Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Россия (Азиатская часть), Закавказья и Турция


Азиатская часть Российской Федерации

По типу 1 рассматривается большая часть азиатской части Российской Федерации - вся территория, кроме Южной Сибири (за исключением Бурятии, Тувы и Хакасии) и Дальнего Востока, которые принадлежат к типу 3.

Северные этнические территории азиатской части России.

Этот регион - этническая территория многих северных народов (эвенков, якутов, эвенов, чукчей, коряков и т.п.). Главной особенностью этого региона является то, что, несмотря на огромную территорию и природные богатства, он мало заселен. Основная причина этого - сложные условия проживания, которые далеко не каждый человек может выдержать. Преимущественно потому север азиатской части России - наименее колонизирован край, несмотря на его природные богатства. Однако даже небольшое количество пришлого населения смогла в корне изменить национальный состав этих территорий. Во всех национальных единицах региона российское и другое прибывшее, преимущественно славянское население составляет абсолютное большинство. Однако, скорее всего, это обстоятельство не сможет остановить сепарационные процессы. Ведь, как и на севере европейской части России, коренное население проживает по всей территории региона. Выделение большинстве территорий региона в отдельные автономные единицы повлекло появление местной политической и экономической элиты. Большинство прибывшего населения пытается заработать деньги и вернуться на историческую родину. А то население, которое осело в этом регионе, все больше связывает себя с этой землей, но, чтобы укорениться на самом деле, им нужно так или иначе перенять элементы образа жизни местных жителей. Уже теперь бывают ситуации, когда через экономический кризис и удаленность целые районы отключают от электро - и теплоснабжения, что в условиях Севера для пришлого населения - настоящая катастрофа. Поэтому происходит интенсивный отток с Севера колонізуючого русскоязычного населения, которое не приспособилось к тамошним условиям жизни. Это в значительной степени повлияет на этнический состав населения региона. Кроме того, едва ли не основным фактором будет борьба за суверенитет над ресурсами. Следовательно, можно прогнозировать, что северные территории азиатской части Российской Федерации реально могут претендовать на самостоятельность.

Рассмотрим прогнозируемые этнополитические образования.

Саха (государство якутов). Крупнейшая по площади национальная республика Российской Федерации, на территории которой залегают огромные запасы полезных ископаемых. В наше время Саха (бывшая Якутия) является одним из лидеров всей азиатской части России и требует от центра все больших полномочий как в политической, так и в экономической сферах. Можно говорить, что она является наиболее национально однородной республикой Севере, где меньше всего российского населения. Этому способствовало и то обстоятельство, что якуты, в отличие от других северных народов, является тюркским этносом. Еще с давних времен якуты довольно враждебно воспринимали все принесено извне. К тому же тюркские народы достаточно экспансивные. Несколько веков назад якуты захватили огромные территории севера Сибири, частично вытеснив, частично асимілювавши местное население. Дальнейшее культурное и политическое развитие якутов приостановила уже русская колонизация. В условиях обострения ситуации в России Саха реально будет претендовать и на территории за пределами своей республики. Скорее всего, это будут северо-восточные районы работала долго-Ненецкого национального округа, заселенные близкими к якутов долганами, и северные районы Иркутской области. Там, кроме других сибирских этносов, есть много якутов, а условия близки к тем, в которых традиционно живет этот народ.

Следовательно, можно прогнозировать, что Саха, как лидер всей азиатского севера России, одной из первых достигнет полной самостоятельности.

Эвенкия (государство эвенков). Этот этнос с давних времен занимал большие территории Северного Сибири и Дальнего Востока. Теперь крупнейшим местом их проживания является Евенкський национальный округ. Однако и там они составляют лишь меньшинство. Россияне и украинцы, которые составляют основную массу городских жителей, - в основном сезонные рабочие, которые не связывают свое будущее с округом. Поэтому можно прогнозировать процесс увеличения в Евенкському национальном округе доли коренного населения за счет увеличения рождаемости, которая уже сейчас значительно превышает рождаемость в русских семьях, и миграции эвенков из других районов Сибири и Дальнего Востока, что повлечет рост национального самосознания эвенков и стремление самим распоряжаться богатствами своего края. Присоединение Евенкією этнических территорий эвенков вне их национального округа маловероятно, поскольку они проживают распылено почти по целом Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а Эвенкия не будет иметь такого веса в регионе, чтобы реально претендовать на другие территории.

Чукотка (государство местного автохтонного населения - чукчей, эвенов, эскимосов и других). Чукотка по своему географическому расположению является очень важным регионом, поскольку расположена на стыке двух континентов - Євразії и Северной Америки. Однако природные условия на Чукотке - одни из самых сложных в мире. К жизни в этой тундре приспособиться очень трудно. Недаром Чукотка даже теперь очень мало заселена, хотя российская колонизация коснулась и этих земель. Теперь россияне и, частично, украинцы проживают лишь в городках, всегда находясь под угрозой быть изолированными от остального России через отключение энергии какую аварию, и пользуются будь-какой возможностью, чтобы покинуть этот регион. Но это не касается коренного населения, которое всегда жило в таких условиях и которое не пугают никакие отключения. В последнее время на Чукотке наблюдается рост численности коренного населения, что может существенно повлиять на этническую ситуацию в регионе. Выгодное расположение Чукотки на границе с Аляской, с которой у нее издавна были тесные отношения (чукчи всегда активно торговали с аляскськими эскимосами через Берингов пролив); увеличение числа коренного населения; существенный интерес соседней Республики Саха в том, чтобы ее окружало большое количество самостоятельных стран (чтобы быть настоящим лидером региона); уменьшение влияния на регион Магадана (с которым Чукотка административно связана) - все эти факторы показывают реальные перспективы того, что во время распада Российской Федерации Чукотка не опустится снова до уровня начала ХХ века и не будет заброшенным придатком более южных территорий, а получит статус отдельного етнодержавного образования.

Камчатка (государство русского и другого славянского населения, что укоренилось здесь, i местного автохтонного населения - коряков, ительменов, эвенов). Ситуация на Камчатке с похожа на чукотский, однако здесь значительно меньше коренного населения и значительно больше населения прибывшего. Вероятно, в будущем прибывшее (российское и другое, преимущественно славянское) населения будет активно интегрироваться с остатками коренного, считая себя наследниками истории и культуры края. Значительная миграция с Камчатки не прогнозируется, поскольку, в отличие от Чукотки, некорінне населения прижилось на этой земле, большинство его живет там уже несколькими поколениями.

Пределы.
Саха - современная Республика Саха, юго-восточная часть работала долго-Ненецкого автономного округа, северо-восточная и северная части Иркутской области. Столица - город Якутск.
Эвенкия - современный Евенкський национальный округ. Столица - город Тура.
Чукотка - современный Чукотский национальный округ. Столица - город Анадырь.
Камчатка - современная Камчатская область. Столица - город Петропавловск-Камчатский.
Этнические территории Южной Сибири (Тува, Хакасия, Бурятия и Алтай).

