Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Западная Африка


Сенегал

Одна из самых развитых стран Западной Африки как по экономическим, так и по национальным признакам. Однако уровень развития различных этносов очень неодинаков: сравнительно высокий уровень народа волоф и близкого к нему фульбе, которые составляют более половины населения и уже в значительной мере осознают себя новым сенегальским этносом, и народности, находящихся на родо-племенном уровне (преимущественно это народности группы манде). Поэтому наиболее вероятным является поглощение неструктурированных этнических меньшинств сенегальским этносом, в результате чего Сенегал становится национальным государством сенегальцев. Отсоединение юго-восточной части, населенной народами группы манде, маловероятно, поскольку внешней поддержки со ослабленного Малые не предвидится. Кроме того, и эта часть расположена в зоне расселения фульбе.

Подобный к сенегальского состав населения также в Гамбии и Гвинее-Бисау. Однако нынешняя государственность и наличие собственных политических элит в этих государствах, а также негативный опыт объединения Сенегала и Гамбии (в государство Сенегамбію, которую не признала ни африканская, ни мировое сообщество и которая, в конце концов, распалась) указывает на небольшую вероятность их объединения с Сенегалом.

Следовательно, изменений в этнополитических пределах Сенегала не прогнозируется.

Кабо-Верде

Островное государство, расположенное в Атлантическом океане у побережья Мавритании и Сенегала. В течение длительного времени Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса) были португальской колонией. Население страны состоит преимущественно из потомков рабов, завезенных с континента, которые перешли на португальский язык. Будь-яка сепарация отдельных островов маловероятна через их этническую однородность и экономическую взаимозависимость.

Итак, территориальные границы Кабо-Верде прогнозируются неизменными.

Гвинея

Этнически, исторически и географически Гвинея состоит из трех частей: нижняя (заселена преимущественно народом сусу), средняя (преобладающее население - фульбе), верхняя и лесная (основное население - малінке). Наибольшее влияние в настоящее государстве имеют сусу. Однако продолжается активный процесс национального самосознания фульбе, а малінке имеют опыт государственности именно на территории современной Гвинеи. Сусу составляют небольшую часть населения Гвинеи и поэтому не смогут долгое время сдерживать сепарационные процессы. Объединение сусу и фульбе, что принадлежат к одной языковой группы, маловероятно в связи с малочисельністю доминирующих сусу и тем, что именно в Гвинее, по сравнению со всеми теми государствами, где проживают фульбе, их доля и этническое самосознание самые высокие. Поглощение народа сусу народом фульбе маловероятно в связи с наличием достаточно развитой социальной структуры и опыта государственности в первых и отставанием в этом других.

Пределы.
Гвинея (страна сусу) - Нижняя Гвинея со столицей в городе Конакри.
Фульбе - Средняя Гвинея и небольшая часть Верхней Гвинеи вокруг города Дабола. Самая вероятная столица - город Лабе.
Мандинго (страна народов мандинго, крупнейший из которых - малінке) - большая часть Верхней Гвинеи и Лесная Гвинея. Столица - город Канкан.

Кот д'ивуар

Одно из самых неестественных по этнической структурой государственных образований в Африке. В стране преобладает родоплемінний устройство. Однако етноконсолідаційні и сепарационные процессы, которые активно происходят в африканских странах, приводят к этнической консолидации близких народностей этой страны. Прогнозируется разделение на четыре части. На территории, которую заселяют народы подгруппы акан, прогнозируется образования государства Акан со столицей Абиджан, что должна быть основной преемницей настоящего Кот д'ивуара. Народы манде под влиянием национального движения близких к ним, но не идентичных с ними малінке в Гвинее, скорее всего, создадут собственное государство со столицей в городе Ман. Толчками к разделению страны, очевидно, станут процессы в Либерии, а потом и в Буркина-Фассо. Прогнозируется присоединения к Либерии юго-западной части Кот-д'ивуара с центром в городе Далоа, которая населена народами кру, что является доминирующей группой народов в Либерии. Возникновение на этой территории независимого государства кру маловероятно в связи с относительно высоким уровнем развития, государственным влиянием i консолідаційною способностью кру в Либерии.

