Электронная онлайн библиотека

 
 Этнополитическая карта мира 21 века

Восточная Африка


Уганда

В средневековье до прихода европейцев на территории Уганды было четыре независимых королевства, сформированных на этнической основе самыми развитыми народами: ганда, ньоро, ньянколе, торо. Другие этносы, находясь на родоплемінному уровне, хотя и не имели формально собственных государств, однако фактически были независимыми. После получения Угандой независимости серьезной альтернативой созданию единой централизованной государства было формирование на ее территории конфедеративного государства с широкой автономией для каждого из этносов. Конечно, это противоречило интересам колониальных держав и вносило диссонанс в стандартную схему создания постколониальных государств в Африке, подавляющее большинство народов которой, в отличие от народов Уганды, была еще не готова к такому варианту создания государства. Однако готовность народов Уганды к самоуправления было учтено при административном делении: почти все провинции страны сформированные по этническому принципу. Следовательно кількадесятирічний опыт самоуправления на уровне провинций является вполне достаточным для осознания народами необходимости создания собственных этнических государств.

То, что административное деление Уганды отвечает этническим территориям ее народов, уменьшает вероятность этнических конфликтов. Поэтому можно прогнозировать мирное и достаточно цивилизованное разделение страны на етнодержавні образования ее народов. Многолетние гражданские войны в Конго (бывшем Заире) и Судане, в основе которых лежат этнические противоречия, происходят не без влияния соседней с ними Уганды. Причем Уганда помогает этническим меньшинствам, которые защищают свои права на суверенитет. Это способствует самоопределению этносов Уганды и втягивает ее в процессы формирования этнических государств на африканском континенте. Очевидно, эти процессы не смогут обойти и саму Уганду, этносы которой на то время будут готовы к собственной государственности. Поэтому, на территории Уганды прогнозируется возникновения девяти етнодержавних образований: Буганда (страна этноса ганда, доколоніальна название страны на берегу озера Виктория), Буньоро (страна этноса ньоро), Анколе (страна этноса ньянколе), Торо (страна этноса торо), Карамоджа (страна этноса карамоджа), Ачоли (страна этноса ачоли), Ланго (страна этноса ланго), Тесо (страна этноса тесо), Бусога (страна этноса сога). Кроме того, провинции, в основном заселены народами мора-мади, нанди, гішу, луо и лухья, тутси, скорее всего, войдут в состав етнодержавних образований, которые выходят за пределы современной Уганды.

Пределы.
Буганда - провинции Западная Менго, Восточная Менго, Масака, Мобенде. Столица - город Кампала.
Буньоро - провинция Буньоро. Столица - город Хойма.
Анколе - провинция Анколе. Столица - город Мбарара.
Торо - провинция Торо. Столица - город Форт-Портал.
Карамоджа - провинция Карамоджа. Столица - город Морото
Ачоли - провинция Ачоли. Столица - город Гула.
Ланго - провинция Ланго. Столица - город Лира.
Тесо - провинции Тесо i Мбале. Столица - город Сороти.
Бусога - провинция Бусога. Столица - город Джинджа.
К Мора - провинции Мади и Западный Нил. Столица - город Аруа. Хотя южная часть провинции Западный Нил, центром которой является Аруа, населенная малочисленным этносом кумовьям, который по языку и происхождению существенно отличается от мора-мади, однако выделение его в етнодержавне образования маловероятно. Ведь большинство мора-мади живут на территории нынешних Судана и Конго-Киншасу, где принимают участие в военных действиях. Следствием этих действий, очевидно, станет объединение территорий, заселенных мора-мади, и возникновения етнодержавного образования Мора. При таких условиях малочисленное народ кумовьям, что не имеет даже собственной административной единицы, не сможет противостоять стремлению достаточно сильных мора-мади полностью контролировать провинцию Западный Нил.
К Нанди-Сук - провинция Карчорва, заселенная преимущественно этносом нанди.
К Ньянза - провинция Букеді, заселена народами гішу, луо и лухья, которые на территории современной Кении совместно активно борются против центральной кенийским властям.
К Тутси - провинция Кабале.

