Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Методические основы прогнозных решений


Поскольку основой для создания этнополитической карты мира есть конкретные прогнозные решение, необходимо определиться с определенным общим алгоритмом принятия таких решений. По каждой конкретной территории (такими территориями будем брать современные государства) эти решения должны дать ответы на вопросы:

  • Которые етнодержавні образования осадков на этой территории на середину XXI века, то есть останется ли государство единственным етнодержавним образованием на ее современной территории, или она разделится, или объединится с другими; что является этническим субстрактом каждого из образований и, соответственно, его ориентировочная название?
  • Где предусматриваются пределы этих образований?
  • Какие населенные пункты, вероятнее всего, будут столицами этих образований?

Основными основаниями для принятия прогнозных решений являются этнические, культурные, исторические, экономические, естественно-географические особенности территорий и народов. Для принятия определенного прогнозного решения рассматриваются:

  • настоящая этническая ситуация в стране и регионе;
  • возможные миграции, что способны повлиять на этническую ситуацию;
  • закономерности периодических подъемов-спадов в различных сферах для стран или регионов;
  • нынешняя политическая, экономическая и социальная ситуация и прогноз ее развития;
  • объективные интересы населения территорий и различных его социальных слоев, прежде всего, элиты.

Конкретные варианты развития событий преимущественно не рассматриваем, поскольку до определенного закономерного результата можно идти многими путями, которые прогнозировать значительно труднее, чем конечный результат. Конкретные пути указываем лишь в отдельных случаях для иллюстрации принципиальной возможности определенного результата.

Поскольку процессы развития этносов, что является основанием для прогнозирования, в разных регионах происходят по-разному, выделим три типа территорий, для которых характерны различные прогнозные тенденции.

Тип 1. Территории, где проживают давно (преимущественно в средние века) сформированы этносы на своих исторических территориях. Эти этносы имеют язык, выраженные особенности культуры и ментальности. Географически это: вся Европа (включительно с европейской частью России); Азия без Южной Сибири (за исключением Бурятии, Тувы и Хакасии), Дальнего Востока, Дагестана, Филиппин и восточной части Индонезии; Африканский Рог, Южно-Африканская Республика и Мадагаскар.

Тип 2. Территории, в основном населенные малочисленных этносами преимущественно на своих исторических землях или этносами, которые находятся в стадии формирования с родоплеменных образований. Географически это: большая часть Африки (кроме крайнего севера, юга и Рога), Дагестан, Филиппины, восточная часть Индонезии, Новая Гвинея, Океания.

Тип 3. Колонизированы территории, на которых коренное население преимущественно ассимилировали, вытеснены или уничтожены. Географически это: Америка, Южная Сибирь (за исключением Бурятии, Тувы и Хакасии), Дальний Восток, Северная (арабский) Африка, Австралия и Новая Зеландия.

Тип 1.
А. Распад искусственных полиэтнических образований - для нынешних стран, на территории которых есть коренные народы, которые не имеют собственного государства, обнаруживают (или проявляли в XX веке) стремление к независимости или автономии, является достаточно многочисленными ли территориально виокремленими для формирования полноценного государства. Етнодержавні пределы формируются на основании административного деления настоящих этнических территорий. С территорий этих единиц в исключительных случаях исключаются искусственно присоединены территории других теперь негосударственных народов или искусственно присоединены территории доминирующей нации, если эти территории для нее исторические и теперь она там составляет однозначную большинство. Дополнительно может быть включено этнические территории, что является историческим, прилегающих к основным выделенных и имеют достаточно активные исторические города, тесно связанные с этими территориями, или такие крупные города являются в основной выделенной территории.

Б. Присоединение исторических частей стран, которые были искусственно выделенные из этнических территорий во время обретения независимости страны, и в которых теперь ведется активная борьба за присоединение в своих национальных государств. Пределы формируются аналогично А.

