Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Западная Европа


Великобритания

Изменения прогнозируются согласно варианту А типа 1. Проживают коренные негосударственные народы: валлийцы, шотландцы. В Северной Ирландии (Ольстере) ирландцы-католики ведут вооруженную борьбу за объединение с исторической родиной (Ирландской Республикой), от которой Северную Ирландию было отделено вследствие компромисса во время получения Ирландией независимости (соответствует варианту Бы типа 1). Шотландцы, валлийцы ведут достаточно активную политическую борьбу за расширение автономии, которую возглавляют националистические политические партии. Территориальная компактность и социальная структура населения вполне достаточные для государственности. Шотландцы также имеют значительный исторический опыт государственности. И в Шотландии, и в Уэльсе происходят интенсивные процессы роста национального самосознания населения и стремление сохранения национально-культурной идентичности. Возрождаются практически забыты шотландская (собственно шотландская и давньошотландська - гэльское) и валлонский языка.

Следовательно, на территории Великобритании сформируются 3 етнодержавні образования: Англия (настоящая метрополия), Шотландия, Уэльс. Ольстер объединится с Ирландской Республикой.

Прогноз относительно разделения Великобритании имеет достаточно оснований. На референдуме большинство населения Шотландии и Уэльса выступила практически за полное самоуправление, которое закрепляется образованием шотландского и валийского парламентов. Автономизации способствует также кризис в британской королевской семье. Возникает вопрос, может ли оставаться королевская семья символом власти в стране. Соглашение о примирении в Ольстере, которая подводит итог гражданской войне в этой части страны, предусматривает создание единого Ирландского высшего представительного органа, что стало началом фактически двойного управления Ольстером - Великобританией и Ирландией. Это делает возможным мирное объединение северной ирландии с Ирландской республикой путем постепенного уменьшения полномочий ольстерсько-британских изощренных органов и увеличения ольстерсько-ирландских.

Пределы вполне совпадают с границами между Англией, Шотландией, Вельсом и Северной Ирландией в пределах нынешней Великобритании.

Столица Англии - столица теперешней метрополии Лондон; Шотландии - историческая столица Edinburgh (резиденция нового шотландского парламента); Уэльса - Кардифф (резиденция нового уэльского парламента).

В составе Великобритании еще до сих пор остается несколько небольших островных колоний в различных регионах (остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова, архипелаг Чаґос, острова Кайкос острова Кайман, несколько островов в юго-восточной части архипелага Туамоту). Эти острова в рамках завершения распада колониальной системы, очевидно, станут независимыми или войдут в состав близких к ним етнодержавних образований. Аналогично ожидается присоединение к Испании настоящего британского анклава Гибралтар.

Ирландия

Согласно варианту Бы типа 1 предполагается присоединение к Ирландской Республики теперь надлежащей Великобритании Северной Ирландии (северной ирландии), коренное население которой ведет активную борьбу за воссоединение. Юнионисты, что выступают за сохранение северной ирландии в составе Великобритании, опираются на потомков англичан и шотландцев, которые не являются коренным этносом, поскольку их в рамках политики британізації Ирландии было переселено в Ольстер в XIX и XX веках. (Подробнее о прогнозе будущего Ольстера см. Великобритания). Поскольку Ирландия - островное национальное государство, другие изменения ее етнодержавних границ не предусматриваются.

Столица Ирландской Республики, очевидно, останется в Дублине, поскольку центр Ольстера Белфаст через относительно небольшую долю в нем коренного населения не может претендовать на роль центра консолидации ирландцев. Более того, с воссоединением Ирландии его значение, вероятно, будет уменьшаться, а расти роль второго по величине города Ольстера Дерри.

Испания

Изменения согласно варианту А типа 1. Коренные народы, которые пока не имеют национальных государств: баски, каталонцы, галисийцы. Эти народы проживают на своих нынешних территориях не менее 2000 лет. Баски ведут вооруженную борьбу за независимость, каталонцы - довольно активную политическую борьбу, о чем свидетельствует существование влиятельных националистических партий. Территориальная компактность всех трех коренных негосударственных народов, численность и социальная структура - вполне достаточные основания для государственности.

Итак, предполагается выделение Каталонии, Басконии и Галисии как етнодержавних образований. Кроме того, отдельным государством будет оставаться метрополия (Испания). Рассмотрим возможность выделения в етнодержавні образования других частей Испании. Претендентами могут быть:

  • бывшие независимые государства (бывшие княжества Астурия, Леон, Арагон);
  • территории с существенными этническими различиями (область Валенсия);
  • исторически обособленные территории и территории со специфическими экономическими интересами (Андолусія);
  • етноадміністративні единицы (Андолусія, Гибралтар).



