Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Тема 4. Национальные религии


Национальные религии - это религии, что распространенные и обращены к некой нации, народности, этноса. Эти религии часто сопровождают процесс становления и развития этнической общности и уже вследствие этого выступают как составляющие его истории. Иногда они связаны со становлением национальной государственности, их функционирования переплетается с функционированием государственных органов, что дает основания называть их национально-государственными (конфуцианство, иудаизм). Объективности ради следует отметить, что в развитии государства того или иного народа может сыграть важную роль и мировая религия (например, ислам в арабском мире), то есть государственной может быть не только национальная религия, но и мировой, поэтому термин “национально-государственная религия” является не совсем правомерным. Сама категория “национальная религия” часто используется для определения религий, которые можно отнести к религий переходного типа (например, религия древних греков), или локальных, что распространенные в некоем определенном регионе, но не обращены к некоего определенного народа или нации (например, зараостризм). В первом случае забывают, что нация - это продукт достаточно высокого уровня развития общества. Поскольку нельзя говорить о древнегреческой ли древнеегипетскую нацию, то и отнести религии Древнего Египта и Древней Греции до национальных невозможно Даже если признать существование древнеегипетской и древнегреческой народностей, эти религии не отвечают в должной мере критериям национальных. Исходя из этого, некоторые исследователи различают ранние национальные религии (куда и относят те же религии Древней Греции и т.д.) и поздние, что вряд ли можно признать правильным. По распознавания локальных религий, то критерием здесь должна быть ответ на вопрос, является ли та общность, к которой обращена религия, нация, этнос, народом. Такой подход помогает четко распознать и определить, является та или иная религия действительно национальной или ранньонаціональною (при всей неоднозначности такого срока) или локальной и т.д. Некоторые ученые для определения отдельных видов национальных религий используют термины „этнические” и „народные” религии.

Исходя из этимологии греческого слова etnikos (родовой, народний. языческий), народные религии тождественны, собственно, этническим в узком смысле этого слова. Народными религиями традиционно считаются так называемые естественные религии, то есть те, которые возникают естественным путем в результате постепенного и длительного развития мировоззренческих представлений той или иной этнической общности о мире естественный и сверхъестественный, которые представлены в виде мифов, традиций, обычаев, обрядов, культов. Определенная этническая общность возникает и поддерживается благодаря единственному генетическом (кровноспорідненому) происхождению, общей территории проживания и языку общения, совместной исторической памяти, которые зафиксированы в родовых легендах о происхождении народа и постоянно воспроизводится при осуществлении коллективных обрядов. Некоторые исследователи даже отождествляют этнос и этническую религию, считая составляющие этноса тем, что составляет его этническую религию.

К народных религий относят такие религиозные комплексы, которые возникли в среде ранних этносов и соответствовали их духовным, идеологическим, культурным потребностям. Это, прежде всего, давньоіранські, древнеегипетские, древнеиндийские, древнегреческие, древнеславянские и другие религии, которые передавали более развитым религиям государственных этносов-народов (зороастризм, греческий или римский политеизм, религия ацтеков или инков, религия восточнославянских племен Киевской Руси и т.п.). Народные религии - это проявления автохтонных традиций, которые не только сохраняют их, но и развивают, совершенствуют. Народные религии являются обязательными для исповедания представителями определенных этнических сообществ. Их, как правило, не выбирают, в них рождаются.

К характерным особенностям национальных религий можно отнести :

1. Наличие в том или ином виде идеи “богообранності” данного народа.

2. Наличие в том или ином виде ограничений на контакты (совместная деятельность, брак и т.д.) с представителями других конфессий.

3. Специфическая обрядность (культ).

4. Ритуалізація бытового жизни (преобразование в обряд какой бытовой акции, например, “меква” в иудаизме).

5. Национальные религии отражают общественно-политические условия жизни данного народа (конфуцианство и императорский строй в Китае, индуизм и кастовый разделение общества в Индии).

