Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине


Как форма общественного сознания религия тесно связана с правом. Эта связь существует как на уровне религиозных и правовых нормативных систем, так и на уровне формирования общегосударственной воли и ее закрепление в системе законодательства, регулирующего деятельность церкви (религиозных организаций) в обществе. Такая тема является предметом не только религиоведческого, но и юридического анализа. Она приобретает дальнейшей актуализации в условиях демократизации общественно-политического процесса в Украине, связана с практическими вопросами установления межрелигиозного согласия, толерантных взаимоотношений между сакральными и секулярными видами духовной культуры, паритетности между религиозными и свободомыслящими идеями.

В современном обществоведении, религиоведческой и юридической литературе достаточно актуальной является проблема свободы совести, которая имеет теоретический и практический аспекты. Содержание категории «свобода совести» - это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или следовать атеистического мировоззрения. Свобода совести является конкретным проявлением свободы человека в обществе. Она выступает важным мировоззренческим, этическим и правовым принципом. В этом смысле свобода совести является одной из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. Ее ядром следует считать совесть. Совесть - это выражение морального самосознания личности, ее нравственная самооценка. По этим критериям совесть характеризуется и интеллектуальными и эмоционально-психологическими моментами. Индивидуализированный характер совести заключается в том, что она включает индивидуализированы, суб'єктизовані, включенные в мотивационной и эмоционально-волевой структуры личности требования относительно ее поведения - со стороны общества, класса, определенной социальной общности.

Основное содержание правового статуса личности - это ее права и правовые гарантии, ее обязанности и ответственность за их выполнение. Поэтому свобода совести как социальная ценность дополняется ее юридическим характеристикой. Свободу совести необходимо рассматривать и в качестве правового явления, в контексте всех других прав и свобод, которые входят в состав правового статуса личности.

Итак свобода совести тесно связана с положением религии и церкви в обществе, соотношением религиозных факторов с государством и его политическими институтами Поэтому интересным и то, как в стратегическом и практическом планах решается данный вопрос в разных политических регионах.

Тесное сочетание официальной религии и государственного аппарата порождает различные вариации клерикальної государства. В одних странах (Саудовская Аравия, Пакистан) клерикальный влияние распространяется на различные сферы общественного бытия. Например, в Саудовській Аравии государственной религией является ислам ваххабістського типа (основателем считается религиозный реформатор Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, который жил в XVIII ст.), что касается атеизма, он запрещен, и преследуется по закону. Мусульмане обязаны выполнять все предписания Корана, судебная власть осуществляется шариатским судами. В этом историческом регионе распространено мусульманское право, которое подчиняет светскую власть влияния религиозной власти.

Другой вариант клерикальної государства создано в Израиле. Государственной религией является ортодоксальный иудаизм, который смешивается с сіоністською идеологией. Израильское гражданство предоставляется только евреям, а евреями, согласно закону от 10 марта 1970 г. признаются лица, родившиеся от матери еврейской крови и исповедуют иудаизм или обращены в иудейскую религию. Раввинат Израиля имеет большие полномочия в области политики, управления государством, регулировании семейно-брачных отношений. Последние рассматриваются судами по библейски-талмудистськими принципами.

В других странах формально декларируется свобода вероисповедания, но в то же время существуют привілегійовані религии и религиозные течения: в арабских странах это ислам, в латиноамериканских и западноевропейских - католицизм, в Греции - православия и др. Признание особого положения той или иной церкви зафиксировано в конституциях 42 государств; законодательство 32 стран обусловливает занятия высших постов в государстве принятием религиозной присяги; в 22 странах, в соответствии с конституциями, пост главы государства могут занимать только лица, которые принадлежат к официальной церкви. Таким образом, в указанных странах не соответствуют действительности механизмы конституционного закрепления и правового регулирования принципа свободы совести.

Существуют страны, в которых официальной государственной религии не существует. Например, в США господствующей религии вообще не было, а во Франции и Турции церковь в свое время была отделена от государства. Соответствующим организациям предоставляется возможность участвовать в политической жизни. Таким образом, по своей сути свобода совести здесь означает право человека выбирать любое вероисповедание или право не исповедовать никакой религии.

Такие права рассматриваются неотъемлемыми личными гражданскими свободами в Конституциях этих стран.

Статья 35 Конституции Украины закрепляет отделения церкви от государства. На ее важность указывают такие обстоятельства: во-первых, данная статья является решающей предпосылкой для достижения юридического равенства в религиозной сфере, устранение дискриминаций в отношении верующих или неверующих; во-вторых, устранение религии из сферы государственно-правовой жизни освободило от выполнения несвойственных функций церковь.

Рядом со статьей 35 правовой институт свободы совести включает в себя конституционные нормы: 1) равенство граждан перед законом независимо от их отношения к религии, их равные права в экономической, политической, социальной и культурной жизни;

2) использование гражданами прав и свобод не должны препятствовать интересам общества и государства, правам других граждан; 3) осуществление прав и свобод неотъемлемое от исполнения гражданином своих обязанностей.