Объединение страны Манде с населенной народами манде частью Либерии маловероятно. Ведь в Либерии быстрее происходят процессы этнического развития, однако численность манде в этой стране значительно меньше, чем в Кот д'ивуаре. Поэтому объединение привело бы к потере ими доминирующих позиций. Кроме того, народности соответствующих территорий не идентичны, и за неодинаковых условий существования (независимой Либерии и французской Центральной Африки) разница между ними еще больше возросла. Можно рассматривать также возможность объединения народов Акану с близкими к ним ашанти в настоящее Гане. Однако это маловероятно в связи с наличием отдельного консолидационного центра (Абиджан), государственно-политической элиты Акану и значительным его отставанием от ашанти в этническом развитии.

Северо-восточная часть Кот д'ивуара заселена преимущественно народностью сенуфо, что относится к языковой подгруппы гур. Близки к этой народности этносы заселяют также Буркина-Фассо (особенно западную его часть) и Малые (собственно сенуфо - в юго-восточной части). Поэтому во время кризиса в стране эта часть, очевидно, отделится от Абиджана. Возможны такие варианты этнополитических образований на территории, населенной этими этносами:

а) присоединение к Буркина-Фассо;
б) образование государства сенуфо в пределах настоящего Кот д'ивуара;
в) образование государства сенуфо на заселенных сенуфо территориях нынешних Кот д'ивуара и Малые;
г) создание государства сенуфо i лобби на заселенных ими территориях всех трех стран.

Вероятности этих вариантов определяются динамикой этнополитических процессов в Западной Африке и географическими особенностями территории. Сенуфо, проживающих на территории теперешнего Малые, имеют значительно более высокий уровень развития, чем сенуфо в Кот д'ивуаре. Однако их большинство на этой территории не обеспечивает им доминирующих позиций, поскольку среди этносов Малые сенуфо - один из наименее развитых. Дестабилизация в Мали, очевидно, будет иметь внешние причины - влияние Мавритании, Туареге и Буркина-Фассо. Поэтому наиболее вероятным является присоединение территории сенуфо в Мали в Буркина-Фассо. То есть вариант (в) маловероятен. Однако после объединения в Буркина-Фассо территорий, заселенных народностями гур, возможен вариант сепарации отличных от моси этносов. Сегодня существенных противоречий между моси и другими гур нет, более того, моси является общепризнанным консолидирующим этносом. Если консолидационные процессы будут достаточно интенсивными в настоящее Буркина-Фассо (есть все основания на это надеяться), то становится маловероятным вариант (г). Если дестабилизирующий процесс в Малые будет происходить значительно быстрее, чем в Кот д'ивуаре, то к разделению Кот д'ивуара успеет состояться этническая консолидация кот-д'івуарських сенуфо, и тогда вполне вероятным был бы вариант (б). Однако нынешняя нестабильность в Нигерии и Либерии, народы которых уже созревают к созданию национальных государств, свидетельствует о том, что, скорее всего, значительного временного промежутка между процессами в Малые и Кот д'ивуаре не будет. Следовательно, наиболее вероятным остается вариант (а).

Пределы.
Манде - округа Одиенне, Бундіалі, Сегела, Туба, Ман, Бенкоума, Бвафле.
Акан - округа Абоісо, Абиджан, Агбовіль, Адзопе, Бваке, Дімбокро, Абенгуру.
К Кру - округа Сасандра, Далоа, Дева, Ганьоа, Гігло.
К Буркина-Фассо - округа Бондуку, Катіола, Корхого, Бундіалі, Феркеседусу.

Гана

Подавляющая часть населения - ашанти и консолидированные с ними другие народы подгруппы акан. Ашанти - этнос с развитой социальной структурой, опытом государственности еще в средние века и теперешним доминированием в политической элите Ганы. Если бы не достаточно многочисленный народ моси, что занимает компактную территорию на севере страны, Гана могла бы стать национальным государством народа ашанти. Уровень этнического самосознания моси Ганы такой, что они уже ставят вопрос об отделении от ашанти, чему способствует наличие независимого государства моси - Буркина-Фассо. Хотя в Гане не прогнозируется значительной нестабильности, однако процессы в других странах Гвинейского залива, отсутствие гарантий нерушимости границ в регионе и механизма реализации прав национальных меньшинств приведут к тому, что, с учетом неполной консолидации народа ашанти, может произойти отделение северной части Ганы, населенной моси, и приєнання ее к Буркина-Фассо.