6. Национальные религии отражают менталитет и психологию своего народа.

Наиболее характерными для типа национальных религий можно назвать конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, иудаизм, а раньонаціональні - древнегреческая, древнеегипетская, древнеиндийская.

Древнегреческая религия также представляет систему политеистических верований и культов племен и народов Древней Греции периода возникновения и развития рабовладельческого общества. Характерными особенностями этой религии были олицетворение и одушевлення явлений природы (анімалізм), связанные с ними человекообразные боги и толкование их поведения с помощью мифов. Все. что окружало древних греков, по их представлениям, было заселено божествами. Особым почетом у греков древней суток пользовалась кормилица всего - Гея, в чем нашел отражение влияние матриархата. За время господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими божествами, иерархию которых возглавил Зевс - богов "отец людей”. Он воплощал в религиозной форме черты патриархального владыки: господствовал над небом, землей, морем и адом. Типичные образы богов древнегреческой религии описали Гомер в "Илиаде" и "Одиссее" (VIII в. до н.э.) и Геосид в "Теогоні", то есть "Родословной богов" (VII в. до н.э.). В начале новой эры старая греческая вера все больше и больше уступает христианству, которое отвечало новым требованиям времени и духовным потребностям людей.

Древнеегипетская религия сложилась как система политеистических верований и культов народов Древнего Египта в VI-IV тыс. до н.э. В каждой области (номи) Египта были свои пантеоны и культы богов, воплощенных в небесным светилам, камнях, деревьях, животных, птицах, змеях и т.д. Позже местные божества группируются в виде триад во главе с богом-демиургом (фіванська триада - иен и солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны, мемфіська - Птица, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Нефертум - бог растительности и т.д.). Большую роль в древнеегипетском религии играли представление о загробной жизни как непосредственное продолжение земного, но только в могиле. Со временем возникают представления о том, что души (ба) умерших путешествуют по миру и т.д. Характерной чертой этой религии является обожествление животных. К наиболее почитаемых животных - воплощение разных богов - относились бык (Апис, Мневис и другие), корова (Хатор, Исида), баран (Амон, Хнум), змей-крокодил (Себек), кошка (Баст), сокол (Гор), ибис (Тот) и др. Позже происходила антропоморфізація пантеона, но зооморфные черты в божеств не полностью были вытеснены и, как правило, соединялись с антропоморфными. Так, Бас изображалась в виде женщины с головой кошки, Тот - в виде мужчины с головой ибиса и т.д. Повышение роли новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождались процессом слияния, синкретизации богов. Например, с Амоном отождествлялись Ра. Монту, Птица. Гор, с богом Ра - Атум, Гор, Амон, Осітіс, Птица и т.д. По представлениям древних египтян мир первоначально имел вид хаоса, был водной бездной, из которой вышли боги, что создали землю, небо, людей, животных и растения. Здесь на первое место бога-демиурга выступает Солнце. Традиции древнеегипетской религии было обожания фараонов, которые виделись как "служители Гора", что влияло на династійність царствования.

Древнеиндийская религия - это совокупность религиозных воззрений и обрядов, которые возникали во II тыс. до н.э. в среде индоариев, и которая исторически предшествует собственно индуизма. Выделяют ведическую и брагманську суток функционирования этой религии. Ведическая сутки свое название получила от древнеиндийского источники, которое было создано в это время, Вед - священных книг, где описываются боги, важные стороны ритуала и обрядности. Весь пантеон состоит из тысячи богов, которые делятся на земных, атмосферных и небесных. Важное место в этот период занимают также различные божества, полубоги, мифологизированные деятели, враждебные силы. Главный смысл обрядности - жертвоприношение (яджна) в форме принятия священного напитка сома или принесение в жертву богам растений, животных, людей. Мир, по Ведами, созданный или из воды враждебными силами (девами и асурами), или из яйца богом Праджапати ли Брагманом. Вселенная состоит из пяти элементов - воды, земли, огня, воздуха, эфира (акаша). Брагманська сутки отмечается изменением ритуала, созданием комментариев к Ведам - брагманів и аран'як, а также религиозно-философских трактатов упанишад. Окончательно отделяется каста духовных учителей и исполнителей обрядов - брахманов, распространяется явление аскезы. Мир, согласно учению этого периода, руководствуется общими законами кармы, которой подчиняются боги и люди. Господствующей становится концепция реинкарнации (переселение душ) и необходимости освобождения от бесконечных изменений своих состояний (сансара).