Для отделение этих территорий достаточных объективных оснований нет. Оно было бы возможно лишь при условии большой неустойчивости метрополии во время катастрофического распада государства. Это может произойти, если в течение 15-20 лет будет сильно тормозиться стремление басков и каталонцев к независимости. Поскольку другие европейские многонациональные государства (Великобритания, Бельгия) уже в стадии распада, очевидно, через несколько лет этот процесс затронет и Испании, и будет он довольно спокойно. Поэтому вариант отделения условных претендентов маловероятен. Ведь подавляющая часть населения этих территорий - испанцы, а разговаривают там диалектами испанского языка, которые не претендуют на то, чтобы признаваться отдельными языками. Существование в средние века независимых княжеств не повлекло возникновение отдельных этносов в результате быстрой консолидации, в частности в борьбе против общего врага - арабов, владевших южной части Пиренейского полуострова. Отдельное место среди этих территорий занимает Гибралтар, который сейчас находится под британским управлением. Однако это искусственно оторвана (в результате англо-испанской войны) от Испании территория, которая до этого ничем, кроме стратегического расположения, не отличалась от остальной части Андолусії. Хотя население Гибралтара теперь не имеет большого желания к воссоединению с Испанией, опыт присоединения стратегических анклавов в страны, из которых они были выделены (Гиу в Индии, Гонконг в Китае), указывает на необратимость этого процесса.

В состав Испании входят также расположены у северо-западного побережья Африки Канарские острова и анклавы Сеута и Мелилья, выделенные из территории Марокко. Анклавы будет возвращено Марокко, а Канарские острова, очевидно, станут независимым этнополитических образованием. Жителям этих островов, что является одним из известнейших мировых курортов, зависимость от Испании не слишком выгодна, и по соответствующей случаю они отделятся.

Пределы.
Каталония - административные территории, заселенные преимущественно каталонцами: автономная область Каталония и Балеарские острова. Кроме того, преимущественно каталонцами заселенный район области Валенсия - Кастельон-де-ла-Плана. Учитывая существование сепараційного центра и административную обособленность, а также центробежные тенденции в Валенсии, является возможным присоединение этого района в Каталонии. В Каталонии отойдет также населенный преимущественно каталонцами департамент Франции Восточные Пиренеи с центром в г. Перепіньян. Столица - город Барселона.

Баскония- административные территории, населенные преимущественно басками: автономные области Страна Басков, Наварра, Ла-Риоха. Баски населяют также анклав на юг от Витории, который ныне входит в состав провинции Бургос. Очевидно, его, как искусственно від'єднану территорию, будет возвращено в Басконии. Кроме теперешних испанских провинций, в Басконии согласно варианту В 1 типа может отойти французская часть Басконии (настоящее департамент Франции), что является исторической частью Басконии, населенная преимущественно басками и граничит с испанской частью Басконии. Ведь Франция - страна с активными источниками этнической нестабильности (Корсика, баски). Несмотря на гарантии нерушимости границ в Европе активная борьба басков за независимость своей страны не только в Испании, но и во Франции, скорее всего, закончится объединением обеих частей Басконии в одном етнодержавному образовании, то есть французская часть Наварры присоединится к Басконии. Столица - город Бильбао. Претендентами на столицу Басконии могут быть также Памплона и Сан-Себастьян, которые, однако, на сегодня менее важны, - а страна, которая только становится независимой, должен иметь сильную столицу. Кроме того, центром политической жизни и борьбы басков является именно Бильбао.

Галисия - административная автономная область Галисия без никаких присоединений. Столица - город Ла-Корунья, что теперь является административным центром соответствующей автономной области.

Канарские острова- территория настоящего испанского владение близ северо-западного побережья Африки. Столица - Санта-Крус-де-Тенерифе.

Испания- остальные территории современной Испании. Столицей останется Мадрид.

Португалия

Одна из многих пиренейских государств, которая сформировалась во время Реконкисты (борьбы против арабов, что захватили полуостров). Но, в отличие от других, она не вошла в союз Кастилии и Арагона, оставшись независимым государством. В то время происходило формирование португальской нации и языка, и даже 60-летнее пребывание Португалии в составе Испании (с 1581 г.) не остановило этого процесса. Теперь Португалия - преимущественно однонаціональна государство: поэтому и нет оснований прогнозировать каких территориальных изменений в ее материковой части. Однако в состав страны входят две островные территории в Атлантическом океане: Азорские острова и острова Мадейра. Хотя население этих территорий разговаривает португальском языке и в основном являются выходцами из метрополии, условия на островах и интересы их жителей сильно отличаются от интересов Португалии, территориальная обособленность также ограничивает связи. Острова имеют важное стратегическое значение для блока НАТО; а их благоприятные для отдыха природные условия привлекают туристов из Европы. В состав Португалии эти островные территории входят лишь формально. Поэтому прогнозируется выделение Азорских островов и Мадейры в етнодержавні образования. Пределы.
Португалия - материковая часть современной Португалии. Столица - Лиссабон. Азорские острова - одноименный архипелаг. Столица - город Понта-Делгада. Мадейра - одноименный остров. Столица - город Фуншал.

