Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Юго-Восточная Азия


Мьянма

Развитие ситуации в этой стране прогнозируется по варианту А для территорий типа 1. Для разделения Мьянмы уже на современном этапе является все соответствующие условия. Эта страна - федерация, состоящая из нескольких территорий, населенных различными этносами, которые вошли в бывшего Бирманского Союза (ныне Мьянма) на правах отдельных национальных государств. Основными этносами страны являются: мьянма (бирманцы), чіни (родственные с индийскими cookies), шань, качіни, кайя, карени i моны. Уже со времени возникновения Бирманского Союза национальные меньшинства ставили вопрос о самоопределении. Это проявлялось в том, что представители кайя, моны, карени, качіни были более благосклонны к британской колониальной администрации, чем к бирманского правительства.

На современном этапе отношения между этносами страны остаются весьма напряженными. Разделению Мьянмы способствует то, что национальные меньшинства преимущественно выделены в отдельные административные единицы (кроме нага). Сепарации этнических территорий будет способствовать также слабость центральной власти - некоторые внутренние районы страны оставались фактически независимыми к 70-х гг. ХХ века, признавая власть центра лишь формально (каренский и шанский государства). К тому же в большинстве национальных меньшинств страны (кроме шань) преобладают христиане. Следовательно, разделение на религиозной основе (буддисты - христиане) также будет способствовать разделению страны. К тому же внутриполитическая ситуация в стране достаточно сложная. Активное противостояние между правящими, преимущественно военными режимами, и сторонниками демократизации так или иначе приведет к победе последних. А поскольку национальные элиты, что уже созрели к собственной государственности, используют даже частичную демократизацию, то прогнозируется распад Мьянмы примерно по сценарию СССР времен "перестройки".

Итак, прогнозируется распад Мьянмы на такие етнодержавні образования.

Кука-Чин. Государство кука-чінів образуется путем объединения индийских штата Трипура и территории Мизорам с национальной областью Мьянмы Чин. Этому будет способствовать компактность проживания кука-чінів, искусственно разделенных індійсько-м'янмським рубежом, а также то, что большинство населения - христиане, для которых неактуальна идея буддийской (а в Индии - индуистской) единства. Во время Второй мировой войны кука-чіни в подавляющем большинстве воевали против бирманцев, которые были на стороне японцев. Противоречия между меньшинством и метрополией сохранились до наших дней и даже приобрели более острых форм. Все это в конечном счете приведет к образованию независимого государства кука-чінів.

Качин. Государство качінів, народа с древней культурой и языком, который всегда противился попыткам ассимиляции. Именно эти попытки приводили к беспорядкам в национальном округе качінів i к дальнейшему обострению отношений между бирманцами и качінами. Поэтому во время разделения Мьянмы прогнозируется образование национального государства качінів.

Нагаленд. Государство народа нага. Как и территории кука-чінів, этот народ разделен между двумя странами. В отличие от Индии, в Мьянме нага не выделены в отдельную административную единицу, что в значительной мере будет препятствовать сепарации. Однако этническая общность с индийскими нагами, которые имеют сложившуюся этническую элиту и все основания для независимости, вследствие разделения Индии повлечет сепарацию и среди мьянмских нагов, что, очевидно, приведет к объединению этнических территорий нага в одно государство Нагаленд.

Шань. Народ шань в течение своего пребывания в бирманской государстве конфликтовал с метрополией больше, чем другие ее этнические меньшинства. Это способствовало укреплению его и так высокого национального самосознания. Шань даже достигли того, что во время их вступления в Бирманский Союз в конституции была статья, которая позволяла выход государства Шань из состава союза через 10 лет. Позже военные власти Бирмы эту статью, конечно, отменила (аналогия - Переяславское соглашение между Украиной и Россией). Таким образом, прогнозируется, что шань, которые являются одними из основных разрушителей бирманской империи, в числе первых добьются независимости.

Кайя. Территория наличии малочисленного народа кайя расположена между территориями шань, каренів и бирманцев. Выделение его в административную единицу i напряженные отношения со всеми соседними народами дают возможность прогнозировать образования независимого государства Кайя.

Котулей. Государство каренів. Этот народ на сегодня является наиболее независимым от метрополии. Этого карени достигли в результате неоднократных восстаний против бирманцев. Кроме их национальной области в Мьянме, прогнозируется также присоединение этнических земель каренів в Таиланде, с которыми бирманские карени тесно связаны. Итак, прогнозируется образовании объединенной независимого государства каренів с историческим названием Котулей.

Мон. Народ монів считается автохтонным народом Индокитая с древней и высокоразвитой культурой. В конце 70-х гг. ХХ века обострились противоречия между бирманцами и монами, что привело к активизации национальной борьбы монів за собственную государственность, первым этапом которой стала борьба за автономию. В результате этой борьбы моны таки добились создания собственной национальной области. Этот народ достиг высокого, по сравнению с другими частями страны, уровня экономического развития и имеет мощный консолидирующий центр - город Молам'яйн. Итак, древний народ монів имеет все основания восстановить свою государственность.

Бывшая метрополия Мьянма сохранится как независимое государство, приобретя статус национального государства бирманцев.

