Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Южная Азия


Иран

На территории современного Ирана проживает около 30 этносов на своих исторических землях. Большинство из них претендуют на собственные независимые етнодержавні образования - такое стремление они неоднократно демонстрировали своей борьбой как в ХХ веке, так и в более древние времена.

Основными факторами, которые будут способствовать возникновению новых государств на территории современного Ирана, являются:

  • настоящая этническая ситуация - господствующая нация персов угнетает другие народы, сдерживает развитие их культур;
  • историческая ситуация - многие народы имели прецеденты государственных образований в начале ХХ ст.; народы Ирана слабо связаны между собой; нет сильного центра, который мог бы и дальше сдерживать сепарацию регионов страны;
  • экономический фактор - народы прикаспийских регионов заселяют экономически более развитые районы и имеют перспективы развития собственных государств на основе значительной ресурсной базы;
  • религиозный аспект - белуджи и айсори отличаются от персов вероисповеданию;
  • внешние воздействия - распад Ирана выгоден Европе (снижение уровня терроризма в результате решения межэтнических конфликтов, прежде всего проблемы курдского государства). США и европейские страны активно противодействуют попыткам Ирана быть региональным лидером, иметь собственное ядерное оружие, проводить внешнюю политику без оглядки на позицию мирового сообщества. Поэтому эти страны заинтересованы в ослаблении Ирана;
  • невозможность интеграции в мировое сообщество (а это необходимо для дальнейшего развития страны) без демократизации, которая, в свою очередь, приведет к реализации прав народов на самоопределение; религиозный радикализм, который в последнее время был основным объединяющим фактором, уже потеряет свою силу;

  • влияние процессов становления етнодержавних образований на Кавказе, в Турции и в Ираке.

Поскольку есть все основания считать Иран империей, его распад можно прогнозировать согласно варианту А для территорий типа 1. Поэтому на его территории прогнозируется возникновение национальных государств, которые присоединят еще и этнические земли своих народов на территориях современных Ирака, Турции, Афганистана, Пакистана, были выделены искусственно бе ння этнического состава их населения. Разделенные границами современных государств, народы ведут сегодня вели ли ранее политическую и вооруженную борьбу за независимость и объединение.

Итак, части территории Ирана отойдут к таким етнодержавних образований.

Курдистан. Территория, заселенная курдами, искусственно разделена пределами Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Факторы за образование независимого государства курдов:

  • высокая национальное сознание курдов;
  • вооруженная и политическая борьба за независимость на современном этапе;
  • исторические прецеденты государственности (1920 года уже существовала Курдская республика на территории иранского Курдистана);
  • внешняя поддержка Сирии, частично из Европы и США (для снижения уровня терроризма и ослабление экстремистского Ирана);
  • наличие консолидирующего центра - города Мосул в Ираке.

Азербайджан. Прогнозируется, что новая страна объединит современный независимый Азербайджан и иранский Азербайджан. Абсолютное большинство на этой территории составляют азербайджанцы. Основные факторы, которые ведут к объединению Азербайджана:

  • высокий уровень самосознания населения (большинство при общении и ведении дел предпочитает азербайджанском языке);
  • ? компактность проживание (Восточный Азербайджан);
  • борьба за образование собственного государства (ряд восстаний в 20-х гг. ХХ ст.);
  • большой культурный центр всех азербайджанцев - город Тебриз;
  • административная особом месте (Восточный Азербайджан);
  • достаточная социальная структура для образования независимого государства;
  • азербайджанцы являются коренной нацией на своей территории.


Луристан. Страна лурів - переходного этноса (между персами и курдами). Численность и социальная структура вполне достаточные для образования независимого государства. Другие факторы, способствующие образованию независимого государства лурів:

  • компактность проживания;
  • виділеність в отдельную административную единицу;
  • практическая независимость лурських племен от центрального правительства на современном этапе;
  • вооруженная борьба за независимость в начале 40-х гг. ХХ ст.;
  • наличие сильного консолидирующего центра - города Хоремабад.



Бахтіарія. Территория, заселенная бахтіарами, - народом, родственным с лурами. Можно рассматривать возможность создания общего государства с лурами, поскольку оба народа всегда совместно выступали против центрального правительства метрополии. Однако на современном этапе области проживания лурів и бахтіарів территориально отделении. Кроме того, каждый из народов имеет собственную элиту и собственный опыт территориального самоуправления. Поэтому более вероятным является образование независимой Бахтіарії.

Факторами, способствующими этому, являются:

  • компактность проживания и административная особом месте;
  • практическая независимость бахтіарських ханов от центрального правительства на современном этапе;
  • вооруженная борьба внутри ХХ ст.;
  • собственная культура и язык и высокий уровень самосознания.


Страна народов северного Фарса. Населена родственными между собой племенами кашкайців, кохгілує, мамасенів. Эти народы часто выступали вместе против центрального правительства, в частности вели вооруженную борьбу за самостоятельность в 40-х годах ХХ ст. Эти пришлые племена, тюркских корней, за происхождением и культурой существенно отличаются от иранцев. Территория их проживания в горах Загросу выделена в генерал-губернаторство Боєрахмеді и Кохгілує. Именно на территории этой административной единицы, а также определенной части территории на восток от нее прогнозируется формирования етнодержавного образования этих народов. Вероятной названием этого образования может быть Кохгілує (часть названия административной единицы и название одного из основных народов). Консолидирующим центром является город Ясудж.

Элам. Территория современного остатка Хузестан. Поскольку подавляющее большинство населения этой территории составляют арабы-шииты, здесь возможно образование государства конфедеративного типа, объединенной с южной частью Ирака, которая имеет подобный этнический состав. Основные факторы, которые способствуют отделению Хузестану:

  • существенное отличие основного населения (арабов) от иранцев за языком, культурой, ментальностью; высокая этническое самосознание, поддержка арабов других стран;
  • вооруженная борьба за независимость арабов Хузестану в 20-х гг. ХХ ст.;
  • с выделением Луристану, Кохгілує и Бахтіарії Хузестан будет слабо связан с метрополией (Ираном);
  • экономическая заинтересованность местной элиты в контроле над энергетическими ресурсами, возможна поддержка в этом Европы и США.