Кения

Кения расположена на границы расселения кушитських, нілотських и народов банту. Кроме того, разные ее части существенно отличаются между собой по природным условиям - это также подтверждает, что Кения является искусственным образованием. Между центральным, западным и прибрежным регионам страны существуют значительные противоречия, которые имеют четко выраженную этническую основу. В каждом из регионов есть большие консолидационные центры (Найроби, Кисуму, Момбаса). В доколониальный период этносы теперешней Кении не только не были в составе одного государства, но и принадлежали к совершенно разных культур и зон влияния. Так, в западной части было королевство Ванґа, на побережье - города-государства народу суахили, в центре - племени кикуйю, камба и масаи, которые находились на родоплемінному уровне развития, на севере - кушитские народы входили в состав своих государственных образований. После провозглашения независимости народы Кении содержатся в одном государстве только благодаря сильной централизованной власти, которая политически, а время от времени и с оружием подавляет этнические выступления на окраинах. Очевидно, с развитием процессов становления национальных государств в Центральной Африке дальнейшее существование такого положения в Кении станет невозможным и приведет к возникновению независимых етнодержавних образований, в которых народы готовы уже сейчас. Поэтому прогнозируем возникновения етнодержавних образований: Ньянза (страна западных народов луо, лухья), Кения (страна центральных народов кікуйя и камба), Нанди-Сук (страна близких этносов нанди и сук), Туркан (страна этноса туркана). Заселена преимущественно суахили и близкими к ним народами группы восточные банту, находящихся под их влиянием, Прибрежная провинция, очевидно, войдет в состав конфедеративного етнодержавного образования Суахили, основная часть которого расположена на территории современной Танзании. Северные территории, заселенные кушитским народами сомали и галла, очевидно, присоединятся к своим этнополитических образований (Сомали и Галла в современной Эфиопии). Юго-западная часть Кении, заселена этносом масаи, скорее всего, войдет к государственному образованию масаев.

Пределы.
Ньянза - провинции Кисуму и Какамега, часть провинции Накуру вокруг города Китале, угандийская провинция Букеді, танзанийская область Мара. Столица - город Кисуму. Возникновение отдельных етнодержавних образований луо, лухья i гішу маловероятно в связи с некомпактністю территорий проживания отдельных этносов, общностью их борьбы против центральной власти, а также существованием в доколоніальні времена единого государственного образования.
Кения - восточная часть провинции Накуру вокруг ее административного центра - города Накуру, столичный округ Найроби, провинция Нієрі, юг Восточной провинции. Столица - город Найроби.
Нанди-Сук - центральная и западная часть провинции Накуру и провинция Карчорва современной Уганды. Вероятная столица - город Елдорег.
Туркан - северная часть провинции Накуру. Вероятная столица - город Лодвар.
К конфедерации Суахили - Прибрежная провинция.
К Сомали - Северо-Восточная провинция.
К Галла - север Восточной провинции.
К Масая - южная часть провинции Накуру.
На рис. 7 изображены прогнозируемую етнополітичну карту современных Уганды, Кении и Танзании.

7

Сомали

На сегодня это одна из немногих национальных государств на африканском континенте. Значительная часть этнической территории народу сомали расположена за пределами государства Сомали - в Эфиопии и Кении. Как следствие, одно из крупнейших стремлений сомалийцев - присоединить эти территории. Для реализации этого стремления сомалийцы не останавливались и перед применением оружия. Но главное, что активно стремятся к объединению с Сомали и сомалийцы Эфиопии и Кении. В Кении перед провозглашением независимости велась активная борьба за присоединение к Сомали, которая не прекратилась и теперь. А в Эфиопии уже большая часть этнических территорий сомалийцев благодаря активной борьбе местного населения и вооруженной поддержке Сомали фактически контролируется сомалийцами. Война между Сомали и Эфиопией, во время которой сомалийцы захватили почти все свои этнические земли в Эфиопии, завершилась внутренним конфликтом в Сомали, спровоцированным, очевидно, при активном участии иностранных спецслужб, прежде всего бывшего СССР. Гражданская война, которая стала следствием этого конфликта, привела к огромной разрухи и голода в стране. Однако сейчас страна находится в стадии относительно стабильного развития и, очевидно, довольно быстро залечит раны гражданской войны.

Сомалийцы - давний кушитський народ со значительным опытом государственности и высоким уровнем национального сознания. С учетом активных сепарационных процессов в многонациональных Эфиопии и Кении прогнозируется, что Сомали сможет объединить практически всю этническую территорию сомалийского народа.

