Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Ближний Восток


Иордания

Однонаціональна государство, не имеет значительных антагонизмов на этнической почве. Деятельность на севере страны исламских экстремистских организаций удалось прекратить. Теперь не заметно каких источников сепарации или внешних факторов, которые могут привести к распаду страны. Поэтому не прогнозируется никаких территориальных изменений. Столицей останется город Амман.

Саудовская Аравия

Самая большая по площади страна Юго-Западной Азии. О сепарацию можно говорить учитывая антропологическую и некоторую культурную отличие арабов восточного и западного побережья, а также исторические прецеденты. На западную часть Саудовской Аравии имел влияние негроїдний элемент, что причиной возникновения несколько иного антропологического типа, чем на востоке. Эти различия проявляются в цвете кожи и строении тела. Кроме того, на население западного побережья имела значительное влияние африканская (кушитська) культура, на население восточного побережья - существенно отличные от нее персидский и индийская культуры. Это стало одной из основных причин того, что после распада Османской империи на территории Саудовской Аравии образовалось несколько независимых государств. На восточном побережье сосредоточены почти все запасы нефти и промышленность, поэтому именно здесь проживает большинство экономической элиты. Западное же побережья можно считать духовным центром не только арабов Саудовской Аравии, но и вообще всех мусульман мира. Здесь расположены святыни мусульман, места священного хаджа (паломничества всех мусульман) Мекка и Медина. Поэтому отделение этих территорий привело бы к полному развалу саудовской государства, поскольку именно король Саудовской Аравии считает себя главным защитником ислама. С другой стороны, сепарация восточной части страны лишила бы арабов запада средств к существованию. Внутренние территории страны малозаселенные и в условиях пустыни требуют постоянного снабжения водой для нормального проживания человека, что невозможно сделать без средств, которые дает продажу нефти. Исходя из этого, становится очевидным, что сепарация не выгодна ни одной из сторон, и ни одна из них и не проявляет подобных стремлений. Несмотря на антропологические, культурные и исторические различия, арабы Саудовской Аравии консолидировались в единую нацию, в которой различные региональные субэтнические группы нашли свои специфические ниши, что полезно для каждой из них и для нации в целом. Поэтому в Саудовской Аравии не прогнозируется никаких территориальных изменений. Столицей останется город Эр-Рияд.

Кувейт

Это одна из небольших арабских государств, на территории которой не наблюдается источников сепарации или этнических противоречий. Особенность этой страны в том, что она входила в состав Ирака, который и сегодня стремится вернуть себе контроль над ней. Мировая общественность настроена категорически против такого развития событий. Это, в частности, подтвердила военная акция ООН в 1991 г., что стало ответом на оккупации Ираком Кувейта. Вследствии этой акции стала не только полное поражение Ирака и восстановления независимости Кувейта, но и многолетняя изоляция Ирака в международном сообществе. Теперь Ирак слишком слаб и озабочен собственными внутренними проблемами, чтобы вернуться к идее присоединения Кувейта. Да и в будущем предполагается не только ослабление этой страны, но и ее разделение. Следовательно, независимость Кувейта хранится и территориальные изменения не предполагаются. Столицей останется город Эль-Кувейт.

Объединенные Арабские Эмираты

В этой стране особая форма правления - выборная монархия, где избирателями выступают абсолютные монархи (эмиры). Казалось бы, есть все причины для сепарации, поскольку конфедерации не отличаются стабильностью и устойчивостью (исключение составляет Швейцария). Однако в этом случае нет никаких оснований для сепарационных процессов - ведь практически отсутствуют противоречия, которые могут обусловить сепарацию. Каждый эмир имеет полную автономию во внутренних делах, координируется только внешняя политика и оборона. Не заметно каких этнических беспорядков, поскольку эмираты являются национально однородными. Другие национальности присутствуют на территории ОАЭ только временно как рабочая сила. Исходя из этого, не прогнозируется никаких территориальных изменений ОАЭ. Столицей, очевидно, останется город Абу-Даби.