Таким образом, категория «свобода совести» имеет много аспектов рассмотрения. В данном разделе в первую очередь акцентируется внимание на конституционно-правовом смысле принципа свободы совести, т.е. подразумевается совокупность правовых норм и реальных гарантий, регулирующие и определяющие развитие связанных с религией общественных отношений.

В нашей стране законодательно закрепляются такие условия для осуществления свободы совести:

1. Политико-правовые-в ограничении возможностей церкви вмешиваться в государственные дела; для этого церковь отделяется от государства; осуществляется определенная секуляризация государственно-правовых отношений и народного образования; юридическое обеспечивается право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.

2. Идеологические - в доступности массам образования, науки, культуры, в обеспечении права лица на всестороннее развитие.

Две главы Конституции Украины - «Социальное развитие и культура» и «Основные права, свободы и обязанности граждан» рассматривают характер взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства.

В украинском государстве свобода совести является конституционным принципом, нормой государственного права: каждому гражданину предоставлено право и обеспечена возможность свободно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или быть атеистом. Свобода совести оберегается гражданским, уголовным, административным и семейным правом; вопрос, что касается обеспечения свободы совести, содержатся в законах о труде, народное образование, других законодательных актах.

В обществе осуществлено секуляризации государственно-правовых отношений; регулятивной-санкціонуюча роль религии и церкви полностью устранена в области образования, трудовых отношений, социального обеспечения. Эти и много других сфер социальной жизни полностью находятся в ведении государства и правотворческих общественных организаций.

Государство устанавливает объем прав и обязанностей любых организаций, в том числе религиозных, определяя их функции. Как видим, религиозные организации не исключен из сферы действия государственных законов.

Религия признается личным делом в том случае и в той мере, если она не наносит ущерба интересам государства и общества. Обеспечивая свободу совести, государство позволяет деятельность религиозных организаций при условии, что они соблюдают действующее законодательство, отправления культов не приводит к нарушению общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права верующих.

Реализация права верующих на отправление религиозных культов обеспечивается специальными законами и контролем за неукоснительным соблюдением их со стороны государства и его органов, в частности, Министерства по делам национальностей, миграции и культов, его уполномоченных при местных Советах народных депутатов.

В нашей стране действует Закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г. с дополнениями и внесениями. Настоящий закон и другие законодательные акты, изданные в соответствии с ним, составляют законодательство Украины о свободе совести и религиозные организации.

Опираясь на обстоятельное обсуждение и достаточно длительную подготовку, в Украине принят Закон «О свободе совести и религиозные организации». На конкретное воплощение закона в жизнь подействовал также Акт провозглашения независимости Украины.

Чрезвычайно весомый блок проблем охвачено ст. 6 Закона, который касается отделения школы от церкви (религиозных организаций). Согласно новому Закону отзыв программы обучения во всех звеньях государственной системы народного образования, налаживается на частных началах сеть религиозных заведений обучения и образования выбранном языке, индивидуально или совместно детей и взрослых, используя для этого церковные помещения или те, которые предоставляются им в пользование. Закон предусматривает, что религиозные организации создают учебные заведения и группы в соответствии с собственными внутренними установками, а преподаватели и проповедники обязаны воспитывать своих слушателей в духе терпимости и уважения к гражданам, которые не исповедуют религии, и к верующим других вероисповеданий.

Таким образом, рассмотрев оба вопроса этой темы, отметим, что деятельность государственных органов по конституционному обеспечению религиозной жизни в Украине должна основываться на таких знаниях:

1. Свобода совести - это конституционно-правовой принцип, который обосновывает право граждан исповедовать любую религиозный культ или заниматься атеистически-просветительской деятельностью. Она может иметь различные исторические формы и зависит от соотношения связи канонического права с системой законодательства, степени их сочетание или, наоборот, противопоставление. Необходимо различать идеологически-концептуальную, программно-политическую и конституционно-правовой формы проявления свободы совести.

2. Основными принципами свободы совести считаются предоставление государством гарантий права на свободу совести, равноправие граждан независимо от их отношения к религии, равенство всех религиозных организаций перед законом, отделение церкви от государства, светский характер образования, ответственность религиозных организаций за нарушение законодательства, право на имущество, проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий в предусмотренных законом случаях.

3. Правовой институт свободы совести в Украине регулируется Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г. с последующими внесениями и дополнениями, другими нормативными актами, составляющих законодательство о религиозных культах. Конституция Украины, Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации" закрепили оптимальные демократические параметры государственно-церковных отношений, принципы свободы совести (свободы религии, свободы церкви).

Законодательство Украины:

- гарантирует право на свободу совести всем в Украине, а также политические, экономические, юридические и другие условия и возможности его практической реализации;

- обеспечивает в соответствии с Конституцией Украины принципы социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от их отношения к религии;

- определяет форму и принципы государственно-церковных отношений, государственные гарантии, свободы совести, а также правовой статус религиозных организаций, их положение, границы функционирования, обязанности перед государством и обществом.

