Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Дальний Восток


Китай

Многие считают континентальный Китай стабильным государством. Действительно, в настоящее время здесь происходит значительный экономический рост, вызванный новой экономической политикой коммунистического правительства. Много китайских исследователей говорят об отсутствии национальных противоречий в КНР и о полную унитарность государства. На первый взгляд, это действительно так. Однако в 1996 г. было проведено несколько террористических актов на северном западе Китая, в районах компактного проживания уйгуров. В начале 1999 г. здесь вновь прозвучали взрывы. С 1998 г. постепенно переходят под юрисдикцию КНР бывшие колонии Гонконг и Макао, однако они оставляют за собой право проводить такую же экономическую и идеологическую политику, что и раньше. Уже сегодня между отдельными областями Китая устанавливаются таможенные барьеры для защиты внутреннего товаропроизводителя. Следовательно, наблюдается предоставление местным властям определенной автономии в экономической сфере. В современном Китае нередки случаи дискриминации господствующей нацией хань других национальностей. Не способствует сплоченности Китая и международная ситуация. Наблюдается охлаждение отношений КНР и США, что приводит, соответственно, поддержку американцами различных сепаратистских движений с целью ослабления Китая.

Временное сближение Российской Федерации и КНР обусловлено лишь существованием общего соперника - США. После того, как проблема этой конкуренции станет неактуальной (вследствие политической несостоятельности Российской Федерации), возродятся споры по сибирские владения, которые во второй половине ХХ в. уже не раз приводили к серьезным инцидентам на границе между СССР и КНР. Не выгодно усиление Китая и государствам Азии, образованным после распада СССР. В его лице они имеют слишком мощного конкурента. Против сильного Китая - и Южная Корея и другие так называемые "азиатские тигры". Не против вернуть потерянные территории и соседние государства.

Исторически на территории Китая всегда существовало несколько царств, в основном враждовали между собой. Не способствует единству страны и современная национальная политика правительства Китая. Многие страны, в частности США и страны Европы, не признают законной аннексию Китаем Тибета в 1949 г. Таким образом, КНР остается единственной лишь благодаря экономическому фактору (который со временем постепенно может обернуться и против единства), а также силовом сдерживанию. Демократизация, которая неизбежна и в Китае, устранив силовой фактор, резко усилит сепарационные процессы, в результате которых можно прогнозировать разделения Китая.

Основными территориями, где существуют значительные сепарационные тенденции, являются: Тибет (Тибетский автономный район); Синьцзян-Уйгурский автономный район; Внутренняя Монголия; Маньчжурия; Гуанси-Чжуаньський автономный округ; Нинся-Хуэйский автономный округ; провинции к югу от Янцзы; северо-западные территории, заселенные преимущественно казахами; юго-западные районы, заселенные народом іцзу; провинция Юнань.

