Электронная онлайн библиотека

 
 Гражданское право

Смежные права


Возникновение смежных прав относится к периода после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

Объекты смежных прав. К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио - и телевизионные передачи, фонограммы.
Под исполнением следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности с сопровождением или без сопровождения звуком/.

Фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму подлежат охране независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет.

Передача организации эфирного и кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатам творческой деятельности.

Субъекты смежных прав. Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение47, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.

Роль организаций по коллективному управлению имущественными правами в осуществлении авторских и смежных прав. Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.
Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения - коллективное управление имущественными правами.
В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст.44 ЗоАП. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявит о том, что они отказываются от услуг такой организации.
Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.

  • Такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления.
  • Представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия.
  • Создание организации по коллективному управлению осуществляется по инициативе правообладателей.

Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:

  • латинской буквы P в окружности,
  • наименования обладателя исключительных смежных прав,
  • года первого опубликования фонограммы.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорит о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства - право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.
Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, В качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

К имущественным правам исполнителей относится право на использование исполнения или постановки в любой форме, а именно:

  1. право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения
    по кабелю исполнение или постановку,
  2. право на запись,
  3. право на воспроизведение записи,
  4. право передачи в эфир или по кабелю/ некоммерческой записи,
  5. право проката фонограммы с записью исполнения.

Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:

  1. воспроизводить фонограмму;
  2. переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
  3. распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;
  4. импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Права организаций эфирного и кабельного вещания
выражаются в правое:

  1. одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
  2. сообщать передачу для всеобщего сведения в эфир или по кабелю;
  3. записывать передачу;
  4. воспроизводить запись передачи;
  5. сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Пределы осуществления смежных прав. Как и смежные авторские права имеют определенные ограничения. В некоторых случаях объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, в частности:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших
отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или
по кабелю;

  1. исключительно в целях обучения или научного исследования;
  2. для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, вышедшей в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только с выплатой вознаграждения;

4) в иных случаях, которые установлены ЗоАП в отношении
ограничения имущественных прав автора произведений литературы,
науки и искусства.
Иногда использование объектов смежных прав возможно без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например, воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты правообладателю вознаграждения.

Срок действия смежных прав. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства как личные неимущественные права охраняются бессрочно. Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права организации эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.
Наследники и иные правопреемники приобретают права на оставшийся срок.

Способы защиты авторских и смежных прав. Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространение контрафактных экземпляров произведений.

Контрафактные произведения - это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:

  • признание прав;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплата компенсации в сумме от 1000 до 5000000 рублей, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода
  • и другие меры, предусмотренные законодательными актами.

Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.
При этом правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков, взысканием дохода или компенсации. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Размер компенсации определяется в конечном итоге судом и может составлять от 1000 до 5000000 рублей. Никаких четких критериев определения размера компенсации у судов нет.
При определении размера компенсации суды учитывают:

  • характер нарушения, т.е. какие именно права были нарушены,
  • масштаб нарушения (например, массовый тираж экземпляров произведения без согласия автора),
  • вину нарушителя (нарушитель признал вину и согласен добровольно выплатить авторское вознаграждение),
  • убытки правообладателя или доход нарушителя,
  • другие обстоятельства.

Так, по давления Никитенко М.П., Никитенко К.П. (наследников выдающегося пианиста - Э.Г.Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АПКО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.
«Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и, учитывая, что произведения Гилельса Э.Г. входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаже, исходя из игнорирования ответчиками авторских прав Э.Г.Гилельса, уклонения ответчиков вот расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-исполнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию в размере 4000 минимальных размеров оплаты труда.»
В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, - конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передачи этих экземпляров ему.



Назад