Факторы, способствующие объединению с южной частью Ирака:

  • историческая общность населения этих земель;
  • этническое и религиозное единство;
  • арабы южного Ирака вели вооруженную борьбу против арабов северного Ирака (восстание 1935 г.);
  • прослеживаются сильные тенденции к автономии юга Ирака. Этому, в частности, способствует объявления ООН зоны запрета полетов иракской авиации;
  • подобная экономическая специализация обеих территорий, общие экономические интересы; наличие сильного консолидирующего центра - города Басра;
  • довольно интенсивное движение населения между южными районами Ирака и Хузестаном.


Новообразованное государство, вероятно, получит историческое название Елам.

Белуджистан. Территория, населенная преимущественно белуджами. Земля белуджей искусственно разделена границ трех государств: Афганистана, Пакистана и Ирана. Через существования значительной нестабильности в этих странах прогнозируется образования независимого государства белуджей, которая объединила бы этнические земли этого народа, которые находятся сегодня в составе этих трех стран.

Факторы, способствующие образованию государства белуджей:

  • религиозный (белуджи - сунниты, а персы - шииты);
  • нестабильная ситуация в Пакистане и Афганистане уже сейчас привела к консолидации племен белуджей и фактического контроля ими всех своих этнических территорий в Афганистане;
  • белуджи вели вооруженную борьбу против персов в 1919-20 гг.;
  • белуджи имеют сильный консолидирующий центр - город Кветта, современный административный центр пакистанской провинции Белуджистан;
  • быстрое увеличение численности белуджей вследствие высокого естественного прироста;
  • исторические традиции государства (в средние века существовало сильное ханство белуджей);
  • белуджи сохранили и развивают собственную культуру и язык.


Гілян. Территория на юго-западном побережье Каспийского моря, населенная гіляками, галєшами, талишами. Гиляки и галєші - этнически родственные народы (галєші проживают преимущественно в горных районах и не имеют сильной элиты). Талыши является переходным между этносом гіляками и азербайджанцами. Все три народы имеют собственные культуры и языка, которые им удалось сохранить, несмотря на активные попытки ассимиляции персами.

Весьма вероятными есть четыре варианта будущего статуса Гіляну:

а) образование трех независимых государств гіляків, галєшів, талишів;
б) создание общего государства галєшів i гіляків и присоединения талишів к Азербайджана, поскольку талыши находятся под влиянием азербайджанцев;
в) аналогично варианту (б) с образованием независимого государства талишів;
г) создание общего государства галєшів, гіляків, талишів.

Из этих вариантов наиболее вероятным является вариант (г), поскольку:

  • талыши были бы ассимилированы в Азербайджане;
  • территория проживания талишів исторически и административно всегда принадлежала к Гіляну;
  • галєші и талыши не имеют собственной сильной элиты для образования отдельных государств;
  • за малой территории и небольшой численности населения Гіляну его народы имеют значительно большие шансы отстоять свои интересы перед более мощными соседями, действуя сообща.



Образование независимого Гіляну способствуют следующие факторы:

  • исторические прецеденты (Гілянська республика 1919 г.);
  • культурная и языковая отделенность от персов;
  • большой исторический консолидирующий центр - город Концов, который одновременно является важным экономическим и торговым центром;
  • Гілян выделен в отдельную административную единицу;
  • высокий, по сравнению с другими частями Ирана, экономическое развитие, интенсивные связи с прикаспийскими странами.


Мазандеран. Остан Ирана, населенный племенами мазандеранців, которые исторически всегда выступали против Тегерана и оказывали поддержку гілякам во время их восстаний. Хотя этот народ родственный гіляками, однако имеет существенные культурные и языковые различия. Поэтому вероятным является образование здесь независимого государства (образцом может быть пример разделения родственных между собой чеченцев и ингушей).

Факторы, способствующие образованию независимого Мазандерану:

  • борьба за независимость в начале ХХ ст.;
  • усиление давления Тегерана на национальные меньшинства;
  • административная особом месте Мазандерану;
  • образование независимых Мазандерану и Гіляну выгодно для Европы и государств Закавказья, которые бы хотели отрезать от нефтяных месторождений Каспийского моря Иран, который всегда претендовал на гегемонию в этом районе.


Айсорія. Горные районы на западном побережье озера Урмия. Территория заселена айсорами и армянами. Как следствие сепарационных процессов в Иране, можно рассматривать два варианта развития этой территории:

а) присоединение к Курдистана, который с трех сторон окружает эту территорию;
б) образование независимого государства айсорів и армян.
Первый вариант менее вероятен, поскольку курды постоянно конфликтовали с армянами и айсорами (истребление айсорів и армян во время Первой мировой войны). Более вероятным является вариант (б). Независимое государство даст возможность айсорам и армянам сохранить собственные культуры и языка. Возникновение новой Айсорії очень выгодно для Европы и христианских государств Закавказья (Армении, Грузии). А влияние этих государств в Закавказье (особенно Армении) прогнозируется довольно значительный. Ни армянам, ни айсорам не удастся выжить в исламском Курдистане. Айсори отличаются менталитетом от персов. Они, как и армяне, являются христианами-несторианцами. Поэтому можно предположить значительную поддержку христианского мира.

Айсорам удалось сохранить свою древнюю культуру и язык. Армяне на этой территории также постоянно стоят перед проблемой выживания. Поэтому они будут, скорее всего, активно способствовать образованию независимой Айсорії, поскольку присоединение к Армении практически невозможно в связи с территориальной розділеністю (и исторически эта территория принадлежала не армянам, а именно айсорам). Айсори имеют достаточную социальную структуру для образования собственного государства (значительный процент айсорів являются высокообразованными интеллигентами). Консолидирующим центром является город Урмия. Хотя здесь проживает довольно значительное количество азербайджанцев, все же элитные должности занимают армяне и айсори. Да и присоединение Айсорії к Азербайджана, в силу исторических причин, для айсорів i армян еще менее привлекательно, чем присоединение к Курдистана. В целом население Айсорії удовлетворяет пребывания в многонациональном Иране, однако с его разделением такой их статус будет уже невозможен.

