Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Основные факторы глобальных процессов


Для прогнозирования изменений на политической карте надо выделить основные общие факторы, которые вызывают и направляют геополитические тенденции. Прежде всего необходимо принять определенную концепцию относительно направления глобальных процессов, которые ожидаются в XXI веке. В основе такой концепции мы видим четыре основные принципы.

1. Все процессы в мире имеют есхатологічне направления. Вследствии этого должно быть апокалиптическое завершения. Эсхатология в целом и христианская эсхатология, которой мы руководствуемся, прежде всего, не дает ни конкретной формы, ни конкретной на-пространственной привязки апокалиптического процесса. Очевидно, мы не можем постичь, насколько тотальным будет уничтожение старого мира, насколько радикальными будут изменения и в каких сферах это в первую очередь проявится. В частности, вполне возможно, речь не идет о полное физическое уничтожение мира, а о коренном изменении его духовных основ. Возможно, докорінність и разрушительности изменений зависит от духовного уровня человечества и силы позитивного начала в его деятельности. Это полностью соответствует назначению пророчеств в христианстве. Вспомним хотя бы пророка Иону, пророчество которого относительно гибели Ниневии не сбылось, поскольку поверили послушались пророка и покаялись за свои грехи. В любом случае, выводы о апокалиптический результат современной цивилизации имеют не только изучение, но и научно-исторические основания. Поэтому передапокаліптичні признаки и аналогии задают направление и свойства глобальных процессов, в частности геополитических (вспомним, что геополитические изменения были важным предметом пророчеств большинства ветхозаветных пророков).

2. Политические, экономические и культурные процессы в мире не содержат в себе того, что задает их направленность. Направление этих процессов, как и длительная и стойка координация действий людей, задается идеями, которые формируются на духовном уровне.Поэтому конкретные идеологии в конкретных частях мира и вызванные ими геополитические процессы являются следствием взаимодействия (точнее, соперничества) основных духовных систем. Различные духовные системы, что является системами взаимодействия людей и народов со сферой духовного, предусматривают не только различные, часто антагонистические, формы такого взаимодействия, но и связь с различными, в том числе противоположными между собой, основами этой сферы. Кроме того, основные современные духовные системы соответствуют различным этапам духовного развития человечества. Взаимодействие духовных систем, основой которых являются религиозные системы, проявляется во взаимодействии морально-этических принципов, культур и цивилизаций. Вместе с тем, в процессах и противоречиях международной политики проявляется и борьба идей, которые непосредственно связаны с различными духовными системами.

3. Материальной составляющей движущих сил геополитических процессов является борьба за ресурсы. Ресурсы Земли (минеральные, аграрные, энергетические, водные, коммуникационные, территориальные и т.д.) распределены неравномерно, в них разные условия доступа, они используются неравномерно во времени и, что самое важное, распределение ресурсов совсем не соответствует распределения населения. Поэтому подавляющая часть ресурсов сосредоточена на малонаселенных территориях, население которых не требует быстрого их использования. Однако на это претендует населения других, густонаселенных территорий, причем между различными территориальными и социальными группами густозаселенных местностей существует активная и жесткая конкуренция относительно этого. Борьба за ресурсы, была одним из основных геополитических факторов на протяжении всей истории человечества. Однако теперь, очевидно, начался новый этап этой борьбы, связан с непосредственной угрозой истощения многих важных ресурсов, отсутствием свободных территорий на суше, все негативнішим влиянием исчерпания ресурсов и других результатов человеческой деятельности на равновесие природных процессов, что несет очевидную угрозу глобальных катаклизмов. Это предопределяет необходимость глобального регулирования потребления ресурсов. Однако разные геополитические силы заинтересованы в различных правилах и нормах такого регулирования. Это вызывает превращение борьбы за ресурсы в борьбу за способы регулирования потребления ресурсов.

