавая идею реинкарнации, утверждают во Вселенной функционирования внеземных цивилизаций. Церковь Последнего Завета соединила в себе отдельные христианские принципы с элементами космогонии и некоторых принципов йоги. В Украине отдельные общины действуют в Донецке, Харькове, Запорожье, Одессе, Ровно. 3) Неоорієнтальні образования. В конце ХХ - начале XXI в. определенного распространения на территории Украины приобрели неоорієнтальні образования, прежде всего реформационные-неоіндуїзм, необуддизм. Вторым типом стали так называемые альтернативные религии (“Дети Бога”, “Богородичный Центр”, “Белое Братство”, “Храм Солнца”, “Небесные врата”), а к третьему типу следует отнести так называемые разновариантные религии (например, сайентологію - учение о знании, развеяны между различными сектами).

Наше время объективно формирует историко-общественные и духовно-культурологические ситуации, в которых распространяются экуменические (межцерковные, межрелигиозные) контакты, на почве которых возникают многочисленные попытки синтезировать различные религиозные традиции и представления. Например, неондуїзмне отвергая давних традиций священной книги “Веды”, отстаивает необходимость использования ценностей других религий, в частности относительно гармонического единства духовного и материального, светского и сакрального. Неоіндуїзм утверждает равенство всех религий, потому что у них одна духовная цель - поиски сверхъестественных, небесных сил, то есть Бога-Абсолюта. Необуддизм пытается представить как общую религиозную общность неутомимое, всегдашнее совершенствования, что, в конце концов, перекликается с библейским кличем: “Богатейте в Бога!” Так называемые альтернативные религиозные образования во многих вопросах занимают противоположные, часто деструктивные позиции, демонстративно игнорируя реалии социальной жизни и общепризнанные традиции многих религии. Альтернативісти фактически утверждают полную відреченність от общества, частицей которого человек всегда остается, отрицая при том любую возможность изменить к лучшему положение верующих. Их позиция - пассивно, обреченно ожидать Царства Божьего. Фанатичное ожидания конца мира, что, мол, вот-вот наступит, часто толкает их к коллективных самоубийств. Этот акт они называют “выходом в сакральный мир”. Их принципы глубоко пессимистичными, они твердят: мир испытывает безнадежного морального вырождения и фатально близится к концу, после чего наступит второе рождение, а свое прежнее “Я” люди окончательно потеряют. Обладать энергией человеческого духа можно не только через аскетичное, затворницьке жизни, но и через покоренную систему психотехники (самовнушение, самовмовляння). Разновариантные религиозные образования, наоборот, направляют людей к постоянной активной деятельности в пределах религиозной жизни. Традиция прошлого всегда может (и должна) сочетаться с современностью, иначе невозможно сам факт духовного обогащения и сама она перестанет функционировать. Для этого между наукой и религией необходимо установить згармонізовану систему ценностей. Наука и религия являются двумя полноценными Божьими дарами, без которых невозможно познать окружающий мир. Небесные силы, с которыми надо постоянно духовно контактировать, способные нас духовно обогащать до бесконечности, но успех зависит от нашей доброй воли. Из неоиндуистских образований известнейший Общество сознания  Кришны (имеет международный статус). Любовь к Кришне (как земного воплощения Вишну) необходимо сочетать с любовью к людям. Поскольку все перед Богом равны, то верный всегда должен заботиться о соціяльно незащищенных, проявляя милосердие. Необходимо постоянно поддерживать гармонию тела и души. Покорность, скромность должны органично сочетаться со стойкостью и терпением в неизбежных жизненных испытаниях. Религиозная толерантность оказывается, в том, что крішнаїти не считают свои религиозные убеждения “истиной в последней инстанции”. К морально-этических принципов крішнаїтів принадлежит: соблюдение вегетеріянства; неупотребления наркотиков, табака, спиртного; неучастие в азартных играх. Крішнаїти особенно ценят супружескую верность. В сфере социальной деятельности действуют различные гуманитарные программы (“Пища для жизни” - бесплатная помощь малообеспеченным; “Дайте людям шанс!” - благородная деятельность с заключенными, с тем, чтобы вернуть их в надлежащее морального уровня). Проводятся встречи в наркодиспансерах, пропагандируется ведическая культура еды, которая берет свое начало со времени проникновения в Индию арийской культуры. В Украине с 1991 г. действует 40 общин.