Тибет - древнее государство, что сформировалась задолго до возникновения первых крупных государственных образований на остальной территории Китая. Китай не раз подпадал под влияние Тибета. До 1949 г. страна была независимой. С приходом в Тибет войск коммунистического Китая также не наблюдалось резких движений, направленных на лишение его автономии. Проводилась политика "общего фронта" с официальным правительством Тибета. Поэтому не был задет ни монастырей, ни религиозно-общественных и культурных основ управления Тибетом. Контроль пытались установить, используя сугубо внутренние споры между аристократией и духовенством, причем делали это так, чтобы не вызвать никаких подозрений со стороны населения, которое, несмотря на то, что китайские войска старались не вмешиваться в местные дела, было настроено против присутствия на их территории любых навязаных нам военных формирований. Тибет является одним из основных мировых религиозных и идеологических центров. Его влияние распространяется далеко за пределы земель, что в них проживают буддисты и ламаїсти. В той или иной степени это влияние распространяется на все идеологические течения, которые не имеют внятного монотеистического направления. Поэтому в современном Китае Тибет фактически имеет неоднозначный, противоречивый статус: с одной стороны, все китайские лидеры черпают основные идеи и концепции из наследия тибетской духовной элиты, а это наследие по сути хорошо созвучна с их коммунистической идеологией - то есть Тибет полностью доминирует в Китае в сфере идейной; с другой стороны, политически Тибет подчиняется китайским властям, то есть фактически является китайской колонией. При условии стабильности такая ситуация, очевидно, была бы взаимовыгодным. Однако амбиции сторон настолько велики, что каждая из них хотела бы утвердиться и в чужой сфере влияния. Кроме того, процесс борьбы народов за самоопределение не обошел и Тибета. Поэтому этот район КНР очень нестабилен. В 1959 г. китайская армия жестоко подавила восстания тибетцев, которое было поддержано религиозным правительством. Восстание повторялись и в 1968 г. Население не воспринимало политики Пекина и после полного изгнания религиозного правительства, который продолжал вести борьбу в эмиграции. О неустойчивости китайских властей в Тибетском автономном районе свидетельствует тот факт, что на каждых трех местных жителей приходится примерно по одному солдату китайской армии, не говоря о работников партийного аппарата и других функционеров. На сегодня в Тибетском автономном районе проживает лишь около половины тибетского народа. Остальные проживает на территории соседних провинций, где тибетцы является доминирующим этносом, а также в некоторых районах Индии и других соседних стран. На территориях проживания тибетцев в Китае, кроме представителей колониальной администрации, практически нет нетибетського населения.

Исходя из этого, можно прогнозировать возникновение независимого етнодержавного образования тибетцев на базе Тибетского автономного района и большей части провинции Цинхай, где большинство населения также составляют тибетцы. Этому способствуют и внешние факторы. Так, Индия заинтересована в том, чтобы отодвинуть Китай от своих границ. В то же время, меньше государственные образования, возникновение которых прогнозируется на территории Индийского союза, также не будут заинтересованы в сильной и агрессивной соседу. Благоприятный климат для таких изменений создает и нынешний экономический кризис в Азии, которая повлечет за собой кризис политический. Свое влияние оказывают также антикитайские выступления в районах проживания уйгуров. Добавив к этому и то, что Тибет относительно недавно потерял свою независимость, можно говорить о его обособление как об дело недалекого будущего. Конечно, для элиты уменьшатся перспективы геополитического влияния, которые давала бы китайская имперское государство, однако для народа появится возможность свободного развития.

Синьцзян-Уйгурский автономный район вызывает сегодня наибольшее беспокойство пекинских политиков, поскольку именно здесь действуют террористические группы, которые стремятся восстановления уйгурской государственности в той форме, какой она была в средневековье, когда здесь существовала сильная военная держава - Уйгурский каганат. Уйгуры - тюркоязычный этнос, который исповедует преимущественно мусульманство. Это еще больше отдаляет их от ханьской (китайского) нации и других китайских народов. Попытки силой насадить уйгурам оседлый образ жизни во время "культурной революции" и "большого скачка" не имели успеха, а лишь вызывали вооруженные выступления. До сих пор в этом районе остается низким развитие хозяйства и общего образования. Население не имеет возможности учиться на родном языке, потому что этому препятствует центральное правительство. Наблюдается большая дискриминация по национальному признаку при приеме на работу. Уйгурской молодежи значительно труднее найти работу, чем представителям ханьской национальности. Это происходит даже в тех случаях, когда уйгурский рабочий есть более грамотным и квалифицированным. На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района происходили и испытания ядерного оружия. Это отнюдь не вызывало восхищение местного населения, ведь взрывы уничтожали значительные площади пастбищ, которые являются источником прибылей уйгуров-скотоводов. Дискриминация происходит и в религиозной сфере. Китайское правительство от начала основания КНР пытался резко уменьшить влияние мусульманского духовенства на широкие народные массы. Уйгурія, начиная с XIX века, была зоной влияния России, которая всегда старалась сохранить здесь национальные движения, поддерживая их антикитайське направления. После распада СССР его политику в этой области унаследовал Казахстан. Поэтому сейчас в этом районе ощущается существенное влияние нового Казахстана, который постепенно набирает силу. Ни Казахстану, ни современной России, ни новым государствам, которые образуются на ее территории, не нужен сильный Китай с его постоянными претензиями на сибирские и некоторые казахские земли. Таким образом, можно говорить о содействии мусульманских государств, прежде всего Казахстана, стран Средней Азии, региональных сил нынешней России образованию государства уйгуров. Еще одним благоприятным фактором является большой естественный прирост населения в уйгуров. В начале 90-х годов активизировалась и борьба подпольных вооруженных группировок уйгуров, которые стремятся к независимости своей страны (взрывы в городе Урумчи в 1996 г.). Учитывая все это, можно прогнозировать образования в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района государства уйгуров со столицей Урумчи. Страна, вероятно, вернет свое историческое название Джунгарія.