В. Присоединение исторических этнических территорий, входящих в состав империй, которые распадаются, или других стран с активными источниками нестабильности при отсутствии коллективных региональных гарантий нерушимости границ или при условии активной борьбы коренных меньшинств против дискриминации. Кроме того (за исключением территорий с очень мощными этническими центрами), присоединяемые территории должны быть территориально смежными с основными государствами. Пределы формируются аналогично А, однако присоединяются только те части территории (за административными границами), где существует соответствующая этническое большинство, которая в XX веке активно проявляла стремление к воссоединению. Если часть этнических территорий уже государственного этноса принадлежит другому национальному государству, которая является достаточно стабильной, способна обеспечить нормальные условия развития этнических меньшинств и тесная связь их с национальным государством своего этноса, а также имеет сильную региональную систему нерушимости границ, то изменение этнополитических границ не предвидится.

Тип 2.
A. Пределы этнополитических образований остаются неизменными в случаях, когда они в основном совпадают с этническими пределами или с большими природными разделителями (море, большие реки и озера, хребты), причем последнее - при условии достаточного этнического родства отделенной части этноса с окружением для возможного вливание в единую нацию или при наличии достаточно крупных и активных центров для формирования отдельной нации.

Б. В единое образование может объединяться группа этнически родственных этносов, что исторически не имели собственных государств и не имеют достаточных условий для формирования полноценных независимых государств (малочисленность, некомпактність, этнокультурная неконсолидированность, полная экономическая зависимость от соседей, отсутствие некоторых из основных социальных слоев), территории которых тесно связаны географически, исторически, экономически и между которыми нет устойчивых исторических антагонизмов. В частности, некомпактністю может быть рассеянность и неприв'язаність к определенной территории. В новоутворюваній государстве должна быть единственный крупный культурный и экономический центр тяжести. Этнополитические пределы формируются на основании административных границ (если они в основном совпадают с этническими), географических линий раздела, исторических границ (границ бывших государств, если они в основном совпадают с этническими), экономически-культурно-коммуникационных границ зон притяжения.

В. Достаточно сформированы этносы, которые могут создать полноценное государство, выделяются в отдельные образования, если существует хотя бы одно активное источник этнической сепарации в настоящее государстве. В отдельные образования выделяются этносы, которые в прошлом уже имели собственные государства или которые имеют достаточную социальную структуру, однозначно языковой и культурно идентифицируются, имеют экономические и коммуникационные условия, достаточные для функционирования государства. Пределы этих образований формируются как и в варианте Бы, но с большим акцентированием этнических и исторических границ. В этих образований в отдельных случаях могут присоединяться малочисленные родственные неантагонистические этносы, что недостаточно сформированными или не имеют возможностей сформировать отдельные етнодержавні структуры.

Г. Существующие государства распадаются, если они не могут быть консолидированы в единую государство согласно Бы и если у них есть достаточно активные центры сепарации или потенциальные экономические или географические сепарационные основания (природные богатства, разделенность), или большие этногенетические, культурные или исторические различия. Распадаются также нынешние государства, из которых выделяются новые государства в соответствии с В. Распадаются и государства с границами, что очень не соответствуют этническим границам, и в которых есть источники напряженности или этнические антагонизма хотя бы среднего уровня. Объединяться могут этнически одинаковые части различных государств, что распадаются (или этническая часть государства, что распадается, присоединяется к рівноетнічного государственного образования), если в этом этносе является активный консолідаційний движение или между частями нет значительных природных границ и примерно равноценных культурно-экономических центров, или такие центры взаимно дополняют друг друга. Этнополитические пределы во время разделения-объединения формируются аналогично Бы.