Пределы.
Качин - национальный округ Качин. Столица - город М'їчіна.
Шань - национальный округ Шань. Столица - город Таунджи.
Котулей - национальный округ Карен; таиландские провинции Гонд-Сон, Канханбурі, Ратбурі. Столица - город Пхаан.
Мон - национальный округ Мон. Столица - город Молам'яйн.
Кайя - национальный округ Кайя. Столица - город Лойко.
К Кука-Чин - Чінський национальный округ.
К Нагаленду - часть провинции Сагайн, севернее линии городов Леші - Таманді.
Мьянма - остальные территории современной Мьянмы. Столица - город Янгон (Рангун).

Таиланд

Эту страну можно отнести к имперского типа без сильного центра, который способен сохранить ее единство. Доминирующая нация - таи (сиамские) - географически занимает относительно небольшую территорию Таиланда. Как географически, так и исторически страна состоит из трех существенно различных частей: северо-восточной, северо-западной и южной. Именно южная часть современного Таиланда и этнической территорией сіамців. Связи с внутренними территориями были довольно слабыми через их естественную труднодоступность. Поэтому там образовались независимые княжества, доминирующим этносом которых были лаосці. Со временем, при активном содействии Франции и Англии, эти три части были объединены в одну страну, где доминирующее положение заняли сиамские. Однако государства, как монолитной структуры, практически никогда не существовало.

Кроме территорий, заселенных сіамцями и лаосцями, современный Таиланд включает этнические территории каренів, малайцев и кхмеров, которые также мало подконтрольные центральному правительству. Современная национальная политика центрального правительства не способствует сохранению единства страны, поскольку направлена на подавление нетайських культур и уничтожение любых национальных различий. Слабым есть транспортная связь с этими территориями (до сегодня практически единственным мостом является воздушный транспорт). Помимо всех этих факторов существуют сильные центробежные национальные движения, которые поддерживаются соседними с Таиландом государствами (за исключением Мьянмы). Поэтому нарастание сепарационных процессов в Южной и Юго-Восточной Азии (прежде всего Индии, Бирме, Индонезии), укрепление соседних национальных государств (Лаоса, Камбоджи), обострение экономического кризиса в странах Юго-Восточной Азии, которые до этого развивались слишком быстрыми темпами (к ним относится и Таиланд), вероятнее всего, приведет к разделению Таиланда по этническому признаку. Вмешательство в дела Таиланда соседних Лаоса и Камбоджи будет выдаваться достаточно естественным - ведь восточные и северо-восточные границы страны всегда были практически прозрачны, и Таиланд в недалеком прошлом сам очень активно регулярно вмешивался во внутренние дела этих стран. Вероятно, что сиамские даже не окажут значительного сопротивления разделению страны на этнической почве. Ведь этот интровертной (склонен направлять активность не наружу, а больше на решение собственных проблем) этнос стал метропольним лишь вследствие внешних обстоятельств.

Таким образом, новообразованная на территории современной Мьянмы каренский государство сможет присоединить каренські земли в Таиланде. Площадь этнических земель лаосців в Таиланде больше, чем территория современного Лаоса, однако в Таиланде они не имеют консолидационного центра. Поэтому прогнозируется присоединения этих территорий к Лаоса. Кхмерские этнические территории, скорее всего, присоединятся к Камбоджи, которая после затяжной гражданской войны и национальной консолидации имеет шансы на значительно более интенсивное развитие. Приграничные с Малайзией территории, основным населением которых является малайцы, вероятно, присоединятся к Малайзии.

Пределы.
К Лаос - округа Ч'єнграй, Ч'єнгмай, Нан, Лампанг, Лампхун, Пхре, Сукхотхай, Так, Уттарадіт, Пхитсанулок, Пхетчабун, Лей, Кхонкен, Удонтхани, Нонгкай, Накхонпханом, Саконнакхон, Каласін, Махасаракхам, Ройєт, Ясотхон, Чайяпхум, северная часть округа Убонратчатхани.
К Камбоджи - округа Бурірам, Сурин, Сісакет, юг округа Убонратчатхани.
К Малайзии - округа Яла, Наратхиват, Паттани, Сатун, Пхукет, западная часть округа Краби, южная часть округа Сонгкхла.
К Катулей - округа Гонд-Сон, Канханбурі, Ратбурі.
Таиланд - остальные территории современного Таиланда. Столица - город Бангкок.

Вьетнам

Страна в течение ХХ века пережила несколько крупных войн, которые сильно повлияли на жизнь вьетнамцев. Особенно тяжелой была последняя (с участием США), которая привела к разрушению экономики страны. Вместе с тем, она объединила все этнические территории вьетнамцев в единое государство, хотя, как показали войны во Вьетнаме были и сепаратистские настроения. Однако они имели чисто идеологический характер (рыночный юг и коммунистическая север).

На современном этапе во Вьетнаме происходит переход от социалистически-плановой экономики к рыночной модели, что уже приводит к экономическому росту, который со временем ожидается еще больше. В отличие от так называемых "азиатских тигров", которых в 1998 г. постигла финансовый кризис, Вьетнам, благодаря незначительной привязанность к экономик этих стран, избежал ее. В связи с прогнозируемым укреплением Вьетнама сепарация в этой стране на экономическом или политическом почве маловероятна.