Пределы.
К Курдистана - остани Курдистан, Бахтран, Илам, северная часть остатка Западный Азербайджан.
К Азербайджана - остан Восточный Азербайджан. Возможен перенос столицы в город Тебриз.
Луристан - остан Луристан. Столица - город Хоремабад.
Бахтіарія - остан Бахтіарія и Чехармехаль. Столица - город Шехре-Корд.
Кохгілує - генерал-губернаторство Боєрахмеді и Кохгілує, северная часть остатка Фарс. Столица - город Ясудж.
К Елама - остан Хузестан.
К Белуджистана - остан Систан и Белуджистан.
Гілян - остан Гілян. Столица - город Концов.
Мазандеран - остан Мазандеран. Столица - город Сари.
Айсорія - южная часть остатка Западный Азербайджан (западное побережье озера Урмия и окружающие территории, заселенные айсорами и армянами). Столица - город Урмия.
Иран (Персия) - остальные территории современного Ирана. Возможен перенос столицы в город Исфахан, поскольку это культурный и религиозный центр мусульман-шиитов, хотя вероятность того, что Тегеран останется столицей Ирана, все же больше.

Афганистан

Территорию Афганистана можно классифицировать по типу 1, в который входят территории, где существуют давно сформированы нации на своих этнических землях. Учитывая нынешнюю ситуацию, можно прогнозировать распад Афганистана на отдельные национальные государства (распад империи в соответствии с вариантом А для типа 1).

Уже теперь Афганистан распался на несколько территорий, что их контролируют отдельные народы (племенные объединения). Эти земли являются фактически отдельными самоурядними территориями. В прошлом объединительным фактором для народов Афганистана была монархия, которая сумела уберечь Афганистан от колониального завоевания европейскими государствами. После падения монархии (да еще и образования независимых Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана на территории бывшего Советского Союза) пребывания народов Афганистана в одном государстве не имеет смысла. Сепаратистские движения усугубляются вследствие разнообразия Афганистана в религиозному, национальному и экономическом плане (таджики, например, живут в экономически развитых районах, чем другие народы Афганистана).

Следовательно, можно спрогнозировать распад Афганистана на такие етнодержавні образования: Пуштуністан (собственно то, что останется от Афганистана вместе с присоединенными пакистанскими территориями, населенными пуштунами), Хазарея, Чораймакія, Кафіристан. Некоторые территории отойдут к Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Белуджистана.

Пуштуністан (Афганистан) - етнодержавне образования, которое возникнет на основе объединения территорий, населенных пуштунами (афганскими и пакистанскими). Образование этого государства в недалеком будущем способствуют следующие факторы:

  • правительственная и военная нестабильность в Афганистане;
  • военная борьба между различными племенами; при этом пуштуны имеют комплекс "старшего брата" по отношению к другим народам Афганистана;
  • постоянное движение населения между пуштунскими землями Афганистана и Пакистана;
  • этническая, религиозная и культурная единство афганских и пакистанских пуштунов;
  • границу между Афганистаном и Пакистаном является искусственным, его было установлено во время колониальных войн Британской империи за сферы влияния в XIX ст.;
  • большое стремление к объединению в пуштунов (в 1948 г. было значительное беспорядки пуштунских племен, направленное на создание единого государства).



Поскольку афганская часть Пуштуністану является метрополией Афганистана, пуштунська верхушка стремится сохранить свой контроль над всем Афганистаном. Однако в сложившейся ситуации, это уже маловероятно. Более того, события в Афганистане будут стимулировать сепарационные процессы в Пакистане.

Таджикистан. Этнические земли таджиков на юг от П'янджу объединятся с независимым Таджикистаном согласно варианту Бы для территорий типа 1. Это определяется следующими факторами:

  • историческая борьба таджиков Афганистана и Таджикистана по образованию государства, независимой как от Москвы, так и от Кабула;
  • территория, населенная таджиками, является самой развитой в экономическом плане;
  • во время гражданской войны таджики вели вооруженную борьбу против пуштунских командиров;
  • сегодня таджикские этнические земли преимущественно контролируемые таджикскими военными формированиями, которые ведут борьбу против официального Кабула и против правительства Душанбе, который они считают пророссийским;
  • существование значительного консолидирующего центра - города Файзабад;
  • содействие Узбекистана, который на сегодня является достаточно сильным государством в этом регионе и активно поддерживает афганских узбеков, которые являются союзниками таджиков в антипуштунській (теперь она имеет форму антиталібівської) борьбе.


Узбекистан. Узбекские этнические земли в Афганистане (согласно варианту Бы для территорий типа 1) как исторические части страны, искусственно выделенные во время обретения независимости, вероятнее всего, будет присоединено к Узбекистана. Этому будут способствовать следующие факторы:

  • тенденции укрепления Узбекистана и упадка Афганистана;
  • узбеки на этих территориях коренной нацией и проживают здесь довольно давно;
  • эти территории уже сегодня контролируются узбекскими военными отрядами, которые осуществляют здесь властные функции и получают сильную поддержку Узбекистана.


Можно рассматривать вариант создания здесь независимого государства, однако он маловероятен, поскольку такое государство было бы значительно слабее Узбекистана и рано или поздно ее все равно было бы включена в его состав. Кроме того, узбекский народ всегда стремился к объединению.
Туркменистан. Туркмены Афганистана, которые компактно проживают на своих этнических землях, не раз выражали стремление к объединению и пытались добиться этого силой оружия. Теперь здесь уже существуют благоприятные условия для объединения.