С принятием Конституции Украины, приведением в соответствие с ее норм и положений других законодательных актов, касающихся проблем обеспечения свободы совести, практически создана правовая база, необходимая для полноценного функционирования религий и их организаций в Украине, для свободного самоопределения, самореализации личности в духовной сфере бытия. Таким образом, в своей сущности законодательство Украины, регулирующее все правоотношения, связанные со свободой совести, свободой церкви, предстает как целостная система нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного.

Определим, что Конституция Украины, законодательство о свободе совести рассматривают ее как личное право человека свободно и независимо определять свое отношение к религии. Они не допускают установление обязательных убеждений мировоззрения любого принуждения при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучение религии. Законодательство Украины о свободе совести учитывает, что религия или иные мировоззренческие убеждения, в том числе арелігійні, для каждого человека, который их придерживается, являются главными элементами ее понимание смысла жизни, мотивационной основой ее поступков, действий, жизнедеятельности.

В Украине конституционно и законодательно закреплено важный принцип, что гарантирует возможность практической реализации свободы совести, свободы деятельности религиозных организаций. Это принцип отделения Церкви от государства. Он становится своеобразным гарантом невмешательство государства, его органов и должностных лиц во внутренние дела Церкви (религиозных организаций), в осуществляемой ими в пределах закона деятельность. Государство в вопросах веры является нейтральной. Она не финансирует деятельность религиозных организаций. Суть этого принципа в том, что религиозные организации, их институты не выполняют государственных функций, не вмешиваются в дела государства, не является субъектом политической жизни. Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность организационно-структурных подразделений других вероисповеданий, проповедовать рознь, нетерпимость к приверженцам других религий, неверующих, атеистов.

Такой подход обеспечивает равенство всех церквей, конфессий, религиозных направлений перед законом. Государство исходит из того, что религиозные организации являются добровольными объединениями верующих, которые создаются ими с целью совместного удовлетворения своих религиозных потребностей, публичной реализации права на свободу вероисповедания. Религиозные организации, независимо от их конфессиональной принадлежности имеют равные, законодательно закрепленные права и возможности для своего функционирования. Закон не допускает установление каких-либо преимуществ или ограничений как на общегосударственном, так и на региональном и местном уровнях одних церквей (религиозных организаций) относительно других. Государство в равной мере защищает права законные интересы всех религиозных организаций любого вероисповедания, конечно, если их деятельность не выходит за рамки, установленные действующим законодательством.

Религиозные организации свободны в своей канонической и позарелігійній деятельности. С момента регистрации своего устава религиозная организация приобретает права юридического лица. Закон содержит нормы, которые обеспечивают реализацию имущественных прав религиозных организаций, их производственную, хозяйственно-финансовую деятельность, осуществление международных связей и контактов с религиозными институтами за рубежом.

Важным в контексте обеспечения свободы совести является законодательное оформлен принцип равенства верующих перед законом, невозможность любой дискриминации, проявления нетерпимости, основанные на отношении человека где религии, ее принадлежности к той или иной конфессии.

Законодательство предусматривает также, что учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования должно быть свободным от вмешательства религиозных организаций. В Украине обеспечивается секуляризована образование.

Статьи Конституции и Закона об отделении школы от церкви, гарантируют равенство прав граждан Украины на получение различных видов и уровней образования. Государство не берет на себя дело религиозного образования и воспитания. Это - дело религиозных организаций и родителей. Религиозное образование может, по их согласию, осуществляться в частных учебно-воспитательных учреждениях. Закон только требует, чтобы религиозный учебно-воспитательный процесс проходил в духе терпимости и уважения к гражданам, которые не исповедуют религии, и к верующим других вероисповеданий, чтобы не нарушались права ребенка, его интересы.

В законодательных актах также нормы, которые определяют конкретную ответственность за нарушение законодательства Украины о свободе совести. При этом следует отметить, что предусмотренные законом ограничения при реализации права на свободу совести, свободу церкви предстают как необходимые. Эти ограничения корреспондируются с требованиями соответствующих международных актов, касающихся правоотношений в сфере действия принципов свободы совести, свободы церкви (религиозных организаций). Ими являются охрана общественной безопасности, спокойствия и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан.

Конкретные шаги, предпринятые в направлении нормализации государственно-церковных отношений в Украине, создание законодательной базы, гарантирующей практическую реализацию права на свободу совести, свободу вероисповеданий, реальные условия свободного функционирования религиозных организаций, возможности полноценного выполнения присущей им миссии, способствовали развитию религиозной жизни, расширению палитры традиционных и нетрадиционных конфессий, религиозных групп, направлений, значительного роста количества религиозных общин, их активности, повышению их роли в духовном развитии украинского социума.



Назад