Тип 3.
A. На отдельные етнодержавні образования распадаются большие государства, на территории которых существуют хотя бы несколько крупных культурно-экономически-коммуникационных центров притяжения или отдельные части которых существенно отличаются колонізаційно-этнически и культурно-исторически. Соответствующие части становятся новыми етнодержавними образованиями. Их пределы формируются на основании этнических и административных границ, границ территорий коренных этносов, зон притяжения, природных географических разделителей, исторических границ. Согласно этому могут объединяться и административные единицы. Процессы формирования новых етнодержавних образований сопровождаются процессами формирования новых этносов (или протоетносів) в этих образованиях. В формировании новых этносов на колонизированных территориях наибольшее значение имеет этнический состав колонізуючого населения, культурные особенности коренного населения и новые культурные особенности социума, консолидированного общей территорией, экономическими и историческими факторами. Важным стимулом для консолидации населения определенной территории и создание на ней отдельного этнополитического образования могут стать совместные социально-экономические интересы, противоречащие интересам большинства населения нынешней страны. Однако необходимым условием этого должно быть существование хотя бы минимальных этнокультурных оснований для отделения.

Б. Средние государства могут распадаться, если нет активного процесса их консолидации в единую нацию и при наличии условий, аналогичных к А. Возможна также сепарация территорий с преимущественно коренными этносами, если они достаточно многочисленны и имеют исторически государственные прецеденты. Достаточно вероятными могут быть процессы наследования новыми этносами культурно-исторических достижений коренных народов. Это, с одной стороны, приводит к укреплению таких государств, а с другой - к возможного отделения территорий с другой исторически-культурной основой.

В. Небольшие государства являются достаточно устойчивыми по отношению к етнотериторіальних изменений. Эти изменения возможны лишь при наличии глубоких этнических противоречий, что периодически переходят в открытые конфликты. Объединение небольших государств маловероятно, поскольку за время их существования сформировались собственные властные элиты, которым совсем невыгодно такое объединение. Кроме того, все больше выделяются исторически-культурные особенности населения этих стран, в результате чего возникают и укрепляются новые этносы. Интеграционные процессы активно проявляются в экономической сфере и в формировании региональных политических союзов, что не затрагивает этнокультурной сферы и не ведет к существенному ограничению суверенитета во внутренних проблемах.

Указанные закономерности не являются абсолютными, поэтому в каждом конкретном случае будем учитывать и другие факторы, которые могут повлиять на этнополитические процессы. Миграции, которые могут влиять на этническую ситуацию (классифицируем по причинам):

а) перенаселения и нехватки ресурсов;
б) наличие малозаселенных территорий с большими ресурсами;
в) традиционные миграции Старый Мир > > > Новый Мир;
г) репатриация;
д) социально-экономические миграции.

Будем считать достаточно вероятными миграции, обусловленные сочетанием хотя бы двух из указанных причин. Во время рассмотрения миграций в связи с перенаселением рассматривается прогнозируемый состояние.

Географическая конкретизация этих типов миграций:

а) источники: Западная и Южная Европа (прежде всего, Италия, Великобритания, Германия, Бенилюкс), Япония, Центральный Китай, Ява, Бенгалия, долина Ґанґу, Филиппины; кроме того, источниками могут стать неперенаселені территории, в которых прогнозируется интенсивный рост населения: Средняя Азия, Центральная Европа;
б) конечные территории: Сибирь, Австралия, Канада, Южная Америка, Аляска, Гренландия, Антарктида;
в) Европа > Америка, Австралия; Азиатское тихоокеанское побережье > Америка;
г) конечные территории: Израиль для евреев; Сибирь для тюрков;
д) Африка, Азия > Европа, Америка; однако для такой миграции прогнозируются большие ограничения, кроме того, население мигрирует, не имеет полной социальной структуры, оно склонно к ассимиляции и в конечных точках преимущественно теряет основы этнической идентичности.

Периодические подъем-спады определяются индивидуально для каждой страны или региона. Согласно них определяет вероятности расширение или уменьшение территорий государств, консолидационных процессов или распада за время от начала до середины века. За этими вероятностями (будем называть их историческими вероятностями) оценивается вероятность возникновения новых этнополитических образований и изменений границ между ними.

Влияние нынешней политической, экономической и социальной ситуации и ее прогнозируемых изменений, а также объективных интересов населения территорий и различных его социальных слоев на прогнозные решение преимущественно проявляется в том, что из различных возможных вариантов выбираются те, которые являются наиболее реальными, исходя из указанных факторов.



Назад