Хазарея. Это государственное образование прогнозируется на территориях, заселенных хазарейськими племенами (хазарейці - народ, родственный с таджиками). Во время гражданской войны хазарейці проявили себя как отдельная, вполне зрелая нация. Факторы, способствующие выделению государства хазарейців:

  • постоянные войны приносят разруху в местах проживания хазарейців, здесь возникают различные вооруженные группировки, что повлекло вооруженное сопротивление местного населения во время последней гражданской войны. Для этого хазарейці сформировали военные отряды, которые взяли на себя властные функции на значительной части территории;
  • хазарейці, в отличие от большинства народов Афганистана, по вероисповеданию - шииты, поэтому их активно поддерживает Иран, который несколько раз угрожал талибам открыто ввести свои войска для помощи афганским шиитам;
  • во время распада Афганистана на отдельные етнодержавні образования Хазарея могла бы возникнуть как государство даже без активной борьбы, аналогично Беларуси во время распада СССР;
  • образования такого государства выгодно Европе (раскол в лагере исламистов) и Узбекистана, который захочет иметь "буферную" зону между своими рубежом i рубежом новообразованного Пуштуністану, ожидать хороших отношений с которым Узбекистан не имеет оснований;
  • хазарейці имеют сильный консолидирующий центр город Тагаб, которое является значительным промышленным и культурным центром, который станет столицей Хазареї.



Чораймакія. Возникновение этой страны прогнозируется на территориях, заселенных племенными объединениями чораймаків и таджиков. Таджики, имеющих опыт государственности, станут катализатором до завоевания независимости чораймаками. Образование независимой Чораймакії способствуют почти те же факторы, что и Хазареї. Хотя чораймаки подвергались активной ассимиляции пришлым населением, они сохранили свой язык и некоторые специфические культурные и религиозные различия, что выделяет их среди других народов Афганистана. Чораймаки и таджики имеют сильный центр - город Герат, которое, скорее всего, и станет столицей будущего государства. Присоединение Чораймакії к Таджикистана маловероятно в связи с территориальной розділеністю.

Кафіристан (Нуристан). Етнодержавне образования, возникновение которого предполагается на землях проживания кафирских племен. Эти территории расположены в труднодоступных горных районах, поэтому нельзя говорить, что метрополия сможет их удержать и приложит для этого значительные усилия. Кафиры еще не имеют ярко выраженной социальной структуры и зрелой национального самосознания, однако оказывают сопротивление любым попыткам ассимиляции. До 20-х гг. ХХ века они вообще были фактически независимыми. Сохранили собственную культуру и язык, а в отдаленных районах даже древние верования, которые отражаются в обрядах. Для кафірів не характерно четкое соблюдение постулатов ислама, хотя они являются мусульманами. Имея консолидирующий центр город Асадабад, они способны создать независимое государство в условиях нестабильного Афганистана. Эта нестабильность уже теперь является достаточным, чтобы вызвать цепную реакцию распада страны на отдельные государства.

Белуджистан. Контролируя свои этнические территории, имея тесные и беспрепятственные связи с белуджами Пакистана, которые имеют собственную провинцию и достаточно сильную национальную элиту, афганские белуджи приблизились к созданию собственного независимого государственного образования. Однако его окончательное становление может состояться лишь после активизации сепарационных процессов в Пакистане и Иране, где проживает подавляющее большинство белуджей.

Пределы.
К Узбекистана - провинции Балх, Кундуз, большие части провинции Саманган и Джаузджан, северо-западная часть провинции Баглан, юго-восточная - провинции Фарьяб.
К Таджикистана - провинции Бадахшан, Тахар, большие части провинции Лагман, Баглан, Каписа.
К Туркменистана - северо-западные части провинции Джаузджан, Фарьяб, северная часть провинции Бадгис.
К Белуджистана - южные части провинции Нимроз, Гильменд, Кандагар.
Хазарея - провинция Гор, Узузган, Бамиан, Парван, южные части провинций Балх, Джаузджан, небольшая территория на севере провинции Гильменд. Столица - город Тагаб.
Чораймакія - провинция Герат, большая часть провинции Багдис, небольшие территории на северном востоке провинции Фарах. Столица - город Герат.
Кафіристан - провинция Кунар. Столица - город Асадабад.
Пуштуністан - остальные территории современного Афганистана; северо-западная провинция Пакистана. Столица - город Кабул.

Пакистан

Как и соседние страны, Пакистан можно классифицировать по типу 1, то есть как территорию, где существуют давно сформированы нации, проживающих на своих этнических землях. Пакистан - многонациональная страна, официальное название которой - Федеративная Исламская Республика Пакистан. Как показала история, федерации - недолговечны образования. Почти все они рано или поздно испытывают распада или превращаются в тоталитарные государства, что в конечном итоге также приводит к распаду.

Исходя из права на самоопределение, которое будет активно использоваться народами в XXI веке, можно прогнозировать распад современного Пакистана согласно варианту А типа 1. Этому способствуют многие факторы. Пакистан - искусственное государственное образование, сформированное в результате распада колониальной системы не по этническому, а по религиозному принципу. Неестественность этого образования оказалась в том, что до него было : и Восточную Бенгалию, которую отделяла от основной части страны более тысячи километров территории Индии i которая и этнически, культурно и экономически почти не была связана с Пакистаном. Такая крайняя неестественность долго продолжаться не могла, поэтому в результате индо-пакистанской войны Восточная Бенгалия отделилась и стала независимым государством Бангладеш (это произошло еще задолго до начала процесса этнической сепарации искусственно образованных государств).

