Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

6.5. Деятельность маргинальных сект. Сатанинские культы


Религиоведение условно называет сектами неорелигии, процесс формирования которых может быть длительным и непрогнозируемо эволюционировать. Часто секты и культы именуют себя Церквями, хотя учитывая вероучения, которых они придерживаются, их, действительно, трудно назвать Церквями (в классическом понимании этого слова); сами они считают себя церковными организациями протестантского направления или просто христианскими организациями (как Свидетели Еговы).

Все культы и секты можно условно разделить на западные, восточные и “нового времени”. Западные активно используют библейские тексты, вырывая их содержание из основного контекста, то есть подтасовывая то то ли утверждение из Святого Писания для доведения своих постулатов; восточные культы воспринимают Иисуса Христа - второй ипостаси Единого Бога - Творца мира лишь как одного из пророков, как “супергероя”, а именно христианство как дополнение к восточной философии. Культы нового времени обнаруживают попытку объединить восточную ментальность (веру во многих богов”) с единовластным способом абсолютистского руководства (ориентировочно, как это есть у римо-католиков в отношении лица папы), проявляя своим проводникам целый послушание и часто имея их за “післанців с Неба”.

В религиоведении нет также единого методологического подхода к понятию “культы и секты” учитывая новизну (“новацию”) духовных понятий. Здесь их разделяют на неохристиянські ли навколохристиянські, применяя универсальный принцип классификации; а с учетом соблюдения христианских догм вичленовують культы и секты.

Независимо от времени возникновения, от особенностей своей деятельности неохристиянські и навколохристиянські образования имеют общие признаки. В своем “учении” они или принципиально отрицают Единого Бога в трех ипостасях (то есть не признают Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа как Троицу), или имеют Иисуса Христа за обычного пророка. Отвергают фактически основные принципы Христовой науки, они часто за Мессию не признают Христа, а своего руководителя, и таком “мессии” безоглядно подчиняются, считая его своим истинным пророком. Подчеркивают свою исключительность, превосходство в отношении всех других духовных организации. Довольно часто они произвольно толкуют Библию, особенно Новый Завет, отбрасывая традицию как историческое явление. Свои духовные книги тоже считают священными и такими основанные на “божественных принципах”.

Церковь Последних Семи Дней Иисуса Христа именует Мессию одним из “богов”, органически не связанных со Святой Троицей. Элементы сектантства имеет и Церковь Муна, где по Святым Духом не признают ни Божьей, ни человеческой природы, а три важнейшие признаки Христа-божественность, відкупленність (человеческих грехов, воскресение (из мертвых) - радикально ревизуются, по сути - отрицаются.

Организация Свидетелей Еговы является типичным примером секты. За время деятельности несколько раз меняла название (с 1884-го г. - „Общество Башни Сиона”, с 1909-го г. - „Общество Трибуны Народов”, с 1913-го г. - „Международное Общество Исследователей Священного Писания” и с 1931-го г. - “Свидетели Еговы”). Названия эти - красноречивы: они свидетельствуют, как исторически, выйдя из проюдейської идеологии (первое название), члены этой секты начали претендовать на мировое духовное господство (второе название) и в то же время под предлогом объективности стремились доказать право на единственно верное считывания библейских текстов (третья название). Основателем секты считается Чарльз Тейз Рассел из США (1852-1916), выходцу из Ирландии и принадлежали к одной из протестантских Церквей. Уже в молодости отличался пророчествами (например, о второй приход Христа 1874 г. который, конечно, не состоялся). 1878-го года становится пастором адвентистов, а в следующем году создает новую религию, назвавшись Божьим посланником и переняв от адвентистов учение о смертность человеческой души. На протяжении своей деятельности часто прибегал к произвольных толкований Библии. Был противником Святого Передачи - устной науки Христовой Церкви. В течение многих лет никто из богословов не позволял себе вычеркивать из Библии целые строки в угоду своим собственным утверждениям, но именно к такому удался Рассел; он, в частности, вычеркнул очень существенную фразу из Евангелия от Иоанна о канонической основание для Святого Передачи: „есть и Многое другое, что сподіяв Иисус, - и если бы это все в одиночку записать, то, думаю, и самый мир не вместил бы написанных книг” (Ин. 21, 25). Следовательно, по логике этой ситуации следует, что многие из Христовых деяний (о чем не было записано) перешло к устной науки Церкви - Святого Предания. Еще при жизни Рассел учил, что не умрет как обычные люди, а своих сторонников переведет живыми до “земли обетованной” (нового мира). Но чуда не произошло - он умер как и все люди к нему. Сразу после упокоения была попытка создать культ его жизни и деяний: его называли преемником апостола Павла. Но со временем, когда стали явными аморальные поступки Рассела, ореол культа быстро рассеялся, и теперь идеологи Свидетелей Еговы предпочитают предпочитают замалчивать даже его имя.