Этническая ситуация в стране стабильная. Свыше 90% населения страны - вьетнамцы. Национальные меньшинства проживают в труднодоступных горных районах, не имеют ни необходимой для отделения этнической структуры, ни консолидационных центров. Фактически они полностью зависят от заселенной вьетнамцами основной части страны. Некоторое время территории на крайнем севере Вьетнама, заселенные мяо, яо, горными таями и другими малочисленных народов, имели статус автономии. Однако в реальной автономии эти народы не были готовы и ее отмена было ними почти не замечено. Поэтому активные сепарационные действия маловероятны.

В горных районах страны вдоль восточной границы проживают кхмеры, среди которых в 70-х годах были восстания против центральной власти. Однако эти беспорядки были спровоцированы кхмерами не вьетнамскими, а лаоськими, что подняли восстание на юге Лаоса, которое имело не столько национальная, сколько идеологическое направление. Ныне кхмеры Вьетнама в связи со своей малочисленностью, проживанием в труднодоступных районах, наличием национального государства кхмеров Камбоджи, которая бесспорно заинтересована в стабильных дружественных отношениях с Вьетнамом, не могут реально претендовать на отделение.

Итак, прогнозируется, что территориальные границы Вьетнама не изменятся. Столицей останется город Ханой.

Камбоджа

Одна из немногих стран Азии, которая является практически однонаціональною страной народа кхмеров, что является одним из древнейших коренных народов Индокитая. Можно считать, что теперь страна находится еще на стадии формирования своей государственной территории, поскольку она долгое время не имела устойчивого правительства и стабильных границ. После освобождения от колониальной зависимости от Франции в стране велась гражданская война, которая закончилась установлением кровавого коммунистического режима "красных кхмеров". Этот режим не только игнорировал национальные проблемы собственного народа, но и произвел против него беспрецедентный геноцид. Поэтому не было и речи о поддержке сепарационных стремлений кхмеров Таиланда и Лаоса, которые вели постоянную борьбу с местными правительствами.

На современном этапе, когда Камбоджа после лет упадка и тирании пытается идти демократическим путем, вполне вероятен вариант, когда вновь станет актуальной проблема объединения всех кхмеров в одно государство. Прогнозируемая нестабильность в Таиланде, где кхмеры занимают значительную территорию, очевидно, будет способствовать успеху такого объединения. Несколько иная ситуация в Лаосе. Она прогнозируется достаточно стабильной. Лаос сам претендует на возвращение своих этнических земель, входящих в состав Таиланда. Как страна, которая только начинает движение к демократии, Лаос является естественным союзником Камбоджи. В частности, между этими странами существует соглашение, что гарантирует незыблемость общей границы. Кроме того, численность кхмеров Лаоса, несмотря на значительную территорию, на которой они проживают, невелика. Поэтому присоединение к Камбоджи кхмерских территорий в Лаосе маловероятно.

Итак, прогнозируется присоединения к территории современной Камбоджи этнических территорий кхмеров Таиланда.

Пределы.
Камбоджа - территория современной Камбоджи; таиландские округа Бурірам, Сурин, Сісакет, юг округа Убонратчатхани. Столица - город Пномпень.

Лаос

После обретения независимости страна пережила ряд крупных потрясений, прежде всего связанных с войной за независимость, гражданской войной и конфликтами с участием великих держав. Только в 1973 г. военные действия на территории Лаоса в основном прекратились. С того времени Лаос стал стойким союзником Вьетнама. На юге страны на значительной территории проживает община кхмеров. Здесь довольно часто возникали пограничные инциденты с Камбоджей, которая поддерживала кхмеров Лаоса. Для совместной борьбы против американских формирований и кхмеров использовались даже вьетнамские войска.

Однако на современном этапе в этой части Лаоса нельзя прогнозировать каких территориальных изменений, поскольку численность кхмеров (горных) незначительна по сравнению с лао. Города, что является основными культурными и экономическими центрами, полностью контролируются лао. То же можно сказать о речные порты, которые являются практически единственными транспортными узлами в этом регионе. Река Меконг, крупнейшая транспортная магистраль Лаоса, находится под контролем лао. Поэтому отторжение южных территорий Лаоса на пользу Камбоджи не прогнозируется.

Другие возможные территориальные изменения связаны с тем, что в состав Таиланда входят обширные территории, населенные преимущественно лао. Здесь издавна существовали сильные лаосские княжества, которые сопоставленный с Сиамом. На севере Таиланда действовали прокоммунистические партизанские отряды, состоявшие преимущественно из лао. Лао Таиланда многочисленнее, чем лао собственно Лаоса. Таиландские лао юго-западного берегу Меконга активно помогали антикоммунистическим силам в Лаосе во время гражданской войны, чему способствовала и власти Таиланда. Однако сейчас окрепшие связи между лао обоих берегов Меконга будут способствовать отделению от Таиланда его северной части и объединению всех лао в одну национальное государство. С крахом коммунистической идеологии исчезла основная причина противоречий внутри народа лао, и его потенциал теперь может быть полностью направлен на объединение. Таким образом, прогнозируется присоединения северных территорий Таиланда в Лаос, как исторических земель лао. Этому способствует также национальная политика официального таиландского правительства, который считает лао частью этноса таил. Асиміляційна политика относительно лао не имеет никаких шансов, учитывая их исторический опыт, компактность проживания и существования независимого государства. Она только консолидирует таиландских лао, направляет их к объединению с лао Лаоса, ведет к распаду Таиланда как имперского государства.