Конфуцианство - национальная религия китайцев. Ее появление связано с именем древнего китайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.) Интересно, что конфуцианство существовало изначально как философское учение и только позже приобретает черты религии. Источники конфуцианства - работы, написанные Конфуцием и его последователями (так называемое дев'ятикнижжя). Наиболее известная книга Лунь-Юй „Беседы и суждения”. Верховное божество - Небо.

Центральное место в конфуцианстве занимает этическая проблематика. Проповедуемые пять основных добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитання старших и мужество.

Их подражания обеспечивает порядок и гармонию. Человеческая судьба определяется Небом. Главный смысл религиозной жизни - культ предков. Каждая семья имела храм предков. Обряды отправлялись старшими в семье. Верховный священнослужитель - император, который имел титул “сын неба”. В конфуцианстве отсутствуют профессиональные священнослужители, все обряды выполняли чиновники. Исчезновение імператорсткого режима обусловило кризис конфуцианства.

К типовых национальных религий можно также отнести индуизм (религия большинства населения Индии - индусов), возникший в 4-6 ст. Религиозные каноны зафиксированы в священных книгах Ведах. Индуизм - політеістична религия. Центральное место занимает троица богов: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель), Шива (бог-разрушитель). Рядом с богами почитаються полубоги, духи, животные, растения.

Индуизм воспринимается верующими не только религия, но и как определенный жизненный путь. В индуизме есть учение о дхарму - перечень правил, которые надо выполнять и от которых зависит судьба, карма (воздаяния), что определяет хорошее или плохое перерождения в другой жизни. При этом правила поведения каждого обусловлены его принадлежности к соответствующей касты. Кроме учение о переселении душ и карму для индуизма характерны идеи о неизбежности расплаты за все содеянное, рай, ад, недопустимость нанесения зла живому.

В индуизме нет единого центра, единой обрядностї, церковноўї иерархии, но отработана такая структура, что позволяет контролировать жизнь верующего через священнослужителей, а также через кастовые совета.

Иудаизм - одна из древнейших национальных религий. Основы его учения изложены в Танах (ветхий Завет) и Иерусалимлян и Вавилонском Талмудах. Иудаизм считается этнической религией, поскольку представители разных народов, которые ее исповедуют, считаются евреями, несмотря на их разные языки, обычаи, культуры, расы и т.д.

Вероучение это сформировалось в античной Иудеи, где были сложены его Священное писание. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли фарисеи, которые продолжили развитие вероучения после разрушения Храма. Рабби Іоханан Бен-Заккай, который сумел спастись из осажденного римскими войсками Єрусалиму, после его падения основал в городке Явное школу, которая стала духовным центром приверженцев иудаизма. Именно там был составлен первый сборник комментариев к Танаха, названный Мішною.

Мишна стала главным предметом изучения, усовершенствования и дальнейших комментариев и в палестинских, и в вавилонских иудейских школах. Учителя, которых называли амораїм ("ораторы"), обрабатывали Мишну слово за словом, изучали и обсуждали ее содержание, согласовывали противоречия, что встречались, и прослеживали корни мішнаїстских учений в Священном писании.