Франция

Согласно варианту А типа 1 на отдельные етнодержавні образования претендуют коренные бездержавні народы: баски и бретонцы. Отдельным этносом стали и корсиканцы, которые за время более 200-летней оторванности от итальянской нации приобрели собственной этнической идентичности. Да и до этого в связи с тогдашней малой консолідованістю итальянской нации населения Корсики не слишком чувствовало свою принадлежность к ней. Корсиканцы в течение двух веков вели вооруженную борьбу за независимость от Франции и продолжают ее и теперь партизанскими действиями и террористическими актами. Корсиканцев можно считать новосформованою нацией с полной социальной структурой. Есть корсиканский язык и литература. Отдельную язык имеют и провансальцы, которые, однако, считаются французами. Поэтому Прованс остается лишь специфическим регионом Франции, не претендуя на отдельное етнодержавне образования.

Бретонцы и баски населяли свои территории еще до формирования французов как этноса и до сих пор сохранили свою культуру и этническую идентичность. Следовательно, они исторические и коренные. Корсиканцы и баски ведут вооруженную борьбу за независимость. Бретонцы стремятся сохранить культурную автономию. Корсика, Бретань и Французская Наварра (баски) территориально компактные. Корсика территориально обособленное от Франции. Территория басков во Франции, скорее всего, присоединится к Басконии, что возникнет в настоящее Испании. Численность бретонцев, корсиканцев и провансальцев достаточное для создания полноценных государств. Отсутствие всесторонне развитой экономики Корсики вполне компенсируется активным стремлением ее народа к независимости. Бретонцы - давний исторический этнос, который за языком, культурой и происхождению очень отличается от французов. Теперь происходят активные процессы роста национального самосознания бретонцев. И хотя они еще не ведут активной борьбы за независимость, за условия нестабильности Франции, что прогнозируется в результате отделения Корсики i Французской Наварры, Бретань также, очевидно, станет отдельным етнодержавним образованием.

Отдельно необходимо рассмотреть проблему Эльзаса и Лотаринґії. Эти земли издавна становились основой для немецко-французских (и даже общеевропейских) конфликтов. Каждая из сторон считала, что там проживает близкий к ней населения. На современном этапе населения Эльзаса и Лотаринґії является смешанным немецко-французским с некоторым преобладанием последнего. Выделение их в качестве специфического народа все-таки вряд ли приведет к созданию отдельного етнодержавного образования. Ведь после периода феодальной раздробленности ельзасці и лотарінґійці не проявляли активных стремлений к независимости, а поддерживали или Францию или Германию в зависимости от тогдашней доли французского или немецкого населения в регионе. Вариант отделения Эльзаса-Лотаринґії возможен исключительно по большой нестабильности во Франции, значительно большей, чем отсоединения национальных окраин - Корсики, Бретани, басконських и каталонских земель. Эта нестабильность должна была бы быть такой, которая повлекла бы за собой распад на Прованс, Аквітанію, Нормандию, что маловероятно. Еще менее вероятен вариант присоединения Эльзаса и Лотаринґії к Германии. Ведь это окончательно разрушило бы систему безопасности в Европе, так как же неприкосновенность немецко-французской границы есть в ней одним из краеугольных камней. Итак, французские провинции Эльзас и Лотаринґія, скорее всего, останутся в составе Франции. Пределы.
Корсика - остров Корсика. Столица - город Аяччо. Бретань - настоящее регион Франции Бретань. Столица - город Брест.

К Басконии - Французская Наварра (административная территория, заселенная преимущественно басками). Юго-западный французский департамент Атлантические Пиренеи.

К Каталонии отойдут каталонские этнические земли. Юго-восточный французский департамент Восточные Пиренеи.

Франция: остальные нынешней территории. Столица - город Париж. Франция обладает также значительным количеством небольших по размерам заморских колониальных территорий. Прогнозируем, что большинство из них станут независимыми или войдут в состав близких независимых стран. Во владении Франции, очевидно, останутся малозаселенные острова в южной части Индийского океана (Кергелен, Крозе, Сен-Поль, Амстердам). Другие современные французские колонии рассмотрим в других разделах.