Говорить о возникновении нового етнодержавного образования на территории современной Внутренней Монголии вряд ли можно, поскольку монголы уже имеют свою этническую государство Монгольскую Народную Республику. Можно говорить лишь о коррекции границ этого государства. На территории КНР проживает достаточно большое количество населения монгольского происхождения. Хотя теперь их численность меньше численности хань, которые живут здесь, однако последние в основном являются представителями китайской администрации и армии. С другой стороны, территория Внутренней Монголии есть малозаселенной. У монголов на сегодня наблюдается большой естественный прирост населения, тогда как прирост хань меньше. Поэтому можно предвидеть вытеснение хань из этого района. Кроме того, вполне вероятно, что большая часть хань Внутренней Монголии в результате ассимиляционной политики китайских властей на самом деле является ханізованими монголами, которые при благоприятных условий возобновят свою национальность. Большое влияние на китайских монголов имеет Тибет, который никак не будет способствовать единству КНР. Прецеденты единого монгольского государства были не только в средние века, но и в ХХ веке, когда в 1919 г. попытались присоединить Внутреннюю Монголию к Внешней и на этой основе создать единое государство монголов. Тогда это не удалось только через активное сопротивление и грубое вмешательство Китая. Объединению исторических земель способствует и тот факт, что Монголия уже миновала пик своего экономического кризиса и теперь начался подъем. Китай, напротив, только подходит к этой кризиса. Поэтому можно предположить, что Монголия просто воспользуется благоприятной ситуацией и присоединит свои этнические земли.

На территории проживания маньчжур китайская администрация не создала даже автономного района, мотивируя это незначительным количеством самых маньчжур. Однако основной причиной этого является то, что с возникновением КНР национальность подавляющего большинства маньчжур записывали как хань. Почти все маньчжуры, которые не отреклись от своей подлинной национальной принадлежности, смогли сделать это только благодаря проживанию в труднодоступных районах. Исторически маньчжуры имели в Китае достаточно сильные позиции. Длительное время на императорском троне сидела маньчжурская династия. Однако на протяжении многовековой истории Китая большая часть территории Маньчжурии принадлежала к нему лишь менее трех веков. После свержения династии Цинь среди маньчжуров, которые в условиях республиканского правления уже не имели значительного влияния, усилились националистические настроения. В 1934 г. было создано маньчжурскую государство под протекторатом Японии. Да и до 1934 г. здесь также существовало государство, но советского образца. Можно прогнозировать, что Китай попадает в зону кризиса, предвестником которого стал финансовый кризис в Азии в 1998 г. В условиях экономического кризиса очень вероятной становится и политический кризис, который в полиэтнических странах сопровождается активизацией сепарационных процессов. В условиях экономической нестабильности меньшим странам легче, чем большим, избежать катастрофического падения. По малочисельності маньчжур, то за неблагоприятной экономической ситуации и усиление националистических настроений много китаїзованих маньчжур вернутся к своей национальной культуре и к своим корням. Китайское правительство издавна проводил экономическую политику "возложение регионов на собственные силы и ресурсы", которая исключала существенную экономическую поддержку со стороны метрополии. Это привело к значительной экономической автономности районов. Кроме того, существенное влияние на Маньчжурию будут иметь процессы в соседних Монголии и дальневосточных регионах современной России. Таким образом, можно прогнозировать образование независимого маньчжурского государства.