Ємен

После захвата Йеменской Арабской Республикой Народной Демократической Республики Ємен образовалось единое государство. Противоречием между двумя частями этого государства есть только разница между опытом рыночной и коммунистической форм хозяйствования (бывший Южный Ємен был страной, которая декларировала так называемый некапиталистический путь развития). Существует также религиозное разделение на шиитов и суннитов. Поскольку становится все более очевидной отсутствие перспектив коммунистического способа хозяйствования, вероятность возрождения коммунистической государства на Аравийском полуострове очень невелика. Религиозные противоречия не могут привести к сепарационных процессов, поскольку в современном мире основным в процессах создания государства не религиозный, а национальный фактор. Поэтому территориальные изменения современного Ємену маловероятны. Столицей, очевидно, останется город Сана.

Оман, Катар, Бахрейн

Оман - однонаціональна арабское государство, в котором нет оснований для сепарации. Поэтому здесь не прогнозируется никаких территориальных изменений. Столицей останется город Маскат. Подобная ситуация и в Катаре. Стабильность в этой стране нужна как Европе, так и США. Ведь нестабильность легко может спровоцировать цепную реакцию во всех государствах Персидского залива, что избавит мир мощных источников нефти. Это в условиях дефицита топлива, который надвигается с приходом нового тысячелетия, является важным внешним фактором поддержания стабильности в регионе. Принимая во внимание приведенные факторы, не прогнозируется никаких территориальных изменений Катара. Столицей останется город Доха. Бахрейн находится под охраной США и Великобритании. Он теперь является одним из крупнейших поставщиков нефти на европейский и американский рынки. Нет этнических противоречий. Поэтому не прогнозируется никаких территориальных изменений. Столицей останется город Манама.

Можно рассматривать вероятность объединения арабских нефтедобывающих монархий Персидского залива в конфедеративное государственное образование. Ведь во всех этих странах коренным один этнос - арабы. Однако каждая из этих стран полностью утвердилась на международной арене как отдельный субъект. Интересы их элит не всегда совпадают между собой. А сепарационные процессы в Ираке и Иране, в результате которых в зоне Персидского залива станет еще более суверенных стран, сделают независимость каждой из нефтяных монархий еще весомее.

Сирия

Основным населением страны является сирийцы - этнос, образованный в результате восприятия давними сирийцами арабского языка и, частично, культуры. На северном востоке проживает небольшая община курдов. Сирия сегодня является крупнейшим союзником курдов в их борьбе за создание независимого государства, которое должно включать в себя курдские этнические земли на территории Турции, Ирака, Ирана, Сирии. Сирия единственная из этих стран готова добровольно отдать курдском государстве причитающуюся ей часть своей территории. Если бы не эта добровольность, то курды могли бы просто оставить эти территории в составе Сирии после создания независимого Курдистана. Ведь приобретение небольших территорий, на которых и теперь курды не испытывают никаких притеснений (это, фактически, единственная часть этнической территории курдского народа, в которой курды чувствуют себя полноценными гражданами), было бы слишком мелким приобретением, если при этом было бы потеряно такого сильного и надежного союзника как Сирия. Однако для самой Сирии выгодно отдать Курдистана его этнические земли, тем самым крепче привязав его к сферы своего геополитического влияния.

Во второй половине ХХ века популярными были идеи создания "Великой Сирии". Однако маловероятно, что они будут иметь будущее. Это доказала своим недолгим существованием Объединенная Арабская Республика, в которой Сирия объединялась с Єгиптом. Маловероятно и возвращение Ливана в состав Сирии. Этого не хочет уже сама Сирия, поскольку Ливан является теперь сильным источником нестабильности. Сирия стремится только сохранить здесь свое влияние, однако не хочет включения Ливана до своего состава. Не требует Сирия и увеличения линии своей границы с Израилем. Вместе с тем, отказавшись от идеи территориального расширения, имея большое влияние на Ливан, Курдистан и Южную Анатолию (возникновение которой прогнозируется на территории современной Турции), Сирия может стать региональным лидером.

Еще одной проблемой страны является оккупация Израилем Голанских высот - приграничных с Израилем территорий, имеющих важное военно-стратегическое значение. Для Сирии проблема возврата этих высот является принципиальной, для Израиля же основным является военный аспект, поэтому при условии надежного мирного договора с арабами он без большого ущерба для себя сможет их вернуть в соответствии с международно признанного статуса этих территорий.