В доколониальный период на территории Пакистана было несколько государств, которые довольно часто воевали между собой. Национальные проблемы и теперь остро стоят в этой стране. На современном этапе наблюдается некоторое усиление интеграционных движений, что связано с угрозой ядерной агрессии со стороны Индии. Однако это не может стать достаточным цементирующим фактором, который помог бы сохранить единый Пакистан в его современных границах (как мусульмансько-индуистское противостояние не стало препятствием для сепарации Бангладеш). А то, что Пакистан, оккупировав значительную территорию индийского штата Джамму и Кашмир, находится в состоянии, недалеком от войны с Индией, является существенным фактором нестабильности в обеих странах. То же самое можно сказать и о ситуации в Афганистане и пограничных с ним пакистанских провинциях, территорию которых Пакистан использует для откровенного содействия определенным политическим и этническим группировкам Афганистана. В этом случае такая нестабильность является особенно благоприятным фактором для распада Пакистана на отдельные етнодержавні образования вслед за Афганистаном. Такие предположения підтведжуються также довольно частыми и активными выступлениями составляющих Пакистанской федерации (отдельных народов) против центрального правительства. Политика Исламабада не отмечалась и не отличается высокой национальной терпимостью. Она направлена на ассимиляцию и создание народа, который бы объединял лишь религия. Как свидетельствует история, такой народ создать невозможно. В соответствии с доктринами многих религий (христианства) это противоестественно и поэтому не соответствует Божьим законам. Не раз такие попытки терпели неудачу и в Пакистане уже во второй половине ХХ века. Так, в определенное время были попытки ликвидировать разделение на провинции и их самоуправления, что в результате привело к восстановлению этого деления в результате очень сильного сопротивления коренного населения провинций. Народы, населяющие Пакистан, не раз выражали стремление к созданию собственных государств. Так, в 1957 г. претензии Афганистана на Северо-Западную провинцию Пакистана был поддержан местными пуштунами, которые стремились вместе с пуштунами Афганистана создать независимое государство. Некоторые народы и теперь ведут политическую, а в некоторых случаях и вооруженную борьбу за образование независимых государств и автономий, что также является шагом к обретению независимости. Так, еще в 1952 г. создан "Лигу восстановления великого Белуджистана", которая действует до сих пор (конечно, в условиях подполья).

В Пакистане есть несколько источников сепарации: Белуджистан, Пенджаб, Синд, Северо-Западная провинция.

Белуджистан. Коренными нациями на этой территории есть белуджи и брагуи. Этнические территории белуджей также в Иране и Афганистане, причем последние фактически не зависят от центрального правительства. Именно афганские белуджи, вероятнее всего, могут стать толчком к объединению всех белуджей в единую национальную государство. Этому способствуют тесные связи между белуджами всех трех стран (см. также Иран, Афганистан). Брагуи могли бы, в принципе, создать собственное государство, однако на современном этапе их численность по сравнению с белуджами является незначительной, а расселены они некомпактно и почти ассимилированы. Часто они даже причисляют себя к одному из подразделений белуджей. Поэтому в прогнозируемый период сепарация брагуїв отдельно от белуджей маловероятна.

Пенджаб. Возникновение этого етнодержавного образования прогнозируется на основе пакистанской провинции Пенджаб и индийского штата Пенджаб. На этих территориях проживает коренная нация пенджабців. Хотя религиозно населения этих земель отличается (на пакистанской территории проживают преимущественно мусульмане, а на индийской - в основном индуисты), однако оно сохраняет сильное стремление к объединению в одно государство, что вызывает постоянную нестабильность в индийской части Пенджаба. Именно проблема Пенджаба является основным источником противоречий между Пакистаном и Индией: пенджабці Пакистана, которые имеют там доминирующие позиции, не могут смириться с искусственным разделением своей страны. Исторически Пенджаб был почти всегда единственным и поэтому коренное население очень больно восприняло разделение страны в 1947 г. В пакистанском Пенджабе проживает значительная религиозная община сикхов, которые всегда были основными сторонниками сохранения и развития пенджабской культуры и языка. На современном этапе они выступают катализатором тех сил, которые стремятся объединения. Важным является и экономический фактор объединения Пенджаба. После разрыва экономических связей в 1947 г. хозяйства обеих частей Пенджаба пережили большую кризис и до сих пор не могут работать на полную мощность. Столицей нового Пенджаба, вероятно, станет современный крупный административный, промышленный и культурный центр Лахор, который некогда был столицей Пенджабской государства. Нынешняя пакистанская столица Исламабад, а также город Равалпинди, что было раньше столицей Пакистана, не могут быть столицей Пенджаба, поскольку они были столицами именно для того, чтобы символизировать не национальную, а федеративное государство.

Синд. Провинция Синд населенная преимущественно сіндхами, которые являются коренной нацией на своих этнических территориях. В давние времена Синд был независимым государством, хотя несколько раз его завоевывали тюркские и иранские племена. В 50-х гг. ХХ века сіндхи активно выступали за предоставление Синда широкой автономии. Сіндхи имеют все предпосылки для создания независимого государства, что и прогнозируется с развитием сепарационных процессов в регионе. Столицей этого образования может стать город Хайдарабад или город Карачи. Карачи имеет больше шансов, поскольку здесь уже была столица Пакистана и сохранилась соответствующая структура. Карачи является также крупным экономическим и транспортным центром.

Пуштуністан. Территория Северо-Западной провинции - этническая территория пуштунов, что является крупнейшим и фактически метропольним этносом соседнего Афганистана. На этой территории расположены базы пуштунских отрядов, которые принимают участие в гражданской войне в Афганистане. Через это граница между пакистанской и афганской частями Пуштуністану уже теперь является в значительной степени условным. Поэтому прогнозируется объединения Пуштуністану. Эта проблема, вероятно, станет одним из важнейших толчков к разделению Пакистана.

Таким образом, на территории современного Пакистана прогнозируется возникновения четырех етнодержавних образований.

Пределы.
Пенджаб - провинция Пенджаб; индийский штат Пенджаб и северная часть Северо-Западной провинции. Столица - город Лахор.
Синд - провинция Синд. Столица - город Карачи.
Белуджистан - провинция Белуджистан; иранский остан Систан и Белуджистан; южные части афганских провинций Нимроз, Гильменд, Кандагар. Столица - город Кветта.
К Пуштуністану - Северо-Западная провинция, кроме северной части.