Пределы.
К Буркина-Фассо - территории, заселенные моси: область Болгатанга и северная часть области Тамале с центром включительно.
Ашанти - остальные территории страны. Поскольку нынешнее название государства - Гана - не историческое и не этническая (государство Гана в средние века была на территории современного Малые), то прогнозируется возвращение стране исторического названия Ашанти. Столицей, возможно, останется город Аккра, хотя более вероятно ее переносе в город Кумаси.

Гвинея-Бисау

Страна населена преимущественно народностью баланде. Хотя этот этнос проживает также в Сенегале и Гамбии, однако политическая элита Бисау, с одной стороны, не заинтересована в присоединении к Сенегала, а с другой - не имеет достаточно силы для присоединения территорий, населенных баланде и близкими малочисленных народов. Отсоединение территорий, населенных народами группы манде, не предвидится в связи с их малочисленностью и территориальной відділеністю от других манде. Следовательно, изменения этнополитических границ не ожидается.

Сьерра-Леоне

Основные этносы страны - темное и менде. Есть также менее многочисленные этносы группы манде (к которой принадлежит менде). Нынешняя политическая нестабильность в этой стране, очевидно, все больше будет набирать этнической окраски. Поэтому предполагается разделение страны на два етнодержавних образования: Сьерра-Леоне (государство темное) и Менде.

Пределы.
Сьерра-Леоне - все побережье, кроме территории вокруг города Сулима, северо-западная часть страны до города Макен включительно. Столица - город Фритаун.
Менде - остальные территории современной Сьерра-Леоне. Самая вероятная столица - город Бо.

Либерия

Около половины населения принадлежит к народов кру. Это найструктурованіші этнические группы страны, среди которых происходит активный консолідаційний процесс. В стране идет гражданская война, в которой все большее значение имеет этнический фактор. Другие (не кру) народы находятся преимущественно на родоплемінному уровне. Однако существующие противоречия между прибрежными (кру) и лесными (другие) народами способствуют консолидации лесных народов. Важной особенностью является также то, что основная часть минеральных ресурсов страны залегает на территории лесных народов, которые, очевидно, все больше стремятся к суверенитета над ними. Следовательно, наиболее вероятный результат затяжного (поскольку не решаются основные противоречия) гражданской войны - разделение страны на государство Кру и государство лесных народов. Вследствие разнообразия и отсутствия единого консолидационного центра объединительный процесс в этих народов, очевидно, будет происходить медленно и вряд ли приведет к скорейшему формированию единого этноса. Однако через малочисленность и неструктурированность и разделение этих народов маловероятно. Возможно, они будут сосуществовать в форме конфедерации, для которой вполне логичным является сохранение названия Либерия.

Этнически-консолидационные процессы в Либерии ускорят структурирование и этническое самосознание кру, проживающих на южном западе Кот-д'ивуара. Следствием этого, вероятнее всего, станет объединение всех территорий, населенных кру, в единую этническую государство Кру.

Пределы.
Кру - современные административные единицы: Монтсеррадо, Гранд Басса, Сіное, Гранд Гедех и Мэриленд. Вероятнее всего, для ускорения консолидации двух частей Кру столицу будет перенесен в глубину территории кру. Скорее всего, это будет город Чиен.
Либерия - остальные территории страны (административные единицы Кейп Маунт, Лоффа, Бонґ, Нимба). Самая вероятная столица - город Ґбанґа.

Того

Южная часть населенная преимущественно народом эве и другими близкими к ним народами подгруппы ква. Северную часть населяют народы гур, консолидирующим центром которых является Буркина-Фассо. Резкое различие в культуре, языке, образе жизни во время этнических сепараційно-консолидационных процессов в Западной Африке, очевидно, приведет к отделение северной части. Возможно ее присоединения к Буркина-Фассо ли создание на севере Того и Бенина отдельного этнополитического образования народов гур. Этнополитический развитие народов гур в Того и Бенине несколько выше, чем на других территориях, населенных этими народами. Здесь есть значительные города. Сепарацию и консолидацию ускоряет существенная разница с южными районами Того и Бенина. Особенно большое влияние будут иметь, очевидно, процессы разделения Нигерии, которые уже начались и, вероятно, будет происходить быстрее, чем усиление Буркина-Фассо. Поэтому наиболее вероятным представляется вариант создания отдельного государства бенинских i тоголезских гур.

Пределы.
Гур - области с центрами Дапанго, Лама-Кара, Сокоде и бенінські провинции Парак, Натітінгу. Столица - город Парак.
Того (государство народа эве) - области Ломе и Атакпаме. Столица - город Ломе.