Принимая во внимание приведенные выше факторы, можно прогнозировать, что Сирия останется в своих международно признанных границах за исключением этнической территории курдов.

Пределы.
К Курдистана - северо-восточная часть области Хасеке.
Сирия - остальные территории страны. Столица - город Дамаск.

Ливан

Ливан во второй половине ХХ века был источником постоянного напряжения на Ближнем Востоке. Теперь страна фактически разделена между несколькими враждующими группировками. Двумя основными силами, которые конфликтуют между собой, есть христиане и мусульмане. Однако нельзя говорить о единстве ни христианской, ни мусульманского лагерей. На территории Ливана в настоящее время насчитывается около 18 различных вооруженных групп, которые часто конфликтуют между собой.

Исходя из этого, можно было бы предположить распад Ливана по крайней мере на три государства (на основе христианской, мусульманской и друзької общин). Однако, рассмотрев ситуацию подробнее, можно заметить, что современное состояние обусловлен скорее внешними факторами, чем внутренним. Сомнительную ситуацию в Ливане использовали различные политические лагеря для достижения своих целей. Прежде всего, большое влияние на события в Ливане имеет постоянная борьба между арабами и Израилем. То одна, то другая сторона, используя религиозную неоднородность, стремилась втянуть ливанцев в "свои" войны. Особенно активно использовали территорию Ливана для своих вылазок палестинцы, что в значительной степени стало причиной израильской оккупации сирийских Голанских высот. С другой стороны, израильтяне постоянно нагнетали христиан на выступления против мусульман. С образованием независимого палестинского государства исчезнут проблемы, связанные с вооруженными группировками палестинцев, поскольку они просто вернутся к своей страны. Израильское правительство уже сегодня говорит о возможности вывода в недалеком будущем своих войск с территории Ливана. С другой стороны, происходит усиление Сирии. Рассмотрев развитие конфликта в Ливане, можно заметить, что именно Сирии удалось обеспечить на определенное время (1977 г.) мир в этой стране. Это не удавалось ни западным государствам, ни Израиля, ни ООН. Поэтому после ізраїльсько-арабского примирения, что прогнозируется, исчезнут внешние факторы, которые провоцировали гражданскую войну в Ливане, и эта страна, как и в большинстве времени в своей тысячелетние истории, сможет стать единственной.

Вариант присоединения Ливана в Сирию маловероятен, поскольку Ливан мог остаться в составе Сирии еще во времена борьбы за этими двумя странами независимости. Однако именно сирийцы выступили инициаторами создания отдельного государства ливанцев.

Ливан еще с библейских времен был единственным. Серьезные конфликты возникали разве что на религиозной почве. Они в основном были обусловлены внешними факторами. Этнически ливанцы составляют единую давно сложившуюся нацию. На основе указанных факторов можно прогнозировать отсутствие в Ливане любых территориальных изменений. Столицей останется город Бейрут.

Израиль

Проблему образования государства Израиль - национального государства еврейского народа - было решено в мае 1948 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1947 г. Однако границы этого государства формировались вопреки этой резолюции в ходе арабо-израильских войн 1948-49 гг., 1967 г. и закреплялись на основе двусторонних соглашений. Образование национального государства арабов Палестины, как предполагала резолюция ООН, не произошло. Это предопределяет состояние постоянной вражды Израиля с соседними арабскими странами и угрожает его территориальной целостности. Однако за время более чем полувекового фактического состояния войны обе стороны конфликта - и израильтяне и арабы - поняли, что своих первоначальных целей они не достигнут: Израиль не сможет сохранить все завоеванные арабские земли, арабы не смогут уничтожить государство Израиль. Поэтому стороны конфликта постепенно шли на взаимные уступки, заключили сепаратные мирные соглашения. Наконец, было выдвинуто взаимно приемлемую формулу: "мир в обмен на территории", согласно которой арабы признают Израиль и прекращают борьбу против него, а Израиль отказывается от большинства оккупированных земель. Компромиссом стало образования палестинской автономии в составе Израиля, которая готовится вскоре провозгласить независимость, с чем Израиль, очевидно, придется смириться. После примирения израильтян с палестинцами появляется возможность примирения и с Сирией. Ведь исчезнет основная причина израильской оккупации сирийских Голанских высот - возможность их использования для обстрела израильской территории. Поэтому прогнозируется возвращение Голанских высот Сирии в обмен на надежные гарантии мира и неподдержания любых антиизраильских сил.