Эти территории расположены посреди земель Южного Сибири и Дальнего Востока, порабощенных русскими. Можно сказать, что это остатки тюркских и монгольских племен, которые были вытеснены или ассимилированы.

В этом разделе будут рассматриваться только Тува, Хакасия и Бурятия, поскольку современная Республика Алтай будет важным элементом во время рассмотрения территорий типа 3, потому что Алтай является этнической колыбелью всех тюркских этносов. Собственно Республика Алтай и Алтайский край станут первыми территориями, куда может начаться тюркская рееміграція на историческую родину. Эта рееміграція, по нашим прогнозам, охватит и соседние сибирские области, вызвав появление тюркского-российского государственного образования в Сибири. Однако другие два тюркские этносы Южной Сибири (тувинцы, хакасы) вряд ли присоединятся к этой страны, поскольку они уже сформировались как нации на своей исторической территории (в отличие от тюрков Алтая, которые еще до сих пор разделены на несколько племен), имеют собственные национальные республики и уже сегодня (особенно Тува) активно проявляют стремление к наибольшему суверенитета.

Тува (государство тувинцев). Тувинцы - наиболее развитый этнос этого региона, который, имея опыт государственности, вошел в состав Советского Союза только в 1944 г. (несколько лет перед тем независимая Тува была коммунистической i входила в 20-х годах в так называемую коммунистическую тройку государств - Советский Союз, Монгольская Народная Республика и Тувинская Народная Республика).

В наше время в Республике Тува коренное население составляет абсолютное большинство. Тувинцы всегда неблагосклонно относились к пришлого населения, а после распада СССР начались активные выступления против русского населения, проживающего в республике. Можно прогнозировать, что Тува, где национальное самосознание коренного населения одна из самых высоких в России, будет одним из первых претендентов на самостоятельность в азиатской части Федерации, активно поддерживать национальную сепарацию соседних Хакасии и Бурятии и будет способствовать миграции тюрков из Турции через Казахстан в Сибири.

Хакасия (государство хакасов). Хотя этот коренной тюркский этнос не составляет абсолютного большинства на своих этнических территориях и долгое время административно подчинялся соседнем Красноярском крае, можно прогнозировать его сепарацию. Одна из весомых причин этого - то, что Хакасия уже завоевала статус республики. Следовательно, можно прогнозировать, что при обострении этнической ситуации в России и ее дальнейшем распаде Хакасия при поддержке соседней тюркского Тувы обретет самостоятельность.

Бурятия (государство бурятов). В этой республике, как и в Хакасии, значительное количество русского населения. Однако в Бурятии процесс подъема национального самосознания коренного населения происходит очень быстро. Этому способствуют национальные особенности этого монгольского этноса, который полностью отличается от соседних с ним в Федерации российского, тюркских и самодійських этносов. К тому же этническом и экономическому развитию Бурятии активно помогает соседняя Монголия, которая в наше время развивается быстрыми темпами. Этот ускоренный этнический развитие бурятов влияет и на политическую жизнь республики, где на первый план вышла проблема ее "бурятизації". Например, президент Бурятии должен владеть на бурятском языке. Следовательно, наблюдается процесс подъема Бурятии и рост ее влияния в регионе.

Однако, кроме своей республики, буряты компактно проживают в Иркутской области у западного побережья озера Байкал (преимущественно в Усть-Ордынском национальном округе) и в Читинской области (наибольшая их доля в Агинском Бурятському национальном округе). Все эти районы издавна были этнической территорией бурятов и, вероятнее всего, Бурятия будет на них претендовать. По Иркутской области, то она вряд ли сможет удержать бурятские территории, поскольку не является достаточно сильной ни в экономическом, ни в политическом плане и может рассчитывать только на поддержку Красноярского края. Россияне Читинской области не имеют даже и такой поддержки. Поэтому прогнозируется, что вся Читинская область присоединится к Бурятии. Можно сказать, что эта область "выросла" благодаря Байкало-Амурской магистрали. Ведь именно во время строительства этой магистрали здесь осело прибывшее русское население. Однако сегодня наблюдается массовый отток русского населения из области, а БАМ превращается в пустыню. Во время последних этапов распада России Чита, не имея достаточных связей с Дальним Востоком, благодаря увеличению доли бурятского населения (за счет оттока из области русского) объединится с Бурятією, создав единое етнополітичне образования бурятов.

Пределы.
Тува - современная Республика Тува. Столица - город Кызыл.
Хакасия - современная Республика Хакасия. Столица - город Абакан.
Бурятия - современная Республика Бурятия, Читинская область и прибайкальські территории Иркутской области (к северу от Иркутска) вместе с Усть-Ордынским Бурятским национальным округом. Столица - город Улан-Удэ.
Азиатские территории Российской Федерации, относятся к типу 3 (южная Сибирь, за исключением Тувы, Бурятии и Хакасии, а также Дальний Восток).

Эти колонизированы русскими и другими славянскими народами территории можно разделить на несколько регионов в соответствии с этапами колонизации и для каждого из них прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Тюменская область.

В наше время эта область - нефтяная столица России, один из ведущих российских регионов. Попытки Москвы обуздать слишком самостоятельный регион наталкиваются на сопротивление экономической и политической элит, привязанных к ресурсам области. Это приводит к проявлениям сепарации на экономической почве, что в свою очередь является первым шагом к сепарации политической. С дальнейшим обострением ситуации в России и выделением национальных окраин в независимые этнополитические образования прогнозируется, что и Тюменская область не захочет в дальнейшем спонсировать умирающую империю. Относительно возможного объединения в одно государство с соседними регионами, то такая перспектива маловероятна. От Урала Тюменскую область отличают экономические интересы - в первом развивается перерабатывающая промышленность, во второй - добывающая. Обе мощные экономические элиты имеют совершенно разные интересы, поэтому их объединение маловероятно. Еще более важным фактором против объединения Урала и Иртыша (Тюменской области) различный состав и ментальность населения. На Урале преобладает древнее русское население из первой волны колонизации, а на Іртиші - население первого, второго поколений, где, кроме россиян, проживает большое количество украинцев. Маловероятно и объединение со східнішими сибирскими областями, поскольку прогнозируется, что там будет значительное влияние тюркского населения. Славянское, ориентированное только на Европу населения Иртышу будет против такого объединения.

Однако маловероятно, что Тюменская область останется неделимой. Скорее всего, ее заселена взрослеют северная часть, которая теперь составляет Ямало-Ненецкий национальный округ, станет основой для формирования северной государства Нения. Но современный Ханты-Мансійський национальный округ останется в составе Иртышу, поскольку он экономически полностью в него интегрирован, а количество коренного населения очень незначительна.

Итак, прогнозируется возникновение "европейского" государственного образования за Уральскими горами, на месте современной Тюменской области, - Иртыш.

Сибирь (Томская, Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Республика Алтай и Алтайский край).

