Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

7.2. Свобода совести как общечеловеческая ценность


Свобода совести - это одно из фундаментальных прав и свобод человека, вне которыми ее нормальное существование не возможно. Одновременно это и важная философская, правовая и религиоведческая категория. Поэтому необходимо остановиться на сущности этого понятия подробнее. Прежде всего выясним содержание понятий “свобода” и “совесть”, входящих в указанную категорию.

Свобода - это важное философское понятие, которое характеризует коренные особенности человеческого бытия; это значит, что вне свободой человек уже не может вести полноценной жизнедеятельности. В философском понимании свобода предстает как отсутствие каких-либо препятствий для действий человека. Но поскольку в реальной человеческой жизни такое просто невозможно, то свобода предполагает:

1) осознание необходимости и деятельность лица, что согласованная с необходимостью;

2) наличие возможности делать выбор в отношении содержания и направления своих действий;

3) наконец, при наличии двух указанных условий - иметь возможность изменять существующую необходимость на другую, такую, что открывает перспективы расширения свободы.

Понятие “свободы” предусматривает свободу личности в ее деятельности, а также ее духовную свободу. Наличие свободы является важнейшей предпосылкой человеческого права и возможности самостоятельно формировать свои моральные принципы, определять обязанности, осуществлять нравственный самоконтроль и моральную самооценку своих поступков. Если лишить человека свободы, то из нее автоматически снимается любая ответственность за свои поступки, ведь отсутствие свободы означает, что человеческое поведение однажды и кем запрограммирована, и, следовательно, человек здесь не при чем.

Принято считать, что совесть - это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку, нести ответственность за свои взгляды и поступки перед другими людьми и обществом. Она охватывает самосознание и самопереживання человека, без которых немыслима ее жизнедеятельность. Наличие совести предусматривает, что в человеческом сознании присутствуют по крайней мере два направления: одно - на самого человека с ее реальными характеристиками, свойствами, особенностями и поступками, второе - на высшие и неоспоримые нормы, модели, принципы человеческого поведения. Если человек чувствует проявления или угрызения совести, это значит, что она соотносит свои мысли и действия с чемто надлежащим, неоспоримым, единственно достойным человека. В понимание совести укладывается ощущение человеком внутренней ответственности перед собой за свои поступки, их оценка с определенных моральных позиций, внутренний самоконтроль относительно выполнения своих обязанностей перед обществом и другими людьми, способность к нравственному самосовершенствованию. Она менее всего опирается на принуждение со стороны общества и государства, на применение норм права. То есть совесть предусматривает существование в человеческом сознании чего надіндивідуального, высшего, императивного (повелительного). Что это за инстанция, с позиции которой совести лицо себя оценивает? Откуда она взялась в сознании человека? - На эти вопросы люди разных жизненных ориентаций и ценностных установок дают разные ответы, но уже само определение сущности совести и механизма ее действия дает нам моєливість понять и сущность права на свободу совести. По сути ситуация прочитывается так: поскольку не существует единого для всех людей и на все времена предоставленного закона человеческой жизни, то каждый человек имеет право сама выбрать, сформировать и использовать ту систему (шкалу) оценок, с помощью которой она будет воспринимать, контролировать и определять свое поведение. Ясно, что для религиозного человека речь идет о нормах и заповеди, переданные Богом (или богами), а ее совесть является ничем иным как сдача себе отчета в отношении того, в какой мере ее жизни соответствует божественным повелениям.

Принято различать трактовка проблемы свободы совести в широком (философском) и узком (релігієзнавчому) понимании. В широком понимании свобода совести выступает как возможность и способность человека свободно, без какого-либо внешнего силового давления, лишь по велению собственной совести выбирать независимую мировоззренческую позицию и на этой основе делать собственный выбор и нести ответственность за свои поступки и мысли. Свобода совести в таком смысле является самой широкой свободой мысли о мире, свободой человека по-своему понимать его. Человек может выбирать себе то мировоззрение, который считает правильным. Поэтому свобода совести является полной свободой мировоззрения. Ее составным элементом будет выступать также свобода религиозных предпочтений, что принято относить к узкому (религиоведческого) трактовка принципа свободы совести, которая предусматривает:

- 1) право выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

- 2) равенство всех верующих и неверующих перед законом;

- 3) равные возможности для верующих и неверующих в пользовании политическими и общественными правами.

Поэтому свобода совести является одним из конкретных проявлений свободы личности в обществе и является одной из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. Признание свободы совести означает вместе с тем признание ценности свободной личности, ее духовного суверенитета, которая в своем духовном самоопределении подотчетна лишь своей совести, а для верующего человека - Богу, связь с которым является для нее смыслом и целью жизни.