Бельгия

Изменения будут происходить согласно варианту А типа 1. Коренные народы: валлоны (франкоязычный этнос Бельгии), фламандцы (разговаривают вариантом английского языка) и небольшое количество немцев, которые живут компактно. Для всех трех народов уже существуют этнические государства или государства близких к ним этносов, с которыми граничит Бельгия: Франция, Нидерланды, Германия. На нынешней территории все три народы живут не менее 1500 лет. Территориальная компактность этих народов, их численность и социальная структура вполне достаточные для государственности.

Согласно варианту Бы типа 1 возможном присоединении этих частей Бельгии в своих этнических государств (Франции, Германии, Нидерландов) или образование независимых етнодержавних образований. Валлоны и фламадці ведут активную политическую борьбу за разделение Бельгии, что в условиях демократической страны важнее и эффективнее, чем вооруженная борьба. Почти все политические партии Бельгии поделились на две части: валлонську и фламандскую. На территории Валлонии и Фландрии официальными языками являются соответственно французский и фламандский. В управлении обоими основными частями страны наибольшее значение имеют местные автономные властные структуры, а роль Брюсселя незначительна. Немецкая община небольшая и не имеет территориальной автономии, однако за ней признается культурная автономия как за общиной.

Какой из вариантов будущего этнополитического устройства Бельгии (независимые етнодержавні образования или объединения Валлонии с Францией, а Фландрии с Нидерландами) наиболее вероятный, определяется следующими основными факторами:

  • есть ли валлоны с французами и, соответственно, фламандцы с голландцами одним народом с общей культурой;
  • возможно ли объединение при сохранении баланса сил в Европе;
  • или сами народы стремятся к объединению;
  • как будет происходить процесс разделения Бельгии и автономизации ее частей?



До революции 1566-1609 гг. Нидерланды занимали значительную территорию, которая, кроме Бельгии и Голландии, включала некоторые современные немецкие и французские земли. Юг был католическим, север - протестантской. После революции католические провинции (Фландрия и северный Брабант) остались под Испанией и не вошли в новой государства - Соединенных Провинций (Голландия), а затем стали основой королевства Бельгия. Южные провинции современной Бельгии получили большого влияния Франции, особенно после наполеоновских войн. В них утверждалось, французский язык. Итак, предки валлонов не были французами, а предки фламандцев, хотя и были одним этносом с голландцами, еще со средних веков развивались отдельно от остальных, а региональные особенности усиливались. Идентифицируя свою национальность, бельгийцы используют только понятие "фламандец" или "валлон", а не "голландец" или "француз". И культуры Франции и Валлонии, Голландии и Фландрии существенно отличаются.

Разделение Бельгии практически не изменит баланс сил в Европе. Однако присоединение ее частей к Франции и Голландии значительно усилит их и вызовет большой сопротивление других стран Европы, прежде всего, Германии. С образованием независимых Фландрии и Валлонии таких проблем не возникнет (при условии решения проблемы немецкого меньшинства).

Третий фактор (стремление самих народов) является, очевидно, самым важным. Фламандцы чувствуют себя лидерами в современной Бельгии, а присоединение их к Голландии сделает из Фландрии обычную провинцию. Тем более Валлония может "потеряться" между крупными департаментами Франции. В нынешнем политическом процессе разделения Бельгии вариант присоединения даже не рассматривается.

Относительно четвертого фактора, то процесс разделения уже начался. В 1993 г. из унитарного государства в федеративное. Это происходит цивилизованными политическими средствами, поэтому обострение, что зумивили бы значительную дестабилизацию, которая бы вызвала вовлечения в этот процесс соседних государств, не предусматриваются. Да и в самих этих государствах ожидаются процессы не консолидации, а автономизации коренных национальных меньшинств.