Бенин

Юг страны преимущественно населен народом фон и относительно незначительным количеством народа йоруба (основного народа юго-западной Нигерии), который, как и фон, относится к подгруппе ква. Север страны населяют народы гуру. Ситуация очень напоминает ту, что сложилась в Того. Южная часть страны останется этнополитических образованием народа фон (с меньшинством йоруба), сохранив название Бенин - историческое название государства возле дельты Нигера. Северная часть, вероятно, вместе с северной частью Того образует государство Гур.

Пределы.
Бенин (государство народа фон) - провинции с центрами Локоса, Катону, Абомей, Порто-Ново. Очевидно, столицей будет сохранено город Порто-Ново с возможным его переименованием.
Гур - провинции с центрами Парак и Натітінгу. Вероятная столица - Парак. Другой претендент на столицу - город Сокодо (современное Того). Однако процессы этнической сепарации в Бенине, очевидно, будут развиваться быстрее, чем у Того (влияние соседней Нигерии). Поэтому консолідаційний центр гур более вероятен именно здесь.

Нигерия

Крупнейшее государство Африки по численности населения и одна из крупнейших по площади. На ее территории в средневековье существовали высокоразвитые государственные образования и, как следствие, уже тогда начали формироваться отдельные этносы. В наше время в Нигерии особенно остро стоит национальный вопрос, поскольку существует большая конкуренция между крупнейшими этносами страны. Такая конкуренция нередко приводила к государственным переворотам. Это наиболее ярко проявилось во время выделения в отдельное етнодержавне образование территории этноса ибо, которое вошло в историю под названием Біафра. Однако на то время (60-е годы ХХ века) для выделения отдельного национального государства еще не было условий, поэтому сепарация этноса ибо воспринималась лишь как террористические движения отдельных политических группировок. Хотя в отделении Біафри от Нигерии большую роль сыграла и конкуренция между политическими элитами, именно стремление этноса ибо к независимости было решающим фактором этой сепарации. Еще во время английской колонизации ибо активно боролись за свое национальное самоопределение. Так, существовало политическое объединение Федеральный союз ибо, который в 1948 г. было преобразовано в Государственный союз в нынешнем виде. Почти в каждом селе этноса ибо были отделение этого союза, хотя они и имели разные названия: "Патриотический союз", "Лига молодежи" и др. Следовательно, можно предположить, что под конец английской колонизации и в первые годы независимости Нигерии ибо народ был самым развитым и найструктурованішим среди этносов Нигерии. Именно поэтому ибо были первыми, кто на уровне нации открыто добивался независимости (до того были проявления сепарации отдельных не слишком многочисленных племен).

Кроме прецедента с борьбой за независимость Біафри, нестабильности современной Нигерии придает то, что после обретения независимости она получила федеративное, даже скорее - конфедеративный статус. Это вызвало быстрый этнический развитие народов (преимущественно многочисленных), что проявилось в консолидации в единые нации, а также в быстром укреплении отдельных национальных элит, которые начали претендовать на всю полноту власти на территории того или иного этноса. Довольно часто выдвигались идеи создания новых федеративных единиц на основе этнических территорий определенных этносов. Особенно сильно по всей Нигерии развернулась борьба за доминирование между тремя крупнейшими этносами страны: хауса, йоруба и в нынешнем виде (влияние последнего после падения Біафри значительно уменьшился). Попытки центральной власти Нигерии после войны с Біафрою сохранить единство страны путем частичного отказа от федеративного устройства и перенос столицы в небольшой городок центральной Нигерии (Абуджа) не принесли желаемого результата. В стране и в дальнейшем нет ни устойчивой и сильной центральной власти, которая была бы способна объединить страну и лишить власти местные политические элиты, ни идеи (такой, как в середине века - борьба против английского колониализма), которая могла бы консолидировать все этносы Нигерии ради общей цели. К тому же Нигерия разделена и в религиозном плане: на юге доминирует христианство, на севере - ислам, а в центральных районах страны достаточно влиятельными остаются традиционные языческие верования. Это вызывает острые споры между отдельными этносами. Например, народы так называемого Среднего Пояса всегда активно боролись против хауса и фульбе севере Нигерии, поскольку подпадали под их юрисдикцию и не хотели, чтобы ими управляли мусульмане и судили их по законам шариата. Поэтому активно поддерживалась идея создания "стран Среднего Пояса". Впоследствии она достигла определенного успеха, поскольку было скорректировано границы провинций. Однако это не решило проблемы, потому что "хаусизація" этносов Центральной Нигерии продолжается, а борьба против нее местного населения, в которой он достиг первых успехов, приобретает все больший размах.

