Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

8.2. Основные понятия религиозного сознания


Исходные понятия религиозного сознания определяют содержание определенного вероучения. Здесь фигурируют понятия, касающиеся Бога, других высших существ, мироздания, человека, общества, порядке отношение Бога к миру и человеку, и наоборот - человека и мира к Богу. Остановим внимание на самых первых понятиях, которые характерны для большинства религий.

Бог - исходное понятие религий, происхождение которого остается неизвестным (некоторые словари сводят это слово к значение “Властелин, что дарит”). В большинстве случаев Бог - это всеблагий и всемогущий создатель и повелитель мира. Иногда он представляется принципиально обезличенным и лишенным каких-либо черт, подобных реальных рис вещей и явлений мира, однако иногда Бог - это индивидуальность и личность, персона. В большинстве религий понятие Бога не просто отправляет нас к владыке мира или его первой принципы, но также выражает фундаментальное человеческое ощущение своей связи с самыми первыми и важнейшими принципами бытия, человеческой уверенность в том, что человек с его умом и исходными свойствами является не случайным явлением действительности, что в мире существует внутренний закон и порядок, к которому как раз и приобщена человек. Довольно часто понятие Бога передается через серию приближенных к нему понятий, таких, как Творец, Абсолют, Дух.

Абсолют - это термин, который обозначает высшую самодостаточность и независимость от кого-чего, а также полноту бытия, всеобъемлющее включения в свой смысл всего возможного, того, что было, есть и будет. Бога в развитых религиях называют Абсолютом и даже Абсолютом всех абсолютов.

Создатель - это понятие, удостоверяющий неограниченность Бога в его возможностях и проявлениях. Как Абсолют Бог не зависит ни от чего, нет никакого начала или границы, однако все реальное имеет начало или конец, возникает переменным и ограниченным. Отсюда следует вывод: именно Бог дает начало всему и служит залогом того, что все может меняться, перетекать в другое, но не может исчезнуть окончательно, поскольку все обязана своим существованием именно Богу как Творцу. Соответственно, Бог может творить мир только из ничего, поскольку без него не может быть никакого существования.

Дух - принципиально важное понятие, поскольку все выше перечисленные характеристики Бога удостоверяют, что он не может иметь тех свойств, которые присущи переменным вещам. Переменные вещи являются сложными, внутренне разнообразными, незавершенными, делимыми. Все материальное имеет именно эти черты, а значит Бог не может быть материальным, но только духом. Духа приписываются свойства, прямо противоположные свойствам материальных вещей: он находится вне пространства и времени, он отличается единством и простотой, возникает вечным и неделимым. Имея все эти черты, дух может проявить себя не в пространстве или времени, а только в действии. Дух - это полная и чистая активность. Становится зрозумілім, почему Богу приписывается исключительно духовная природа, ведь он не может быть ограничен ни снаружи, ни внутри себя самого, так же как он не может быть частичным, потенциальным и др.

Творение - основной способ проявления божественной силы, могущества и мудрости. Считается, что процесс божественного творения нельзя представлять по аналогии с человеческой деятельностью, поскольку для Бога быть, действовать и иметь сущность означает то же самое. Бог творит мир своим помислюванням его, а не разработкой задачи и последующей его реализацией. В развитых религиях не предполагается причины создания мира, поскольку такая причина в чем ограничивала бы Бога; Бог творит мир своей любовью. В некоторых простых религиях могут существовать намерениях создания мира (например, ради того, чтобы засвидетельствовать свое могущество). Иногда творения мира пов'зується с противостоянием доброго духа (Бога) и злого. Результат творения - создано (на старославянском языке - тварь, созданы отдельные вещи называются животным). В созданном лишь условно можно выделять лучше или хуже, поскольку все существующее составляет единое целое, все пронизано единым замыслом и служит конечному результату. Если человек способен воспринимать реальность именно так - целостно, с умением проникнуть в ее самые первые целевые фундаментальные основы, она может считать себя приближенной к высшей истины. Итак, творение представляет собой глубинную внутреннюю и целевую гармонию. Однако все вещи созданного мира имеют индивидуальную, а потому - различную степень приобщения к исходного источника бытия. Отсюда вытекает следующее понятие религиозного сознания.

Иерархия - дословно это значит “священноначалие”, то есть это слово удостоверяет наличие в созданном мире целой системы ступенек, выражающие основные меры приобщение сущего к Богу как источнику бытия. В некоторых религия различают небесную и земную иерархию. Небесная иерархия касается подчинения (соотношение по образом) тех существ, которые являются посредниками между Богом и миром и что имеют духовную природу, однако ограниченное (в отличие он неограниченной божественной). В качестве персон небесной иерархии в христианстве фигурируют ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и чины.

Божественная энергия - считается, что создано существует лишь вследствие присутствия в нем божественной энергии, что является энергией бытия. Мир пронизан божественной энергией (или силой), которая в то же время несет с собой и смысловое назначение всему существующему. В христианстве ведущими формами божественной энергии есть дух и слово.

