Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Тема 2. Религия как общественное явление


Актуальность и важность этой темы в курсе религиоведения обусловлена тем, что в ней рассматриваются ключевые категории и основные параметры вивчаємого объекта - религии. Прежде всего, необходимо дать определение исследуемого феномена. При этом следует избегать как поверхностно-оценочных определений типа “религия - есть ложный мировоззрение”, так и определений, в которых упоминается лишь одна некая черта ли качество религии, например, “религия - это вера в Бога”.

Определение религии (как и каждое научное определение) должно исключать идеологическую оценку и, по возможности, полно отражать структуру данного явления, подчеркивать его суть.

Исходя из этого, можно дать такое определение религии: Религия - это система мировоззренческих представлений, основанных на вере в сверхъестественное, которая имеет регламентирован культ (обрядность) и организационную основу.

Суть религии - вера в сверхъестественное. Именно это предопределяет качество и структуру и функционирование, и все другие параметры религии. Следует подчеркнуть, что в религиозной веры есть ряд специфических особенностей. Это, прежде всего, уверенность в реальности существования объекта веры (Бог, боги и т.п.), затем эмоциональность и иррациональность (это вера сердца, а не разума. Как некогда говорили некоторые теологи: “верую, потому что абсурдно”). И, наконец, это уверенность в возможности двусторонних контактов субъекту и объекту веры.

Как уже отмечалось, важным моментом в изучении религии есть вопросы структуры этого явления. Как структурные компоненты религии можно назвать прежде всего систему определенных идей, то есть религиозное сознание, потом религиозный культ и, наконец, религиозные организации.

Религиозное сознание - форма общественного сознания, в которой объективная реальность отражается сквозь призму религиозной веры в виде различных теорий (теология, религиозная философия и т.д.), или бытовых взглядов. Другими словами, религиозное сознание возникает двумя уровнями: теоретическим и эмпирическим (бытовым). Особенностью религиозного сознания и мировосприятия является оценка всего сущего как результата деятельности сверхъестественных сил.

Религиозный культ - это прежде всего совокупность строго регламентированных символических (то есть таких, которые имеют некий религиозный смысл) действий, ритуалов, направленных на обеспечение взаимодействия субъекта и объекта веры, поддержку единства верующих и т.д. Следует подчеркнуть особое значение предметов культа, разного рода реликвий для проведения обрядов.

Религиозные организации - организационная основа каждой религии, они являются структурированными (інституціалізованими) объединениями верующих, которые должны удовлетворять их религиозные потребности, развивать вероучения, проводить обряды, а в некоторых случаях представлять и отстаивать интересы верующих.

Основные разновидности религиозных организаций - церковь и секта.

Церковь - автономный централизованный институт, который обслуживается профессиональными священнослужителями, отличительными особенностями которого является строгая иерархия и разделение на клир (священников) и мирян (прихожан).

Секта - вид религиозной организации, которая, как правило, возникает в результате раскола с церковью на основе абсолютизации какой стороны вероучения, измененного культа и организационных принципов, в секте отсутствуют формальная иерархия и разделение на клир и мирян.

Большое количество религий в современном мире и в истории человечества и их разнообразие делают актуальной проблему их типологизации, что обусловлено интересами научных исследований. Типы религий можно выделять по различным критериям. Например, за пониманием Бога (сверхъестественного начала) в той или иной религии можно выделить следующие типы религий: политеистические (в которых мыслятся несколько Богов, например, индуизм), генотеістичні (в которых мыслятся несколько Богов, но выделяется один главный, например, синтоизм), монотеистические (в которых мыслится один Бог, например, ислам).

Еще одна типологизация может быть проведена за объектом, на который направлена религия (к которой сообщества обращается вероучения и в какой среде она распространяется) : родоплемінні, национальные, мировые религии.

Можно применять и другие основы для типологизации, например, традиционные и нетрадиционные религии.

Во время изучения религии как общественного явления особый интерес вызывают различные концепции происхождения религии, которые по-своему объясняют ее появление в общественной жизни. Здесь называем такие концепции:

  • Теологическую концепцию, что объясняет происхождение религии вмешательством сверхъестественных сил, божьего провидения.
  • Объективно-идеалистическую концепцию, что объясняет появление религии, как результат деятельности какой духовной субстанции, которая, по их мнению, является основой всего сущего;
  • Субъективно-идеалистическую концепцию, что объясняет появление религии особенностями мировосприятия субъекта.
  • Біологізаторську концепцию, что объясняет появление религии актуализацией биологических основ в человеке (ее биологических начал);
  • Психологическую концепцию, что объясняет появление религии особенностями психологии;
  • Социальную (социологическая) концепцию, что объясняет появление религии социальными причинами;
  • Антропологическую концепцию, что связывает появление религии с особенностями развития человека и становлением человеческого сообщества, и др.

Можно также рассмотреть концепцию о так называемых “корни религии“, характерную для советского религиоведения. Под термином “корни религии“ имеются в виду факторы, способствующие появлению религии и воспроизводству религиозности в общественной жизни. Различают социальные корни - факторы общественной жизни, гносеологические корни - факторы, связанные с особенностями познавательного процесса, и психологические корни - факторы, обусловленные психологией человека, ее эмоциями.

При рассмотрении функций религии, реализация которых определяет ее роль в обществе, следует подчеркнуть, что они могут не совпадать с функциями некоего структурного компонента религии. Например, некая религиозная организация может заниматься благотворительностью, то есть выполнять социальную функцию, или даже участвовать в политической жизни, но это не является функцией религии как целостного образования.

К основным функциям религии следует отнести:

1. Мировоззренческую функцию: Религия дает ответы на основные мировоззренческие вопросы (происхождение мира, человека, характер взаимодействия человека с окружающим миром и т.д.), то есть религия формирует мировоззрение верующих.

2. Регулятивной-нормативную: Религия пытается регулировать с помощью разнообразных норм (заповедей, запретов, приказов) основные параметры жизнедеятельности субъектов (индивида, группы, нации и т.д.). При этом регулируется как поведение, так и правила взаимоотношений, а иногда даже пищевая диета, одежда, и т.д.

3. Аксиологическая: Религия формирует систему ценностей, ценностных ориентаций субъекта

4. Интегративную: Религия является объединяющей основой для индивидов, народов и даже государств. Некоторые ученые считают, что религия может быть основой „цивилизационного объединения” и, как следствие, различают „христианскую цивилизацию”, „исламскую цивилизацию” и т.п., например, американский философ и политолог С. Хантингтон. Кстати, некоторые ученые в противовес названной функции называют еще и функцию дезінтегруючу, считая, что различные религии могут и разъединять людей.

5. Иллюзорно-компенсаторный: Религия может иллюзорно (мысленно) компенсировать ограниченность возможностей субъекта, или компенсировать беды и неудачи людей прелестями загробной жизни или хорошего воплощение (инкарнации) в другой жизни согласно закону кармы.

6. Легитимизации: Религия может использоваться как основание для предоставления правомерности каком явлению общественной жизни или социальному институту. Например, религия, одобряя некую властную структуру, тем самым лигітимізує ее.  

Следовательно, можно утверждать, что религия представляет собой сложное общественное образование, она играет важную роль в жизни общества, что обусловлено различными функциями, которые она выполняет, ее появление (происхождения) вызвана различными факторами, которые изучаются в рамках различных теорий.



Назад