Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Ислам


Ислам - самая молодая из мировых и вторая по численности религия в современном мире. Он считается государственной или официальной религией в 28 странах, которые основали организацию - исламскую конференцию. Событие это симптоматическая, поскольку демонстрирует особую роль этой религии в различных сферах жизни отдельных стран или регионов, да и всей планеты в целом.

Ислам в переводе с арабского означает “покорность”, посвящение (предоставления) себя Богу; последователи ислама - мусульмане - “покорны”.

Ислам возник в 7 в. на территории Аравийского полуострова, населенного арабскими племенами, которые находились на этапе распада родоплеменных отношений. Главная священная книга мусульман - Коран (чтение), наряду с этим священной книгой считается Сунна (Священное предание), в которой в форме коротких поучительных рассказов отображаются некоторые идеи ислама. Ислам - монотеистическая религия. Тезис о единого Бога - Аллаха проводится четко и последовательно. Он есть единственный Бог, который создал все сущее и определяет его существование.

Социологи и историки признают, что возникновение ислама соответствует закономерностям появления любой другой религии. Кроме этого, эта религия развивалась под влиянием более ранних религий (иудаизма и христианства), что не отрицают и сами исламские теологи, что следует из исламского вероучения.

Согласно мусульманскому преданию, основные положения исламского вероучения (содержание Корана) были переданы пророку Мухаммеду, который был избран из числа самых достойных для этой миссии самим Аллахом, через посредничество ангела Джебраїла отдельными откровениями, главным образом, ночью через видение. Основу Корана образуют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцями. Таким образом, ислам в отличие от христианства не использует принцип боговоплощения, или буддистский принцип просветления. Контакт между Богом и людьми происходит через передачу истины одном из выбранных достойных людей, который становится пророком.

Исследователи ислама считают, что Мухаммед был реальной исторической личностью (годы жизни: 570-632) и действительно много сделал для становления и развития этой религии. Многие события из его жизни, факты биографии стали основой для формирования догматики, культа и даже исламского летоисчисления. Согласно исламским переводом Мухаммед в достаточно зрелом возрасте, примерно в 610 г. начинает проповедовать новое вероучение. Не найдя поддержки и понимания у окружающих, он был вынужден в 622 г. переселиться из Мекки в Медину. Последующие годы - это годы борьбы за утверждение новой веры. Наконец, в 630 г. пророк Мухаммед возвращается в Мекку. С этого момента формируется мусульманская феодально-теократическое государство, которое он возглавляет до своей смерти в 632 г. После его смерти на место Халифа - заместителя пророка избран его ближайшего сподвижника Абу-Бекра, который организовал несколько крупных завоевательных походов и стал во главе обширного Арабского Халифата. Кстати, в последующие десятилетия именно благодаря успешным завойовницьким войнам арабов на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке ислам получает широкое распространение, а в этих регионах образуется целый ряд арабских государств. Можно считать, что это обстоятельство обусловило концепцию священной войне (джихаде) как способа утверждения и распространения религии.

Основные положения вероучения ислама сформулированы в нескольких тезисах, так называемых “7 акидах ислама”:

1.Віра в единого Бога Аллаха - Аллах единый Бог, творец и верховный судья всего сущего, ему покорны все явления природы, люди, ангелы, демоны.

2.Віра в ангелов. Ангелы и демоны - бестелесные существа, которые выполняют волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джебраїл, Микаил, Асрафіл, Азріл; ангелы смерти - Накір и Мункаф; страж рая - Ридвана; страж ада - Малик; а также воплощение зла Иблис, которого проклял Аллах.

3.Віра в пророков. В Коране упоминаются некоторые библейские пророки: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус), но главное значение придается пророку Мухаммеду.

4.вира в абсолютный авторитет, истинность Корана.

5.вера в будущий конец света. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мертвых и определять его судьбу (рай или ад), при этом покровительство Мухаммеда может смягчить¢смягчить судьбу грешников.

6.Віра в воскресение мертвых.

7.Віра в божественное предварительное определение. Все сущее подчиняется воле Аллаха, которая ничем не ограничена и не может быть задумывался человеческим разумом.