Единственным путем для избежания в Нигерии маштабной политического и экономического кризиса, которая возникает там, где целостность многонационального государства пытаются сохранить всеми средствами (яркий пример - Ангола и Конго-Киншаса), является образования государств отдельных этносов и объединений близких немногочисленным или недостаточно развитых этносов.

Исторически было несколько центров этнической консолидации народов Нигерии: хауса, йоруба, ибо, эдо, канури, ібібіо и тиви. Однако в наше время достигли достаточного для собственной государственности уровня этнического развития и другие этносы страны, как вот: нупе, иджо, ігала, известная, джукун. Остальные этносов Нигерии, а это преимущественно немногочисленны этносы центральных и центрально-восточных районов страны, будут консолидироваться с развитыми этносами, которые являются близкими к ним влияют ли на них в политическом и этническом плане.

Итак, прогнозируется распад Нигерии на такие этнополитические образования:

Хауса (страна этноса хауса). Хотя исторически сложилось так, что на этнических землях хауса существовало много эмиратов, сохранение этой традиции маловероятно. Ведь отдельные эмираты Сокото, Кадуна, Кано и другие имели бы значительно меньше политической мощи и влияния на будущие этнополитические образования современной Нигерии, чем единое государство Хауса. К тому же после отказа от федеративного устройства Нигерии влияние хаусанських эмиров на политическую ситуацию очень уменьшился. В наше время хауса выступают как единое целое.

Йоруба (страна этноса йоруба). Один из крупнейших и наиболее развитых этносов современной Нигерии, который имеет все основания для государственности.

Игбо (страна этноса в нынешнем виде. Преемница бывшей Біафри, где сильнее всего проявилось стремление этноса к независимости. Собственно Игбо - это и название, которой ибо называют свою страну.

Эдо (страна этноса эдо). Этнос, который в средневековье создал мощную Бенінську государство. В наше время этот этнос активно борется за власть на своих этнических землях, результатом чего было создание отдельной провинции, которая включала все этнические территории этноса эдо.

Индоевропейский (страна этноса иджо). Этническая территория этого этноса - дельта реки Нигер. Во время выделения собственных этнополитических образований йоруба, ибо, эдо территория иджо, скорее всего, не войдет в состав ни одного из них. Поэтому иджо станут независимыми, поскольку полностью готовы к этому.

Кросс (страна близких между собой этносов ібібіо, екой, бокі и других). Эти этносы активно выступали за создание этой провинции. Скорее всего, Кросс останется единственной и после распада Нигерии, поскольку каждый из ее этносов недостаточно численный и структурированный для собственной государственности, а близость и опыт совместных действий способствуют их объединению.

Борну (страна этноса канури и близких к ним малочисленных этносов). Преемница достаточно развитой средневекового государства с таким же названием.

Нупе (страна этноса нупе и немногочисленным этносов провинции Нигер).

Ігала (страна этноса ігала). В наше время в ігала продолжаются активные процессы национальной консолидации и борьбы за всю полноту власти на своих территориях.

Известная (страна этноса известная).

Тиви (страна этноса тиви). Теперь тиви соединения двумя провинциями, однако можно прогнозировать, что тиви провинций Бенуэ и Плато объединятся.

Бенуэ (страна малочисленных народов среднего течения реки Бенуэ, ведущим среди которых есть этнос джукун).