Индия

Территория Индии классифицируется по типу 1. Согласно варианту А для типа 1 распад Индийского Союза в недалеком будущем не вызывает сомнений. От времени возникновения Индийского Союза основной задачей всех его правительств было сохранение единства страны. Партизанская война в этой стране, что фактически является национально-освободительной войной ее народов, не прекращается с момента провозглашения независимости. Жертвами террористических действий, которые велись в рамках этой войны, стало много политических деятелей, в том числе и премьер-министры. Основной причиной сложной политической ситуации в Индии есть искусственность ее образования. Страна населенная многими этносами, которые принадлежат даже в разных языковых семей. Хинди, что наиболее активно боролись против британских колонизаторов, после обретения независимости сами стали колонизаторами и силой удерживают другие народы в рамках созданного ими государства.

В доколониальный период территория Индии в современных ее пределах никогда не находилась в составе одного государства. Если и случалось объединения в одно государство достаточно больших ее частей, то такие союзы основывались на силе и не были долговечными. И теперь здесь существуют постоянные источники конфликтов (Пенджаб, Джаму и Кашмир, Ассам, Западная Бенгалия). Они не утихают уже полвека, и современная ситуация характеризуется только обострением межэтнических противоречий, а еще больше - противоречий между народами и центральной властью. Таким образом, прогнозируется распад Индийского Союза. Распаду Индии способствует также современное административное деление, который довольно точно выделяет этнические земли отдельных народов. Довольно часто в отношении индийских штатов употребляют название "национальные штаты", то есть уже теперь народы Индии близки к государственности.

Следовательно, Индия будет распадаться на такие етнодержавні образования.

Раджастхан. Возникнет на основе одноименного штата. Факторы, способствующие выделению в етнодержавне образования:

  • раджастханці всегда оказывали ожесточенное сопротивление завоевателям (VII в. - нашествие арабов, XIII ст. - нашествие монголов); сами раджастханці считают себя потомками военной касты ариев;
  • сохранили свой язык и культуру, теперь компактно проживают на своих исторических землях;
  • к 1956 г. княжество Раджастхан было официально независимым от Индии.



Исходя из истории существования Раджпутанії (историческое название Раджастхана), можно утверждать, что ее полностью никогда не была покорена. Следовательно, можно предположить, что раджастханці сохранили сильную национальную основу для выделения. Столицей этого етнодержавного образования станет нынешний административный центр город Джайпур.

Гуджарат. Возникнет на основе одноименного штата. Населенный гуджаратцями и бхілами. Последние проживают также в соседних штатах. Гуджарат был независимым до прихода британцев. В 1961 г. гуджаратцы собрались в одном национальном штате. Это стало следствием активной борьбы националистических сил гуджаратців. Гуджарат имеет значительные культурные различия по сравнению с другими народами Индии. Можно рассматривать возможность возникновения бхільського етнодержавного образования, основаниями для чего могут быть наличие у них собственной речи и особенности происхождения (предполагают, что бхіли были коренным населением современного Гуджарату). Однако на современном этапе бхіли практически ассимилированы. Так, обучение в школах ведется на языках тех штатов, где проживают бхіли. Они не имеют возможности создать собственной высокообразованной элиты. Не наблюдается никаких проявлений национального подъема. Поэтому вряд ли можно прогнозировать возникновение етнодержавного образования бхілів в ближайшем будущем. Столицей Гуджарату станет его исторический центр город Ахмадабад.

Махараштра. Етнодержавне образования народа маратхи на основе современного индийского штата Махараштра. Населения этого штата - преимущественно маратхи. Народ маратхи разговаривает единственным языком, который практически не имеет диалектов. Здесь получил широкое распространение ислам, поэтому кастовый разделение в Махараштре не столь сильное, как в других частях Индии. Махараштра - один из самых густонаселенных и наиболее развитых штатов Индии. Столица штата - город Мумбаи (так недавно переименован город Бомбей) - всегда была местом значительных беспорядков на национальной почве. Одним из последствий этого стало создание национального штата маратхи в 1955 г. Столицей нового етнодержавного образования останется современный центр Мумбаи.

Карнатака. Етнодержавне образования народа каннара на основе современного индийского штата Карнатака. Каннара имеют большой опыт создания государства. Исторические источники свидетельствуют, что на территории современного штата Карнатака существовали могущественные государства еще до нашей эры. Сегодня это один из наиболее развитых штатов Индии. Исходя из этого, можно прогнозировать возникновение етнодержавного образования каннара, которое, вероятно, сохранит историческую название Карнатака. Столицей останется город Бангалор.

Андхра. Етнодержавне образования народа телугу (андхра), что прогнозируется на основе штата Андхра-Прадеш. Значительный процент населения городов составляют мусульмане. В сельских местностях сохранились древние верования. Все это наложило свой отпечаток на культуру андхра. До 1948 г. так называемое Гайдарабадське княжество оставалось независимым. Потом был оккупирован индийскими войсками. Большая часть элиты этого штата являются мусульманами. Поэтому возникновению здесь нового государства будет способствовать мусульманский мир. Столицей останется современный административный центр город Хайдарабад. Новообразованной государству будет возвращено историческое название Андхра.

Гондвана. Государственное образование гондів. Прогнозируется в южной части штата мадхья-прадеш. Гондів считают коренным этносом этой территории. Она никогда не была полностью подчинена через свою труднодоступность. Гондам удалось сохранить собственную культуру и язык. Учитывая эти факторы и компактность проживания, можно прогнозировать выделение гондів в етнодержавну единицу. Столицей станет город Джагдалпур.

Малаяла. Етнодержавне образования народа малаяла возникнет на основе современного индийского штата Керала, где компактно проживают малаяла. Это штат с наибольшей плотностью населения. Некоторые исследователи считают малаяла близкими к тамилов на основе близости языков и культурного подобия. Однако, как свидетельствует история, между этими народами постоянно велись войны. Поэтому предположение о возникновении единого государства тамилов и малаяла маловероятно. Независимости Кералы способствует также тот фактор, что это наиболее образованный штат Индии, следовательно, есть все предпосылки для совершенствования национальной элиты. Столицей останется современный административный центр город Трівандрам.