Пределы.
Лаос - современная территория Лаоса; таиландские округа Так, Сукхотхай, Пхитсанулок, Пхетчабун, Чайяпхум, Махасаракхам, Ройєт, Ясотхон и все округи на север от них, северная часть округа Убонратчатхани. Столица - город Вьентьян.

На рис. 4 изображена прогнозируемую етнополітичну карту стран Бенгальского залива.

4


Сингапур

Можно рассматривать вариант присоединения Сингапура в Малайзии, однако он представляется маловероятным. В современном Сингапуре основными этническими группами являются китайцы, малайцы и выходцы из Индии, причем китайцев теперь больше, чем малайцев. Каждая из этих групп занимает свою определенную социально-экономическую нишу. Экономическое развитие Сингапура выше, чем Малайзии. В условиях экономического кризиса, которая началась, и, очевидно, будет обостряться в "некомуністичній" Юго-Восточной Азии, Сингапура гораздо легче выжить самому. Нестабильность, которая предполагается в Малайзии, также не будет способствовать присоединению Сингапура. Сингапур занимает слишком выгодное экономико-географическую нишу, чтобы мировые государства позволили Малайзии овладеть им. Исторически на месте Сингапура всегда существовали сильные княжества, что контролировали всю торговлю региона благодаря контролю над Молуккською проливом. Таким образом, изменения статуса или территории Сингапура не прогнозируется.

Малайзия

Современная Малайзия является федерацией, объединяющей континентальную часть (полуостров Малакка) и территории Сабах и Саравак на острове Калимантан. Связывает эти территории только то, что они были британскими колониями. Ни этнических, ни географических, ни экономических связей, которые были бы достаточными для сохранения федерации, нет. Сабах и Саравак имеют свои проблемы, свои особенности, на которые континентальная Малайзия практически не может влиять (подробнее см. Индонезия). Поэтому будущее отделения Сабаху и Сараваку вполне очевидное. Другим фактором территориальных изменений Малайзии является то, что малайцы компактно проживающих в прилегающих к Малайзии округах Таиланда, там самым многочисленным и коренным этносом, имеют тесные связи с малайцами Малайзии. Поэтому во время разделения Таиланда заселены малайцами территории, скорее всего, отойдут к Малайзии.

Пределы.
Саравак - штат Саравак. Столица - город Кучінґ.
К Калимантана - штат Сабах.
Малайзия - остальные территории страны; таиландские округа Яла, Наратхиват, Паттани, Сатун, Пхукет, западная часть округа Краби, южная часть округа Сонгкхла. Столица - город Куала-Лумпур.

Индонезия

Эта страна является одним из основных источников дестабілізаційно-оновлювальних процессов в Юго-Восточной Азии.

После периода быстрого роста экономики в этом регионе наступила экономическая нестабильность, в которой Индонезия, как крупнейшая страна региона, испытывает наибольшие потери. Социальная структура страны отстала от уровня развития экономики. Это стало толчком к обострению национальных проблем. Вхождение в мировое сообщество, занятия в ней заметного места и экономический прогресс повлекли рост национального самосознания народов Индонезии. Разные части страны значительно отличаются между собой по своим развитием, а это является дополнительным источником напряженности.

Управні круга Индонезии пытались интегрировать все этносы страны в единое так называемый индонезийский народ, однако натолкнулись на сильное противодействие. Попытки Джакарты удержать государство от сепарационных взрывов путем преодоления социальной отсталости и экономического развития также потерпело неудачу, поскольку эти процессы коснулись лишь островов Ява и, частично, Суматру, а другие части страны значительно отстали от них. Однако дальнейший экономический спад Индонезии распространит национально-сепарационные процессы и на эти острова, настоящую опору страны. Собственно, сепарация на этих островах имеет большое значение потому, что на них проживает подавляющее большинство населения Индонезии. Поэтому именно с Явы и Суматры начинается разделение государства. Толчками к этому есть проблема Тимора, который стал для Индонезии "троянским конем", и углубление экономической, а с ней и социально-политической нестабильности в стране. Вероятнее всего, с ростом нестабильности на Яве усилится борьба мадурців за независимость, а между сундами и яванцями возникнут все ощутимее противоречия относительно контроля над островом и страной в целом, что и приведет к раздела Объявления. Параллельно процессы национальной сепарации очень интенсивно развиваются на Суматре - острове из наиболее зрелыми этносами, которые имеют значительный исторический опыт государственности: мінангабао, малайцы, аче.

