Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

1.2. Социальный феномен свободного времени


Социальный феномен свободного времени в последние годы привлекает внимание все большего круга людей. Оно становится предметом обсуждения не только специалистов, но и широкой общественности.

Время. Этим понятием, что вошло много веков назад в быт народов, измеряется практически любой процесс, что происходит в окружающем мире. Человек не может жить в каком-нибудь другом времени, кроме настоящего. Она всегда современник своего времени. Каждое мгновение для человека - единственное, неповторимое. Время, по словам римского философа Л. Сенеки, единственная вещь, которую нельзя вернуть назад. Время измеряется и жизни отдельного человека и человеческого общества в целом, и исторические формы его существования. Сущность социального времени - соединительный момент между прошлым, настоящим и будущим поколениями людей, общества в целом.

По определению В.М. Печи [28] и других, „сфера позаробочого времени содержит в себе бесценный капитал - свободное время. Располагая последним и пользуясь им практически ежедневно, многие из нас вкладывает него совсем разный смысл. В одних свободное время ассоциируется с отдыхом, в других - с любительской трудом, в третьих - с дружескими встречами и развлечениями, в четвертых - с непрофессиональной творческой деятельностью и т.д. Даже среди ученых, непосредственно занимающихся изучением свободного времени, нет единства в его определении".

Свободное время начинается там, где заканчивается не только работа на производстве или в учреждении, но и всякая другая забота о поддержании физического бытия человека. Таким образом, под свободным временем понимается такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, досуга, свободной деятельности и развития. Свободное время выступает в этом плане как пространство для человеческого развития. У каждого человека складываются свои, только ему присущие взаимоотношения со временем. И хотя, говоря словами поэта, «мы все под властью времени живем», сам по себе он не может быть ни плохим, ни хорошим. Время - лишь пространство для наших действий и поступков. Он не может породить ни доблестей, ни пороков. Все наши качества (и хорошие, и плохие) рождаются и умирают в нас самих. Содержание, направленность, формы нашего досуга во многом зависят от нас самих, уровня нашей культуры.

Следует различать понятия „свободное время общества" и „личный свободное время". Под первым имеется в виду время, предоставленное каждым обществом его членам для удовлетворения их интеллектуальных и духовных потребностей, физического развития. Личный же свободное время - это время, которое находится в распоряжении каждого человека. Свободное время общества составляет содержание свободного времени личности: последнее не может существовать вне свободным временем общества. Личный свободное время делится на общественно-нормальное и индивидуальное. Общественно-нормальное зависит от условий жизни, а также социальных и культурных потребностей той группы людей, к которой принадлежит индивид. Индивидуальное каждого отдельного человека зависит от его интересов, ценностей, а также от предоставленных обществом возможностей для их удовлетворения.

Понятие „ценность" прочно вошло в лексикон общественных наук. Однако его содержание интерпретируется различными учеными далеко неоднозначно. Оказывается, при наличии одинакового количества свободного времени у двух людей одного возраста и одной профессии осознании ими ценности этого времени совершенно разные. По определению К. А. Абдульханової-Славской [38], типы личности, более включены в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких (краткосрочных), временных связям с социальными условиями. Они получают от социальных ситуаций своего рода дополнительное ускорение. Типы личности, которые слабо включены в социальные процессы, которые не осознают свободное время как ценность, как правило, больше всего статические и обладают малым „ускорением", поскольку не знают, чем это время заполнить.

Свободное время - безусловная ценность для каждого человека, поскольку это время отведенное для ее развития. Воля выступает необходимым условием индивидуализации, отделение индивида, нахождения ним его собственного „Я". Воля всегда есть свобода от чего для чего. Без выяснения этих обстоятельств разговор о свободное время оказывается беспредметной. Свободное время должен быть свободен от жесткой регламентации, принуждения („заорганизованности"), административного регламентирования. Вместе с тем он не может рассматриваться вне интересами общества, его норм и моральных принципов. Свободное время может быть заполнен различным содержанием, но он не должен служить пространством антиобщественной деятельности, использоваться для ущерба свободы, обществу и самой личности.

Ценностью может быть только то, что важно для жизни самого субъекта. Ценность свободного времени всего общества и ценность свободного времени конкретной личности не только не совпадают, но порой и резко противоречат друг другу. Для безработного свободное время не существует, не имеет смысла понятия „свободное время" и для неработающего пенсионера. Свободное время связан не только с волей выбора видов деятельности, но и с волей выбора ритма их осуществления. Человеку нужно время для отделения, соображений, когда никто не мешает, не отвлекает его внимание. Интенсивность ритма деятельности не может измеряться простоя количеством физических действий.

Экономия свободного времени имеет определенные пределы. Надо быть законченным педантом, чтобы каждый поступок в настоящее время покорять идеи развития. Иногда творческий человек может часами бездельничать, смотреть развлекательные и спортивные передачи по телевидению, бесцельно бродить, играть вместе с детьми. При этом речь идет об отдыхе тела и головы. Просто физически невозможно использовать каждую минуту свободного времени для личного развития. Через это такое время нельзя считать потерянным для человека. Сокращение затрат времени на хозяйственные нужды и самообслуживания - важный резерв увеличения объема свободного времени.