Тамиланд. Страна тамилов, что прогнозируется на основе современного штата Тамиланд. Можно рассматривать два варианта формирования тамильского етнодержавного образования:

  • образование единого государства тамилов с присоединением к Таміланду территорий Цейлона, населенных тамильским этносом;
  • образование двух независимых государств Тамиланд i Тамил-Илама.

Второй вариант более вероятен, потому что тамільське населения Цейлона создало собственную культуру, которая отличается от культуры материковых тамилов, имеет собственную политическую и военную элиту. Материковый Тамиланд всегда отличался высоким уровнем самостоятельности. Здесь практически не прекращались беспорядки националистических сил, которые стремились отделения. В Таміланді в 1918 г. была создана первая профсоюз, и уже тогда началась борьба за его независимость. Содействовать становлению независимости Таміланду i уровень развития его экономики - Тамиланд экономически способен обеспечить себя практически всем необходимым. Столицей останется современный административный центр город Ченнаи (Мадрас).

Ориса. Страна народа ория на основе современного штата Орисса. За все время своего существования ория удалось, несмотря на завоевание, сохранить культуру, язык и название, которую считают общим названием древних индоевропейских племен (ариев). Завоеватели преимущественно оставляли за ория местные органы управления, устанавливая лишь протекторат. Таким образом, можно сказать, что ория оставались в определенной степени независимыми значительный период времени. В 1938 г. ория добились статуса отдельного штата. На территории штата Орисса проживает также народ санталів. Однако их малочисленность, некомпактність расселения, отсутствие национальной элиты и достаточного структуры не являются основаниями для создания санталами собственного государства. Столицей останется современный административный центр город Бхубанешвар.

Бихар. Біхарці - зрелый этнос, которому, как и ория, удавалось сохранять самоуправления при различных завойовниках. В штате Бихар, на основе которого прогнозируется етнодержавне образования біхарців, нет больших национальных меньшинств. Столицей останется современный административный центр город Патна.

Химачал. Образуется на основе индийского штата Химачал-Прадеш. Основное население штата - непальцы, пахарі, гуджари. Значительный процент населения исповедует буддизм. В настоящее время наблюдается значительное влияние Пенджаба на эти территории. Это проявляется в распространенности пенджабской языка на территории штата. Можно рассматривать возможность присоединения этой территории к Непала, но на индийских непальцев значительное влияние имело местное население других наций, что привело к разнице в культуре и менталитете непальцев Непала и непальцев Индии. Другие коренные народы, которые сохранили свою культуру и не хотят быть асимільованими, не стремятся присоединения ни в Индии, ни в Непал, ни к Пенджаба. Разделение этих народов на отдельные государства маловероятно в связи с некомпактністю и неструктурованістю. Да и для сложившейся властной элиты штата государство Химчал является, очевидно, оптимальным вариантом. Столицей останется город Шимла.

Асам. Етнодержавне образования асамців возникнет на основе одноименного штата. Еще в начале века асамці проявляли стремление к отсоединению. В течение многих лет в штате продолжается партизанская война за независимость. Хотя центром штата есть небольшой городок Діспур, крупнейшим центром Асаму является город Гувахати, которое и прогнозируется столицей.

Мегхалая. Прогнозируется формирование на основе этого штата отдельного государства народу кхаси. В 50-х гг. были попытки объединить Мегхалая с Асамом, что вызвало вооруженное сопротивление населения. На современном этапе кхаси добились значительных успехов в возрождении своего языка и культуры. Они имеют высокообразованную элиту. Здесь также растет влияние христианской религии, поэтому такое государство может быть поддержана христианским миром. Столицей станет нынешний административный центр город Шиллонг.

Сікім. До 70-х гг. оставался независимой страной. Относительно будущего этого настоящего индийского штата, то после разделения Индии можно рассмотреть два варианта:

а) восстановление независимости;
б) присоединение к Непала.

Более вероятным является первый вариант, поскольку Сікім был определенное время независимым и такой "статус кво" устраивал все соседние государства. Присоединению к Непала помешают индийские новообразованные государства и Бутан, которому невыгодно иметь границы с Непалом через угрозу массовой миграции непальцев к Бутана. Индия уже просто не сможет удержать эти территории, а асамці никогда не имели некоего существенного интереса к Сікіма. Статус столицы возобновит город Гангток.

Западная Бенгалия. Этот штат, очевидно, будет присоединено к современного Бангладеш. До 1947 г. бенгальский народ оставался единственным, несмотря на религиозную дифференциацию. Теперь с обеих сторон существуют сильные стремления к объединению. Экономический фактор (Западная Бенгалия более развита экономически) не станет препятствием к объединению (аналогично ФРГ и ГДР). Столицей, скорее всего, станет город Каликут (так теперь называется Калькутта), которое всегда было консолидирующим центром бенгальцев. Страна, вероятно, вернет себе историческое название Бенгалия.

Трипура. Прогнозируется формирование на основе этого штата независимого етнодержавного образования народа бара-бодо. Можно рассматривать также вариант присоединения этого штата в Бенгалии, поскольку здесь проживает значительный процент бенгальцев. Однако бенгальцы уже имеют свою историческую государство и их численность в штате меньше, чем бара-бодо. Столицей станет современный административный центр город Агартала.

Аруначала-Прадеш. Эта союзная территория, скорее всего, отойдет к новообразованной тибетской государства, поскольку населенная преимущественно тибетцами, которые стремятся воссоединиться с исторической родиной (см. Китай).

Нагаленд. Штат Нагаленд, скорее всего, отойдет к новообразованного государства народу нага. Нага ведут вооруженную борьбу за самоопределение. Государство образуется из индийского штата Нагаленд и некоторых территорий Мьянмы. Столицей станет современный политико-административный центр город Кохіма.

Кука-Чин. Штат Манипур и союзная территория Мизорам войдут в состав государства кука-чінів, которая образуется объединением Манипуру, Мизораму и Чінського национального округа Мьянмы. Столицей этого государства, очевидно, станет город Импхал, центр штата Манипур.