Источник нестабильности на востоке - Молуккские острова, где уже давно ведется борьба за независимость, средоточием которой является остров Амбон. За автономию активно борются и макасари, населяющих южную, самую развитую, часть острова Сулавеси. Ситуация на Калимантане, который, наряду с Новой Гвинеей, является самым отсталым . островом Индонезии, дестабилизируется вследствие сепарационных процессов в северной его части, которая теперь принадлежит Малайзии. Крупнейшим источником напряженности, очевидно, станет Сабах - бывшая английская колония, населенная преимущественно даяками, которые являются давним этносом острова и все активнее борются против малайцев, что доминируют в Калімантанській части Малайзии. Борьба даяков Сабаху будет способствовать развитию этнической и сепарационным процессам в даяков индонезийской части острова, а с другой стороны, это, очевидно, приведет к отделению наиболее развитого этноса индонезийского Калимантана - банджарці, населяющих его южную часть. Во время сепарационных процессов в Индонезии западную (индонезийский) часть Новой Гвинеи (Западный Ириан), вероятнее всего, будет присоединен к теперешней Папуа-Новой Гвинеи, которая уже имеет опыт объединения (образована из двух бывших австралийских колоний), ведет активную региональную политику и претендует на роль лидера в Меланезии. Основное население Западного Іріану также принадлежит к папуаських народов. Даже административный центр провинции - город Джаяпура - расположен у границы с Папуа-Новой Гвинеей.

Теперь основным интегрирующим этносом Индонезии является малайцы, которые расселены на разных островах, доминируют в торговле, их язык является государственным языком Индонезии. Однако они составляют менее 10% населения страны. Кроме того, они разделены на разные племена, многие из которых выделяются в отдельные этносы (например, банджарці). Поэтому экономический спад, с одной стороны, и рост самосознания других этносов, с другой, могут вскоре привести к резкому уменьшению их интегрирующей роли.

Таким образом, прогнозируем возникновения на территории нынешней Индонезии 25 этнополитических образований. В частности, на острове Суматра и близлежащих небольших островах: Аче (страна народа аче, который имеет отдельную этническую провинцию и испытывает большого влияния исламского фундаментализма); Батака (страна батаків); Мінангабау (страна народа мінангабау); Шрівіджайя (страна преимущественно малайцев, на месте средневекового государства малайцев); Лампунг (страна лебонгів и близких к ним барісанів, со значительной частью переселенцев с острова Явы); Ниас и Бату (страна ніасців); Ментавайя (страна этноса ментавайя). На острове Ява и Малых Зондских островах: Сунд (страна сундів); Ява (страна яванців); Мадур (страна мадурців); Джакарта (город-государство со смешанным населением, подобно Сингапура); Бали (страна балийцев); Ломбок и Сумбава (страна сасаків i сумбавінців); Сумба i Флорес (страна бима и сумбійців); Тимор (страна близких между собой племен Тимора и соседних островов, которые, вероятно, консолидируются в единый этнос). На Калимантане (включительно с территориями, которые теперь не принадлежат Индонезии): Бруней (настоящее независимый султанат Бруней, богатый на нефть, по уровню жизни значительно превосходит все прилегающие территории); Саравак (страна даяков и калімантанських малайцев на месте бывшей британской колонии, нынешний штат Малайзии); Банджарія (страна банджарців); Калимантан (страна консолидированных даяков и калімантанських малайцев). На Сулавеси и Молукських островах: Мінанхас (страна этноса мінанхаса); Горонтало (страна этносов горонтало и томини); Макасар (страна макасарів); Буги (страна бугів); Толо (страна этноса, консолидированного на основе бутунзьких племен); Сулавеси (страна этноса, консолидированного на основе племен тораджів); Молукка (страна близких между собой народностей Молуккського архипелага, консолидированных вокруг амбонців); Хальмахера (страна папуаських народов, населяющих север острова Хальмахера). Западный Ириан, очевидно, войдет в состав Папуа-Новой Гвинеи (название этой страны, вероятно, будет Новая Гвинея).

Пределы.
Аче - провинция Аче. Столица - город Банда-Ачех. Хотя остров Сімьолуа и близкие к нему мелкие острова населены не аче, а их население этнически близкий к население острова Ниас, обособление от Аче этого острова маловероятно, поскольку в результате активности и значительного этнического развития аче их отделения прогнозируется быстрее, чем сепарационные процессы этносов островов к западу от Суматры. Кроме того, аче существенно влияют на ситуацию на всей Северной Суматре и смогут удержать всю территорию своей провинции.
Батака - провинция Северная Суматра (кроме острова Ниас и островов Бату). Столица - город Пематанґсіантар. Настоящее административный центр - Медан, населенный преимущественно малайцами и народами Явы, вряд ли сможет стать политическим центром батакської государства. Острова Ниас и Бату, населенные не батаками, вряд ли могут остаться в составе Северной Суматры, поскольку батаків ослабляет внутрішньоплемінна борьба, что имеет существенные объективные основания, а также борьба с другими этносами провинции, что, очевидно, будут пытаться помешать возникновению етнодержавного образования батаків. Однако это не в состоянии помешать государственности батаків, которые, как следует из политической ситуации на Суматре, уже созрели к ней.
Мінангабау - провинции Западная Суматра (кроме островов Ментавай), Риау (кроме архипелага Линга и острова Бинтан с прилегающими мелкими). Столица - город Паданг. Административный центр провинции Риау Паканбару имеет значительно меньшее значение, чем Паданг. Кроме того, он расположен у границы расселения мінангабау. Население островов Ментавай составляет отдельный этнос, на территорию которого мінангабау и не претендуют. Еще в большей степени это касается населенных малайцами островов, к востоку от Суматры, которые теперь входят в провинции Риау.
Шрівіджайя - провинции Южная Суматра и Джамби, архипелаг Линга и остров Бинтан с прилегающими мелкими островами. Столица - город Калгари. Хотя население провинции Джамби иногда трактуют как отдельный этнос, его этнические отличия от остальных малайцев Суматры не слишком большие. Кроме того, объединительным фактором является опыт государственности в средние века. Опыт государственности, этнические отличия от малайцев Молукки, наличие собственной элиты являются основными причинами того, что объединение Малайзии и Шрівіджайї маловероятно.
Лампунг - провинции Лампунг i Барісанг. Столица - город Телукбутунг. Хотя это город на сегодня не является административным центром, это - безусловный центр тяжести в Южной Суматре. Разделение двух близких народов (лебонгів i барісанів) в течение времени, на который делаем прогноз, маловероятно, поскольку совместно им значительно легче решать проблемы государственного становления, противоречия с соседними этносами. Исторически между ними сложились тесные связи и практически отсутствуют существенные противоречия.
Ниас и Бату - остров Ниас и острова Бату. Столица - город Гунунгсітолі.
Ментавайя - острова Ментавай. Столица - город Матобе.