В религиоведении свобода совести рассматривается как право, что гарантирует неприкосновенность совести человека в вопросах отношения к религии, то есть право личности на свободу иметь, принимать, изменять религиозные верования по собственному выбору или же придерживаться нерелигиозных убеждений; свободу индивидуально или совместно с другими, публично или частным образом исповедовать свою религию или верования, участвовать в богослужениях, обрядах, ритуалах, свободно распространять свои религиозные или нерелигиозные взгляды и убеждения. Она базируется на ряде важных принципов: отделение церкви от государства, отделение школы от церкви, запрет установления обязательных убеждений и мировоззрения.

Поскольку религиозные отношения - составной элемент общественных отношений, субъектами которых являются религиозные и нерелигиозное населения, государство обязано регулировать их с помощью законодательства. Гарантируя возможность исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, в то же время государство должно заботиться соблюдением действующего законодательства, права и свободы всех граждан. В этой связи конституции многих стран свободу вероисповедания сочетают с необходимостью соблюдения общественного спокойствия, выполнением других общественных, производственных обязанностей. Например, в декларации Ватикана о религиозной свободе отмечается, что религиозные организации и верующие должны выполнять требования светской власти, придерживаться общественного порядка, а гражданское общество вправе защищаться от злоупотреблений под религиозными лозунгами.

Уровень реального обеспечения свободы совести зависит от многих факторов. Он обусловлен историческими, социальными, политическими условиями становления государственности, ролью и местом в этом процессе религии и религиозных организаций. Большое значение при этом играют национальные и местные традиции, образ жизни народов, формы общественных отношений. Государство может регламентировать, устанавливать ограничения в реализации прав на свободу совести. Поэтому в одних государствах обеспечения свободы совести соответствует международным правовым нормам, в других - она ограничена определенными условиями или же лишь декларируется, не получив практической реализации. Однако сужая или расширяя пределы этого права, государство регулирует лишь пределы общественных возможностей внешнего проявления свободы совести в публичных действиях индивида, однако не в состоянии предоставить или забрать свободу совести индивида.

Государство не дает и не “дарит” права на свободу совести, она лишь определяет правовое пространство, в котором верующий индивид имеет возможность свободной духовной самореализации в соответствии с выбором своей совести. Однако сфера сознания, одним из проявлений которой является совесть человека (при условии что она не проявляет себя в определенных действиях и поступках), не является предметом права и не поддается правовому регулированию. Поэтому свобода совести - это особая качественная определенность человеческого бытия, которая отражает внутреннюю способность суверенного субъекта к свободному, не детерминированного внешними силовыми факторами самоопределение в духовной сфере, а также возможность его творческой и ответственной самореализации на основе ценностно ориентированного выбора.

Каждый человек должен сам определить формы, способы, пути познания истины Бога и формы своего единения с ним. Она от рождения имеет право быть свободной, суверенной и независимой в выборе и защите своих идей, убеждений, суждений, своего взгляда на мир, смысл и назначение человеческой жизни. Это дело ее совести. Сфера совести - частная сфера личности. Государство не должно вмешиваться в эту деликатную сферу человеческого бытия. Она не должна навязывать своим гражданам то или иное мировоззрение, стремиться к установлению истин веры или форм богослужения силой своих законов. Обязанность государства - обеспечить гарантии свободного самоопределения и саморєалізації личности в духовной, в том числе религиозной, сфере. Различные мировоззренческие, религиозные концепции, разное мировоззрение должны иметь право на бытие в общественном или индивидуальном сознании.

Религиоведческая сущность свободы совести реализуется через понятие “свобода религии”, “свобода вероисповедания”, “свобода вероисповедания”, “свобода церкви”, “толерантность”. Свобода совести как религиоведческая, правовая категория в определенной степени раскрывает свою сущность через понятие “свобода религии”, с которым оно взаимосвязано, но не тождественное. Если первое охватывает широкую сферу духовного, мировоззренческого бытия человека, в которой она самоопределяется и самореализуется, то второе предстает как свобода выбора и самореализации индивида только в системе религиозных координат. Свобода религии в данном случае предстает как свобода выбора религии, как свобода вероисповедания, отправления религиозного культа. Она определяет правовые, экономические, общественно-политические возможности и гарантии относительно свободного религиозного самоопределения, самореализации личности в религиозной сфере, независимого функционирования религиозных организаций и институтов. Поэтому можно сказать, что свобода совести, как релігієзнавчо-правовая категория именно через понятие “свобода религии”, в полной мере раскрывает свой смысл. По сути она содержит в себе все аспекты свободы совести: самоопределение личности в сфере религиозного мировоззрения, религиозных ценностных ориентаций, а также ее самореализации в системе своего религиозного выбора.