Интеллектуальная деятельность многих поколений ученых обусловила появление Гемары (что буквально означает "завершение"). Вместе с Мішною Гемара образовала Талмуд, который сохранился в двух вариантах - иерусалимском и вавилонском. Талмуд содержит богатый материал, который охватывает буквально все сферы иудейской религии и этики. Это - моральные соображения, афоризмы житейской мудрости, метафизические идеи, исторические и легендарные сказания из библейской истории, мечты о будущем евреев и мессианские видение спасения всего человечества, а также много замечаний, которые часто являются результатами редкой наблюдательности в геометрии, медицине, астрономии, физиологии, ботанике и др. Иерусалимский и Вавилонский Талмуд - результат деятельности двух разных духовных центров - отличаются друг от друга материалом и методологии, стилем и языком.

В системе освящение жизни в иудаизме наиболее важным институтом после домашнего очага служит синагога. Это - место и богослужение, и обучение, и общественных контактов. Синагога способствует тому, чтобы еврей осознал свое предназначение как член своего народа и общечеловеческой сообщества. Как и в домашней жизни, в синагоге есть свои символические особенности. Главная особенность внешнего вида синагоги - ковчег. Это - своеобразная шкаф, в котором хранятся свитки Торы (Арон Койдеш) и к которой обращены все, кто молится. В синагоге есть также постоянный огонь, что напоминает об огне семисвечника, который постоянно горел в Храме. Кроме того, каждая синагога имеет кафедру с пюпитром, альмамар (или бима), на котором читают Тору. Она служит напоминанием о алтарь Храма и, подобно алтарю, расположена в большинстве случаев в центре помещения. К ней примыкают классы, что в Талмуде называются бет-л-сефер (дом книги), где учат Тори детей. Часто при синагоге есть также бет а-мидраш - дом обучения, в котором подростки и взрослые люди занимаются изучением Торы. Некоторые общины имеют еще и учебные заведения высшего уровня - єшиботи, где учатся молодые люди, которые посвятили себя науке иудаизма. Здесь готовятся кадры будущих духовно-религиозных руководителей еврейского народа.

Важную роль в освящении ежедневного существования играют ""устоявшиеся" дни - праздники и посты, которые образуют характерную черту еврейской жизни. Первое место среди них занимает Шабат, еженедельный праздничный день отдыха. В этот день верующий еврей не работает, не занимается никакими делами, не пользуется транспортом и не берет в руки никаких орудий и инструментов, если только не возникает опасности для жизни, что автоматически снимает все субботние запреты.

Главный праздник иудаизма - Песах (Пасха). Он приходится на 15 день месяца Нисан (март-апрель) и продолжается семь дней (в диаспоре - восемь). В дни Песах запрещается есть продукты, изготовленные из квашеной теста, все квашеное должно быть удалено из дома еще до наступления праздника. Песах - праздник весеннего возрождения природы и символ рождения израильской нации, что произошло при выходе из Египта.

Третье ежегодное праздник Суккот (Кущи). Праздник начинается в пятнадцатый день Тишрей (сентябрь-октябрь) и продолжается неделю. Оно совпадает с завершением сбора винограда и выражает благодарность Богу за обильные и щедрые дары. Праздник отмечается четырьмя растениями: етрогом (цитроном), пальмовой ветвью, миртою и ветвями ивы. Из последних трех составляют нечто вроде букета, которым вместе с етрогом помахивают во всех направлениях, распевая псалмы и гимны. С ними в руках образуют процессию в синагоге, провозглашая хвалу Богу - дарителю всяческих благ. Согласно еврейской традиции, и четыре растения символизируют четыре типа человеческих характеров, объединенных воедино. Второй отличительной чертой праздника Суккот является строительство сукки - хижину с соломенной или лиственным крышей, в котором принято есть весь праздничный неделю.

Если три описанных праздники носят в основном характер национально-исторический и напоминают о особые связи Бога с Израилем, то Рош-Ашана, еврейский Новый Год, что выпадает на первый день Тишрея (сентябрь-октябрь) и празднуется два дня (и в Эрец Израиль), выходит за узко национальные рамки и приобретает общечеловеческого характера. Это - годовщина дня Творения.