Выделению в отдельные этнополитические образования народов небольших островов к западу от Суматры будет способствовать их этническая отличие от этносов прилегающих частей Суматры, а также государственные процессы на недалеких от них Андаманских и Никобарских островах, народы которых достаточно активно борются за автономию от Индии.

Сунд - провинция Западная Ява. Столица - город Бандунг. Хотя на северном востоке провинции проживает значительная часть яванців, однако уже сейчас Западная Ява считается этнической провинцией сундів.
Ява - провинция Центральная Ява, город-провинция Джокьякарта, западная часть провинции Восточная Ява включительно с городом Сурабая. Столица - город Семаранг.
Мадур - восточная часть провинции Восточная Ява включительно с островом Мадура и прилегающими небольшими островами. Столица - город Маланг. Активная борьба мадурців за автономию продолжается уже много лет. Мадурці имеют достаточную численность, социальную структуру и уровень развития, чтобы, претендуя на собственную государственность, стать одним из основных дестабілізаторів Индонезии.
Джакарта - город-провинция Джакарта. Джакарту окружают территории, заселенные преимущественно сундами. Однако сама нынешняя столица Индонезии имеет неоднородный этнический состав, в котором доминируют малайцы и паника. Большое торговое и экономическое значение Джакарты, ее фактическая оторванность от Западной Явы и этнический состав делают это город подобным Сингапура. Уровень экономического развития Джакарты существенно выше, чем остальной территории острова Ява, не говоря о других более отсталые острова. Поэтому во время обострения экономического кризиса в Индонезии это город окажется самым уязвимым и не сможет контролировать территорию не только Зондских островов, но и острова Ява. Столица - город Джакарта.
Бали - провинция Бали. Столица - город Сингараджа. Сепарации балийцев способствует их религиозная отличие от остальных жителей Зондских островов. Провинция Бали уже теперь есть этнической провинцией балийцев.
Ломбок и Сумбава - остров Ломбок (населенный сасаками), заселена сумбавінцями западная часть острова Сумбава (к западу от залива Салех) и остров Мойо. Столица - город Матарам, нынешний административный центр провинции Западная Нуса-Тенгара. Сасаки i сумбавінці - родственные народы, между которыми не возникало значительных противоречий. Восточная часть острова Сумбава заселена этносом бима, существенно отличным от сумбавінців по языку и происхождению. Основная часть бима населяют остров Флорес, и поэтому во время сепарационных процессов, вероятнее всего, с ними объединится западная ветвь народа бима с острова Сумбава.
Сумба i Флорес - острова Сумба, Саву, Флорес (кроме его восточной части от города Маумере) с мелкими островами и восточная часть острова Сумбава, заселенные преимущественно родственными между собой бима и сумбійцями. Самая вероятная столица - город Энде.
Тимор - остров Тимор и меньшие острова на запад от него вплоть до острова Флорес, включительно с западной его части (от города Маумере). Столица - город Деле. Бывшие португальские колонии Восточный Тимор и Окусі было присоединено к Индонезии вопреки международным нормам и против желания населения во время военного переворота в Португалии и дальнейшей нестабильности в ней и ее колониях. С того времени населения этих территорий вело активную борьбу за независимость. Эта борьба привела к проведению в Восточном Тиморе референдума относительно его статуса, на котором подавляющее большинство населения высказалось за независимость. Под давлением международного сообщества правительство Индонезии был вынужден признать результаты этого референдума. Начался процесс формирования независимого государства. То, что достаточно развит Восточный Тимор определенное время был объединен с западной частью этого острова в одну страну, способствовало быстрому развитию и консолидации родственных между собой племен, населяющих восточную часть провинции Восточная Нуса-Тенгара. Восточный Тимор является активным консолидирующим центром этого процесса. Поэтому борьба тіморців за независимость уже распространилась и на остальной территории острова и соседние острова. Острова на восток от Тимора между Арафуртським морем и морем Банда (Ару, Кай, Танимбар, Дамар, Бабар и другие) заселены также племенами, этнически близкими к тіморських. Однако они находятся в составе провинции Молукка, которая имеет собственный консолідаційний i сепарационный центр город Амбон, и, скорее всего, их не будет присоединено к Тимора. Активность Тимора направлена на запад, а не на восток, поскольку разница в уровне Восточного Тимора с островами на восток от него уж слишком значительная.