Этот регион в древности был центром зарождения тюркского протоетносу, откуда тюрки и расселились на большую часть Азии, частично, Европы. Только в течение последних двухсот лет доминирующие позиции в Сибири занимало нетюркське населения. Однако и в настоящее время регион был довольно тесно связан с территориями, заселенными преимущественно тюрками, прежде всего Казахстаном. Прогнозируется, что большое значение для будущего этого региона будут иметь два фактора: распад Российской Федерации с существенным ослаблением российского влияния в Азии и общий кризис в Турции с попытками возвращения турок до своих исторических корней. Остановки продвижения Турции в Европу, противоречия между сторонниками различных направлений дальнейшего развития этой страны вызывают острую идеологическую кризис в турецком обществе. Компромиссным вариантом решения этого кризиса является идеология пантюркізму, согласно которой Турция становится проводником и опекуном всех тюркских народов. Поскольку территории проживания этих народов лежат на северо-восток от Малой Азии, доминирующим становится северо-восточное направление турецкой экспансии (до этого турецкая экспансия была в основном ориентирована на запад, что проявлялось как в активной поддержке мусульман в Европе, так и в значительной миграции турок в европейские страны). Кризис и перенаселенность Турции вместе с быстрым ростом турецкого влияния в Средней Азии и Казахстане, вероятно, приведет к активной миграции турок в страны этого региона с большой территорией и не слишком большой численностью населения. Ослабление русских в Сибири и активизация тюркских народов современной Российской Федерации приведет к усилению миграции турок и в Сибирь. Причем низкий естественный прирост населения в этом регионе и развитая промышленность особенно будут способствовать турецкой миграции (ведь ныне Турция "специализируется на поставках в Европу дешевой рабочей силы). Конечно, важным идеологическим почвой миграции будет и тезис о возвращении на историческую родину. Вероятная турецкая миграция в Сибирь будет выгодной и для Европы, поскольку она отвлечет от Европы любую угрозу турецкой экспансии (ведь уже сегодня турецкие эмигранты составляют во многих европейских странах немалую проблему). Кроме того, значительно выгоднее контроль огромных сибирских ресурсов частично європеїзованими турками, чем совершенно другими по ментальностью и культурой китайцами и японцами, которые довольно настойчиво добиваются такого контроля (ослабленный славянский этнический элемент вряд ли в состоянии противостоять китайско-японской экспансии в Сибирь и Дальний Восток).

Следовательно, на территории южной части Западной Сибири прогнозируется выделение нового етнодержавного образования Сибирь, в основе которого будет тюркский i славянский этнические элементы.

Красноярский край и Иркутская область.

Красноярский край сегодня выступает как один из региональных лидеров России, пытаясь стать центром всей ее азиатской части. Он уже теперь противостоит Москве, завоевав для себя существенную экономическую и политическую автономию. Прогнозируется, что Красноярск ускорит отделение от Москвы всего Сибири и Дальнего Востока. Однако стать центром крупного государственного образования Сибири он, скорее всего, не сможет. Этому будет препятствовать тюркское влияние в Западной Сибири, сепарация национальных сибирских республик и национальных округов. Единственной территорией, которая полностью соединена с краем (далее етнодержавне образования, основой которого прогнозируется Красноярский край, условно будем называть Єнісеєм) , Иркутская область. Также маловероятно, что Єнісей будет пытаться удержать свои территории на севере: работала долго-Ненецкий и Евенкський национальные округа. Для него выгоднее контролировать извне независимые северные государства ненцев и эвенков, чем нести ответственность за ситуацию в них, особенно за положение неприспособленного к условиям севера российского населения; давать им значительные дотации, одновременно сдерживая их сепарацию.

Дальний Восток (Амурская область, Хабаровский и Приморский края).

Этот регион начал активно колонизироваться лишь в начале ХХ века, и первыми, кто переселился туда, были украинцы. В начале украинцы были ведущим этносом региона. Наиболее компактно они селились в настоящем Приморском крае, однако расселялись и в нынешних Хабаровском крае и Амурской области. Недаром длительное время названием региона была Зеленая Украина, или Зеленый Клин. Чуть позже сюда стали переселяться и русские, преимущественно крестьяне и казаки, которые поселились по течению реки Амур.

В наше время на Дальнем Востоке есть два центры экономической и политической жизни региона - Владивосток и Хабаровск. Хотя они экономически и связаны, однако по многим показателям существенно отличаются друг от друга, вследствие чего можно прогнозировать их будущее пребывания в различных государственных образованиях. Основные факторы этого - разное национальный состав населения (в Приморье очень много украинцев, которые реально влияют на ситуацию в крае, а в Хабаровском крае и Амурской области украинцев значительно меньше); различные политические и экономические интересы (Приморье-Зеленый Клин полностью ориентируется на Японию, а Амурія сильно связана с сибирской части России и Китаем); Приморья-Зеленый Клин значительно развито от Амурії и перспективы его развития на близкое будущее значительно лучше.

Итак, прогнозируется выделение на юге Дальнего Востока России двух государственных образований - Зеленого Клина (название края в начале его колонизации) и Амурії.

Магаданская область.

Можно говорить, что Магаданская область - это "русская Австралия", поскольку здесь сначала основную массу пришлого населения, как и в Австралии, составляли осужденные, для которых эта земля была тюрьмой. Однако со временем некоторые из них оседали в области уже как свободные люди. Теперь в состав Магаданской области входит, кроме северного побережья Охотского моря и нижнего течения реки Колыма, еще и вся Чукотка. Однако маловероятно, что Магаданская область (Магадан) сохранит в своем составе Чукотский национальный округ, для которого прогнозируется собственный политический и этнический развитие. Таким образом, основную территорию Магадан, скорее всего, составят районы, заселенные преимущественно русским и другими европейскими этносами. После отделения от Москвы соседних территорий (в первую очередь Республики Саха), Магадан, вероятно, будет развиваться самостоятельно и вряд ли присоединится к каким постросійських государственных образований. Самым реальным из вариантов присоединения Магадана мог бы быть вариант присоединения к прогнозируемой страны Амурії, основу которой составит современный Хабаровский край. Однако Магадан отделен от нее тысячами километров малонаселенных территорий. Кроме того, эти регионы колонізувалися совсем по-разному - поселения украинцев и россиян на землях Амурії и насильственное переселение заключенных в Магадан по-разному повлияли на ментальность и самосознания населения этих территорий. Магадан теснее связан с соседними Сахою, Камчаткой И Чукоткой, чем с Амурією. Да и самой Амурії в условиях значительных экономических проблем Магадан нанес бы много лишних хлопот.

Итак, прогнозируется выделение дальневосточного государственного образования Магадан.

Пределы.
Иртыш (государство пришельца российского, украинского населения и местных этносов - татар, ханты, манси, ненцев и других) - Тюменская область за исключением Ямало-Ненецкого национального округа. Столица - город Тюмень.
Сибирь (государство тюркского и оседлого на этих землях российского населения) - Томская, Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край и Республика Алтай. Столица - город Барнаул (центр интеграции северных областей с горным Алтаєм).
Єнісей (государство русских сибиряков) - Красноярский край без Евенкського и работала долго-Ненецкого национальных округов, Иркутская область без северо-восточного и южного районов (на север от города Усть-Кут) и Усть-Ордынского национального округа и прибайкальських территорий к северу от Иркутска. Столица - город Красноярск.
Амурія (государство российского и, частично, украинского населения Дальнего Востока и местного коренного малочисленного самодийских населения - эвенков, нанайців, ульчів, удигейців, нивхов и других) - Амурская, Сахалинская области (без четырех Курильских островов - Кунашира, Итурупа, Урупа, Шикотана и соседних с ними островов Хабомаи) и Хабаровский край. Столица - город Хабаровск.
Зеленый Клин (государство украинского и русского населения Приморья) - Приморский край без Посьєтського района. Столица - город Владивосток.
Магадан (государство смешанного европейского по происхождению населения Колымы и наличии малочисленного коренного населения) - Магаданская область без Чукотского национального округа. Столица - город Магадан.