Решить задачу за счет сокращения рабочего времени при современном уровне производительности труда практически невозможно. Особо стоит сказать о затраты времени на уход за детьми. Здесь фактически стирается грань между свободным временем и незыблемыми расходами позаробочого времени. Родители тратят на уход за ребенком (особенно в первые годы ее жизни) значительную часть своего свободного времени, причем делают это не только по необходимости, а из свободного волеизъявления. Невозможно регламентировать, искусственно ограничить время, затраченное на уход за детьми и их воспитание! Эти затраты всегда зависят от конкретных условий (скажем, от наличия или отсутствия в семье бабушки и дедушки, от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка).

Практически каждому из нас приходилось встречать немало умельцев, что в свободное время своими руками мастерят мебель, шьют оригинальный одежду для себя и для детей, плетут корзины и т.д. Это одновременно и хозяйственная деятельность, и разумное использование свободного времени. В перспективе ценность необходимых затрат времени на самообслуживания и хозяйственную деятельность будет повышаться. Такие занятия все больше будут способствовать многостороннему развитию личности.

Социология свободного времени и культурного досуга - важное направление исследований условий и видов (форм) жизни общества. В сфере свободного времени происходит не только восстановление способности индивида к производительному труду, но и развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитания подрастающего поколения, его социализация, осуществляется ряд других социально важных функций.

В современной социологической науке существуют понятия необходимо-свободное время и свободное время. Необходимо-свободное время определяет пределы пространства внешней необходимости. Свободное время - это часть позаробочого времени, что остается у человека, за исключением необходимых затрат времени для свободного развития личности. По определению В. М. Лавриненко, необходимо время жестко детерминированный, свободный - более пластичен.

Классификация бюджета свободного времени, введенная еще в 20-е годы прошлого века С. Г Струмілінним [77], предусматривает: физическое развитие (физкультура и спорт), прогулки, туризм; культурная самодеятельность, выполнение общественных обязанностей, обучение, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность; культурный отдых, кино, театр и другие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.; разнообразные развлечения, прием гостей и ходить в гости, другие потери времени. Г. Л. Стеббинс [75] разделяет досуга на серьезное и обычное. Серьезное досуг - это устойчивые занятия, которые захватывают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от „случайного", или „несерьезного", которое предлагает конечно гораздо меньше возможностей, гораздо более простой структурой и редко предполагает совершенство исполнения. К сферы досуга автор относит любое существующее хобби и любителей, которые отдаются ему: коллекционеров, ремесленников, участников самодеятельности, участников спортивных соревнований, игр и турниров; любителей, увлекающихся различными отраслями искусства, и т.п. Некоторые хобби развиваются в профессии. Этот переход был осуществлен в разные моменты истории во всех любительско-профессиональных областях искусства, науки, спорта и развлечений.

Коммерческие эквиваленты хобби (например, изготовление и продажа мебели) точнее будут рассматриваться как предпринимательство, а не как профессия.

Различные организации, которые специализируются на дозвіллєвій деятельности, обеспечивают социально значимые возможности для сплочения индивидуализированных досуговых идентичностей их членов, так же как и для выражения центральных жизненных интересов, что они все разделяют. Обычная, неорганизованная досуговая деятельность неспособна утолить жажду организационной принадлежности, поскольку она (эта деятельность) только изредка становится формально организованной.

Все затраты времени (необходимого и свободного) для общества и для личности очень важны. Но расходы свободного времени качественно другие: они обусловлены не внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, то есть на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлен на развитие творческих способностей и задатков, повышения культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По определению В. М. Лавриненко, по мере роста производительных сил общества стираются границы необходимого, и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

От умения направлять свою деятельность во время досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, удовлетворенность своим свободным временем. К специфических черт личности, особенно молодежи относится преимущество поисковой, творчески-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, охватывающий психику вполне, что дает постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с нежеланием приспосабливается к однообразной деятельности, специализированной. Игровая деятельность имеет универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. У молодежи интерес к игровой деятельности ярко выраженный. Диапазон этих интересов широк и разнообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах, компьютерные игры, спортивные соревнования.

Примечательной особенностью современной досуговой деятельности стало ярко выраженное стремление к психологического комфорта в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми разного социально-психологического склада.

Общение современного человека в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, такие ее потребности:

- в эмоциональном контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семье, группе друзей, неформальном объединении). Общение в информационной группе, например, организуется, как правило, вокруг „эрудитов", лиц, которые обладают определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий возникает не только в производственно-экономической, но и в дозвіллєвій сфере деятельности. Все многообразие форм общения в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

- содержание (познавательные, развлекательные);

- время (кратковременные, периодические, систематические);

- характер (пассивные, активные);

- направленность контактов (прямые и косвенные).

Любые потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности порождает конечно новую. Благодаря этому можно менять вид деятельности и обогащать досуга. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовольствия более глубоких социальных и культурных устремлений, от физических форм рекреации - в духовных наслаждений, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходят изменения в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и рост культурного уровня индивида. Если человек не ставит себе за цель самосовершенствоваться, если ее свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.



Назад