Банджарія - провинция Южный Калимантан, юго-восточная часть провинции Центральный Калимантан, заселенные преимущественно банджарцями. Столица - город Банджармасин. Из-среди других малайских и даякських этносов Калимантана банджарці выделяются высшим этнической зрелостью, структурированностью и численностью. Поэтому их сепарация от остальных народов Калимантана наблюдается уже сейчас.
Калимантан - малайзийский штат Сабах; индонезийские провинции Восточный Калимантан, Западный Калимантан и подавляющая часть Центрального Калимантана (кроме юго-восточной его части, на территории юго-востоку от административного центра провинции - города Паланкарая). Столица - город Белікпапан. Даяки штата Сабах выполняют роль активного стимулятора развития и консолидации для отсталых даякських племен индонезийской части Калимантана. Сабах имеет наихудшие условия для самостоятельного развития среди штатов Малайзии, в отличие от соседнего Сараваку, который еще со времен британской колонии считался привилегированным i пользовался гораздо большей автономией. Однако значительные природные богатства штата содействие его экономическому развитию, стремлению к суверенитету местного населения над ресурсами и активном сепараційному движению. Образцом экономического процветания за счет контроля над собственными ресурсами является соседнее государство Бруней. Однако даяки Сабаху могут претендовать и на богатства индонезийской части Калимантана, на которой они являются коренным народом. Прибрежные районы этой части острова заселены преимущественно малайцами. Однако, как и даяки, они неструктурированные (кроме банджарців). Совместное стремление к суверенитету над островом и борьба с центральной властью Индонезии консолидирует малайцев с даяками. Поскольку племена обоих этих народов находятся на пороге консолидационного процесса, возможно образование на их основе совместного калімантанського этноса. Присоединение к Калимантана малайзийского штата Саравак маловероятно в связи с большей структурированности его населения, в значительной автономией и традиционной конкуренции с Ас-сабахом. Сабах, что находится в худших условиях и на котором есть более значительные ресурсы, имеет существенно большие, чем Саравак, стимулы для развития, поэтому, скорее всего, именно он будет иметь большее влияние на большую часть Калимантана. Маловероятно, что столицей Калимантана станет центр Сабаху город Кота-Кинабалу, поскольку это не способствовало бы консолидирующим процессам. Не может быть таким центром и административный центр Восточного Калимантана город Самаринда, поскольку оно заселено преимущественно малайцами. Большим городом - с большой долей i даяков, и малайцев - есть Белікпопан, который к тому же является крупнейшим экономическим центром острова. Поэтому, скорее всего, именно этот город и станет столицей.
Мінанхас - восточная часть полуострова Мінанхас, что на острове Сулавеси. Столица - город Манадо. Этнос мінанхаса, что населяет эту территорию, структурированный и имеет большой центр притяжения - город Манадо. Этот этнос существенно отличается от остальных народов Сулавеси как по языку, так и с религией. Поэтому присоединение к Мінанхасу соседних этносов горонтало и томини маловероятно.
Горонтало - западная и центральная часть полуострова Мінанхас. Столица - город Горонтало. Основной этнос - горонтало. Томини, что заселяют западную часть полуострова, близкие к горонтало, и уже сегодня происходит процесс консолидации этих этносов.
Макасар - южная часть провинции Южный Сулавеси. Столица - город Уджангпаданг. Макасари наиболее этнически структурированные, достаточно многочисленны и уже сейчас активно проявляют стремление жить в собственной этнической государстве. Их сепарация ожидается быстрее, чем других народов Сулавеси, поэтому они, очевидно, не включат в себя территории менее многочисленных народов (буги, тораджі), поскольку на них больше влияет центральная индонезийские власти. Однако с сепарацией макасарів сепарационный процесс охватит и остальные острова.
Буги - центральная часть провинции Южный Сулавеси. Столица - город Маджене. Этнос бугів менее численный и развит, чем макасари, однако в значительной степени находится под их влиянием и структурованіший, чем соседние бутунги и тораджі, которые, однако, занимают значительно большую территорию. Поэтому сепарация бугів, очевидно, состоится после макасарів, но раньше, чем других народов центральной части острова Сулавеси. Объединение их с соседними народами маловероятно.
Толо - провинция Тенгара, территории провинции Центральный Сулавеси на побережье залива Толо, восточная часть провинции Южный Сулавеси. Столица - город Кендарі (административный центр провинции Тенгара). Етнодержавне образования возникнет на основе консолидации бутунзьких племен во время разделения Индонезии.