Как один из аспектов структурных элементов свободы совести, свобода религии реализует себя через свободу вероисповедания и свободу церкви. Свобода вероисповедания - законодательное гарантированное право личности свободно, без внешнего принуждения выбирать, исповедовать любую религию, свободно менять свои религиозные предпочтения, удовлетворять свои религиозные потребности, осуществлять другие культовые действия в соответствии со своей религиозной ориентации. Она предусматривает равенство верующих всех конфессий перед законом, отсутствие дискриминации по религиозному принципу. Свобода вероисповедания дает право не только выбирать любую религию, но и не выбрать ни одной. То есть право выбора предусматривает и право отказа от выбора. Не может быть и речи о свободе религии там, где наряду с индивидуальной свободой вероисповедания отсутствует возможность коллективного исповедование религии, совершения культовых действий и ритуалов. Здесь уже речь идет о понятии “свобода церкви”, которое характеризует социально-правовые возможности функционирования в государстве церкви и религиозных объединений верующих. Свобода церкви - это законодательно закреплено и гарантированное государством право на свободную деятельность церкви и других религиозных организаций в пределах их функционального назначения, организационно-управленческих нужд. Оно предусматривает свободу создания, управления, функционирования религиозных организаций, их хозяйственной, финансовой деятельности и др. Если свобода вероисповедания - это вид индивидуальной свободы, то свобода церкви - это тип свободы общественной.

Свобода религии имеет внутренний и внешний аспекты проявления - свободу выбора определенного религиозного мировоззрения и публичное исповедание религии. Для верующего человека важное значение имеет внешнее исповедания веры”, которое, например, христианство считает существенным признаком христианской совести и рассматривает его как необходимое условие пребывания в христианстве, утверждая, что настоящая религиозная совесть не может существовать тайно, а должна проявлять себя внешне. Оно даже объявляли еретиками тех сторонников христианства, которые отрицали необходимость внешнего проявления своих религиозных убеждений, считая достаточным лишь внутреннюю (в совести) принадлежность к христианству.

Возможность для индивида добровольно объединяться с другими единоверцами в религиозные сообщества с целью публичной службы богослужения и пропаганды своих религиозных взглядов является одним из принципиальных положений свободы религии. Религиозная организация, как свободное образование граждан-единоверцев, имеет свою внутреннюю структуру, устав, который регламентирует не только проблемы, связанные с исповедованием религии, культовыми действиями, а и вопросы дисциплины, нормы поведения верующих, а также проблемы, которые далеко выходят за чисто религиозные рамки. Понятие “свобода церкви” включает структурно как свободу создания, управления, функционирования религиозных организаций, так и свободу хозяйственной, финансовой деятельности и др. Поэтому реализация принципа свободы совести тесно связана с соблюдением гарантий не только свободы религии, но и свободы церкви. Это понятие отражает степень автономности церкви, независимости от вмешательства государства в ее внутренние дела. Однако в некоторых странах государство и церковь тесно связаны. Тесное сочетание официальной религии и государственного аппарата порождает различные варианты клерикальної государства. В одних странах (Саудовская Аравия, Пакистан) клерикальный влияние распространяется на различные сферы общественного бытия. Например, в Саудовской Аравии государственной религией является ислам, атеизм запрещено и преследуется законом. В других странах формально декларируется свобода вероисповедания, но в то же время существуют привилегированные религии и религиозные течения: в арабских странах - ислам, в латиноамериканских и западноевропейских - католицизм, в Греции - православие. Признание особого положения определенной церкви зафиксировано в конституциях 42 государств; законодательство 30 стран обусловливает занятия высших должностей в государстве принятием религиозной присяги; в 17 странах пост главы государства могут занимать только те лица, которые принадлежат к официальной церкви. Существует немало государств, в которых официальной государственной религии нет, например США, Украина.

Еще одним важным аспектом свободы совести и свободы религии есть свобода религии, которая оказывается в основном через свободу мнения относительно религиозных ценностей, норм, установок и т.д. Свобода в религии - границы свободы, в которых, согласно вероисповеданию, может реализовываться инициатива и самодеятельность верующих относительно толкования основных положений вероучения, отправления культов. Она характеризует степень свободы, которую допускает то или иное вероисповедание для своих членов в деле реализации вероисповедной практики, толкования тех или иных положений своего религиозного учения. Следовательно, речь идет об уровне свободы верующих и их возможности свободно самореализовываться в религиозном коллективе в рамках определенных предписаний без вмешательства как единоверцев, так и руководителей религиозной общины.

Однако реализация этих принципов всегда была проблематичной. История разных конфессий содержит многочисленные примеры нетерпимого отношения к кому-либо попыток выявления свободы мнения со стороны верующих по отношению к поучениям авторитетов церкви или отдельных положений вероучения. Известно, что во времена средневековья такие попытки рассматривались как еретические или вероотступничество и беспощадно преследовались. В католической церкви, например, даже долгое время считалось вредным и запрещалось читать и свободно толковать Библию простым верующим. Вывод здесь напрашивается один: в течение всей своей истории практически каждая Церковь ревностно оберегала свое вероучение, не допуская (часто под угрозой смерти) попыток их свободного осмысления и толкования со стороны своих сторонников. При всех положительных изменениях, которые произошли в последнее время, сегодня также религиозные организации практически не допускают каких элементов свободы в религии для своих

верных.



Назад