Гуанси-Чжуаньський автономный район создано после активных усилий неханьського населения в 1957 г. До этого чжуаны были постоянными инициаторами антикитайских восстаний, к которым присоединились и другие народы. Чиновники и военачальники империи Цинь признавали чжуанів очень хорошими воинами, которых лучше иметь в союзниках, чем за врагов. С установлением коммунистического режима на этой территории не было покоя. Время от времени происходили столкновения на национальной почве. С другой стороны, много выходцев из чжуанів были достаточно высокопоставленными коммунистическими функционерами. Довольно часто мнения местного и центрального правительств не совпадали. Это касалось, прежде всего, национальной и хозяйственной политики. Так, чжуаны и другие неханьські национальности района не признали идей "большого скачка" и "культурной революции", что вызвало массовые вооруженные выступления чжуанів в 1967-1968 гг. И до сих пор центральной властью сдерживается развитие образования и культуры чжуанів. Официальный Пекин не особенно способствует и хозяйственном развитии Гуанси-Чжуаньського автономного района. Однако провінціалізація уже сегодня способствует его экономической обособленности. На юг Китая будут иметь непосредственное влияние события в Юго-Восточной Азии. Присоединения Гонконга позволило населению юга сравнить уровень жизни в Китае и в этом городе-государстве. Итак, во время сепарационных процессов в Китае есть достаточные основания прогнозировать возникновение етнодержавного образования Чжуань в пределах Гуанси-Чжуаньського автономного района.

Нинся-Хуэйский автономный район было создано для улучшения контроля ханьской большинства над неханьськими меньшинствами, которые составляют около трети населения автономного района. Хуейців считают потомками народов, пришедших с запада, язык которых принадлежала к іраномовної группы. Несмотря на преследования, они сохранили ислам и свои культурные традиции. Не прошла здесь и "культурная революция". В 1967-1968 гг. доходило даже до вооруженных столкновений между ханьським правительством района и представителями хуейської меньшинстве. Район очень милитаризованный - практически все население, способное носить оружие, прошло военные курсы. Этот фактор также может способствовать обретению независимости. На созидательные процессы в районе, вероятно, будут иметь большое влияние и события в синьцзян-уйгурском автономном районе. Возникновение нового мусульманского етнодержавного образования будет способствовать и большинство мусульманского мира. Ведь среди хуеїв очень большое влияние имеет духовенство, которое всегда выступало против официального правительства, стремившегося сначала привлечь его на свою сторону, а после неудачи - вообще уничтожить. Следовательно, вполне реальным может быть возникновения етнодержавного образования Хуэй в пределах Нинся-Хуейського автономного района.

Территории к югу от реки Янцзы во времена средневековья имели собственную государственность. Когда на севере была империя Цинь, то на юге - империя Минь, которая на этой территории стала преемницей империи Южная Сунь, что была здесь до завоевания монголами. Северные и центральные территории подверглись значительному влиянию многих кочевых племен. Особенно велико было влияние племен киданов (китаев), от которых и происходит употребляемое в некоторых славянских языках название страны. На территории юга Китая такого влияния почти не было. Поэтому с точки зрения этимологии эти территории не являются собственно Китаем. Большинство жителей южного Китая говорят на китайском языке, однако южный диалект отличается от центрального настолько, что жители центральных провинций могут поладить с южными жителями только при помощи письменной речи. Южные жители отличаются также многими обычаями и элементами быта. Хотя эти территории почти не подверглись воздействию степняков, однако они часто попадали под влияние племен лао и других древних народов, что способствовало развитию здесь другого способа мышления и менталитета населения (можно провести аналогию с Северной Русью). Именно в Южном Китае часто взрывались восстание против правительства в Пекине. На юге Китая теперь расположено большинство свободных экономических зон и зон содействия иностранным инвестициям, что предопределяет все большие различия между экономикой юга и севера. Нельзя не принимать во внимание и присоединения к КНР в 1998 г. Гонконга с его рыночному укладу экономики и демократическим способом правления. Это дает возможность жителям юга оценить преимущества жизни за демократического устройства и стремиться к достижению такого же, а возможно, и высшего уровня благосостояния. Юг меньше интересуют проблемы сепарации на севере страны. Для него выгодно сотрудничество с Тайванем, против чего категорически выступает Пекин. Исходя из приведенных факторов, а также с общей экономической нестабильности в Азии, прогнозируется возникновение нового етнодержавного образования Южный Китай.