Пределы.
Сомали - территория современного государства Сомали, северо-восточная часть эфиопских провинций Харэр, Бале, Сидамо и Северо-Восточная провинция Кении. Столица - город Могадишо (нынешняя столица Сомали).

Джібутті

Бывшая французская колония, которая перед обретением независимости имела название "Французская территория афарів и исса". Племена афарів и исса, составляющие основное население страны, занимают абсолютно разные социально-экономические ниши, поэтому конкуренция между ними существует преимущественно на политическом уровне. Однако в связи с небольшой численностью, недостаточной структурированностью, а также потому, что ситуация в стране значительно лучше, чем в соседних Эфиопии и Эритрее, где также проживают эти народы, их сепарация в Джибути в ближайшее время не очень вероятна. Итак, территориальные изменения в этой стране не прогнозируются.

Эфиопия

Одна из немногих африканских государств, что оставалась независимой и после колониального передела Африки. Однако все время она была многонациональным образованием, которое существовало благодаря королевской централизованной власти, которая учитывала традиционный патриархальный уклад народов. С последующим этническим и политическим развитием народов такой уклад перестал быть приемлемым. Проявлением этого стало падение монархии, что устранило консолидационное основу народов Эфиопии. Противоречия, которые вышли на поверхность, привели к гражданской войне, одним из последствий которой было обретения независимости бывшей эфиопской провинцией Эритреей, население которой закрепило независимый статус на референдуме. Однако конфликт внутри Эфиопии этим не иссяк. Другие народы, прежде всего тіграї, также стремятся создать независимое государство, и это проявляется в вооруженной борьбе. Нестабильность выросла и вследствие войны с Сомали, когда сомалийские войска заняли большую часть области Харар, в которой проживает этнос сомали. Теперь гражданская война вспыхивает и периодически обостряется через поддержку Эритреей сепарационных процессов. С другой стороны, большим источником политической и этнической нестабильности на границах Эфиопии является вооруженный конфликт в Судане между мусульманским севером и христианским югом и рост в тамошних южных народов ощущение своей национальной самобытности. Все эти факторы, а также катастрофическое снижение уровня жизни в Эфиопии, вероятно, приведут к невозможности удержания центральной властью рычагов управления государством, что и вызовет распад страны. Эфиопия - очень древнее государство. Однако в древности она не занимала своей современной территории, а лишь ее северную часть - земли тірге, тіграї, частично земли амхара и зависимых от них народов.

Основные народы, которые составляют этническое ядро Эфиопии, амхара и галла. Именно они больше всего противостоят этнической сепарации других народов страны. Однако это им все меньше удается. Со временем, очевидно, возникнут противоречия между самими галла и амхара, поскольку этническая граница между ними четко не определена. Кроме того, наблюдается активная ассимиляция этносом амхара галла центральных и западных районов Эфиопии, отделяющих этих галла от галла южных районов. Последние полностью сохранили свою национальную и культурную самобытность и все чаще выступают против центральной власти. Следовательно, можно определить четкую етносукупність, которая пытается всеми силами сохранить Эфиопию в нынешних пределах: амхара, северо-западная ветвь этноса галла и некоторые другие близкие к амхара небольшие этносы центральных и западных районов страны. Остальные этносов Эфиопии так или иначе проявляют сепарационные тенденции. Этому способствуют их этнические и культурные отличия от центральных народов, прежде всего амхара. Особенно активной является сепарация районов Эфиопии, заселенных этносом сомали, который уже является государственным, поскольку борьбу эфиопских сомалийцев как политически, так и военно поддерживает государство Сомали. Уже в настоящее время можно говорить, что этнические территории сомали в Эфиопии фактически не контролируются центральной властью. Кроме сомали и тіграї, которые вооруженным и политическим путем борются за свою независимость, можно прогнозировать усиление борьбы против центральной власти галла южных районов и сідамських народов южного запада Эфиопии, поскольку экономические и политические интересы этих этносов совсем другие, чем центральной власти. Объединяясь ради выживания с близкими к ним этническими группами, сідамські народы и разные племена южных галла все больше консолидируются. Итак, на месте современной Эфиопии прогнозируются четыре этнополитические образования: Галла, Тіграї, Сидамо и собственно Эфиопия, а земли, заселенные этносом сомали, скорее всего, отойдут государства Сомали.