Итак, согласно основных факторов разделения, наиболее вероятным является выделение Фландрии и Валлонии в отдельные етнодержавні образования. Отделение немецкой части Бельгии возможно лишь при условии большой нестабильности во время ее разделение, что маловероятно. Для собственной независимой государственности немецкое население Бельгии не имеет ни политической структуры, ни опыта, ни численности, ни экономических условий. Присоединение к Германии почти невозможно в силу необходимости сохранения стабильности в Европе, которая несовместима с присоединением любых территорий к крупнейшей европейской державы. Следовательно, скорее всего, территория бельгийских немцев останется в составе Валлонии, с которой она самым тесным образом связана. В столице Бельгии, Брюсселе, проживают как валлоны и фламандцы, хотя несколько большее влияние имеет Валлония. Официальными в Брюсселе есть оба языка: фламандский и французский. Сегодня Бельгия разделена на три региона - Фландрия, Валлония и Брюссельский регион. Вероятнее всего, что именно на базе этих регионов возникнут три отдельные етнодержавні образования. Хотя Брюссель является крупным центром притяжения для Валлонии, условия Брюсселя и валлонских территорий существенно разные. Тем более, что теперь Брюссель развивается медленнее, чем провинция, его значение становится все меньше, да и влияние фламандцев там достаточный для того, чтобы не допустить его присоединения к Валлонии. Кроме того, Брюссель является одной из столиц объединенной Европы, что также способствует его выделение в отдельное политическое образование.

Пределы.
Валлония - регион Валлония. Столица - город Льеж.

Фландрия - регион Фландрия. Присоединение французского департамента Фландрия возможно лишь при большой нестабильности во Франции, что маловероятно. Старинная столица Фландрии - Ґент, однако новой столицей Фландрии, скорее всего, станет большое экономически развитый город Брюгге. Брюссель - Брюссельский регион. Столица - город Брюссель.

Нидерланды

В Нидерландах проживает коренной негосударственный народ - фризы. Поэтому, согласно варианту А типа 1, возможно выделение этого народа в отдельное етнодержавне образования. Фризы не менее 1500 лет проживают на своих нынешних территориях. Хотя они не ведут ни вооруженной, ни интенсивной политической борьбы за отделение, однако, что очень важно, существуют отдельные фризские политические организации и партии и, самое главное, фризы сохранили собственную самобытную культуру. К тому же, наблюдается большое стремление народа и в дальнейшем сохранить свою культуру и быть официально признанными Європою. Это стремление небезосновательно. Фризы сформировались как отдельный народ еще до того, как возникла голландская нация (XIV-XV века). Еще во времена Карла Великого существовала Фризляндія со своими князьями. Во времена Франкского государства фризы занимали большую территорию: от современных провинций Северная и Южная Голландия по всему приморскому побережью, включая Западные, Восточные и Северные Фризские острова. Хотя теперь территория их проживания значительно уменьшилось, все же они живут компактно, их численность и социальная структура вполне достаточные для государственности. Поскольку и в дальнейшем предполагается рост национального самосознания фризов, а также ввиду того, что в результате активной борьбы, прежде всего басков, корсиканцев и каталонцев, Европа, очевидно, признает право малочисленных европейских народов на самоопределение, можно достаточно уверенно предусмотреть выделение Фризляндії в автономное етнодержавне образования

фризов. Пределы.
Фризляндія - нидерландские провинции Фризляндія (включая Западно-Фризькими островами), Ґронінген и Дренте. Присоединения германской территории, где проживали и проживают фризы (Восточно-Фризские острова и прибрежные территории немецкой земли Нижняя Саксония), возможно лишь при большой нестабильности в Германии, что не предусматривается. Северо-Фризские острова уже полностью интегрировались в Данию, и там фризы ассимилировались в датский этнос. Хотя в провинциях Ґронінген и Дренте фризы теперь не составляют большинства, эти исторические земли фризов, вероятнее всего, все же войдут в Фризляндію, поскольку ожидаемый в настоящее время подъем в фризов и особое внимание Европы к коренных негосударственных народов, очевидно, дадут возможность фризам . восстановить свое влияние в этих провинциях. Этому будет способствовать и существование большого консолидационного центра, каким является город Ґронінген, что претендует на роль столицы етнодержавного образования фризов.

Голландия - остальные территории нынешних Нидерландов. Столица - нынешняя столица Нидерландов - город Амстердам. Список стран

Люксембург

Люксембуржцы - полностью сформирован полноценный европейский этнос, о чем, в частности, убедительно свидетельствует их нежелание признать себя немцами во время немецкой оккупации этой страны (на референдуме даже в условиях фашистского оккупационного режима против этого проголосовало более 90% жителей страны). Это единственный коренной народ на территории страны. Поэтому каких-либо изменений етнодержавного устройства здесь не предвидится.
На рис.1 показано прогнозируемую ситуацию в Северо-Западной Европе

1-1

Малые страны Европы: Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн

Андорра и Сан-Марино - одни из старейших стран Европы. Монако - хоть и небольшая страна, но ее коренное население осознает себя отдельным этносом, что имеет название монегаски. Лихтенштейн - малая страна с выразительной специализацией и стабильным местом в европейском сообществе. Поэтому присоединение к больших стран или других существенных изменений устройства этих стран не предвидится.

 



Назад