Кроме страны чжуанів и Южного Китая, в южной части современного Китая прогнозируется возникновение еще двух етнодержавних образований - Іцзу и Юньнаню.

Прогнозировать государственность народа іцзу можно на основании следующих факторов:

  • іцзу, в отличие от китайцев, принадлежат к тибетской языковой группы;
  • на их территорию распространяется сильное влияние Тибета;
  • в религиозном плане іцзу также ближе к Тибета, чем в провинции Юньнань ли Южного Китая;
  • о присоединении их к Тибета трудно говорить, поскольку іцзу сохранили в течение длительного времени собственную культуру и особенности быта;
  • их численность и уровень социального развития вполне достаточные для формирования собственной элиты и создания необходимой для государственности социальной структуры;
  • возникновение такого етнодержавного образования всеми средствами способствовать Тибет.

Етнодержавне образования на базе провинции Юньнань возникнет как следствие сепарационных процессов на юге Китая. Здесь нельзя говорить о чистоте этноса хань. За долгие годы колонизации эти территории получили тайского и бирманского воздействий. Наряду с собственно хань здесь проживают также хани, леса, яо, мяо. Существуют значительные различия в культурно-бытовом плане. Население очень отличается от собственно китайского, что проживает преимущественно в центре Китая, то есть в метрополии. Во время возникновения етнодержавних образований Тибета, Іцзу и народов к югу от Янцзы провинция Юньнань останется отрезанной от метрополии. Независимость станет для нее естественным вариантом дальнейшего развития.


Хотя большинством стран Тайвань официально не признается независимым, здесь фактически функционирует стойка высокоразвитое государство с рыночной экономикой. Сепарационные процессы в Китае отнюдь не будут способствовать присоединению Тайваня. Кроме того, для независимости этого острова есть серьезные этнические основания - коренным народом этого острова является гаошань, которые по своим языком и происхождению совершенно отличные от остальных народов современного Китая. Хотя теперь гаошань на острове в меньшинстве, их история и культура имеют большое значение для всего населения острова. Это является достаточным основанием для сохранения независимости Тайваня и признания ее всем международным сообществом.

Можно рассматривать вероятность возникновения етнодержавного образования на территориях проживания казахов. Однако такой вариант маловероятен. Ведь казахи уже имеют собственную этническую государство со значительным запасом малонаселенных земель. С другой стороны, казахи проживают преимущественно на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района. Стремление присоединить к Казахстана территории этого района, заселенные казахами, вызовет сопротивление со стороны уйгуров и вызовет ненужное напряжение между этими двумя народами, что невыгодно прежде всего Казахстана, который имеет все основания рассчитывать на большое влияние во всем регионе. Исходя из этого, возникновения государства казахов или присоединения соответствующих территорий к Казахстана считаем нереальным.

Остальные территорий к северу от Янцзы образуют государство собственно народа хань.

