Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

История и современное состояние религиозных верований и конфессий в Украине


Построение независимого Украинского государства обнаружила тяжелую историческое наследие, доставшееся нам в области церковной жизни и государственно-церковных отношений. Вся наша история переполнена попытками использования церкви как фактора геополитических изменений, етатистськими проявлениями государства, о церкви, попыткой возродить церковь, которая бы утверждала национальную самобытность народа и его естественное право на свободу, а также попытками ее уничтожение, нивелировка и унифицирования.

Утверждение христианства в Украине - очень сложный процесс, растянувшийся во времени на много веков нашей эры, пройдя в своем развитии несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских Идей И ценностей к языческому среды, противостояния и борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, окончательного провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, создание митрополии и, наконец, его упадка в середине XIII в.

В начале своего правления Олегу необходимо было бороться с проаскольдовими силами, поэтому христианские общины вынуждены были Существовать полулегальное. Впрочем в конце своего княжения Олег отходит от язычества И легализует христианство как государственную идеологию великого Киевского князя!

Преемник Олега на киевском столе Игорь прославился тем, что способствовал дуалістичному, двовірному характера религиозной жизни в государстве. Об этом свидетельствует русско-византийский договор 944 г. помещенная в «Повести временных лет», по которой договор подписали и поганини-руси и руси-христиане.

Крестил Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией суждено князю Владимиру. Придя к власти за помощью варяжской дружины и языческой элиты в двовірному Киеве, Владимир ради их интересов ввел пантеон языческих богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются шесть разноплеменных богов - Перун, Даждьбог, Хоре, Стрибог, Симаргл, Мокошь. Но они не смогли идеологически закрепить реформаторскую деятельность Владимира.

Осторожный и дальновидная политика Владимира быстро приносит ему успех в вопросе введения христианства в Киевской Руси. Произошло это за обстоятельств ослабление внутриполитических условий в Византийской империи. Как известно, во второй половине 80-х годов Х ст. взрывается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое главнокомандующим Вардой Фокого и поддержано населением Таврии. Отчаянное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться к Киева с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это он должен был отдать за Владимира свою сестру Анну и способствовать крещению населения Киевского государства.

После официального крещения киевлян 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Однако дальнейшее утверждение христианского вероучения в стране подтверждает игнорирование князем Владимиром внешних инициатив в христианизации населения, а именно, Владимир пытается не подчиняться ни константинопольскому патриарху, ни римской курии, а продолжает начатый в Моравии Кириллом и Мефодием процесс развития славянского варианта христианства. Это не могло не повлиять на дальнейший ход развития и становления христианства на Руси.

в 1051 году, уже за единоличного правления великого князя Ярослава Мудрого (1036 - 1054) собор епископов в Киеве сделал первую попытку избрать на митрополичью кафедру русича Иллариона, несмотря на то, что константинопольский патриарх загрозив карой. Отношения украинской и константинопольской церкви в этот период, то есть в то время, когда Рим и Константинополь разорвали церковное единство (1054р.), были прерваны.

Повторная попытка провозгласить автокефалию Киевской митрополии состоялась великого князя Изяслава в 1147 г., когда собор епископов отдал митрополичью кафедру княжеском ставленнику Клименту Смолятичу.

Однако как первая, так и вторая попытки добиться автокефалии были неудачными. Прежде всего потому, что митрополиты Илларион и Климент были проводниками теории христианского универсализма с четко выраженным содержанием, а именно - как скрещения достижений восточного варианта христианства с западным на базе передхристиянської славянской культуры. Этот содержание определяет одну из главных особенностей христианства Киевской Руси, поэтому исследователи кладут его в основу понятия «киевское христианство». Универсализм киевского христианства формируется на основе открытого толерантного отношения к Востока и Запада.

