Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

7.1. Проблема веротерпимости в истории человечества


Каждый человек стремится выработать свою собственную позицию в жизни, иметь собственный взгляд на мир и то, что происходит вокруг. Система взглядов человека на мир и свое место в нем принято называть мировоззрением. Он в той или иной форме присутствует в сознании каждого нормального человека. Важным элементом мировоззрения являются религиозные представления, в которых проявляется отношение человека к Богу, к существование бессмертной души, загробной жизни и т.д. Человек может верить в существование Бога, а может стоять на атеистических позициях и отвергать веру в сверхъестественное. Право человека делать собственный выбор относительно религии и Бога, занимать собственную позицию по религиозным вопросам получило название свободы совести.

Свобода совести - это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или придерживаться атеистических взглядов. Принимать или отвергать религиозные представления и связанные с этим принципы поведения является неотъемлемым правом каждого человека. Свобода совести, таким образом, является реальным проявлением свободы человека в обществе. Это одна из важнейших и неотъемлемых свобод человека, что выступает необходимым общечеловеческим нравственным и правовым принципом, что имеет общечеловеческую социальную и духовную ценность. Признавать свободу совести фактически означает признавать за человеком право распорядиться собственной жизнью. Формирование главных принципов свободы совести закорінене в многовековой борьбе за право свободно мыслить и действовать в реальной практике свободомыслия. Ее истоки уходят далекой древности. Впервые проблема свободы совести, мировоззрения и убеждений возникает в античную эпоху. Это было обусловлено тем, что каждого гражданина обязывали выполнять общегосударственные культы. За невыполнение их, а также за критику или осміювання богов карали смертью. Однако, осмысливая реалии человеческого бытия античные мыслители и философы поставили под сомнение оправданность повелительного распространение на всех членов общества стандартных требований определенного религиозного культа. Такими мыслителями были Ксенофан (570-478 гг. до н.э.), Гераклит (540-475 гг. до н.э.), Анаксагор (500-428 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Протагор (480-410 гг. до н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (95-55 гг. до н.э.) и др. Они утверждали, что о Богах людям доподлинно ничего не известно, и что, скорее всего, люди создают богов по подобию с самими собой. Первый правовой акт, который провозгласил “свободу исповедания религии”, относится к времен поздней античности и начала христианской эпохи. Это был “Миланский эдикт о веротерпимости”, подписанный в 313 г. римским императором Константином и его соправителем Лицинием. Он провозглашал свободу вероисповедания, равенство всех религий, а также регулировал имущественные и общественные права религиозных общин. Тем самым был положен конец преследованию христиан и фактически начат процесс превращения христианства в государственную религию.

В эпоху средневековья христианская церковь заняла лидирующие позиции в общественной жизни. Исповедание христианского вероучения стало обязательным для всех граждан. И хотя некоторые Отцы христианской церкви время от времени заявляли о праве каждого человека свободно выбирать веру, любые проявления свободомыслия и свободного исповедания иного религиозного вероучения официальной церковью не допускались и жестоко преследовались. Уже во времена развитого средневековья для слежения за благонадійністю мнений граждан католической церковью был создан специальный орган, известный как инквизиция. Поэтому в настоящее время борьба за право свободно мыслить и действовать могла осуществляться только под религиозным покровом и проявляется в форме скептицизма, ереси, антиклерикализма.

В эпоху Возрождения под влиянием развития общественных отношений, науки, культуры, искусства и философии проблема свободы совести возникла как свобода ума. Ее ярко выразил французский деятель позднего Возрождения М.Монтень (1533 - 1592 гг.) в своей концепции свободы веротерпимости, предпосылкой которой должна быть равенство всех религий, свобода убеждений и любой мысли.

Требование веротерпимости в эпоху Реформации нашла широкую поддержку в обществе, породив в Европе целый ряд массовых религиозных движений. В следствие этого в ряде европейских государств правовыми актами было юридически закреплено требование свободы вероисповедания. В годы буржуазных революций (XVIII ст.) известный призыв к утверждению “свободы, равенства и братства” стал переломным моментом в истории человечества. Социальный прогресс, развитие индивидуалистических тенденций под влиянием экономического, политического и духовного развития требовал прав человека на свободу совести, вероисповедания и убеждений. Все они нашли отражение в первых конституциях и законодательные акты буржуазных государств конца XVIII века. В частности - в “Декларации прав человека и гражданина”, утвержденной Национальным собранием Франции в 1789 г. и в Конституции США с поправкой в 1791 г. В последний отмечено, что “Конгресс не должен издавать законов, которые устанавливали бы какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание...”. Таким образом, основные требования свободы совести наконец нашли законодательное подтверждение в конституциях стран мира. Были выработаны общечеловеческие правовые принципы права свободно мыслить и действовать, которые нашли утверждения в нормах международного права. Они отражены, в частности: 1) в Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; 2) во 2-й и 5-й статьях Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1998 г.; 3) в 16-18-х статьях Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1989 г. В частности, в статье 18 Хартии прав человека записано: “Каждый человек имеет право на свободу совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учениях, богослужениях и выполнении религиозных и ритуальных предписаний”.



Назад