Малый мир (микрокосмос) - понятие, выражающее традиционное осмысления человека религиозным сознанием: человек помещена в центр мира и в ней возможности мира присутствуют в виде ее действующих возможностей. Человек - существо, которое сочетает в себе две природы, которыми исчерпываются виды существования - духовную природу и материальную (телесную). Поэтому она родственна как с тварным, так и с Творцом.

Душа - довольно часто рассматривается как присутствует в человеческом естестве доля божественного духа. Иногда душа рассматривается как нечто среднее между духом и телом, как их определенное единство, а иногда она рассматривается как соединена с телом духовная форма индивидуального человека. Поскольку душа имеет свои корни в божественном духе, постольку она является бессмертным и возникает источником человеческой свободы: душа - это божья искра в человеке, а потому именно она является залогом преимущества человека не только над телесным, но и над всем созданным миром вообще. Например, в буддизме, где человеку заранее не задано божество, именно душевная энергия должна поднять человека над всем миром и сделать ее высшим от кого-чего.

Материя (телесность, плоть) - для большинства развитых религий темная, пасмурная, неустойчива и несамостоятельная основа всего телесного, чувственного. Материя делает видимыми духовные воплощение и намерения, однако никогда не может передать их адекватно. Сама по себе материя тяготеет к распаду, а в бытии ее держит только духовная энергия. Материя является причиной разделения, уникальности, обособленности. Поэтому она является причиной раздора, противостояние, частности. Если материальные стремления становятся для души первыми стремлениями, это является причиной зла и греховности.

Об'явление - способ проявления божественной сущности в мире созданного; это может быть наделение определенных людей даром пророчества, предоставление людям законов или заповедей, пришествие в мир самого божества в определенной своей ипостаси (в определенном лице). Распространенной формой откровения считают чудо (чудо)некоторые необычные природные явления и др.

Провіденція - вперед определения богом (или богами) человеческой судьбы, а также хода всех мировых событий.

Провидение (заранее определение) - способность божества (или высших сил) знать наперед все, что и как может произойти в действительности; провидение может определенным образом восприниматься и оцениваться человеком (например, с помощью особых знаков - знаменій).

Судьба - совокупность всех обстоятельств жизни какой-нибудь человека, заранее определенных или божеством, или другими высшими силами, или слепым ходом космического процесса.

Назначение - конечная цель, предоставлена человеку (или неким другим явлениям бытия) и такая, что ее не может выполнить никто кроме нее.

Обращения (наведения) - вхождение человека в определенную религиозную веру; часто может происходить внезапно или чудесным способом.

Обязанность религиозный - субъективное принятие своего назначения в качестве необходимого и единственно возможного.

Греховность - особое состояние человека, что является результатом отпадения ее от единства с Богом, отклонение от служения Богу вследствие подчинения души стремлениям и требованиям материально-телесного, а не духовного. Греховность (в отличие от святости) приносит в мир деструкцию, разрушения, вражду, насилие.

Святость - просякнутість человеческого естества энергией единства с Богом, с первыми благими силами мира, результат подчинения телесного высшим духовным целям и энергиям.

Обожение (девінація) - максимально возможное для человека приближения к божеству, восприятие человеком сияние его славы, в результате чего происходит “преображение” твари, то есть принятие человеком духовного образа, максимально адекватного духовной сущности божества.

Воздаянии (вознаграждение) - вера большинства религиозных людей в том, что после земной жизни бессмертные по сути человеческие души будут получать в дальнейшем своем бытие такие награды, которых они заслужили в земной жизни. Уверенность в бессмертии души, по мнению многих философов и мыслителей, становится ведущим фактором человеческой нравственности и добродетели. Еще древнегреческие философы считали, что предположение возможности полного исчезновения человека после смерти делает бессмысленными различения злого и доброго поступка. А один из героев Ф.м.достоевского в этом же плане провозглашал: “Если Бога нет, то все позволено”.

Блаженство (рай) - наивысший возможный для человеческой души состояние, в котором она чувствует свою принципиальную и неотъемлемую единство с божеством и получает только положительные впечатления и переживания.

Эсхатология - совокупность представлений, согласно которым мир, поскольку он имеет начало, непременно должен иметь и свой конец, свое завершение. С точки зрения смысла именно завершения мира должно засвидетельствовать окончательное установление высшей божественной справедливости и продемонстрировать мудрость божественного осуществления всего мирового процесса.

Осмысление этих понятий является очень важным с позиции понимания сущности религии и религиозного отношения человека к действительности. Все обозначенные самые первые понятия религиозного сознания играют решающую роль в выстраивании определенными людьми своих представлений о действительности и свои задачи в этой жизни. В тех или иных сочетаниях они образуют более-менее стройную картину мироздания, предоставляют нам возможность отличать разные религии и видеть в них нечто общее. В конечном счете именно различия в содержании исходных понятий религиозного сознания (то есть в вероучении) и в культе определяют различия между религиями и религиозными конфессиями (объединение верующих, что претворяет в жизнь и воспроизводит определенные религиозные догмы, образы, представления, выполняет религиозно значимые виды деятельности).



Назад