После раскола 1054 г., который практически не затронул христианство в Украине, все усилия Константинополя были направлены на ликвидацию основ киевского христианства. В первую очередь это относилось к лишению возможности пребывания на митрополичьей кафедре русичей или поддержания тех иерархов, особенно из северных земель, которые имели провізантійську ориентацию. В конце концов Византия добилась своего после смерти князя Изяслава, разгромив национальный церковный лагерь во главе с Климентом Смолятичем и установив контроль над Киевской кафедрой.

В контексте освоения киевским христианством духовной традиции Востока И Запада было принятия им кирилл-мефодіївської наследия. На то время уже была создана славянская азбука, переведены на славянский язык некоторые богослужебные и правовые тексты.

Кроме рис христианского универсализма, толерантного отношения к различным религиозных центров, антимесіанства и антицезаропапізму, собственного славянского обряда и богослужебной славянского языка, христианство первых веков в Украине были присущи раннехристианская ориентация, патриотичность, евангелизм, паулінізм и т.д.

После татаро-монгольского нашествия кафедра Киевских митрополитов формально существовала в разгромленном захватчиками Киеве, но фактически местопребыванием ее стал сначала Владимир (1299 г.), а позже Москва (с 1325 г.). В начале XIV в. создан Литовский митрополию. 1354 года. Константинопольский патриарх рукополагает двух иерархов: Алексея - с титулом «митрополит Киевский и всея Руси» (центр митрополии - в Москве),

Романа - на митрополита Литовского, в чьей юрисдикции входили земли Белоруссии и Украины.

1458 года происходит фактическое разделение Киевской митрополии на две: Литовскую (Киевскую и Московскую. Еще до этого распределения 1448 г. на Киевскую митрополию было выбрано, без согласия Константинополя, Иона. То был последний из ієрократів, который имел титул «митрополита Киевского и всея Руси». Эта дата считается началом автокефалии Русской православной церкви. 1589 г. на Руси устанавливается патриаршество.

Когда же большинство иерархов православной церкви в Белоруссии и Украине переходят в униатство (1596 г.), польское правительство официально признает Брестскую унию, а православную церковь на украинских и белорусских землях фактически ставил вне закона.

1620 года православную иерархию в Украине было возобновлено1 Иерусалимским патриархом за помощью братств и запорожского казачества. Митрополитом Киевским выбранной игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого. В 1686 г. в Москве Луцкий епископ Гедеон Святополк-Четвертинский был назначен митрополитом Киевским и принял присягу на верность Московскому патриарху. Константинопольский патриарх дал согласие на переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха - с этого времени берет начало движение за автокефалию православной церкви в Украине. Немалую роль в этом сыграла разница между украинской церковью XVI - XVII вв. и московской. Власть епископа в Украине ограничивалась коллегиальным управлением. Богослужбовою языком был русский говор церковно-славянского языка. В церковном строительстве существовал собственный архитектурный стиль, получивший название украинского барокко. Сторонники автокефалии пишут про этот период (XVI - XVII ст.) как о образцовый, до восстановления которого они идут.

В середине XIX в. национально-демократическая общественность Украины снова начинает ставить вопрос об автокефалии православной церкви в Украине. Речь идет прежде всего о деятелей Кирилл-Мефодіївського общества, программа которых предусматривала «снос папской церкви», «гробы Украины» и образование «новой творческой живой братской церкви».

Это движение проявился и в годы первой русской революции, когда Русская православная церковь уже находилась в состоянии внутреннего кризиса.

Относительно движения за автокефалию православной церкви в Украине как реальную силу можно говорить только после Февральской революции 1917 г. Среди верующих на то время приобретают популярность лозунги демократизации и национального обновления церковной жизни.

На пастырских собраниях в марте 1917г. создается инициативный орган за отделение украинских епархий от РПЦ - «Исполнительный комитет духовенства и мирян». Комитет выдвигает идею созыва Всеукраинского церковного собора, которую пыталось осуществить «Братство воскресения Христа» во главе с архиепископом РПЦ Алексеем (возникло осенью 1917 г.). В ноябре 1917 г. создается комитет по созыву собора, который позже реорганизуется в временную «Всеукраинскую православную церковную Совет» (ВПЦР).