4. История человечества является, прежде всего, историей народов, а основным результатом деятельности народов является их культуры. Хотя культуры народов интенсивно взаимодействуют, они не содержат внутренних источников взаимного антагонизма. Культуры народов не борются между собой, а, взаимно дополняя друг друга, составляют основное достижение мировой цивилизации. Поскольку основой народа является его культура и между культурами народов нет антагонизма, антагонистические отношения не является неизбежной особенностью взаимодействия народов. Лучшие условия развития культуры одного народа не только не противоречат лучшим условиям для развития другого народа, но и способствуют им. Переход от борьбы к сотрудничеству указывает на новый уровень национально-культурной зрелости народов. В таких условиях возникает возможность существенного приближения к одновременно оптимальных условий развития всех народов. Политически такие условия могут быть реализованы только в независимых национальных государствах (причем национальные государства рассматриваем не как этнически вполне однородны, а как, основанные на национальной культуре определенного народа). Процесс становления независимых национальных государств является основным процессом, который формировал политическую карту мира XX века и будет продолжать формировать политическую карту в XXI веке. Задача i форма этого комментария не предусматривает конкретного и детального изложения влияния последствий основных концептуальных основ на конкретные прогнозные решение и анализ возможных вариантов развития процессов. Более того, мы не считаем целесообразным даже конкретизировать эти принципы относительно основных геополитических сил и вех глобальных процессов - это предмет отдельного подробного рассмотрения. Однако приведенные концептуальные основы безусловно учитываются во время обоснования каждого прогнозного решение (и предметный комментарий это подтверждает).

Глобальные тенденции и процессы

В XX веке политически и экономически доминирующие позиции в мире занимали страны западной цивилизации. Однако силовой баланс между этими странами существенно изменился: вместо европейских стран, которые имеют устойчивую духовную и нравственную основу, связанную преимущественно с традиционным христианством, на первую позицию вышли США, где такой основы с глубокими историческими корнями нет. В то же время в духовной среде США преобладают модернистские и неканонические течения христианства и, кроме того, сильные позиции имеют другие духовные системы. Это привело к значительного ослабления духовно-нравственной основы всей западной цивилизации. Сильные экономические и политические позиции оказались незрівноваженими сферой духовности и морали. Вследствии этого стало доминирование морали "общества потребления", которая фактически отвергает абсолютные духовные ценности, а этические нормы сводит к обеспечению временного баланса интересов индивидов преимущественно в сфере материального. Это приводит к деморализации, деинтеллектуализации и культурной деградации общества, признаки чего проявляются все острее.

Предотвратить деградацию западной цивилизации возможно лишь при условии духовной целостности, которую можно обеспечить только на основе традиционной духовности и морали. Активизация религиозной деятельности в европейских странах, в частности в Центрально-Восточной Европе, которая вернулась к западной цивилизации, свидетельствует, что традиционные христианские церкви в Европе имеют для этого достаточный потенциал. Необходимым условием сохранения и усиления позиций западной цивилизации является возвращение ее силового центра в Европу. Такая тенденция уже проявляется, в частности, в разносторонней консолидации европейских стран и интеграции в Европу бывших стран коммунистического блока.

Одним из последствий кризиса духовности является чрезмерное потребление населением развитых стран и богатыми слоями других стран. Большая конкуренция в сфере материального производства, засилье рекламы, культивирование псевдовартостей "общества потребления" ведут до производства и потребления продуктов материальной сферы в значительно большем количестве, чем это нужно для гармоничной жизни человека и нормального функционирования общества. Это вызывает быстрое истощение ресурсов и расширения зон, неблагоприятных для проживания людей.