Преемником Рассела 1917 года стал Ратерфорд, юрист по образованию, назвавшись президентом Свидетелей Еговы. Во время Первой мировой войны американская власть осудила его на 20 лет тюремного заключения за шпионаж в пользу Германии. Через год он был освобожден по амнистии. Как и Рассел, прибегает к “лукаво” и пророчеств, предсказывая, например, приход Иисуса и наступления конца света 1925-го года (когда должны были воскреснуть ветхозаветные Патріярхи и Пророки). А чтобы воскресшим было где жить, организует сбор средств для строительства роскошного дома (и поскольку воскресения тогда еще не наступило, то решает жить там сам, разъезжая при том двумя автомобилями, что тоже предназначались для воскресших). Тогда же, в 1925 г. во время конца света за наукой Ратерфорда, должен был умереть последний из Свидетелей Еговы - из числа 144 000 избранных. Но и на этот раз пророчество не сбылось. После его смерти в 1942 г. пророкоманом стал и новый президент Кнорр, предвещая приход Христа 1975-го года. Свидетели Еговы часто отрицают свои же слова (например, существует их брошюра “Пробудитесь!” с сообщением наступления Армагеддона как раз 1975-го, года, но позже они заявили, что конца света на 1975 год не пророчили). После упокоения Кнорра (1977 года) руководство Свидетелей Еговы перешло к Франза, а с 1992-го - до Геншеля.

Характерным для взглядов Свидетелей Еговы является, в частности, отрицание основных принципов христианского вероучения, таких, как: 1) Возражения Пресвятой Троицы (в частности - божества Иисуса Христа и Святого Духа); Свидетели Еговы учат, что Христос не является Богом, перед своим воплощением он был архангелом Михаилом, а позже, родившись, стал человеком. 2) Возражения принятых христианством названий Бога. Свидетели Еговы утверждают, что эдиним ым”именем Бога есть имя „Яхве”, что оно было и в Новом Завете, но при переводе, мол, его упустили, заменив всюду на „Господь”. 3) Неверие в телесное воскресение Христа. Свидетели Еговы утверждают, что Иисус не воскрес в теле, а только в виде духа. 4) Отрицание христианского взгляда на Марию - Матерь Божью (Богородица). Ее духовное назначение отрицают, утверждая: если Бог не имел отца, то не может иметь матери и Богородица. 5) Негативное отношение к иконам (образов). Свидетели Еговы утверждают, что, пошановуючи иконы, люди впадают в идолопоклонство, осуждено Богом.

Сатанинские культы распространение в Западной Европе еще в эпоху Средневековья. Современный вариант сатанизма считают полурелигиозный движение, который основал Е. Кроумі в конце Xixcm. Новый этап деятельности приходится на 60-е гг. Ххв. Самой известной является так называемая “Церковь Сатаны” Е.Ла Вэя (США). В Нью-Йорке действует Международная ассоциация ведьм и колдовства. Сторонники этих культов считают, что Сатана укрепляется, а возможности Бога ослабевают. Дьявольское начало, утверждают они, присущее каждому человеку (и они его стремятся развивать). Проповедование полного цинизма является характерным для их деятельности. Не удивительно, поэтому, что своим антиподом они считают христианство. Моральные принципы сатанистов оказываются также в крайнем индивидуализме, в частности, - в эгоизме, в пренебрежительном отношении к другим людям. Стремятся достичь превосходства над всеми, а постоянное утверждение культа силы стало их идеалом. Сатанисти пропагандируют жесткий прагматизм. Периодически отправляют так называемые “черные мессы” (службы Сатане), используя во время них черные свечи и принося в жертву изуродованные Христовы распятие.