Патриарх Тихон, уверен в том, что большинство епископов РПЦ в Украине стоят на монархических позициях И выступают против «сепаратизма украинцев», поддерживает Инициативу созыва церковного собора в Украине Он направляет в Киев митрополита Платона - председателя Всероссийского поместного собора РПЦ.

в 1918 году собор проходит на трех сессиях (7 - 19 января, 21 июня - 11 июля, 30 октября - 12 ноября). Однако на соборе автокефалия украинской православной церкви не была провозглашена через активное противодействие промонархічної иерархии РПЦ. Представителю гетманского правительства, который присутствовал на соборе, необходимо было заручиться поддержкой епископов РПЦ. Поэтому он не настаивал на автокефалии, а поддержал идею автономии украинской церкви, что и было объявлено на второй сессии собора. Кроме того, гетманское правительство выступило против отделения церкви от государства.

Попытка провозгласить декретом Директории от 1 января 1919 г. автокефалии церкви в Украине не имела успеха. Того же самого года, когда в Украине была восстановлена Советская власть и начал действовать декрет об отделении церкви от государства, организуются украинские православные приходы, которые объединяются в Всеукраинский союз православных приходов (все 111) под руководством ВПЦР.

В течение лета 1919 г. почти всю территорию Украины захватили дешкінці Начались репрессии против автокефальных священнослужителя. Епископы РПЦ лишали их сана; было запрещено отправлять службу на русском языке.

После установления Советской власти ВПЦР возобновляет свою работу; ищет пути для совместной работы с епископами РПЦ, но встречает с их стороны враждебность. Когда же епископы РПЦ запретили вести богослужение священников автокефальных приходов, то ВПЦР на своем пленуме 5 мая 1920 г. провозгласила автокефалии православной церкви в Украине.

В связи с отсутствием собственного епископата ВПЦР созывает в Киеве Всеукраинский православный церковный собор, состоявшийся в октябре 1921 г. На соборе присутствовало около 500 представителей духовенства и мирян. Были приглашены все православные епископы во главе с экзархом Михаилом. Однако последний не только отказался от участия в нем, но и заявил, что всех священнослужителей, которые пойдут на собор, будет лишен сана.

Учитывая это собор (следуя примеру других церквей, когда, по свидетельству одного из отцов церкви - Ипполита, собор поручал проводить хиротонию избранного им иерарха не только епископам и пресвитерам) 21 октября выбрал, а 23 хиротонизировал руками всех присутствующих пресвитеров протоиерея Василия Липкивского - одного с основателей движения за автокефалии церкви в Украине - на первого епископа УАПЦ и митрополита Киевского и всея Украины. Собор утвердил каноны УАПЦ.

В послевоенный период Украинская автокефальная православная церковь становится катакомбной, а ее руководители во главе с будущим патриархом Мстиславом выезжают за границу. Православие в Украине представляет Украинская православная церковь Киевского экзархата, что подчиняется Московской патриархии.

Процессы, связанные с демократизацией церковной жизни и распадом СССР, привели к росту напряженности в православном религиозной среде. Именно по этой причине сегодня в Украине существует так называемый православный узел, состоящий из Украинской православной церкви (УПЦ - МП) во главе с митрополитом Владимиром (в миру - В. Сабодан), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП) во главе с патриархом Филаретом (в миру М. Денисенко), которая образовалась в июне 1992 г. после объединения с' частью автокефалистов, и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) во главе с патриархом Дмитрием (в миру - В. Ярема), что не поддержала объединения церквей.

Менее проблематичными были в Украине процессы, связанные с возрождением Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), возникшая на ее территории в результате Брестского собора 1596 г. Идентификации деятельности УГКЦ с возрождением духовной самобытности нашего народа требует знаний непосредственно предсоборных и соборных событий, дальнейшего бытия так называемой униатской церкви, а также пересмотра роли в развитии национального самосознания и культуры.