Йом-Кипур (день Искупления), которая приходится на десятый день Тишрей, - кульминация дней раскаяния. Это - день усмирение плоти (в этот день необходимо полное воздержание от пищи и напитков).

Кроме основных праздников, определенных Торой, существует ряд праздничных дней и постов, менее важных по своему значению. Они установлены в память о радостные или печальные события истории еврейского народа. Самое радостное из них - праздник Пурим, связанное с памятью о спасении евреев от полного уничтожения. Праздник післябіблійного происхождения - Ханука (Освящение) длится восемь дней. Это - память о победе, одержанной над сірійцями в 165 г. до н.э. еврейскими отрядами под руководством Суды Маккавея и о следующем очищения и освящения Храма. На Хануку зажигают на специальном восьмисвічнику первого дня одну свечу, во второй - две и т. д.. пока в последний день не загорятся все восемь свечей.

Праздник Лаг баомер считается праздником ученых. Начиная с XVI в. оно посвящается рабби Шим'ону Бар-Иохаї (II в. н.), славном патриоту, что не склонился перед римской властью и тиранией, легендарному автору прославленной книги Зоар, классического произведения еврейской мистики.

В отличие от евреев Европы, евреи, которые проживали в странах ислама, имели свой центр в Вавилонии и вавилонские школы, с которыми поддерживался постоянный почтовый связь, руководили всеми их религиозными обычаями и практикой. Так начали складываться два крупнейших направления еврейской традиции. Уже к началу XI в. одно из них представляло еврейство стран ислама и Испании, что находилось под влиянием Вавилонии, а другое - евреев Италии, Франции и Германии, находившихся под влиянием Палестины. Первая ветка стала называться сефардською (от сфарад - испанец), а вторая - ашкеназійською (от "аскеназ" - немец).

В середине VIII в. в иудаизме возник движение. что всколыхнул все мировое еврейство и некоторое время вообще грозил ему расколом. Основателем движения был Анан Бен-Давид, который должен был унаследовать титул екзіларха. Однако заподозрен в взрывных взглядах и тенденциях, он не получил этого звания, и екзілархом стал его младший брат. Разгневанный этим решением, Анан Бен-Давид отверг Талмуд и основал новый движение. что. как некогда саддукеи, не признавал авторитета "комплексного Учения и возлагал исключительно на текст Торы, понятный буквально. Сторонники этого движения получили название караимы (от древнееврейского корня кара - читать, в частности, читать Священное писание), что значит "читатели Библии", в отличие от сторонников Талмуда, которых стали называть "раббинім"

Сохраняя и развивая традиции Талмуда и гаонів (духовные лідери. буквально гении), прямыми наследниками которых он стал, средневековый раббинізм сумел создать нормы поведения, пригодные для любых новых условий и обстоятельств. Тем самым раббинізм сохранил контроль над жизнью личности и общины, направляя ее во всех сферах, начиная с самых интимных и священных и кончая внешними и светскими. Средневековый раббинізм. таким образом, привил жизни евреев внутреннюю дисциплину, что, совсем не ограничивая ум и подавляя дух, уберегла иудаизм от чрезмерного извращения в рационализм и мистика. Общепризнанным главой иудейских комментаторов стал рабби Шеломо Бен-Ицхак из Трва (Франция, 1040-1105 гг.), назван по первым буквам его имени Раши. Он имел наибольшее влияние на еврейское мышление и образование. Комментарии Раши создал фактически ко всему Талмуду, не оставив без объяснения или толкование почти ни одного термина, идеи, фразы или концепции, со времени своего появления стали необходимым пособием и для учителей Талмуда, и для их учеников.

