Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

1.1. Досуг и досуговая деятельность как отрасль научного знания


Современная социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, которые наметились в сфере духовной жизни украинского общества - потерей духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным уменьшением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночной системе отношений влечет за собой необходимость постоянно обогащать содержание деятельности учреждений культуры, методы ее осуществления и искать новые дозвілєві технологии. Основная их задача заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации различных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации личности в сфере досуга. К сожалению, через социально-экономические трудности общества, отсутствие должного количества социально-культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений происходит развитие разнообразных форм досуговой деятельности, которая находится за пределами социально-досуговых институтов. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Он непосредственно влияет и на ее производственно-трудовую сферу деятельности, потому что в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно восстановительные процессы, которые снимают интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или отдельной социальной группы.

Как часть свободного времени отдыха привлекает личность своей нерегламентованістю и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной забарвленістю, возможностью совместить физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и особистішої самореализации. Однако все эти преимущества деятельности сферы досуга пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни украинского народа.

Практика досуга показывает, что наиболее привлекательными формами досуговой деятельности является музыка, танцы, игры, шоу, КВН, однако не всегда культурно-дозвіллєві центры планируют свою работу, исходя из интересов людей. Нужно не только знать сегодняшние культурные запросы, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них, уметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна содержать в себе различные виды деятельности в возрастном, профессиональном и социальном аспектах. Разные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Именно это и надо учитывать в работе современных культурно-досуговых учреждений, которые должны предлагать людям наиболее эффективны в каждом конкретном случае дозвіллєві занятия, свободу выбора и возможность изменения различных видов деятельности на научной основе.

Дозвіллєзнавство - это отрасль науки, которая изучает жизнедеятельность, отношения и организацию людей в сфере свободного времени. Свободное время - это не самоцель. Истинную ценность он приобретает только тогда, когда используется для всестороннего развития личности. Свободное время предназначен для того, чтобы человек имел возможность раскрыть себя, подняться до высшего уровня проявления своих способностей, полнее удовлетворить свои растущие потребности. По сути это такой же занят время, как и часа труда на производстве или в домашнем хозяйстве. Только эта занятость - особого рода. В свободное время мы учимся, воспитываем детей, читаем книги, смотрим телевизор, ходим в кино, театр, на концерты, занимаемся самообразованием, общаемся с товарищами и друзьями, бываем на природе и т.д. При рассмотрении составляющих свободного времени, на наш взгляд, вполне может быть приведено положение о том, что свободное время представляет собой как досуга, так и время для более возвышенной деятельности. Отсюда следует, что нельзя отождествлять понятия „досуг" с понятием „свободное время". Свободное время приобретает формы досуга, но не сводится целиком к нему. Для досуга в первую очередь характерны пассивно - зрелищные формы проведения свободного времени. В рамках досуга в основном осуществляется потребления культуры, а не ее создания: человек стремится удовлетворить свои потребности в наслаждении, удовлетворении, развлечении. Досуг развивает личность. Досуг - это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстановительного характера. В отличие от естественной основы восстановление сил человека, досуга является специфическим, социальным способом регенерации этих сил.

К досуга вероятнее всего можно отнести такие виды занятий, как чтение, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, концертов, общение с друзьями, занятия спортом, развлечения, прогулки, игры, пассивный отдых и др. Для занятий в часы досуга характерна в основном самоособистісна направленность их содержания.

Более возвышенная деятельность - это занятие в свободное время, с помощью которых человек развивает и реализует свой творческий потенциал, принимает участие в производстве материальных и духовных ценностей, наиболее эффективно совершенствует себя как личность.

Следует также отметить такую закономерность: и в сфере досуга, и в сфере более возвышенной деятельности в каждого из нас оказывается основное занятие. Как раз оно и выступает основой всех других видов занятий и активно влияет как на их продолжительность, так и на их частоту.

Свободное время имеет две составляющие:

- это время, что используется на необходимую общественную, творческую и иную деятельность;

- это собственно досуга.

Свободное время является частью позаробочого времени в пределах суток, недели, месяца и года. Он составляет значительную часть социального времени и тесно связан в количественном и содержательном отношении с рабочим временем. Свободное время начинается там, где заканчивается не только работа на производстве в учреждении, но и всякая другая забота о поддержании физического бытия человека. То есть под свободным временем понимают такое время, что не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, для свободной деятельности и развития. Свободное время в этом смысле выступает как пространство для человеческого развития.



Назад