Сулавеси - центральная часть острова Сулавеси. Столица - город Палу (административный центр провинции Центральный Сулавеси). Самая отсталая время-тина острова. Племена тораджі находятся лишь на пороге етнотворчих консолидационных процессов. Однако удаленность их от остального населения острова ощущается очень выразительно. Поэтому присоединение их к одной из соседних етнодержавних образований маловероятно.
Молукка - провинция Молукка, кроме северной части острова Хальмахера, а также острова Бангай (Центральный Сулавеси), острова к западу от полуострова Чендравасіх (Западный Ириан). Столица - город Амбон. В Молуцці проживает довольно много родственных народностей. Они уже сейчас консолидируются вокруг амбонців, которые активно проявляют стремление к самостоятельному развитию. Борьба против центральных индонезийских властей и наличие влиятельного консолидационного центра (город Амбон), а также близкие географические и экономические условия ведут к объединению народностей Молуккського архипелага и других островов, находящихся в составе провинции Молукка. Народности северной части острова Хальмахера, что принадлежат к папуасской группы народов, этнически полностью отличаются от остальных народов провинции. Поэтому они, скорее всего, не будут принимать участия в консолидационных процессах молуккских народов и будут стремиться отдельного етнодержавного образования.
Хальмахера - северная часть острова Хальмахера. Вероятная столица - город Джойлоло. Сепарации Хальмахери, очевидно, будут способствовать процессы объединения с Папуа-Новой Гвинее Западного Іріану, заселенного родственными с северо хальмахерцями папуаськими народами.
К Папуа - провинция Ириан-Джая.

Прогнозируемую етнополітичну карту современной Индонезии показано на рис. 5.

5

Филиппины

Многонациональное государство, что ее населяют многочисленные коренные негосударственные, но достаточно сформированы для государственности этносы. В стране идет активная политическая борьба различных этнических групп за самоопределение. В частности, на южном острове Минданао уже много лет ведется вооруженная борьба народов моро за независимость. Все более активными становятся политические выступления народа висайя. Нет единства и среди правящей элиты государства. Филиппины поражает масштабный экономический кризис, который охватил Юго-Восточную Азию. Народ тагали, на территории проживания которого расположена столица страны и который занимает в Филиппинах доминирующее положение, по численности составляет менее четверти населения страны.

Итак, существуют достаточные условия для разделения страны на етнодержавні образования коренных этносов. Поскольку часть этносов Филиппин находится на стадии формирования, эту страну относим к типу 2.

Основным источником напряжения теперь есть остров Минданао, процессы на котором и дадут основной толчок для разделения. Однако, как и в случаях других полиэтнических образований, окончательное разделение на Филиппинах может начаться, когда к сепарационных процессов активно включится второй по значению и роли в государстве этнос (вспомним роль Украины в СССР; Хорватии в Югославии; Индии в Британской империи). Таким этносом в Филиппинах есть висайя, что заселяют центральную часть архипелага. Очевидно, движение висайя за независимость очень активизируется с обострением экономического кризиса, что приведет к выделению этнической элиты, интересы которой разойдутся с интересами элиты столичной.

Исходя из указанных тенденций и этнической ситуации, на Филиппинах можно прогнозировать возникновение пяти этнополитических образований: Лусон (страна ілоків и консолидированных вокруг них малочисленных племен северного Лусону), Тагальский (страна тагалів и родственных с ними этносов южного Лусону и прилегающих островов, асимільованих тагалами), Висайя (страна этноса висайя и асимільованих ним в близких этносов), Сулу (страна этноса, сформированного из племен, которых объединяют под названием "моро"), Палаван (страна этноса, сформированного из племен острова Палаван).

Пределы.
Лусон - центральная (горная) и северо-западная части острова Лусон. Вероятная столица - город Лаоаг. Ілоки является многочисленным и достаточно структурированным этносом, который сейчас активно консолидирует вокруг себя племена северной и горной частей острова. Осознавая свою этнически-культурную обособленность от тагалів, во время разделения Филиппин ілоки, вероятнее всего, выделятся в самостоятельное етнодержавне образования. На роль столицы может претендовать несколько городов северного Лусону. Самое значительное из них - город Лаоаг.
Тагальский - южная и юго-восточная части острова Лусон, острова Миндоро, Маріндукве, Масбате, Катандуанес и прилегающие малые острова. Столица - город Манила.
Висайя - центральные острова архипелага (Самар, Панай, Негрос, Себу, Бахоль, Лейте и меньшие острова между ними), остров Минданао (кроме современных провинций Діполог, Пагадіан, Марави, Маганой, Ісулан, Коронадай и южной части провинции Илиган). Вероятная столица - город Себу (хотя возможны и другие варианты).
Сулу - юго-западная часть острова Минданао (нынешние провинции Діполог, Пагадіан, Марави, Маганой, Ісулан, Коронадай и южная часть провинции Илиган), архипелаг Сулу. Вероятная столица - город Котабато (или город Зомбоанга, что менее вероятно).
Палаван - остров Палаван и другие острова, входящие в современной провинции Палаван. Столица - город Пуэрто-Принсеса (настоящее административный центр провинции). Остров Палаван - наименее развитая часть Филиппин, этнически существенно отличная как от центральных Филиппин, так и от юго-западного Минданао. Однако на юге острова проживают племена моро, которые и могут стать детонатором невхождение острова к Висайя. Очевидно, борьба моро зацепит и Палаван, активизируя етноконсолідаційні процессы на этом острове, хотя моро и не станут их центром, потому что в этой провинции они слишком малочисленны.



Назад