На сегодняшний день получили распространение так называемые новые культы или религии «нового» возраста. Эти новообразования в духовной жизни общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а впоследствии в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматический проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании.

Благодаря определенной нормализации государственно-церковных отношений, созданию реальной базы для функционирования религиозных организаций, общей демократизации украинского общества происходит бурный процесс возрождения религиозно-церковной жизни. За годы существования независимой Украины сеть религиозных общин выросла почти на 3,5 тысячи единиц, в том числе в 1994 г. на 832.

На сегодня Украина - многоконфессиональное государство, где официально (на 1.01.95 г.) действует почти 16,5 тыс. религиозных общин, 67 конфессий, направлений и толков. Наиболее заметными среди них являются: Украинская православная церковь (УПЦ), Украинская православная церковь - Киевский патриархат (УШД-КП), Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ), Украинская греко-католическая церковь (УГКВД» Римско-католическая церковь (РКЦ), евангельские христиане-баптисты (ЄХБ), христиане веры евангельской (ХВЄ), адвентисты седьмого дня (АСД), свидетели Еговы, а также мусульманская, реформаторская и иудаистская церкви, что составляет 97,1% всей религиозной сети Украины.

Самой влиятельной частью религиозной жизни остается православие. В целом оно объединяет 8500 общин, что составляет 51,6% от общего количества религиозных объединений.

Украинская православная церковь является доминирующей в украинском православии. На сегодня она насчитывает 31 епархию, где действуют свыше 6 тыс общин верующих, насчитывает 64 монастыре, 10 духовных учебных заведений, 18 периодических изданий, 1225 воскресных школ и 13 братств. Церковную службу осуществляют около 5 тыс священников. в 1991 г. церковь получила от Московской патриархии самостоятельность в управлении, но канонически подчинена патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Управления церковью осуществляет синод УПЦ во главе с предстоятелем митрополитом Владимиром. Наибольшая концентрация общин УПЦ в Винницкой (574), Хмельницкой (560), Закарпатской (464), Ровенской (447), Волынской (431) областях

Украинская православная церковь - Киевский патриархат, управляемая патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом, насчитывает 24 епархии, свыше 2 тыс. общин, имеет 15 монастырей, 1300 служителей культа, 11 духовных учебных заведений, 7 периодических изданий и 617 воскресных школ. Эта церковная организация возникла в июне 1992 г. в результате объединения части религиозных общин и духовенства УПЦ и УАПЦ. Управление церковью осуществляет Высший церковный Совет во главе с патриархом. Больше всего общин УПЦ-КП в Тернопольской (439), Ивано-Франковской (326), Львовской (185) и Киевской (174) областях.

Украинская автокефальная православная церковь насчитывает 600 приходов, 83,4% которых находятся в Львовской области. Церковную службу осуществляют около 200 священников. Структурное оформление этой религиозной организации было осуществлено в 1990 г., когда на поместном соборе был избран патриарха (Мстислава). 1992 г. часть епископата УАПЦ, управляемая митрополитом Антонием, объединилась с отдельными представителями УПЦ, образовав УПЦ-КП. Противники этого объединения во главе с патриархом Мстиславом не признали совершенного акта и впоследствии после смерти патриарха (сентябрь 1993 г.) провели очередной поместный собор, избрав на нем нынешнего патриарха УАПЦ Димитрия.

Достаточно активно происходит возрождение Украинской греко-католической церкви. По количеству общин (3030) она практически вышла на довоенный уровень (3237) и занимает сегодня второе место в Украине. Подавляющее большинство приходов находится во Львовской (1333), Тернопольской (721), Ивано-Франковской (629) и Закарпатской (280) областях. В последнее время заметное распространение греко-католицизма в других регионах Украины. Сейчас общины УГКЦ действуют в Донецкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской, Херсонской областях и в Республике Крым. С момента легализации (1989 г.) УГКЦ возобновила свою структуру, создала 8 епархий, 76 монастырей, 9 духовных учебных заведений, 12 периодических изданий. К этой церкви также относятся 19 греко-католических епархий, что действуют среди украинской диаспоры в Австралии, Аргенто, Бразилии, Великобритании, Канаде, Германии, Польше, Франции, Хорватии и США. Возглавляет церковь Верховный архиепископ Мирослав.