Пределы.
Тіграї (страна этноса тіграї) - провинция Тигре. Столица - город Аксум (столица древнего государства).
Галла (страна этноса галла) - провинция Арусі, северо-восточная часть провинции Бале и южная и центральная части провинции Сидамо; север Восточной провинции Кении. Столица - город Гоба.
Шанский (страна близких между собой горных народов шанский) - провинция Гема-Гоффа, северо-западная часть провинции Шанский и южная часть провинции Кэфа. Столица - город Їрга-Алем.
К Сомали - восточные части провинций Харэр, Бале и Сидамо.
Эфиопия (бывшая метрополия) - провинции Шева, Велега, Годжам, Богемдір, Вело и северо-западная часть провинции Харэр, северная часть провинции Кера. Столица - город Аддис-Абеба.

Эритрея

Одна из самых молодых африканских государств, ранее была частью Эфиопии. Можно считать, что с ее возникновением, которое состоялось цивилизованным способом - через референдум (правда, до этого велась активная политическая и вооруженная борьба), в Африке начался новый этап государственного строительства - формирование новых стран уже не из колоний, а из независимых африканских государств в результате этнополитических сепарационных процессов в этих государствах, которые с этнокультурного точки зрения в основном являются искусственными образованиями.

В колониальный период Эритрея была отдельной итальянской колонией, однако, в отличие от большинства других колоний, которые стали независимыми в их тогдашних границах, ее было присоединено к Эфиопии. Такое объединение не вызвало положительной реакции у большинства населения страны. К тому же в Эритрее еще в колониальные времена сформировалась своя управленческая элита, которая позже конкурировала с собственно эфиопской. Эта элита добилась сохранения за новой эфиопской административной единицей широкой политической автономии. Как только политическая и экономическая ситуация в Эфиопии катастрофически обострилась, Эритрея вышла из ее состава.

На современном этапе Эритрея - достаточно устойчивое образование, которое выдержало экзамен на жизнеспособность, открыто вступив в пограничный конфликт с бывшей метрополией и доказав, что ни в политическом, ни в военном плане не уступает ей. Выгодное приморское расположение недалеко от границы Африки и Азии будет способствовать Эритреи в ее развития как независимого государства. Хотя этнически население Эритреи неоднородно, основную консолидирующую роль играет этнос тигре. Другие этносы в настоящее время не имеют значительного потенциала для сепарации и совместная борьба за утверждение независимости страны и поддержка борьбы родственных народов Эфиопии объединяют их вокруг тигре.

Итак, вероятно, территориальные границы Эритреи останутся неизменными. Столица - город Асмэра.

Судан

В "Стране черных", как некогда называли египтяне земли к югу от своих границ, сегодня наблюдаем ли не самый острый в Африке этническую конфронтацию. Она вылилась в продолжительный и кровопролитный конфликт. В противостоянии страна разделилась на две части - юг и север. Арабский север всеми силами пытается удержать в составе Судана восставший юг, заселен нілотськими народами. Этот конфликт усиливает еще и религиозный фактор: население юга страны в основном исповедует христианство, а население севера - ислам. На современном этапе противостояние достигло критической точки - полномасштабная гражданская война, тысячи жертв, в стране (особенно на юге) царит голод. Все попытки урегулирования конфликта потерпели неудачу. Не помогло ни посредничество ООН, ни даже попытка предоставления югу широкой политической автономии. Единственным возможным решением этой сложной ситуации есть отделение южных районов от Судана. Это, скорее всего, и произойдет, потому что если от сепарации народ удерживают исключительно силой штыка и продовольственной блокадой, то со временем этот народ научится противостоять багнетові и найдет другие пути получения продуктов. Итак, прогнозируется разделение Судана. Однако уже сейчас очевидно, что это не будет разделение только на две части - северную и южную. Население обеих этих частей не является однородным. Во время гражданской войны каждый из основных этносов отчетливо осознал свои этнические интересы, сформировал собственную политическую элиту и консолидировался вокруг нее. Особенно это проявляется на юге, где уже сформировались отдельные этносы, крупнейшие из которых - динка, нуер, азанде, баре и мурле. Однако возможность выделения всех этих этносов в этнополитические образования на сегодня не слишком большая, потому что совместный опыт борьбы против севера соединил большинство народов юга в единое политическое целое и теперь юг выступает единственным. Если бы разрешению межэтнических проблем в Судане растянулось еще на несколько десятилетий, то эти этносы, вероятно, создали бы отдельные государства. Однако эти проблемы в настоящее время настолько острые, что их решение нельзя оттягивать. Поэтому для большинства этносов юга вполне приемлемой является перспектива единой федеративной (или конфедеративного государства христианских нілотських народов. Исключение составляет этнос азанде, который в течение многих десятилетий борется за создание государства Азанії в пределах территорий, заселенных этим этносом в Судане и Конго-Киншасе. Во время распада этих стран такое стремление азанде, вероятнее всего, станет реальностью. Кроме того, полностью готов к самостоятельному развитию и территориально обособленное от других народов этнос баре, который достиг наибольших успехов в борьбе за отделение и который имеет мощный консолідаційний центр - город Джуба. Итак, прогнозируется выделение на юге Судана этнополитического образования нілотських народов, этнополитического образования народа баре и вхождение суданских территорий, заселенных этносом азанде, к Азанії.