Турция

Нынешняя ситуация в Турции свидетельствует о приближении глубокого кризиса, что может иметь для нее катастрофические последствия. Расположение Турции на границе двух частей света и двух цивилизаций и претензии на роль регионального лидера дают основания прогнозировать большое влияние процессов, которые происходят в Турции, практически на всю Азию. Поэтому рассмотрим подробнее историю и особенности нынешней ситуации в этой стране.

Турция расположена в Западной Азии (97% территории) и в Юго-Восточной Европе (3%). Азиатская часть Турции - Анатолия - включает полуостров Малая Азия, Вірмено-Курдское нагорья и западную часть Сирійсько-Месопотамского плато. Европейская часть Турции (Восточная Фракия - это юг Балканского полуострова.

Земля Малой Азии дала человечеству ряд различных культур. С III тысячелетия до н. э. на ее территории сменяли друг друга культуры древних хеттов (и их предшественников - хаттів), Мітані, Фригии, Урарту, Лидии, Трои, полісні культуры Восточного Средиземноморья периодов Древней Греции, эллинизма, дохристианского i христианского Рима, Византии, мусульманские культуры арабов, турок-сельджуков, Османской империи и, наконец, культура современной Турции. На побережье Малой Азии было находилось много важных городов - центров греческой и римской культур, в частности Троя, Сарды, Милет, Пергам. Малая Азия имеет очень большое значение в истории христианства. Здесь больше всего проповедовали святые апостолы, население именно этих территорий первым приняло христианство и стало оплотом Христовой Церкви в первые века. Именно здесь находились семь христианских церквей, обращение к которым содержится в "Откровении Иоанна Богослова". Здесь расположен город Эфес, в домике возле которого провела последние годы земной жизни Пресвятая Богородица.

Для народов этого края были характерными взаимная толерантность и уважение к другим культурам и культуры, созданные самими этими народами, можно зачислить к вершинам мировой цивилизации. Так было вплоть до завоевания Анатолии турками.

Первая турецкая государство возникло в 70-х годах XI в. на территории западной части Вірмено-Курдского нагорья и Малой Азии на землях, захваченных у армян и греков. Она была основана тюркскими племенами, которые принадлежали к огузької (туркменской) ветви. Наибольшую роль в завоевании Малой Азии сыграло племя кынык, особенно та его часть, которую возглавляли вожди из рода Сельджуков. От имени этого рода государство получила название Сельджуцький султанат.

Прародиной тюрков есть Алтай. Племена тюрков заняли господствующее положение в восточной части Центральной Азии с IV века, распространив свои кочевки из степей Монголии на территорию Алтая и Тувы. Они создали мощное объединение племен - Тюркский каганат, ядром которого были алтайские тюрки. Этот каганат существовал до середины VIII века. В конце X в. турки приняли ислам, который сыграл большую роль в их истории. Ислам освящал завоевательные походы, что очень хорошо соответствовало их экспансивным стремлением. Продвигаясь из Средней Азии на запад, в середине XI в. сельджуцькі огузы завоевали Иран, Азербайджан, часть Армении, современный Ирак и оказались возле границ Малой Азии. На время прихода турок в Малой Азии проживало преимущественно греческое население и елінізовані древние народы этого края. Это население хотя и говорил на греческом языке и было тесно связано с греческой культурой, однако не отождествляло себя с греками Эллады. На северном востоке Анатолии с давних времен проживали племена дчан и лазов. Дчани ассимилировались среди соседних народов, лазы же при поддержке и в союзе с этнически близкими к ним грузинами до середины XV в. имели свое государство. Восточная часть Анатолии - исторические земли армян и курдов. Племена армян появились в восточной части Малой Азии в VI в. до н. э. и до середины X в. создали несколько могущественных государств. Курдские племена начали поселяться в южной части Вірмено-Курдского нагорья после завоевания этого края арабами. Еще раньше, в VII-VIII вв., арабы застали курдские племена горных районов Верхней Месопотамии как определенную этническую общность, а курдский язык выделилась из круга других иранских языков в самостоятельную язык уже в VI-VII вв. В юго-восточной Анатолии, в Киликии, в XI-XIV вв. была еще одна армянская государство, население которого состояло в основном из армян, айсорів и греков.

Встретив хорошо организованы государственные образования народов высокой культуры, первая нашествие турок, государственным образованием которой был Сельджуцький султанат, не смогла их покорить, тем более - навязать им свою культуру. В значительно большей степени это удалось государственному образованию второй волны турецкой экспансии - Османской империи.

Сначала (1324 г.) ядро Османской империи, так называемый "бейлик Османа", занимало территорию площадью 15 тыс. кв. км. Максимальная площадь империи, до ее поражения в битве под Веной (1683 г.), составляла 5760 тыс. кв. км. После этого начался распад Османской империи. На время провозглашения республики площадь этой империи составляла менее 400 тыс. кв. км. Территория современной Турции - 780 тыс. кв. км.

Османская империя, которая принимала участие в Первой мировой войне на стороне германского блока, потерпела поражение. Военный флот Антанты вошел в проливы Босфор и Дарданеллы. Англичане оккупировали районы Мосула и Іскандеруна, французы - широкую полосу на север от Сирии, итальянцы - юго-западную Анатолию, греческие войска, по согласию государств Антанты, захватили Измир и прилегающие земли. Фактически произошел раздел Малой Азии на части, каждая из которых была исторически, культурно и этнически образованием гораздо более цельным, чем нынешняя Турция. Однако население этих частей Турции не было готово к быстрому развалу империи, который состоялся фактически лишь вследствие внешних обстоятельств без активного влияния внутренних факторов. Падение империи произошло не последовательно, а катастрофически. Население Анатолии в Османской империи пользовались привилегиями метрополии, а почувствовать свою периферийность и фактически колониальный статус в новой, существенно меньшей по площади империи еще не было времени. Поэтому активного сепараційного движения большинстве частей современной Турции не было. И немусульманське вероисповедания оккупантов повлекло за собой объединение различных этнических групп мусульман в борьбе против иноверцев. Активный национально-освободительное движение курдов и армян оказался запоздалым, к тому же он был направлен не столько против турецкой власти, как на борьбу между самими этими народами. При таких условиях возникло движение за создание новой централизованной турецкого государства, имперский потенциал которой еще не был исчерпан. Это движение позже стал основой партии кемалістів. Он возглавил вооруженную борьбу сначала против войск Антанты, потом Греции, далее - курдов и армян. В 1920 г. в Турции произошел государственный переворот, а в 1923 г. была официально провозглашена республикой. Однако эта республика по своему положению не имела ничего общего с европейскими демократическими государствами. Гораздо больше она напоминала Советскую Россию, где формальный республиканский статус прикрывал диктатуру одной партии. Не удивительно, что именно Советская Россия и ее сателлиты (которые до образования СССР формально считались независимыми) были основными союзниками Турции. Без их помощи Турция вряд ли смогла бы победить и страны Антанты, и Грецию, и курдских повстанцев. Более того, для поддержки турецких "братьев по идеологии" Россия отдала Турции довольно большую территорию в Закавказье, заселенную лазами, грузинами и армянами, которая в начале века была под контролем России, и, по логике, должна была отойти к Закавказской Федеративной Республики.