Мусульманин должен верить в другие положения (догматы): бессмертие души, посмертном воздаянии в форме рая или ада, описание которых представляет собой довольно яркие картины, и т.д.

Этика ислама достаточно элементарная. Требуется быть справедливым, за добро платить добром, а за зло - злом, быть щедрым, помогать бедным.

Главные культовые требования ислама сформулированы в виде так называемых п¢пяти “столпов веры” :

1. Первая культовая требование - произношение вслух основного положения символа веры - “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”.

2. Вторая культовая требование - ежедневная п¢ятикратна молитва (намаз).

3. Третья культовая требование - соблюдение поста (ураза) в месяц рамазан.

4. Четвертая культовая требование - обязательно¢обязательный налог (закят) в пользу бедных и духовенства. Кроме этого существует добровольное пожертвование в виде 1/40 части годового дохода.

5. П¢пятая культовая требование - паломничество в Мекку (хадж).

(Некоторые богословы еще одним столпом веры считают священную войну против неверных - джихад).

Вместе с основными п¢пяти столпами веры существуют и другие требования, запреты, указания, обряды. Это, прежде всего культ (храм Каабы в Мекке) и культ мазарів (святых мест). Особенно важную роль в исламском культе играют праздника (ураза-байрам - окончание поста, курбан-байрам - жертвоприношение через 70 дней после окончания поста и т.п.). Интересные требования относительно инициации (обрезание), семейно-брачных отношений. Важной составляющей ислама является запрет на те или иные виды деятельности, употребление некоторых продуктов питания, виды искусств и др.

Важной частью системы исламу является шариат.

Шариат (надлежащий путь) - перечень норм права, морали, культурологических требований, регулирующих все общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне, он формировался в течение двух веков. Если в начале его формирования действия мусульманина распределялись на два вида: запрещено и одобрено, то сегодня они делятся на пять категорий: 1) обязательно¢обязательные действия; 2) желаемые действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные действия; 5) строго запрещенные действия.

Шариат является важным инструментом влияния ислама в жизни общества и индивида, в некоторых странах он является основой судебной системы.

Ислам, как и большинство других религий, не представляет собой единого образования. Основные течения в исламе: - сунізм и шиизм. Сунниты как основу вероучения и культа признают все положения Корана и Сунны. Шиіти, признавая абсолютный авторитет Корана, в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственный “Святой перевод” - ахбари, куда входят хадисы пов¢связанные с деятельностью Али - прямым наследником пророка Мухаммеда. Шииты считают, что государственная власть имеет божественную природу и должна наследоваться - учение о имамат. Они признают 12 имамов, из числа прямых потомков Али. При этом двенадцатый имам таинственно исчез и с¢появится среди людей в преддверии Страшного суда для установления справедливости.

Принципиальных культовых разногласий между шиїзмом и сунізмом нет. Хотя можно вспомнить день гибели Хусейна (брат внука Мухаммеда Хасана, который возглавил мятеж против Муравії, который стал халифом после убийства Али в 661 г.), который отмечают шииты (праздник Шахсей - вахсей).

Религиозным организационным центром и местом культовых мероприятий в исламе есть мечеть, что выступает и как социо-культурный центр. Первоначальной организационной единицей в исламе является религиозная община. Руководят ею имам и мулла, который избирается мусульманами из своего состава. В главных религиозных культовых зданиях - соборных мечетях есть специальный штат служителей во главе с муфтием. На уровне региона, или общенациональном уровне формируется единое сообщество - умма.

Руководят религиозной жизнью как в сунізмі, так и в шиїзмі муллы. Наиболее авторитетных теологов и уважаемых духовных лиц в шиїзмі называют аятолла, а самое высокое звание - великий аятолла.

Организации мусульман формируются и структурируются в масштабах отдельных стран (там же образуются общенациональные руководящие центры, основой которых является собрание духовенства). Существует и координация в действиях мусульман и на международной арене.

Наиболее актуальные проблемы сегодня здесь связаны с явлением исламского фундаментализма.

Основные регионы распространения ислама - страны Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, Северной Африки, районы Северного Кавказа. В Украине влияние ислама отмечается среди крымских татар.

Особое внимание при изучении ислама следует уделить проблемам влияния этой религии на различные стороны общественной жизни и международной политики в современном мире.



Назад