Среди церквей, которые наиболее динамично развиваются в последние годы, является Римско-католическая церковь, ее усилия сегодня направлены на возрождение церковной сети, которая существовала в период наибольшего влияния католицизма в Украине в ХУП - ХУШ. РКЦ практически закончила свое развитие. Предназначено епископов. Образовано Львовскую архідієцезію как ее духовный центр и Житомирскую и Каменец-Подольской диецезии. В подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине действует автономно структура РКЦ в Закарпатье. Открыт Киевский духовный колледж, Каменец-Подольскую духовную семинарию и Киевский украинский римско-католический университет. На сегодня более 600 католических общин действуют во всех областях Украины, за исключением Полтавской. Кроме этого, РКЦ имеет 22 монастыре, около 200 воскресных школ, 6 периодических изданий и более 300 служителей культа, среди которых 200 - иностранцы. Строятся 86 новых культовых сооружений.

Достаточно широко представлены в Украине церкви протестантского направления. Они объединяют 3590 религиозных общин, в том числе: евангельские христиане-баптисты - 1585; христиане веры евангельской (пятидесятники) - 969; свидетели Еговы - 506; адвентисты седьмого дня - 424; реформатські церкви -- 91; лютеране-18.

Наиболее распространены баптистские общины в Черновицкой (108), Киевской (101), Винницкой (94) и Хмельницкой (89) областях; п'ятидесятницькі - в Ровенской (158), Волынской (100) и Тернопольской (62); єговістські - в Закарпатской (227), Львовской (65) и Ивано-Франковской (52); адвентистські - в Черновицкой (70), Винницкой (55), Черкасской и Хмельницкой (по 2) областях. Общины реформатской церкви действуют только в Закарпатье.

В протестантских церквях есть необходимые управленческие структуры, в том числе республиканские духовные центры, действующие на основании зарегистрированных в установленном законом порядке уставов. Здесь царит спокойная деловитость: укрепляется материальная база религиозной деятельности, ведется религиозно-просветительская, нравственно-воспитательная, миссионерская работа; поддерживаются тесные связи с братскими церквами других государств, регулярно завозятся из-за границы религиозная литература, медикаменты, одежда, продовольственные товары, которые распределяются по больницах, домах сирот, среди людей преклонного возраста, других мало-защищенных слоев населения.

Значительно выросло количество мусульманских общин (117). Однако единой церковной структуры эта конфессия не приобрела. На сегодня официально действуют три зарегистрированные самостоятельные центры: в Киеве, Донецке и Крыму.

Два центры руководят деятельностью 70 иудаистских общин. Это, в частности, Объединения иудейских религиозных главный раввин Яков Блайх) и Объединения общин иудейского вероисповедания (президент Ноях Дубинский).

В последние годы в Украине нашли определенное распространение религиозные организации так называемых нетрадиционных культов. Среди них: общины харизматического направления (96), Церкви полного Евангелия (54), РУН веры (28), Общества сознания Крішних (27), Новоапостольской церкви (23), Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) и буддистских дацанів (по 21). Кроме того, в Украине действуют более 200 малочисленных объединений верующих 46 религиозных направлений, течений и толков.

В собственности или пользовании религиозных общин находится 10752 культовые сооружения. Кроме того, они имеют 184 монастыре, 94 миссии, 23 братства, 60 духовных учебных заведений, 4529 воскресных школ и пунктов катехизации, 64 периодических издания. Религиозные потребности верующих удовлетворяют 14018 священнослужителей, среди которых 383 иностранцы.



Назад