Официальным итогом Первой мировой войны для Турции должен был быть Севрський мирный договор, подписанный в августе 1920 г. государствами Антанты с султанским правительством. По условиям этого договора, Восточная Фракия и Эдирне, а также Измир должны были отойти к Греции, Мосул - в Англии, Іскандерун и широкая полоса вдоль границы - к Франции. Зона проливов выделялась в особый район под международным управлением. Стамбул оставался за Турцией условно - под обязательства "лояльного" выполнение договора. На востоке Анатолии предусматривалось создание самостоятельных государств - Армении и Курдистана. Фактически за турками хранилась небольшая территория между Анкарой и Черным морем. Таким образом, по условиям Севрского договора, за Турцией осталась лишь территория начальной оседлости турецкого этноса после его прихода в Малую Азию, которая была фактически метрополии империи. Однако через свержение империи этот договор Турция не выполнила. В следующем, Лозанский, мирном договоре 1923 г., подписанном в результате победы Турции в войне против Антанты и Греции, государства Антанты были вынуждены признать суверенитет Турции над территорией всей Анатолии.

После провозглашения Турции республикой кемалисты провели реформы, что модернизировали государство, приспособив ее к новым историческим условиям. Принятая в 1924 г. конституция провозгласила неприкосновенность республиканской формы правления и безусловность суверенитета "турецкой нации", в состав которой были зачислены все полиэтническое население Анатолии. Таким образом нетурецьке населения страны было поставлено вне закона. Это положение турецкой конституции жестко и неукоснительно выполняется до сих пор. Нетурецьке населения не имеет права даже разговаривать на своем языке. Таким образом, основную его часть в течение XX века было ассимилировали, и поэтому в настоящее время подавляющее большинство населения страны официально считается турками. Республиканская Турция стала жесткой шовинизма диктатурой.

Особой остроты национальный вопрос вступило в юго-восточных провинциях Турции, населенных преимущественно курдами. В середине февраля 1925 г. здесь вспыхнуло восстание курдов, что за короткое время охватило 14 восточных провинций Турции. Однако численное и техническое превосходство турецких войск, отсутствие единства среди курдских вождей и зрелой политической организации, которая бы имела четкую программу действий и могла бы поднять курдов до уровня национальных задач, а также ряд других объективных и субъективных причин обусловили поражение курдского восстания. Через якобы существующее сотрудничество оппозиции с повстанцами в июне 1925 г. было запрещено оппозиционную деятельность, закрыты почти все оппозиционные органы печати, как правые, так и левые. В Турции на долгие годы националистическая диктатура стала еще и диктатурой одной политической силы.

Во время Второй мировой войны Турция, будучи формально нейтральной, тесно сотрудничала с Германией и только тогда, когда поражение Германии стала очевидной, присоединилась к антифашистской коалиции. После войны страны англо-американского блока, учитывая важное стратегическое расположение Турции, включили ее в НАТО. Это существенно приблизило Турцию в Европу, однако нанесло значительный хлопот как Европе, так и самой Турции. Ведь характер турецкой внешней политики остался експансійним, только теперь эта экспансия устремилась на Европу. Турция стала основной опорой для мусульманского проникновения в Европу, активно поддерживая борьбу, в частности, вооруженную мусульман в Европе и на ее окраинах, прежде всего на Балканах. Да и сама Турция осуществляла активное давление на Грецию, пытаясь расширить сферы своего прямого влияния и провоцируя территориальные проблемы. Беспрецедентным для НАТО стала греко-турецкая война, когда два члена этого военного блока воевали между собой. Это существенно подорвало авторитет НАТО - ведь как блок может претендовать на наведение порядка в значительной части мира, если он не смог предотвратить войну между своими членами. А турецкое вторжение на Кипр в 1974 году и колонизация северной части этого острова турками из Анатолии (так называемых турок-киприотов на острове проживало не более 10 процентов), проведенные при содействии основного (на то время) врага НАТО - Советского Союза, создали в Европе проблему, которую так и не решена до конца XX века. Много проблем породила и трудовая миграция турок в Западную Европу. Так на территорию Западной Европы перенеслась курдсько-турецкая партизанская война.

Сближение с Європою повлекло серьезные проблемы и в самой Турции. Прежде всего - идеологическая проблема. Исламская идеология уже не обеспечивает экспансионистских нужд военной верхушки, поскольку, отделяя последнюю от Европы, в значительной мере устраняет от влияния на процессы в мире. Военные и значительная часть деловых кругов Турции, которые понесли крупнейшего европейского влияния и имеют тесные связи с Європою, стремятся превратить Турцию в вполне европейское государство. Однако эти стремления вызывают абсолютный сопротивление духовной исламской элиты и консервативной части аристократии. Да и ментальность турок совершенно отличается от европейской. Некоторое время компромиссом между этими двумя силами был движение в Европу путем экспансии в Европу. В условиях "холодной войны", когда Турция играла в НАТО роль очень важного форпоста у южной границы СССР, Европа и США вынуждены были соглашаться с такой турецкой политикой. Однако после развала СССР значение Турции существенно уменьшилось. А относительно ближневосточного региона, то там Соединенные Штаты имеют не менее надежных союзников.

Теперь Европа все ощутимее проявляет нежелание приближать к себе Турцию. Ориентированы на Европу силы в Турции стремятся к экономической и военно-политической интеграции с Європою, вступления в ЕС и военно-политического блока Западноевропейский Союз. Однако полноправным членом ЕС Турцию не хотят принимать. Европейцы небезосновательно считают, что Турция экономически не готова к вступлению в ЕС, что ей нужно улучшать технологию и управления как в частном, так и в государственном секторах. Кроме того, Турция может составить конкуренцию странам Южной Европы в сбыте сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д. Члены ЕС выступают против миграции турецкой рабочей силы в пределах организации. В Европе также не считают, что в Турции установлено демократию и обеспечены права человека. Вместе с тем, в ЕС принимают Кипр, с которым Турция находится почти в состоянии войны и который географически можно отнести к Европы еще в меньшей степени, чем Турцию.

