Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

1.3. Структура досуговой деятельности


Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимости, эмоциональной значимости, степенью духовной активности.

Простейший вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления израсходованных во время работы сил и делится на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, что снимает усталость и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, чтобы можно было освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Обычная, простая деятельность вызывает настроение покоя. Такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он является подготовительным ступенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, наоборот, восстанавливает силы человека с превышением исходного уровня. Он предоставляет работу мышцам и психическим функциям, которая не нашла применения в работе. Человек наслаждается движением, быстрым изменением эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, дружеское общение. Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развивающую и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровье и высокую работоспособность, вторая - развитие ее духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, множество сторон личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид имеет хорошо развитое умение отдыхать. Оно является своего рода искусство, которое заключается в способности оценить возможности своего организма и сделать правильный выбор наиболее подходящих в настоящее время занятий.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-дозвіллєвій деятельности также был проведен ряд исследований. Наиболее точные и плодотворные исследования Ю. О. Стрельцової [76], которая считает „что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций доминирующая: как вид деятельности имеет свойство развивать человека или преимущественно восстанавливать ее силы". Конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но и имеют свои различия. Традиционно „развлечениями" именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот. Развлечение всегда нуждаются активности, в отличие от отдыха. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свой физиологическое состояние, а развлечения необходимые для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Итак, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

Отдых также дает возможность определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальных качеств и особенностей. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занималась любимым делом и выполняла те социальные функции, которые больше всего отвечают ее интересам и возможностям. Так же, помимо потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском рассуждении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общения между близкими по духу людьми.

В дозвіллєвій деятельности коллектив выступает основным звеном связи между личностью и обществом. Занятия в клубном коллективе осуществляются на более высоком уровне активности, не ограниченном лишь познавательной деятельностью, как это происходит в производственных и учебных коллективах. В стабильных коллективах развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивой. Важно, чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговая учреждение по своей природе имеет возможность развивать у людей стойкие общие интересы и в дальнейшем опираться на них. Именно любительство основано на страстном увлечении, вызывает в человеке повышенную, устойчивое внимание, что является условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия обусловили большую активность ее участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает ее на высоком уровне.

Люди, которые случайно встретились, представляют собой номинальную группу. Это нестабильная аудитория, которая характеризуется, как правило, слабыми связями между собой, разными целями. Это ограничивает возможности развития динамических процессов в группе и возможности самоутверждения ее участников. Но это вовсе не означает, что в нестабильных аудиториях не происходит распространение и закрепление социально-психологических изменений в сознании отдельных людей и подгрупп. Конечно, это происходит массивнее, идет больше через удовлетворение потребностей, чем путем развития их способностей, что характерно для стабильных коллективов. Сюда же можно отнести и массовую аудиторию, которая во многом отличается от кружковой (групповой), состоящий из посетителей, которые постоянно взаємодіють. ее члены организационно не оформлены, между ними может и не быть никаких постоянных контактов, они даже не знакомы друг с другом, но во время любого мероприятия их объединяет общая цель и общее занятие. Это немаловажно, потому что в культурно-дозвллєвій учреждении, с одной стороны, создаются разнородные аудитории (за личными, групповыми, коллективными признакам), а с другой - унифицируются объединения всех на основе общности интересов и одинаковых мотивов посещения.

Характер и уровень взаимоотношений людей, которые состоят в любом коллективе, движет или тормозит развитие досуговых интересов, влияя на отношение к отдыху. Поэтому очень важно в культурно-дозвіллєвій учреждении учитывать различные соотношение личностных и групповых моментов. Это дает возможность найти как можно больше вариантов социального уравновешивания молодого человека со средой занятий на досуге, а также это расширит мобильность отдельных людей и целых групп.

Отбор материала для любых мероприятий сложный и противоречивый. Ведь в массовой аудитории могут быть люди с разными особистішими образованиями, возрасту, социальному положению, культурным уровнем развития. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, который выполняет простые и более сложные педагогические функции. Таким образом, в нестабильной аудитории организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (в отдыхе, общении, познании, наслаждению) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен иметь педагогическую оперативность в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досуговой учреждения.

Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должно отвечать досуга, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую должна выполнять досуга. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирование всесторонне и гармонично развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности следует учитывать их воспитательное значение, четко представлять, каким качествам личности они помогут сформироваться или закрепиться. Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и развитие способностей можно реализовать только на основе удовлетворения потребностей личности. Последние, в данном взаимосвязи, представляют собой движущую силу способности. Поэтому эта задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решить эту задачу невозможно без сферы досуга, где находит удовольствие целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии и самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально влиять на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования и развития. Значение данной этой чрезвычайно важно, потому что наличие только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточное для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотела этого развития, понимала его необходимость.

Таким образом, активное, досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Опираться на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого отдельного человека - главный путь формирования в ней личностных качеств, которые будут способствовать содержательном и активному проведению досуга.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дозвіллєзнавство как научная дисциплина и учебный предмет.

2. Проблемы культурно-досуговой деятельности.

3. Досуговая деятельность как личный выбор личностью занятий в свободное время.

 

Задания для самоподготовки

1. Раскройте сущность досуга и досуговой деятельности в системе социальной работы.

2. Дайте характеристику деятельности организатора досуговой деятельности и раскройте его социальный статус.

 

Литература

Анашкина ГЛ. Досуг интеллигенции / / Социс. - 2001. №12. - С. 34-45.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. - 325 с.

Артемов ВА. Социальное время: проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1997. - 465 с.

Байкова ВТ Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.

Бочарова ВТ. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 1994. - С. 41-86.

Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

' Киселева ТТ., Красильников ИУД. Социальный педагог в культурно-досуговой сфере. - М., 1991. - 236 с.

Киселева ТТ. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М., 1992. - 163 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Изд-во МГУК, 1991. - 248 с.

Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1998. - 222 с.

Мискевич Л.Б. Человек и свободное время: мнение социолога. - Минск, 1998. - 314 с.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990. - 512 с.

Мосалев БТ Досуг. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85 с.

Новаторов В.Е. Организаторы досуга. - М.: Россия, 1989. -62 с.

Орлов ГЛ. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983. -312 с.

Орлов ГЛ. Свободное время - условие развития человека и мэра общественного богатства. - Свердловск, 1989. - 105 с.

Орлов, ГЛ. Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности. - М., 1991. - 222 с.

Пича В.М. Культура свободного времени (философско-социальный ' аспект). - Киев, 1990. - 29 с.

Фомичева П.Н. Современные социологические теории социального времени. Научно-аналитический обзор. - М., 1993. -254 с.



Назад