Катастрофические последствия процесса истощения ресурсов и разрушение природной среды в глобальном масштабе могут проявиться раньше, чем произойдет возрождение духовности и будут созданы действенные всеобъемлющие механизмы остановки пагубного процесса на общемировом уровне. Поэтому быстрым и эффективным способом ограничения процесса истощения ресурсов является увеличение суверенитета над ними именно того населения, которое наиболее зависящее от состояния территорий, где находятся ресурсы, то есть непосредственно живущее на этих территориях. Полное управление ресурсами в пределах национальных государств, народы которых сформировались на территориях, где проживают и которые считают эти территории не только крупнейшей материальной ценностью, но и источником культурной идентичности, может эффективно защитить эти территории и помешать интернациональном неограниченному вичерпуванню ресурсов. Потребность в суверенитете над ресурсами на территориях со значительной долей коренного населения ускорит движение негосударственных народов к независимости, а на колонизированных территориях может повлечь формирование новых этнических сообществ, которые будут активно претендовать на создание независимых государств.

Одной из тенденций XX века было усиление различий в условиях жизни населения. Однако развитие глобальных коммуникаций и активный обмен информацией, а также современный кризис "общества потребления" вызвали обратный процесс - условия жизни людей в разных странах стали выравниваться. Очень способствует этому процесс демократизации и роста национальной зрелости народов постколониальных стран. Кроме того, становится весьма условным разница между богатыми и бедными странами. Ресурсы богатых государств исчерпываются, а в некогда бедных странах оказывается огромный потенциал для развития. Способствует стиранию грани между развитыми и малорозвиненими странами и существование посткоммунистических стран с большим интеллектуальным и индустриальным потенциалом, но низким уровнем жизни населения. Поэтому вместо прогнозируемого некоторыми аналитиками противостояние между бедным Югом и богатым Севером на рубеже веков мы видим их взаимопроникновение и вы рівнювання между ними.

Развитие средств коммуникаций и интенсивный информационный обмен приводят к противоположных по направленности последствий для культур народов. С одной стороны, это взаимодополнение и взаимообогащение культур, а с другой - вытеснение национальных культур псевдокультурними суррогатами, которые имеют хорошие условия для возникновения через поверхностное восприятие и эклектичное сочетание разнородной информации. Первое способствует национально-культурной зрелости народов и их культурно-информационном структурированию. Второе остро ставит проблему защиты культур народов, их национально-культурной идентичности. Причем это актуально не только для народов, которые не имеют собственной государственности или недавно получили такую государственность и находятся под большим влиянием бывших метрополий, но и для развитых государств, что не так давно сами были метрополиями. Ведь в большинстве этих государств проблема защиты языка, национальной культуры, традиционного образа жизни становится все острее. Все они страдают от транснациональной информационной экспансии. Кроме того, дешевая рабочая сила из менее развитых стран, преимущественно бывших колоний, не неся значительных культурных ценностей (оторваны от этнической основы, они не имеют возможностей для развития), быстро воспринимает интернациональную псевдокультуру и, используя ее как средство самоутверждения, раскладывает и вытесняет из употребления элементы национальных культур народов развитых стран. Поэтому проблема защиты и развития национальных культур становится все более актуальной для всех народов. Эффективно решить эти проблемы могут только национальные государства. Как показывает исторический опыт, любые другие варианты в лучшем случае дают лишь временный эффект.

Тенденцией XX века, которая продолжится и в XXI веке, было усиление всесторонней взаимосвязанности стран и народов. Любые обострения в экологической, социальной, экономической сферах, не говоря уже о военную, в одной стране немедленно становятся болезненными проблемами целого региона. Поэтому ответственность государств за положение на их территории уже не может быть только индивидуальным, ведь последствия очень существенные и для других. Это становится мощным стимулом щонайактивнішої регионального сотрудничества стран. Региональное сотрудничество порождает региональные интересы, которые часто противоречат интересам других регионов. Кроме того, страны одного региона объединены общей историей, близкие по культурами, в основном сформированы под влиянием одной духовной системы, имеют близкие стратегические интересы. Противоречия, которые возникают между странами одного региона, ослабляют позиции всего региона, и пользу от победы одной из сторон в таких противоречиях в целом меньше, чем потери, которые несет эта страна вследствие ослабления позиций региона. Назад противоречия между регионами начинают быть значительно существеннее от противоречий между соседними государствами.