Важной проблемой для Турции является быстрое увеличение населения, его миграция из села в город и безработицы. Это обусловило разработку государственных программ занятости населения, которые предусматривали и миграции за границу. До 70-х годов такая миграция осуществлялась в Западную Европу (в основном в Германии), позже - в нефтедобывающих стран Ближнего Востока. В последнее время поток турок в эти районы существенно ограничено. Стало очевидным, что для турков эмиграция в Европу - драматическое явление. Оно трансформирует национальную психологию, ломает традиции, разрушает семьи.

Особым фактором, который ускоряет процессы в Турции, является курдсько-русская освободительная война, которая становится все более жестокой и непримиреннішою и приобретает важного геополитического значения. 40-миллионный (по другим оценкам, 25-миллионный) курдский народ на сегодня является крупнейшим народом мира, который активно борется за свою государственность. Европейские страны еще в начале XX века поняли, что стремление курдского народа к независимости не остановить. Поэтому в Севрському мирном договоре и было предусмотрено создание независимого государства курдов. Теперь, особенно после актов самосожжений курдов в знак протеста против ареста лидера Курдской рабочей партии, стало очевидно, что борьба курдов может иметь только два варианта завершения: создание независимого Курдистана или полный геноцид курдов. Турция, которая имеет опыт геноцида армян и в которой даже разговаривать на курдском языке считается преступлением, очевидно, надеется на второй вариант. Однако этого варианта мировое сообщество сегодня уже не допустит. Ситуацию осложняет идеологическая ориентация самой популярной и самой сильной курдской политической силы - Курдской рабочей партии, которая полностью координирует борьбу курдов в Турции. Марксистско-маоистской направления ее лозунгов не дает возможности демократическим силам Европы однозначно встать на ее сторону. Это, конечно, способствует затягненню курдсько-турецкой войны. Однако, с другой стороны, чем дольше продлится эта война, тем более катастрофическими будут последствия для Турции. Характерное для турецкой политики нежелание вовремя пойти на уступки (что после Первой мировой войны уже привело к окончательного падения Османской империи и ее раздела), вероятнее всего, вызовет еще больший развал посткемалістської империи. В условиях идеологического кризиса на этот раз вряд ли найдется сила, которая соберет воедино хотя бы какие обломки современной Турции.

Таким образом, в Турции назревает всесторонняя кризис, который, как мы прогнозируем, завершится возникновением на ее территории ряда независимых государств, среди которых собственно Турция, как государство турок, будет занимать территорию вокруг "бейлика Османа" - древнейшей зоны турецкой колонизации в Малой Азии. Новое территориальное распределение Турции, вероятно, будет подобен тому, который предусматривался Севрським договором.

Вследствии идеологического кризиса, который полностью согласуется с прогнозируемыми последствиями кризиса политической и который привел бы к устранению основных противоречий, могло бы стать вытеснение как проевропейской, так и исламской идеологий идеологией пантюркізму, которая является компромиссом между ними и вполне удовлетворила бы экспансивные стремление турецкого верхушки даже в условиях потери большей части территории. Предпосылками этого является то, что, с одной стороны, Турция - самая развитая из государств тюркоязычных народов, поэтому может существенно влиять на них, более того, быть их лидером. С другой стороны, с развалом СССР возникли независимые тюркоязычные государства Средней Азии (их станет еще больше после прогнозируемого разделение Российской Федерации, а в результате сепарационных движений в Китае к ним добавится еще и Джунгарія), которые являются удобными объектами для турецкого влияния и ожоги. Таким образом, создались предпосылки для направления турецкой экспансии на северо-восток, причем эта экспансия может быть мирным, цивилизованным, даже взаимовыгодным, связанным с консолидацией и возвращением тюркских народов к своим корням, а турок - к исторической родине. Особенно благоприятным объектом для экспансии турок может быть Западная Сибирь - давняя этническая территория тюркских народов, на которой с ослаблением России возникает вакуум геополитического влияния, но которая очень важна, прежде всего, учитывая огромные сибирские ресурсы. Конечно, такое направление турецкой экспансии полностью удовлетворил бы Европу. Сейчас конкурентом Турции за лидерство в тюркомовному мире является Казахстан. Однако уровень развития и постсоветская ментальность населения этой страны, а также упадок Российской Федерации, тесные связи с которой являются основой казахского влияния, дают в этой конкуренции выразительные преимущества Турции. Кроме того, обе страны дополняют друг друга (перенаселена напівєвропейська Турция и малозаселений типично азиатское Казахстан), и их сотрудничество значительно выгоднее конкуренции.

Обобщая анализ перспектив развития ситуации в Турции, укажем основные факторы, которые, на наш взгляд, приведут к распаду турецкого государства в Анатолии и направления турецкой экспансии (политической, экономической) и значительных миграций турецкого населения на северо-восток:

  • глубокая идеологическая противоречие между проевропейскими силами и исламистами; исламисты, без которого восстановления турецкого государства в 20-х годах было бы невозможным, несовместимый со стремлением современной военно-политической элиты к прогрессу и европейской ориентации;
  • расположение на "геополитическом разломе" между Європою и Ближним Востоком, восточной и западной цивилизациями - с учетом усиления позиций Европы, полной преимущества контактов с европейскими странами, в зависимости от них; восточная идеология не может доминировать в Турции, однако доминирующая (тюркское) этническая слой и ее элита в принципе (в частности исторически, культурно, ментально) несовместимы с западной идеологией;
  • устойчивость Турции возможна только за счет диктатуры. Однако дальнейшее существование жесткого диктаторского режима становится уже невозможным не только в условиях окраин Европы, но и в условиях Ближнего Востока;
  • угроза для Европы мусульманской экспансии со стороны Турции и провал дальнейших попыток такой экспансии, и в то же время - невозможность неекспансивного существования новейшей Турецкой империи;
  • пантюркізм как новая идеология, что в определенной степени согласовывает идеологические противоречия, но задает восточный вектор экспансии (напівєвропейська Турция цивілізує своих восточных братьев);
  • экономические противоречия между стремлением к экспансии и низким качеством товаров; нет ни европейской устойчивости, ни восточной неприхотливости;
  • национально-освободительная война курдов;
  • потенциальные возможности асимільованого населения Малой Азии до восстановления своей нетюркської этнической идентичности. Это население исторически всегда было ближе к Европы, чем к Азии, оно способно воспринять европейские стоимости, но для этого должно быть восстановлено его национальную идентичность, историю и культуру, утвердилось его нетюркські корни. Процесса десиміляції активно содействовать и миграция собственно тюркского населения этих территорий в тюркоязычные страны и Сибирь.

Таким образом, прогнозируем, что результатом развала посткемалістської Турции будет возникновения - при активном содействии европейских стран - таких государственных образований.

Курдистан. Государство курдского народа, которая, кроме этнической территории курдов на территории Турции, объединит их исторические земли на территории современных Ирана, Ирака и Сирии.