Пределы.
Хауса - нигерийские провинции Сокото, Кадуна, Кано, Баучи и небольшая северная территория провинции Плато вокруг ее столицы города Джос; южные части нігерських департаментов Мараді, Тахва и Зиндер. Столица - город Кано (на современном этапе это самый влиятельный центр хауса).
Йоруба - провинции Лагос, Огун, Ойо, Ондо и Квара, кроме небольшой территории в ее центре по течению реки Нигер. Столица - город Ибадан. Бывшая столица всей Нигерии город Лагос заселена представителями различных этносов со всей Нигерии и теперь выступает скорее как экономический центр. Собственно центром йоруба является город Ибадан.
Игбо - провинции Анамбра и Имо. Столица - город Енугу.
Эдо - провинция Бендел, кроме крайнего юга и центрально-восточных районов вдоль течения реки Нигер. Столица - город Бенин.
Индоевропейский - провинция Риверс и крайний юг провинции Бендел. Столица - город Порт-Харкорт.
Кросс - провинция реки Кросс. Столица - город Калабар.
Борну - провинция Борну и части нігерських департаментов Диффа и Зиндер. Столица - город Майдугури.
Нупе - провинция Нигер и небольшая территория провинции Квара на границе с провинцией Нигер (вдоль течения реки Нигер). Столица - город Беда.
Ігала - западная часть провинции Бенуэ. Столица - город Ідах.
Известная - центральная часть провинции Бенуэ на восток от Ігала. Столица - город Отуркпо.
Тиви - западная часть провинции Плато и центральная часть провинции Бенуэ на восток от Известная. Столица - город Макурди.
Бенуэ - провинция Ґонґола и восточные части провинций Плато и Бенуэ. Столица - город Йола.


На рис. 6 изображен прогнозируемую етнополітичну карту стран северного берега Гвинейского залива.

6


Камерун

В этническом плане это одна из самых сложных стран Африки. Однако, в отличие от многих других государств, в Камеруне не наблюдается активной сепарации отдельных этносов. Даже наоборот, руководство страны постоянно твердит о формировании единого "камерунского" этноса. Однако для этого в Камеруне нет ни исторических, ни культурных оснований. К тому же страна географически занимает большую по площади и удлиненную по форме территорию (от побережья Атлантического океана до озера Чад), поэтому региональные отличия между разными частями Камеруна очень большие.

Исторически здесь выделялись несколько ячеек формирования этнических культур. Это прежде всего:

1) приморский регион, населенный северо-западными банту: дуала, балунду, баса и некоторыми менее многочисленными этносами, которые издавна связывали свое существование с Атлантическим океаном (существовали хорошо развитые торговля, рыболовство);

2) юго-западный регион, где еще со времен средневековья существовало централизованное государство близких между собой народов бамилеке, бамум, тікар;

3) крайний север, центром которой в средние века была государство Мандара;

4) юг страны - район формирования крупного этноса фанґ, этническая территория которого занимает часть территорий трех современных государств (Камерун, Габон, Экваториальная Гвинея).

В наше время в культурном, этническом, географическом и, частично, политическом плане это районирования фактически не изменилось, хотя и не вполне соответствует административном поділові страны. Можно разве что выделить как отдельный этнокультурный регион, центральные области Камеруна - т. н. район плато Адамава, который заселен преимущественно народами Центрального и Восточного Судана (чамба, буте, дуру, гбая) и частично фульбе. Причем именно фульбе, несмотря на небольшую долю их среди всего населения, контролируют экономическую и политическую власть в этом регионе страны.

Итак, хотя рост национального самосознания народов Камеруна и формирования центробежных тенденций только начинаются, можно предположить, что они все-таки вступят достаточной силы, чтобы вызвать распад страны - для этого есть все объективные основания. Толчком к этому может стать движение за объединение всех этнических территорий этноса фанґ в Камеруне, Габоне и Экваториальной Гвинее, который из года в год приобретает все больший размах. Еще с колониальных времен ставился вопрос о создании национального государства этого этноса, что нашло активную поддержку среди местного населения. В наше время в Камеруне фанґ занимают доминирующую позицию и, несмотря на стремление создать единую "камерунську нацию", подсознательно желают присоединить свои этнические земли в других странах. Очевидно, этот процесс усилится с развитием общемировых процессов образования национальных государств. Пуски этого мы наблюдаем уже сейчас, когда к власти приходят более национально сознательные лидеры. Вероятно, Камерун не будет исключением из этого правила. Итак, прогнозируется объединение территорий, заселенных этносом фанґ, в трех нынешних соседних государствах. Это, в свою очередь, вызовет сепарацию нефанґівських районов Камеруна, которые вошли в его состав лишь "при помощи" западных колонизаторов. Скорее всего, выходом из этой ситуации будет выделение новых этнополитических образований, которые в основном будут отвечать историческом районированию Камеруна.