Близкими к этому Общества є Центры Шри Чінмая. Шри Чінмая - известный индийский поэт, музыкант, философ. В трудах “Душа - путешествие моей жизни”, “Свет Востока для Западного ума” учит, как воспитывать и развивать в себе чувство любви, преданности, самоотречения, самопожертвования. Также проводится мысль, что духовное и физическое совершенствование необходимое для познания истины. Именно в таких случаях Бог раскрывает себя в человеке. В Украине зарегистрированы с 2000-го года.

Всемирная чистая религия (сахаджа-йога) возникла 1870-го в Индии. Основательница - Нирмала Шривастава - возродил древнюю культовую систему, которая заключается в эффективном омоложении и самооздоровленні. Каждый из нас имеет энергию чистого желания (кундалини). И это является отражением Святого Духа. Пробудить свою жизненную энергию можно только тогда, когда сможем овладеть искусством молитвы через тайны медитации, что неизбежно приводит к самоисцелению. Систему сахаджа-йога можно применять в практике любой религии, поскольку идея Божьей любви универсальная. В Украине общины действуют с 1989-го.

Среди необуддистських образований известным является дзен-буддизм (японское “дзен” происходит от санскритского “дх'яна”-медитация). В Украине-со второй половины ХХ века. Другой необуддистською организацией является Аум Синрике. Законы махаянізму (“широкой дороги спасение”) органично сочетается с йога-практикой. Основатель - Секо Асахара - в своих книгах обосновал учение об возможен синтез различных религии - индуизм, буддизм, даосизм, христианство. Учение основывается на разработке системы духовных практик; на особенностях способа передачи опыта и тайных знаний новым поколениям. Настоящий верующий должен постоянно находиться в четырех “неизмеримых состояний души”: в празднике любви ко всем живым существам; в празднике сострадания к тем, кто не желает познать истину; в состоянии благодарности к тем, кто начинает духовно совершенствоваться; в состоянии безразличия к проявлениям хорошей или плохой кармы. Такие состояния одновременно является надежным средством, чтобы избавиться от психологических и физических перегрузок, чтобы обрести душевное равновесие для всестороннего развития природных талантов, а следовательно, - и для роста духовного уровня. Практически это осуществляется в “тренировочных” храмах; там же проводятся занятия с буддистской философии. За последние годы (после того, как группа диверсантов в Токийском метро осуществила газовую атаку с участием членов этой организации) авторитет Аум Синрике значительно упал. Возникла в Японии 1987г.

Вера Бахаи - религиозное образование сторонников Баха-Уллы (с арабского: “Слава Господа”). Возникла в Иране 1844р. Основывается на принципах единобожия. Поскольку есть Один Бог, то фактически существует одна религия с многочисленными разновидностями. С единой Божьей воли на Землю периодически ссылаются Божьи избранники - Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Баха-Уллы. Важнейшими принципами вероучения является то, что существует неопознанный Боготворець; все религии - уровне и обладают соответствующей долей истины; существует объективная гармония и взаэмодія между религией и наукой, и это в свою очередь обуславливает гармонию между мужчиной и женщиной, а также утверждает расовую, национальную и политическую согласие. В храмах (“домах поклонения”) службы происходят щодев'ятнадцять дней. Не существует духовенства. Действует международная Организация Содружества Бахаи. От начала 2000г. в Украине функционирует 13 общин.

Разновидностью неоорієнтальних образований является теософские эзотерические объединения. Теософия как религиозно-философское учение обосновывает возможность мистического и интуитивного познания Бога, однако делает это с обращением и к рациональных философских рассуждений. Базируется на субъективном опыте, а также на убеждении в том, что во всех религиях и верованиях, міфологемах речь идет о тот же самый высший тайный смысл. 1875 г. в США Теософское общество основали украинка Елена Блаватская и американский полковник Г.Олкотт. В “Тайной доктрине” Блаватская обосновала специфическую эзотерическую (тайное) систему с претензией на создание універсіальної религии, в которой можно было бы совместить элементы также и мифологических систем разных эпох с активным привлечением астрономических наблюдений за воздействием различных созвездий на духовное состояние земной жизни человека. Ее вывод: естественное состояние души является особым образом структорований и находится в объективных взаимосвязях со Вселенной, поскольку человек и есть его органичной частью. Связь с внеземным миром возможен только при условии чистого сознания.



Назад