Человечество накопило большой потенциал разрушения. Поэтому возрастает роль системы обеспечения глобальной устойчивости и стабильности. Именно такая система способна достаточно эффективно решать проблемы, возникающие вследствие межрегиональных противоречий, обеспечивая баланс региональных интересов. Однако вследствие высокого технического уровня и доступности средств разрушения (эта доступность растет, несмотря на различные ограничения прежде всего через низкий духовный и нравственный уровень политических элит, с одной стороны, и продолжение научно-технического прогресса, с другой стороны) все большую опасность для общей стабильности составляют локальные конфликты, в частности внутренние социальные и этнические конфликты в странах. И если социальные конфликты поддаются эффективному и полному урегулированию в пределах определенной страны, то источники этнических конфликтов в многонациональных государствах исчезают лишь после геноцида или ассимиляции негосударственных наций или с образованием независимых национальных государств. Кроме того, этнические конфликты внутри стран часто становятся основными факторами обострения межгосударственных отношений.

Итак, обеспечение глобальной устойчивости невозможно без полной и безусловной реализации прав народов на самоопределение вплоть до создания суверенных национальных государств. Идеальным является такое положение, когда каждый народ имеет свое независимое государство на своей исторической территории. Однако на самом деле очень неоднозначно можно трактовать как понятие народа, исторической территории (которая может считаться одновременно для нескольких народов), так и понятие самой независимого государства. Это порождает значительные противоречия во время реализации прав народов на самоопределение. Кроме того, процесс создания независимых государств должно протекать в условиях максимальной устойчивости и стабильности, чтобы не стать детонатором глобальных катастрофических процессов. Особенно это касается противоречий относительно исторической территории между государственными уже народами. В этом случае при условии демократического устройства существуют достаточно эффективные механизмы обеспечения интересов коренных национальных меньшинств без пересмотра межгосударственных границ. Поэтому можно прогнозировать изменение границ в таких случаях только при наличии и других существенных причин государственной неустойчивости. Другая проблема в приближении к идеального состояния связана с разной зрелостью народов и наличием или отсутствием в них социальной структуры и других предпосылок, необходимых для функционирования независимых государств. И если в народов, которые активно борются за самоопределение, таких проблем нет, то малочисленные народы, особенно в странах так называемого третьего мира, к середине XXI века часто еще не будут готовы к созданию суверенных государств на национальной основе.

Отдельный случай - население колонизированных территорий, где частично или полностью ассимилированы коренные народы. Территориальные, исторические и этнические особенности этих территорий предопределяют формирование устойчивых культурных различий, определенной специфической ментальности их населения, что дает основу для формирования новых этносов (или протоетносів). Причем границы территорий проживания этих этносов не всегда совпадают с существующими межгосударственными границами. Особенно это касается крупных стран, разнородные условия на территориях которых препятствуют формированию единых консолидированных этносов. Процесс разделения таких стран может особенно ускориться экономическими противоречиями между разными ее частями. Поэтому процессы региональной сепарации, которые уже наблюдаются в крупных странах американского континента, имеют тенденцию к дальнейшему значительному усилению. Этому процессу будет существенно способствовать переход от двухполюсного к многополюсного мира. Ведь борьба против общего врага вела к объединению, и сверхдержава была наиболее эффективной формой такой борьбы. При отсутствии совместного сильного врага отпадает потребность в объединении населения с существенно разными интересами и культурными особенностями.

Следовательно, одной из основных тенденций XXI века должен быть распад империй и национально неструктурированных государств и образования на их месте независимых национальных государств. Поэтому, кроме межрегиональных противоречий, которые соответствуют новой багатополюсній структуре мира, основное противоречие переходного процесса к становлению системы национальных государств будет основываться на коренных различиях между стратегическими интересами сверхдержав, которые связаны со старым политическим устройством мира, и средними национальными государствами, которые заинтересованы в скорейшем становлении нового устройства.

 



Назад