Пределы.
Тибет - Тибетский автономный район, большая часть провинции Цинхай (кроме небольшой территории на востоке провинции); индийский штат Аруначала-Прадеш. Столица - город Лхаса.
Джунгарія - Синьцзян-Уйгурский автономный район. Столица - город Урумчи.
К Монголии - автономный район Внутренняя Монголия.
Маньчжурия - провинции Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян. Столица - город Шеньян.
Чжуань - Гуанси-Чжуаньський автономный район. Столица - город Наньнин.
Хуэй - Нинся-Хуэйский автономный район. Столица - город Иньчуань.
Южный Китай (Минь) - провинции Гуйчжоу, Хунань, Гуаньдунь, Цзянси, Фуцзянь, Чжэцзян, город центрального подчинения Шанхай, а также территории провинций Сычуань, Хубэй, Аньхой, Цзянсу, которые расположенные к югу от реки Янцзы. Столица - город Шанхай.
Іцзу - южная часть провинции Сычуань. Столица - город Сичан.
Тайвань - остров Тайвань. Столица - город Тайбэй.
Юньнань - провинция Юньнань. Столица - город Куньмин.
Китай (Цинь) - остальные территории современного Китая. Столица - город Пекин.

Монголия

Теперь это национальная страна монголов и близких к ним ойратів, которых можно считать западной ветвью монгольского этноса. Ойрати на территории Монголии не проявляют значительных сепарационных стремлений, поэтому нет оснований прогнозировать их отделения. В Монголии начался период экономического роста, который сопровождается модернизацией монгольского общества. Поэтому можно прогнозировать значительное усиление влияния этой страны в регионе. Вместе с ослаблением Китая, который фактически продолжает оставаться коммунистической империей, укрепление Монголии, вероятно, приведет к объединению Внешней Монголии (современной Монгольской Народной Республики) и Внутренней Монголии (современный автономный район Китая) в единую монгольское государство (см. Китай).

Пределы.
Вся территория современной Монголии; китайский автономный район Внутренняя Монголия. Столица - город Улан-Батор.

Корея

Прогнозируется, что проблема объединения Кореи, на территории которой в результате распределения сфер влияния между США и бывшим коммунистическим блоком возникло два государства - Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея, решится подобно тому, как разрешилась проблема объединения Германии. Только в этом случае толчком, вероятно, будет ослабление не бывшего СССР или России, а более близкого союзника Северной Кореи - коммунистического Китая. В отличие от Германии, в отношении Кореи вряд ли можно говорить о присоединении одной страны к другой. Вероятнее всего, это будет слияние двух государств - экономически сильной Южной Кореи и сильной идеологически и военно (но нищей экономически) КНДР. В результате взаимного дополнения двух частей Кореи после объединения эта страна станет одной из самых влиятельных в регионе. Поэтому к объединенной Кореи, очевидно, будет присоединено и корейские этнические земли в современной России (Посьєтський район Приморского края). Этому будут способствовать этнически-политические изменения, которые прогнозируются в России, а также прецедент возвращения Японии южной части Курильских островов.

Пределы.
Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея); Республика Корея (Южная Корея); Посьєтський район Приморского края России. Столицей, вероятно, станет исторический центр Кореи - город Пхеньян, Сеул останется основным экономическим и деловым центром.

Япония

Практически однонаціональна государство. На севере страны проживают общины айнов. Однако они сегодня настолько малочисленны, что не проявляют себя как отдельную этническую общность, не ведут никакой борьбы за свое выделения, не проявляют никаких государственных стремлений. Поэтому говорить об их государственность пока рано. Территориальные изменения в Японии прогнозируются за счет присоединения южной части Курильских островов. Это давняя спорная проблема между Россией и Японией. Слаба экономически и политически Российская Федерация, великодержавные потуги которой лишь ускоряют и углубляют ее закономерный развал, уже не может ничего противопоставить претензиям Японии относительно этих островов, которые приобрели размах общенациональной кампании. Ведь России владеет островами вопреки нормам международного права. Новым дальневосточным государственным образованием, возникновение которых прогнозируется, нет никакого смысла вступать в конфронтацию с Японией, ведь они рассчитывают на ее экономическое содействие. С другой стороны, эти острова не являются им особенно нужны. Москва уже теперь постепенно теряет контроль над этими землями. Поэтому прогнозируется переход островов Кунашир, Итуруп, Уруп, Шикотан и архипелага Хабомаи под юрисдикцию Японии. Столицей, очевидно, останется город Токио.



Назад