Совсем другая ситуация на севере Судана, которая заселена преимущественно суданскими арабами. Собственно, название "суданские арабы" является сборной для арабизированных племен на юг от Египта. Эти племена переняли у арабов их культуру, язык, религию, однако ни физиологически, ни по ментальности не стали арабами. Эта арабізація смогла соединить разные племена в специфическое надетнічне образования, представители элиты которого теперь считают себя единым сообществом, что необходимо для их консолидации в борьбе против народов юга. Однако сохраняется их разделение на арабов Кордофану, Дарфура, Нубии. Это дает основания считать, что арабы Судана не является однородной совокупности. К тому же на севере сохранились этносы, которые не подверглись арабизации, и некоторые из них являются достаточно многочисленными. Поэтому можно прогнозировать, что после отделения юга, что, безусловно, будет поражением для севера и будет способствовать ее ослаблению, начнутся сепарационные процессы среди этнических групп севера. Способствовать этому будет и политическая радикализация в Судане - ведь уже теперь эта страна считается пристанищем ультрарадикальных исламистских группировок. Неоднородность суданских арабов и наличие остатков коренных неасимільованих этносов, которые могут стать основой для формирования новых этнических единиц, при дальнейшем обострении ситуации в стране могут вызвать распад "арабского" части Судана.

Поэтому прогнозируется выделение на севере страны таких этнополитических образований:

Дарфур. Территория современной одноименной провинции Судана, которая заселена преимущественно этносами фор, мурле, тема, даго и менее многочисленными дарфурскими этносами и арабами Дарфуру.

Кордофан. Территория современной одноименной провинции, которая заселена народами Кордофану, арабами Кордофану и, частично, нубийцами.

Нубия. Весь северо Судана - историческая земля этноса нубийцев, где и проживает сегодня их основная часть вместе с арабами (которые на этой территории в этническом плане близки к арабов Египта, а не к другим "суданских арабов").

Беджа. Историческая территория этноса беджа, который меньше всего из северных народов подвергся арабизации.

Судан. Территория суданских арабов, которые теперь занимают доминирующее положение в Судане.

Пределы.
Бар i (страна этноса баре) - восточная и центральная части провинции Экваториальная. Столица - город Джуба.
Нілія (страна близких нілотських народов) - провинции Верхний Нил и Бахр-эль-Газал. Столица - город Малакаль.
Дарфур (страна близких народов Центрального и Восточного Судана и дарфурских арабов) - провинция Дарфур. Столица - город Эль-Фашер.
Кордофан (страна близких кордофанських народов, частично нубийцев и арабов Кордофану) - провинция Кордофан. Столица - город Эль-Обейд.
Нубия (страна нубийцев и нубійських арабов) - северо-восточная часть провинции Северная. Столица - город Вади-Хальфа.
Беджа (страна этноса беджа) - северная часть провинции Кассала. Столица - город Кассала.
К Азанії - западная часть провинции Экваториальная.
Судан (страна суданских арабов) - остальные территории Судана. Столица - город Хартум.



Назад