Однако останется еще одна существенная проблема - проблема города Єрусалима. В этом городе находятся святыни христианства, иудаизма и мусульманства, западная его часть заселена евреями, восточная - арабами-палестинцами. Несмотря на фактическую принадлежность Восточного Єрусалима палестинцам, Израиль считает весь Єрусалим своей столицей, поэтому маловероятно, что согласится отдать восточную часть города палестинскому государству. Это та граница, за которую Израиль перейти не сможет. С другой стороны, заставить палестинцев отдать Израиля такую важную для них территорию также маловероятно. Разрешение проблемы возможно на основе того, что Єрусалим для Израиля - столица не столько административная, сколько духовная. Для того же, чтобы быть духовной столицей, город не только не обязательно должен быть столицей административной (пример - Мекка в Саудовской Аравии), а может даже не принадлежать государству, для населения которой оно имеет такое значение. Более того, если бы Єрусалим не принадлежал Израиля, его значение для евреев лишь бы возросло, поскольку его статус был бы не государственным, а всемирным (как известно, много иудеев достаточно критически относятся к государству Израиль). Конечно, он ни в коем случае не должен был бы принадлежать и некой арабском государстве. Поэтому приемлемым вариантом было бы предоставление Єрусалиму статус города-государства (независимого города), управление которым на паритетных началах должно осуществляться иудейской, мусульманской и христианской общинами. Хотя христианская община Єрусалима менее многочисленная, чем две другие, именно она могла бы сглаживать и балансировать традиционные арабо-еврейские противоречия, предоставляя устойчивости такому государственному образованию. Учитывая его компромиссность для арабов и евреев и заинтересованность христианских стран именно такой вариант мы считаем наиболее вероятным.

Пределы.
Палестина - территория современной Палестинской автономии (Западный берег реки Иордан, сектор Газа). Столица - город Газа.
Єрусалим - территория города Єрусалим. Столица - город Єрусалим.
Израиль - остальные фактической территории Израиля (без Голанских высот). Столица - город Тель-Авив.

Ирак

В настоящее время Ирак характеризуется ли не самой большой нестабильностью среди стран Ближнего Востока. Страна не так давно пережила несколько войн, что больно ударило по экономике и благосостоянии населения. Ирак нельзя считать национальным государством. На севере страны не прекращают борьбу за независимость курды. В современном противостоянии Ирак - США они имеют хорошие шансы на образование собственного государства. Территория проживания курдов является запретной зоны для полетов иракской авиации. Наличие сильного консолидирующего центра курдов - города Мосул, нефтеносных районов вокруг него дает возможность говорить о экономическую и политическую независимость новообразованной курдского государства. Уже сейчас значительная часть территории иракского Курдистана находится в фактическом управлении курдов.

На юге Ирака расположена еще одна зона запрета полетов иракской авиации. Начиная с 1991 г., здесь возобновились вооруженные столкновения между войсками Багдада и партизанскими отрядами арабов южного Ирака. От "срединного" Ирака их отличает религиозная принадлежность (арабы юга являются шиитами, в отличие от арабов севера являются суннитами) и историческая общность. На юге Ирака в разные времена существовали сильные государства. Сегодня здесь расположен мощный центр - город Басра, что, вероятно, станет столицей нового государства, возникновение которой прогнозируется на современных иракских территориях южнее города Эд-Дивания и в иранской провинции Хузестан. Исторически эта территория была единственной и называлась Элам. Остальные современного Ирака составит новую иракскую государство со столицей в Багдаде.

Пределы.
К Курдистана - области (мухафазы): Найнава, Дахук, Эрбиль, Таамім, Сулеймания, северо-восточные части областей Салах-эд-Дин и Действовала.
Елам - области Басра, Мутанна, Кадасія, Ди-Кар, Майсан; иранский остан Хузестан. Столица - город Басра.
Ирак - остальные территории современного Ирака. Столица - город Багдад.



Назад