Гіндустан (Индия). В составе Индии останутся территории современных штатов Утар-Прадеш, мадхья-прадеш, Харьяна и округа Дели. Эти территории населенные преимущественно хинди. Именно здесь возникали мощные государства древнего мира и средневековья. Хинди в современной Индии есть метропольною нацией, поэтому их лидеры, занимающие господствующее положение в стране, проводя достаточно жесткую шовинистическую политику, пытаются подавлять сепарационные процессы. Однако противостоять глобальной тенденции они не смогут. Кроме того, формирование независимых етнодержавних образований - единственный способ обеспечения мира и стабильности в Южной Азии, что, безусловно, нужно и для самих хинди.

Кашмир. Территория штата Джаму и Кашмир является одним из основных источников нестабильности в современной Индии. Поэтому во время ее разделения возникновения отдельного етнодержавного образования кашмирцев не вызывает сомнения. Столица - административный центр штата - город Сринагар.

Острова. В состав современной Индии входят также Лаккадівські, Андаманские и Никобарские острова. Эти острова являются отдельными союзными территориями, имеют свои региональные элиты, по этническому составу отличаются от других штатов и территорий Индии. Поэтому во время разделения Индии прогнозируется выделение етнодержавних образований: Лакшадвип (такое название современной союзной территории, в которую, кроме Лаккадівських островов, входят небольшие соседние Аминдивские острова), Андаманские Острова, Никобарские Острова. Подобное островное етнодержавне образования уже есть в Индийском океане - Мальдивы (Мальдивская Республика). Разделение Андаманских и Никобарских островов, которые теперь входят в одной союзной территории, связано с тем, что этносы, населяющие эти острова, совсем разные.

Пределы.
Раджастхан - штат Раджастхан. Столица - город Джайпур.
Гуджарат - штат Гуджарат, города Даман и Диу союзной территории Гоа, Даман и Диу, союзная территория Дадра и Нагархавелі. Столица - город Ахмадабад.
Махараштра - штат Махараштра. Столица - город Мумбаи (бывший Бомбей).
Карнатака - штат Карнатака, территория Гоа (часть союзной территории Гоа, Даман и Диу). Столица - город Бангалор.
Андхра - штат Андхра-Прадеш. Столица - город Хайдарабад.
Гондвана - южная часть штата мадхья-прадеш. Столица - город Джагдалпур.
Малаяла - штат Керала, союзная территория Путтуччері. Столица - город Трівандрам.
Тамиланд - штат Тамиланд. Столица - город Ченнаи (бывший Мадрас).
Ориса - штат Орисса. Столица - город Бхубанешвар.
Бихар - штат Бихар. Столица - город Патна.
Химачал - штат Химачал-Прадеш. Столица - город Шимла.
Асам - штат Ассам. Столица - город Гувахати.
Мегхалая - штат Мегхалая. Столица - город Шиллонг.
Сікім - штат Сікім. Столица - город Гангток.
К Бенгалии - штат Западная Бенгалия.
Трипура - штат Трипура. Столица - город Агартала.
Кашмир - штат Джамму и Кашмир. Столица - город Сринагар.
К Пенджаба - штат Пенджаб.
К Тибет - союзная территория Аруначала-Прадеш.
Нагаленд - индийский штат Нагаленд; этнические территории нага в Мьянме (часть провинции Сагайн, севернее линии городов Леші-Таманді). Столица - город Кохіма.
Кука-Чин - штат Манипур, союзная территория Мизорам; Чінський национальный округ Мьянмы. Столица - город Импхал.
Индия - штаты Утар-Прадеш, мадхья-прадеш (кроме южной части), Харьяна, округ Дели, союзная территория Чандигарх. Столица - город Дели.
Лакшадвип - союзная территория Лакшадвип. Столица - город Кавараті.
Андаманские Острова - часть союзной территории Андаманские и Никобарские острова севернее от пролива Десятого Градуса. Столица - город Порт-Блэр.
Никобарские Острова - часть союзной территории Андаманские и Никобарские острова южнее пролива Десятого Градуса. Вероятная столица - город Махеан.

Бангладеш

С разделением современной Индии прогнозируется объединения Бангладеш с настоящим индийским штатом Западная Бенгалия. Объединенная государство бенгальцев, которая, вероятно, вернет себе название Бенгалия, войдет в пятерку крупнейших по численности населения стран мира. Большой індоєвропейський народ с древней развитой культурой получит широкие возможности для своего развития. Противоречия между мусульманами и индуистами среди бенгальцев уравновесят христиане, влияние которых в Бенгалии существенно вырастет - ведь не зря здесь провела много лет мать Тереза - одна из величайших деятелей христианства XX века.

Пределы.
Бенгалия - вся территория Бангладеш; индийский штат Западная Бенгалия. Столица - город Каликут (бывшая Калькутта).

Бутан

Основную часть населения страны составляют бхатії. На территорию Бутана не предполагается каких значительных миграций, которые могли бы привести к изменению этнической ситуации. Поэтому в Бутане не прогнозируется никаких территориальных изменений. Столицей останется город Тхимпху.

Непал

Ситуация аналогична ситуации в Бутане, хотя здесь и проживают несколько крупных национальных меньшинств. Непал существует в своих пределах с средневековья. За это время установилась стабильная система межэтнических отношений. Поэтому изменений здесь не предвидится. Столицей останется город Катманду.

Шри-Ланка

Крупнейшими народами страны является " сингалы " i тамилы. Со времени обретения независимости не утихает конфликт между правительством, представляющим сингальское большинство, и тамилами. Оба народы проживают компактно. Определенная проблема в том, что тамилы на острове не являются коренным народом, в современной Индии они имеют свой штат, на основе которого прогнозируется независимое государственное образование. Однако сегодня рееміграція тамилов нереальна, а пребывание двух враждующих народов в одной стране должна завершиться их разделением.

Пределы.
Тамил Илама (государство цейлонских тамилов) - часть острова на северо-восток от границы вдоль реки Аруві до города Анурадхапура и далее до города Поттувіл. Столица - город Джафна.

Шри-Ланка (государство сингалів) - юго-западная часть острова. Столица - город Коломбо.



Назад