Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Тема 5. Мировые религии


Мировые религии - это религии, обращены ко всем людям и имеют широкое распространение (в планетарном масштабе). Этот тип религий составляют буддизм, христианство, ислам.

Следует обратить внимание на некорректность некоторых исследователей, которые утверждают, что во времени эти религии возникают после национальных, тогда как на самом деле некоторые из них намного старше чем национальные (например, буддизм).

Несмотря на всю разницу и разногласия между мировыми религиями можно выделить следующие общие характерные для них черты:

1. Обращаемость до всех людей, независимо от этнического, социального и т.д. происхождения;

2. Социальная и этническая гибкость, адаптивность, то есть способность приспосабливаться к различным социально-политических и национальных особенностей, что подтверждает многовековая история этих религий в той или иной стране;

3. Прозелетизм, желание привлечь к своей веры как можно большее число последователей;

4. Масштабность, широта распространения;

5. Признание равенства людей перед Богом:

  • в буддизме - в страдании,
  • в христианстве - в грехе,
  • в исламе - в покорности.

Буддизм - является самой древней религией из мировых, он возник в 6 в. до н.э. на территории современной Индии. В переводе на наш язык буддизм означает “просветления”, а будда - “досягнувший просветление”.

В этой религии нет понятия бога-творца, спасителя и т.д. Многие считают буддизм мало не “атеистической” религией и для такой точки зрения есть основания. Под “богом” буддисты понимают некий абсолют, универсальное первоисточник, абстракцию. При этом небо и земля, согласно буддизму, населенные многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма и др. Будда - это не бог, а только діставший просветления индивид, который указывает другим путь к самосовершенствованию. Из этого можно констатировать, что буддизм - політеістична религия. Главная священная книга буддистов - Трипитака (Три корзины).

Основателем буддизма считается реальная историческая личность - Сидхартха Гаутама, который принадлежал к правящей династии небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Согласно легенде, столкнувшись с суровой реальностью бытия уже в достаточно зрелом возрасте, он меняет образ жизни, становится отшельником, переживает просветления и начинает проповедовать.

Конечно, здесь надо учитывать, что утверждению и распространению буддизма способствовали социально-экономические и политические причины, а также особенности духовной жизни тогдашней Индии.

Формируя свое учение, Будда использует принцип перевоплощения (сансары), переселение души (реинкарнации), идеи воздаянии (карма), праведного пути (дхармы).

Согласно буддизму, мир во всех его проявлениях - это различные комбинации нематериальных образований - дхарм. Характер их сочетаний предопределяет бытия всего сущего (людей, животных, растений, неорганической природы) .после распада соответствующего сообщения наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новые комбинации. Эта комбинация образуется в соответствии с законами кармы - воздаянии, в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Эта бесконечная последовательность перевоплощений должна иметь целью достижение нирваны, то есть состояния благодати, покоя, слияние с Буддой - такая цель человеческих стремлений.

Согласно буддизму, у всех людей равные возможности стать на путь просветления. Социальные, этнические различия не имеют значения, главное - нравственное самосовершенствование индивида, т.е. акцент смешивается на индивидуальное религиозная жизнь, выполнение каждым определенных моральных норм, что только и дает возможность заслужить хорошую карму и достойное перевоплощения в будущей жизни.

В некоторых буддистских первоисточниках дается достаточно детальная картина мироустройства, согласно которой мир похож на пирамиду из нескольких ступеней, уровней. На самом низком находятся ад и соответствующие ужасные существа, а на высших уровнях живут мифические существа и боги. Люди, по этой схеме, как существа, которые совмещают адски-телесное и божественно-духовное начало, занимают средний уровень. При этом, умирая на одном уровне, существо может возродиться как на более низком, так и высоком. Интересным представляется и описание земли как циліндрічного диска в пустом пространстве и другие картины, описания мысленных конструкций мироустройства.

Центральное место в вероучении буддизма занимает учение о жизни, что включает четыре основных положения, которые иногда называют “4 истины Будды” :

1. Сутью жизнь есть страдание.

2. Причина страданий - жажда жизни (желания и привязанности)

3. Чтобы избавиться от страданий, надо подавить жажду жизни (с корнем вырвать желание и различные привязанности).

4. Для этого необходимо вести благотворно жизнь по закону так называемого восьмилетнего пути, что включает восемь принципиальных позиций :

1) верные взгляды (вера в Будду);

2) истинные устремления (решительность, готовность к подвигу);

3) истинная речь, высказывания;

4) верна поведение (отказ от зла);

5) правильный образ жизни (мирный, чистый, честный);

6) верны усилия (самодисциплина, осмотрительностью);

7) верна внимание, активная бдительность сознания, внимательность;

8) верна сосредоточенность (размышления), медитация и самосозерцания.

Моральные заповеди буддизма (панчашила) имеют характер запретов :

  • не убивать ничего живого;
  • воздерживаться от краж;
  • воздерживаться от блуда (прелюбодійство);
  • воздерживаться от лжи;
  • воздерживаться от возбуждающих напитков.

Ради необходимости привлечения как можно большего числа последователей в буддизме отработана концепция узкого и широкого пути спасения. Узкий путь спасения (хинаяна) определяет аскетический образ жизни (по сути, монашеский), широкий путь спасения (махаяна) предусматривает выполнение принципов панчашила и не требует отказа от светской жизни.

Буддистский культ предусматривает различные действия (прежде всего, медитации как индивидуальные, так и коллективные, молитва и т.д.) и использование разнообразных предметов (статуи Будды, богов и т.д.), реликвий, что предопределяется особенностями того или иного направления в буддизме. Основными направлениями являются: дзен-буддизм, ламаизм, что имеет не только различия в вероучении и культе, но и своеобразную организационную структуру, иерархию многочисленных священнослужителей во главе с далай-ламой.

В нашей стране буддизм не имеет широкого распространения. Наиболее популярный буддизм в странах южной, юго-восточной Азии и Дальнего Востока (Индия, Таиланд, Кампучия, Вўєтнам, Китай, Япония, Монголия и др.).



Назад