Византия. Страна смешанного населения на территории вокруг Мраморного моря, включая Восточной Фракией, которая станет наследницей византийской культуры, будет находиться под значительным греческим и славянским влиянием. Прецедентом является выделение условиями Севрского договора в отдельную территорию зоны проливов. Внутренним основанием для такого выделения являются особенности этнического состава, его исторические, экономические и культурные связи с балканскими и причерноморскими государствами. Существует также мощный консолідаційний центр - Константинополь (современный Стамбул). Однако влияние этого центра распространяется значительно больше на Балканы, чем на малоазийское побережье Эгейского и Средиземного морей. В возникновении такой страны очень заинтересованы страны черноморского бассейна, для которых свободное судоходство через Босфор и Дарданеллы имеет очень большое значение.

Эфес. Страна, коренным населением которой являются преимущественно ассимилированы турками малоазійські греки. Географически это часть Малой Азии, которая, по Севрським договору, должна была отойти к Греции. Однако малоазійські греки всегда отчетливо осознавали свое отличие от эллинских греков. Поэтому присоединения этой территории к Греции теперь практически невозможно. Кроме того, прогнозируемая территория Ефес больше той, которая передавалась Греции Севрським договором. Однако греческое влияние в Эфесе, безусловно, будет большим. Греческая заинтересованность в этом государственном образовании может стать одним из важнейших факторов его возникновения. Население этой территории и по составу, и по культуре, и по ментальности, и по интересам существенно отличается как от населения зоны проливов, так и от населения юга Анатолии. Это является основанием выделения Ефес в отдельное етнодержавне образования.

Южная Анатолия (Адана). Страна, которая наследует историю древних стран малоазийского средиземноморья (Пісідії, Ликии, Памфилии, Киликии). Население этих стран почти всегда было полиэтническим. К ассимиляции турками основными этническими составляющими здесь были арабы, армяне, греки, курды. После десиміляції, очевидно, Южная Анатолия и станет страной этих и некоторых меньших коренных народов. Предшественником этой страны, согласно Севрского договора, были французская и итальянская зоны влияния. Наличие соответствующих этнических сообществ будет способствовать влияния в этой стране (а также и активное содействие ее образование) Сирии, Армении и Курдистана. Кроме того, Южная Анатолия, на территории которой происходила значительная часть деяний святых апостолов и население которой даже за турецкого господства благоволило к христианству, станет важным оплотом христианства на Ближнем Востоке. Поэтому предполагается значительный интерес в этом государственном образовании южноевропейских католических стран, прежде всего Италии.

Турция. Страна этнических турок, то есть население действительно тюркского происхождения и культуры. Метрополия империи. Ее территория включает первично колонизированы турками земли на южном берегу Черного моря и прогнозируется несколько меньше территории Турции за Севрським договором.

Западная Армения, как прогнозируется, должна отойти к Армении (см. Армения), а Восточная Лазіка (этническая территория этнически близких к грузинам лазов) - в Грузии. Присоединение к Грузии Западной Лазіки (современного Трабзонського ила (области) Турции) менее вероятно. Ведь турецкое население здесь доминирует полностью, а Грузия, ослабленная борьбой за содержание Абхазии и Южной Осетии, на время раздела Турции вряд ли будет настолько сильной, чтобы активно претендовать и на эти земли.

Пределы.
Курдистан - илы (турецкие области): Агры, Муш, Бингель, Тунджели, Элязыг, Малатья, Адыяман, Газиантеп, Хатай, Урфа, Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Битлис, Ван, Хак'ярі, южная (к югу от хребта Агридаг) часть ила Эрзурум; иракские области: Найнава, Дахук, Эрбиль, Таамім, Сулеймания, северо-восточные части областей Салах-эд-Дин и Действовала; иранские остани: Курдистан, Бахтран, Илам, северная часть остатка Западный Азербайджан; северо-восточная часть сирийской области Хасеке. Столица - город Мосул (на территории современного Ирака), консолідаційний центр курдов, центр Иракского Курдистана, который теперь является фактически самоурядним. Такое расположение курдской столицы, очевидно, больше всего будет способствовать их национальному единению.
Византия - илы Стамбул, Измир, Текирдаг, Стамбул, Измир, Сакарья, Биледжик, Бурса, Стамбул, Стамбул. Столица - город Константинополь (современный Стамбул).
Эфес - илы Измир, Бурса, Ушак, Кютах'я, Айдын, Денизли, Мугла, Бурдур, западная часть ила Анталья (вместе с его административным центром). Столица - город Измир.
Южная Анатолия - илы Афьон-Карахісар, Испарта, Конья, Мерсин, Нигде, Невшехир, Йозгат, Кайсери, Мараш, Адана, восточная часть ила Анталья. Столица - город Адана.
Турция - илы Эскишехир, Болу, Анкара, Анталья, Стамбул, Анкара, Кыршехир, Чорум, Синоп, Самсун, Амасья, Стамбул, Измир, Стамбул, Гиресун, Трабзон, Гюмюшхане, Эрзинджан. Столица - город Анкара.
В Армении - илы Эрзурум (кроме северо-западной и южной частей) и Карс.
В Грузию - илы Артвин, Ризе и небольшая северо-западная часть ила Эрзурум на север от реки Чорох.

Грузия

Древнее государство, которое всегда формировалась на основе самобытного грузинского этноса. В течение длительного времени защищала независимость от персов, арабов, турок, русских, потеряв в этой борьбе значительную часть своих этнических территорий, преимущественно в пользу Турции.

В наше время Грузия - молодое независимое государство, однако ее территория включает не только этническую территорию грузин. Поскольку для Кавказа в нынешних условиях это имеет большое значение, последствия не заставили себя ждать: произошли вооруженные конфликты на этнической основе в Южной Осетии и Абхазии. В результате вооруженного конфликта в Абхазии, который состоялся при активном участии России (против Грузии), эта бывшая автономная республика фактически стала независимой.

Согласно варианту А для стран, принадлежащих к типу 1, негосударственные народы, которые активно борются за отделение от Грузии, достигнут такого отделения.

Коренные негосударственные народы - абхазы и осетины. Последние в начале 90-х годов вели активную борьбу за присоединение к настоящей Республики Алания (при активной поддержке России) и хотя потерпели неудачу, однако стремление к собственной государственности в них не исчезло. У осетин Грузии сформировалась собственная элита, которая не отказалась от идеи объединения с Аланией. Следующий этап активной сепарации грузинских осетин может стимулироваться отделением от Российской Федерации Республики Алания (бывшей Северной Осетии). В этом случае осетин, очевидно, активно поддержат и другие народы Северного Кавказа. Основной же источник сепарации в Грузии - абхазы, которые благодаря активной борьбе стали де-факто независимыми - со своей властью, армией. Следовательно, можно прогнозировать, что Абхазия и Южная Осетия отделятся от Грузии. Абхазия - как отдельное етнодержавне образования, а народ Южной Осетии объединится с северной ветвью осетинского народа - Аланией, которая также станет независимой во время распада России (см. анализ процессов в России).

Еще одну грузинскую автономию - Аджарию - создано не на этнической основе. Население этой территории не проявляло значительных сепарационных настроений. Так что, вероятнее всего, Аджария останется в составе Грузии.

Кроме территориальных потерь, Грузия, согласно варианта для территорий типа 1, вероятно, сможет присоединить районы Турции, компактно заселенные грузинами и лазами, поскольку в Турции прогнозируется значительная нестабильность (см. анализ процессов в Турции).