Наиболее систематизированной и исчерпывающей сборником законов иудаизма (Галахи) стал кодекс Маймонида (раби Моше Бен Маймон, 1135-1204 гг.) "Мішне Тора" ("Повтерення Закона"), названный "Яд хазара" ("Мощная рука"). Маймонид создал это произведение для современников и как основу для будущего еврейского государства. Испанский беженец Йосеф Каро (1488-1575 гг.) составил свод законов "Шулхан Арух" ("Накрытый стол"), что обусловило определенную стандартизации иудейского законодательства.

Хасидизм, основателем которого был Исраэль Баал-Шем-Тов (Бешт) (1700-1760 гг.), предложил выход и средство избежания упадка духа и отчаянии, которому евреи подверглись после многочисленных трагедий XVI-XVIII ст. Хасидизм нацеливает внимание на искупительную силу Бога в действительности, в ходе повседневной жизни. Не ослабляя веры в мессианский спасение, хасидизм учит, что каждый миг реальности является моментом спасения отдельной личности и шагом вперед к общему окончательного спасения. С помощью этой концепции хасидизм рассчитывает вытащить народ из бездны отчаяния, в которую тот пришел в упадок. Мессианские надежды, конечно, не сбылись, но процесс блаженного спасения продолжается здесь и теперь. Каждый человек может в нем участвовать. Для этого не требуется особых качеств.

К хасидизма вошла идея цадика, признанного праведника, занявшая в процессе развития хасидизма центральное место. Цадик, который умеет освободить сознание от всех мыслей о земных забот, сконцентрировать все помыслы к Богу и преподнести эффективную молитву. Итак обязанность верующих - идти за цадиком. Силой личного примера цадик может помочь своим сторонникам развить их духовные возможности и в то же время посредством общения с Богом обеспечить им удачу в земных и небесных делах. Наделяя своего цадика сверхъестественными возможностями, его сторонники обращались к нему за помощью и советом. Цадик брал на себя весь груз их сомнений и тревог, молился за них, укреплял их, наполняло их сердца обновленной верой, мужеством и надеждой. Принцип цадикізму вызвал следующих лидеров хасидизма, который имеет ряд ветвей, основанных цадиками брацлавскими сквірськими, тверськими, самары, любавичськими и другими.

Философом хасидизма был Шнеур-Залман из Ляд (1746-1813 гг.). К нему в хасидизме преобладали эмоции и чувства. Даже теоретические доктрины, на которые он опирался, содержали в себе очень мало философского. Все воспринималось на веру, без сомнений, не говоря уже о критическую проверку и анализ. Главным было учение о существовании Божественных искр во всем, в положительном и отрицательном.

Такое положение вещей устраивало невежественных евреев Украины, но никак не мог удовлетворить потребности интеллектуального еврейства Литвы. Шнеур-Залман стал перед необходимостью создать новое учение хасидизма, в котором теоретическая часть была бы подана в четкой форме, а чувство подчинено разуму. Так возник хасидизм Хабада - термин, образованный из начальных букв трех вищи: сефирота - Хохма (мудрость), Бина (понимание) и Даат (знания). Мудрость обозначает рождение идеи; понимание - разработку ее во всех подробностях; знания - полное восприятие идеи умом. Такие формы мышления Хабада, которые Шнеур-Залмаї применил в хасидских доктринах, касающиеся Бога, души и обязанностей человека в жизни, с большой страстью и глубиной изложил в своей книге обучения "Сефер Тания", ставшей настольной книгой хасидов Хабада.

В согласии со своим интеллектуальным подходом Хабад придает большое значение изучению Талмуда. Цадик в Хабаді рассматривается не как квазіпосередник между человеком и Богом и чудотворец, а как учитель, уважаемый прежде всего благодаря своей учености и знанием Торы. Однако Хабад сохраняет в полной мере экстатическое отношение к молитве и единство хасидської общины, живой центр которой - ребе. Как и в деятельности других хасидов, важную роль в религиозной жизни Хабаде играют специальные мелодии. Как продукт раббинізму, несмотря на тенденции к антиномий, характерные для всех мистиков, хасидизм твердо стоит на почве Шулхан Аруху и даже идет дальше этого кодекса законов, внося в ритуал и церемонии дополнительные детали. Хасидизм ввел ряд изменений в литургии.