Пределы.
Мандара (на месте средневекового государства Мандара, страна этноса мандара и других близких к нему этносов группы хауса) - северная часть провинции Северная. Столица - город Гарва.
Адамава (страна центрального Камеруна, этноса фульбе и малочисленных этносов группы народов Центрального и Восточного Судана: чамба, дуру, буте и других) - южная часть провинции Северная. Столица - город Нгаундере.
Бамум (историческое название страны близких между собой этносов бамум, бамилеке, тікар и других, менее многочисленных) - провинции Западная и Северо-Западная, северная часть провинции Юго-Западная). Столица - город Бафусам.
Фанґ (страна этноса фанґ) - провинции современного Камеруна Центральная, Южная, Восточная; габонская провинция Волев-Нтем, северная часть Огове-Івіндо, Естуере; материковая часть современной Экваториальной Гвинее - Мбини. Столица - город Яунде (нынешняя столица Камеруна).
Камерун (страна близких между собой прибрежных этносов) - провинция Прибрежная и южная часть провинции Юго-Западная. Столица - город Дуала.

Габон

Государство на побережье Гвинейского залива. На территории Габона еще до португальской колонизации существовало государство Лоанґо, которая первоначально входила в состав средневекового государства Конго, а с ее упадком стала независимой.

Население Габона состоит из различных этносов группы банту северо-западные. Их можно разделить на две части - этнос фанґ и этносы юга страны. Основная часть фанґ проживает в современных Камеруне и Экваториальной Гвинеи. В течение всего постколониального периода существовали планы объединения всех фанґ в одно государство, ведь колонизаторы разделили этническую территорию этого этноса без согласия местного населения. Следовательно, поскольку взяли верх эгоистические интересы отдельных политиков или политических группировок, которые стремились немедленной власти в уже существующих границах, а не интересы целого этноса, фанґ оказались разделенными между тремя государствами. С дальнейшим развитием национальных процессов в Африке, образованием этнических государств вопрос объединения этноса фанґ в единое етнополітичне образования приобретет еще большую актуальность.

Остальные этносов страны входили в состав Лоанґо, которая включала южную часть Габона южнее мыса Лопес (т. н. берег Лоанґо), то есть этническую территорию всех этих этносов, что способствовало их большей этнической консолидации.

Итак, в Габоне можно предположить два разных процесса развития этносов - борьбу этноса фанґ за объединение со своими соплеменниками в Камеруне и Экваториальной Гвинеи и дальнейшей консолидации этносов юга страны на основе общего исторического и государственной наследия. Как следствие, прогнозируется разделения Габона на две части: северную (меньшую) и южную (большую). Северная часть, заселена фанґ, присоединится к новому этнополитического образования этого этноса, поскольку процессы борьбы за объединение всех фанґ в одно государство происходят и в двух других упомянутых странах. Южная часть, заселена родственными этносами, вероятнее всего, останется независимым государством. Возможно, новой ее названием станет Лоанґо - историческое название этой территории.

Пределы.
К Фанґ - провинция Волев-Нтем, северная часть провинций Огове-Івіндо и Естуере.
Лоанґо - остальные территории современного Габона. Столица - город Либревиль (современная столица Габона).

Экваториальная Гвинея

Государство Гвинейского залива, которая состоит из двух частей: остров Биоко и материковой части. Соответственно и населения этих двух частей совсем разное: остров заселен в основном этносом бубе, а материк - этносом фанґ. Объединяет эти две части лишь то, что они были испанскими колониями и обрели независимость позже от большинства современных африканских стран. Поэтому в результате борьбы за объединение всех фанґ в единое государство и учитывая различия между островной и материковой части страны можно прогнозировать разделения Экваториальной Гвинеи на две части.

Пределы.
Биоко (страна этноса бубе) - территория острова Биоко. Столица - город Малабо (нынешняя столица Экваториальной Гвинеи).
К Фанґ - материковая провинция Мбини.

Сан-Томе и Принсипи

Островное государство Гвинейского залива, бывшая португальская колония, состоящая из двух сравнительно крупных и нескольких меньших островов. Население страны однородное, основная его масса проживает на острове Сан-Томе. Поэтому разделение страны на два острова маловероятен, так как i присоединения Сан-Томе и Принсипи в других государств, поскольку на островах сформировалась своя этническая общность с населения, которое длительно проживало в отдельной географически изолированной колонии, а теперь - в одном государстве.

Итак, территориальные пределы Сан-Томе и Принсипи останутся неизменными со столицей в городе Сан-Томе.



Назад