Организация сатанистов в Украине официально не зарегистрирована, однако периодически обнаруживает себя. Собираются они в одиночку или группами, разоряя надмогильные памятники (прежде всего - кресты); они уничтожают частично или полностью, иногда совершают над ними надругательство, обозначая их своими символическими знаками. Опасаясь ответственности за совершенные преступления, акты вандализма оказывают преимущественно в ночное время. Исповедуют разные демонические культы.

 

Выводы

 

Конец ХХ - начало XXI в. засвидетельствовал бурные изменения в религиозной жизни Украины. Государственное возрождение показало значительную утрату духовных традиций в Украине; говорится также и о религиозные традиции. Три Голодомора (которым нет аналогов в мировой истории), постоянные гонения, массовые репрессии, широкомасштабные депортации обессилили духовный организм народа. И это стало одной из основных причин проникновения в Украину представителей многих нетрадиционных религиозных образований. Через известные исторические причины, разный уровень сознания (национальной, религиозной, политической), разное отношение к древним отечественных традиций и учитывая специфику историко-культурного и политического бытия между разными регионами Украины продолжают проявляться различия относительно распространения и функционирования религиозных верований и конфессий.

Между тем история развития культуры, в том числе и христианской Украины учит: только тогда народ способен быть духовно сильным, когда осознает свою миссию в истории, развивая весь многовековой национальный по умолчанию-обрядовый комплекс, обогащая его новыми элементами, которые органично должны проявлять себя в процессах жизнедеятельности. Современная картина религиозной жизни Украины является довольно пестрой, сложной, далеко не всегда в ней можно даже сориентироваться. Но многоконфессиональность, дифференциация религиозных образований, возникновение новых, судя по всему, является обычным явлением. С позиции определенной конфессиональной преданности существует естественная установка считать только свою веру истинной, настоящей, оправданной и такой, которая наделена особой божественной благодатью. И при наличии уже существующего религиозно-конфессионального многообразия наиболее оправданной с позиции развития государства, общества, культуры, духовной жизни является позиция толерантности, уважения права на свободу совести, установление диалога между различными верами и религиозными образованиями.

Конституционные права и обязанности граждан относительно того исповедовать или не исповедовать) ту или иную религию должны сочетаться с взвешенно выработанной стратегией законодательно-властных структур, прежде всего относительно дальнейшего развития традиционных религиозных образований украинского народа. В этом контексте особенно актуальным становится афоризм: история - учительница жизни.

Историческое развитие религиозных верований и конфессий в Украине отражает все трудности и противоречия религиозного бытия. Традиционно христианские конфессии (православие, греко-католицизм, протестантизм) в условиях восстановления независимости Украины стремятся к сотрудничеству. Пока что только Украинская Православная Церковь Московской Патриархии) не очень вписывается в этой процесс - процесс создания Украинской Поместной Православной Церкви.

С другой стороны, этими традиционными христианскими конфессиями не исчерпывается не только религиозная жизнь в современной Украине, а и даже христианское религиозное жизни, поскольку здесь действуют протестантские церкви, церкви староверов, различные христианские секты. Знакомство с особенностями их возникновения, вероисповедания и культа позволяет лучше осознать всю сложность человеческих стремлений и взаимоотношений в обществе.

Появление украинского неоязичництва свидетельствует о попытка реконструировать в первоначальном виде дохристианские верования украинцев. Однако не берется во внимание двоєвір'я - веками установленного синкретизма язычества с христианством, отказаться от которого означает разрушить сложившийся уже багатотисячолітній пласт национальной культуры. При этом нельзя отождествлять дохристианского язычества с позициями неоязичників, часть которых стремится возродить веру наших предков, полностью игнорируя такой объективный феномен духовно-религиозной истории, как традицию.



Назад