Эмансипация принесла евреям освобождение от многих форм угнетения, которые господствовали веками в христианских и мусульманских странах. Она дала им равные с христианами гражданские права и этим положил начало концу автономии еврейской общины, что некогда имела власть требовать от своих членов подчинения раббинізму. С этого момента раббинізм, хоть и не сократил своей широкой и разнообразной деятельности, избавился бывшего почти неоспоримого господства. Раббинізм вынужден был отступить под давлением новых движений, с которыми ему пришлось бороться за влияние на еврейскую душу. Для иудеев общую атмосферу XVIII в. характеризовал движение, который получил название Просветительства, что было попыткой западноевропейской части человечества применить научные критерии ко всем сферам человеческой деятельности. Относительно религии, то автономия знаний означало разрыв со всякою догмой, авторитетом и традиции. Самостоятельная личность становилась единственным судьей своих убеждений, а в социально-политических отношениях она представала против любой нетерпимости и абсолютной власти и требовала свободы и равенства для всех людей

Значительную роль в деле распространения духа Просвещению среди евреев отыграл Моисей Мендельсон (1728-1786 гг.). Он внес ясность в отношение ума к вере и одолел концепцию иудаизма, не допуская ни одного пункта веры, который не мог бы быть самостоятельно раскрыт умом. В результате в иудаизме родился реформаторское движение, что, возникнув в Германии и перевернувшись в Америку и Англию, стремился приспособить древние формы и практику еврейской жизни к духу культурной атмосферы тех наций, в жизни которых евреи сотрудничали в ходе исторического развития.

Консервативный иудаизм, занимая промежуточное положение между ортодоксами и реформистов, с одной стороны, усвоил целый ряд внешних особенностей реформизма. Как и там, у консерваторов, за редким исключением, мужчины и женщины молятся вместе, что невозможно для ортодоксальных иудеев; в службу входят молитва на английском языке; во многих синагогах применяется орган. С другой стороны, консерватизм заявляет о признании всей системы раббинізму, хотя и позволяет інтепретувати религиозные догматы в зависимости от современных потребностей и собственных убеждений. Постепенно консервативный движение занял в религиозном, интеллектуальном и общественной жизни американского еврейства господствующее место, которое он сохраняет и по сей день. Промежуточное положение между реформистов и консерваторов занимает прогрессивный иудаизм.

Однако в Израиле только ортодоксы имеют своих представителей в Кнессете и, как правило, в правительстве Израиля. Они имеют значительное влияние на систему образования страны, но сам иудаизм не стал еще монолитным образованием. В Израиле действуют сефардійський и ашкеназійський раббінати; реформисты имеют гораздо меньше прав, чем ортодоксы. Часть последних считает Израиль признаком начала мессианской эры, а другие (харедим) не признают этого. Отдельные группировки (Нетурей карта и другие) доходят в своем негативизме к антисіонізму. Значительная часть израильтян выступает против освобождения учащихся єшиботів от віськової службы, что также осложняет отношения секулярной и религиозной части населения страны.

Вторым после Израиля центром иудаизма являются США, где подавляющее большинство евреев принадлежит к общин реформистской и консервативной направленности. Аналогичные позиции занимает иудаизм и в Западной Европе.

В Украине В советское время сохранялась некоторая количество иудейских общин, которые действовали в условиях постоянных притеснений со стороны государственных структур. В независимой Украине действуют десятки ортодоксальных, хасидских и реформистских религиозных организаций, которые объединены в республиканские структуры, финансируются преимущественно еврейскими организациями США и Западной Европы и имеют значительное влияние на ряд еврейских детсадов, средних и воскресных школ.



Назад