Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

ВСТУПЛЕНИЕ


Тема досуга, досуговой деятельности в нашей стране не теряет своей актуальности. Наоборот, эта проблема обрастает все большими противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены прежде всего несоответствием между сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и существующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга.

Досуг является объектом изучения многих научных дисциплин социологии, психологии, педагогики досуга и др.

Поэтому выделилась особая отрасль научного знания-дозвіллєзнавство. Предметом дозвіллєзнавства есть досуг как самостоятельный и значимый аспект духовной сферы человеческой деятельности. Однозначного определения понятия досуга не существует. Есть несколько подходов к трактовке досуга. Большое значение в науке предоставляется деятельностном подходе, потому что именно благодаря ему полнее раскрывается структура и внутренние механизмы досуга. С этой точки зрения досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышения мастерства, образование, участие в жизни общества и т.д. Таким образом, досуг - это деятельность, очерченная определенным периодом времени. Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных потребностей личности. Вместе с тем досуговая деятельность имеет дефицит положительных моральных ориентиров.

Поэтому досуговая деятельность делится на культурную и антикультурну, асоциальное, а в худшем случае - преступную. Основные различия между этими видами досуговой деятельности заключаются в том, что культурно-досуговая деятельность направлена на развитие личности, создание ценностей, которые общество одобряет, а антикультурна досуговая деятельность, наоборот, направлена на разрушение личности. Такого рода деятельность противоречит духовной сущности человека и приводит к уничтожению всего внутреннего духовного мира личности.

Кроме того, только в культурно-дозвіллєвій деятельности является элементы творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. То есть чем более самокоштовним становится жизни личности, что не сводится к утилитарных видов деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге.

Однако необходимо признать, что в наше время в молодежной среде более привлекательное антикультурне досуга. В стране средства массовой информации, по сути, создали ореол процветающего преступника, легко идет по жизни, уровень его материального обеспечения значительно выше уровня большей части населения. И, к сожалению, молодые люди видят подтверждение этого ореола в своей повседневной жизни, когда коррупция и хищения бюджетных средств стали нормой и стремятся к нему, теряя положительные качества личности, о чем свидетельствуют данные различных социологических опросов. Поэтому необходимо постепенно перевести усилия молодых людей из сферы антикультурної в культурно-дозвіллєву деятельность. Именно в процессе культурно-досуговой деятельности формируются положительные личностные качества молодого человека и постепенно формулируется внутренний механизм саморегуляции личности.



Назад