Пределы.
До Алании - Южная Осетия.
Абхазия - современная Республика Абхазия. Столица - город Сухуми.
Грузия - современная Грузия без Южной Осетии и Республики Абхазия, современные области (илы) Турции Артвин и Ризе, северо-западная часть ила Эрзурум. Столица - город Тбилиси.

Армения

Армяне - давний самобытный народ, который на своей этнической территории проживает более 2,5 тысячелетий. Однако эта территория в XX веке значительно уменьшилась вследствие геноцида армян в Турции и массовой эмиграции из оккупированных турками территорий. Ныне армяне компактно проживают преимущественно на территории современной Армении и в Нагорном Карабахе, который хотя формально и находится в составе Азербайджана, фактически является частью армянского государства. Линия разграничения армянских и азербайджанских войск, возникшая в результате перемирия в вірмено-азербайджанской войне (в этой войне фактически победила Армения), в основном соответствует границе между этническими территориями армян и азербайджанцев. То, что Нагорный Карабах и соединительный коридор между ним и Арменией находятся под полным армянским контролем, в том числе военным, а также наличие на этих территориях почти исключительно армянского населения (невірменська меньшинство из этих бывших азербайджанских земель уехала в другие районы Азербайджана и Россию) дает основания прогнозировать сохранение современного территориального статуса-кво между Арменией и Азербайджаном с его последующим узакониванием.

Хотя на этнических армянских землях, входящих теперь в состав Турции, армянского населения практически не осталось (если не учитывать полностью отуречених жителей, которые не признаются в своем армянском происхождении), однако в результате прогнозируемых процессов катастрофического распада Турции очень вероятным является возвращение Армении значительной части этих земель. Ведь большая часть прежнего населения Западной Армении (армянских земель в составе Турции) создала сильную и хорошо организованную армянскую диаспору, которая в Европе и Америке активно лоббирует интересы Армении. Эта диаспора при благоприятных обстоятельствах готова вернуться на свои земли, более того - способствует формированию таких обстоятельств. С другой стороны, в процессе развертывания вооруженной борьбы против турецкой оккупации нынешних армянских союзников - курдов - Армения в определенный момент сможет открыто выступить на их стороне. Поводы для этого всегда могут найтись (например, активная поддержка Турцией Азербайджана). Тогда армянская армия, имеющая опыт в военном конфликте с Азербайджаном, сможет без значительных препятствий занять исторические земли своего народа. Нынешнее участие Турции в НАТО вряд ли сможет этому помешать. Ведь, во-первых, она не помешала греко-турецком вооруженному конфликту, во-вторых, очень вероятно, что в интересах европейских стран и США будет поддержка не Турции, а Армении, в-третьих, в настоящее время Турция может и не быть в НАТО или НАТО может быть настолько широким, что противоречия между его членами (а Армения может претендовать на это) будут обычным явлением. Конечно, возможны и другие (в частности, на мирной основе) варианты развития событий, однако наиболее вероятные из них все же будут способствовать исторической справедливости - возвращению Армении ее этнических территорий.

Армения также претендует на Нахічеванську область Азербайджана, что в течение длительного времени было предметом споров между двумя странами (население преимущественно состояло из армян и азербайджанцев). Однако сегодня население этой области не только почти полностью азербайджанское, но и выходцы из нее составляют основу азербайджанской властной элиты. Кроме того, эта область, очевидно, будет играть важную роль в присоединении к Азербайджана этнических территорий, которые теперь находятся в составе Ирана. Поэтому присоединение Нахичеванской области к Армении не предвидится.

Пределы
Армения. Современная Армения, Нагорный Карабах, территории, соединяющих его с Арменией, турецкие области (илы) Эрзурум (кроме северо-западной части, что относится к исторической области Лазіка, и южной части, что отходит к Курдистана) и Карс. Столица - город Єреван.

Азербайджан

Крупнейший тюркский народ на Кавказе, который заселил свою настоящую этническую территорию ранее от тюрков Анатолии. Этот народ не отверг истории и культуры этносов Ширвану, которые он ассимилировал, а стал их наследником. Однако на протяжении длительной борьбы с соседями азербайджанский этнос потерял независимость и был разделен между Россией и Ираном. Так возникли понятия Северный (российский) и Южный (иранский Азербайджан). Хотя как по этническому, так и по религиозным факторами обе эти ветви азербайджанского народа идентичны. Историческое стремление всех азербайджанцев к независимости проявлялось в их активной борьбе с Россией и Ираном. Теперь, когда Северный Азербайджан обрел независимость и приобретает все большей политической и экономической силы в своем регионе, вновь выходит на первый план и становится реальным стремление народа к объединению. Этот процесс затормозился в связи с обострением территориальных проблем независимого Азербайджана с Арменией, которые повлекли за собой вооруженный конфликт. Его последствия для Азербайджана были не лучшими - реально потеряв Нагорный Карабах и район, который соединяет его с Арменией, страна лишилась значительной части своей территории. Однако, с другой стороны, эти территориальные потери могут принести пользу Азербайджана. С ними он лишился значительной армянского меньшинства, которая всегда отрицательно относилась к республиканской власти. Другие коренные меньшинства (таты, талыши) является малочисленных и не могут активно влиять на государственные дела. Следовательно, Азербайджан теперь фактически является однонаціональною государством, а территориальные потери этнически чужих территорий усиливают стремление компенсировать их за счет южной ветви своего народа. Ведь дальнейшая борьба с Арменией становится малоперспективным, поскольку в Нагорном Карабахе и смежных с ним территориях почти не осталось азербайджанского населения, и можно говорить, что современное разделение враждующих сторон отвечает этническом поділові. Вероятнее всего, что именно здесь и проляжет новым границей между двумя странами. Объединительное стремление азербайджанцев поддерживается и в Южном Азербайджане, население которого неоднократно выступало против центральной власти Ирана, а с дальнейшим обострением внутриполитической ситуации в Иране и подъемом независимого Азербайджана (для чего есть все основания, прежде всего экономические) можно прогнозировать объединения двух ветвей азербайджанского народа. Выделение Южного Азербайджана в отдельное государство маловероятно. Несмотря на многовековое отсоединения его от Северного Азербайджана в обеих частях - один язык, культура и историческое наследие. Создание "великого Азербайджана", решит вопрос о анклавність Нахичевани (теперь эта область отделена армянской территорией), которая граничит лишь с иранским Азербайджаном. Тем самым будет ликвидирована возможность сепарации Нахичевани, к которой могло привести ее территориальное отделение и выделение в отдельную автономную единицу.

Пределы Азербайджана - современное государство Азербайджан без Нагорного Карабаха и территорий, которые объединяют его с Арменией, современный иранский остан Восточный Азербайджан. Возможно, некоторое время столицей страны останется Баку, поскольку теперь оно играет роль политического и прежде всего экономического центра всех азербайджанцев. Однако позже вероятен перенос столицы в культурно-исторический центр Азербайджана Тебриз, что должно привести к еще большему сближению северной и южной ветвей народа.



Назад