Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

2.1. Историко-культурный анализ досуга и досуговой деятельности в конце XIX - 90-е годы XX века.


Изучение исторических особенностей развития культурно-досуговой деятельности как системы предполагает, прежде всего, знание самого понятгя „система". Существует значительное разнообразие научного определения этого понятия. Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Опираясь на это определение, сформулировать понятие системы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности можно как совокупность разноуровневых органов методической деятельности различных ведомств, объединенных едиными целями, объектом, средствами, методами и нормами деятельности, находящихся в постоянном взаимодействии всех сторон и уровней ее иерархии.

Система культурно-досуговой деятельности сформировалась не сразу. ее становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Но, наиболее интенсивно она создавалась в конце XIX ст. Признаки методической деятельности начали проявляться в начале XX ст. В этот период стали создавать народные дома. В народном доме, как правило, работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Большинство народных домов имели в своем распоряжении концертный зал, набор народных инструментов, библиотеку-читальню, чайную. Большой интерес вызвало театральное искусство.

Во многих народных домах создавались и работали народные театры. Идею развития самодеятельных театров поддерживали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них Н. Крупская, Г. Горький, В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакін и много других, их усилиями создавались не только народные театры, но и основы будущей системы методической и организационной помощи самодеятельным коллективам.

В материалах, опубликованных в периодической печати в связи с 50-летием методических центров, отмечалось, что в 1909 г. по инициативе группы энтузиастов и руководителя крестьянского театра в селе Бурмакіно Ярославской области Н.В. Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театра. В начале 1911 г. комиссия перешла в ведение Российского технического общества и стала называться отделом содействия фабричным и сельским театрам. Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, сельские учителя, крестьяне. В дальнейшем функции отдела были переданы секции содействия устройства сельских, фабричных, школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В.Д. Поленова. Секция поставляла любительские народные театры пьесами, рекомендательными, репертуарними рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафории, осветительных приборов. По словам В.Д. Поленова, секция стала „театральной лабораторией па всю Россию". В 1915 г. по проекту В.Д. Поленова, на средства самого художника, а также СТ. Морозова и ряда мастеров Малого и Художественного театров было построено специальное здание, который получил название Полєновський Дом. В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, которые трансформируются, сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и сельских театров, прокатный состав. В ряде губерний России создаются союзы, общества просветительских организаций и учреждений.

На основе широкого самодеятельного движения, обусловленного современными преобразованиями, начинается активное развитие системы методической деятельности. Рабочие объединялись в различные клубы, создавались курсы, школы, кружки, лектории и много других культурно-просветительных формирований. Полєновський Дом активно включается в развитие культуры народа. Основное внимание уделяется развитию художественной самодеятельности на селе. С этой целью создаются музыкальное, литературное, художественно-технический отделы, отдел школьного театра.

Именно организованная самодеятельность потребовала разработки как общих принципов методики, так и конкретных методов, форм культурно-просветительной деятельности населения, создание условий для творческого самовыражения. Создание сети учреждений культуры в стране, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации культурно-просветительной работы, ее методического обеспечения. Возглавляя культурно-просветительную комиссию Выборгской районной управы Петрограда, Н. К. Крупская разработала концепцию организации культурно-просветительной работы. Суть ее заключалась в том, чтобы к руководству работой учреждений культуры привлечь представителей заводов, предприятий и организаций, создать массовую культурно-просветительную комиссию для решения всех вопросов работы учреждений культуры и через нее включить в культурно-просветной движение широчайшие массы трудового населения. В это же время возникли и альтернативные программы. Предлагалось собрать небольшую группу подготовленных людей и наделить их полномочиями на открытие необходимых культобразовательных учреждений. Этот путь был, безусловно, легче, но его реализация могла бы привести к изоляции культурно-просветительных учреждений от широкой общественности. В дальнейшем на основе концепции самоуправления и самодеятельности рабочих с помощью культурно-просветительных комиссий в стране широко развивается сеть клубов, народных домов, изб-читален и др. Культурно-просветительные учреждения становятся центром общественной и духовной жизни людей. В этих учреждениях читают лекции, доклады, проводят конференции, концерты, ставят спектакли. Начался процесс внедрения работниками культуры нового содержания культурно-просветительной деятельности, устранения изолированности учреждений культуры от человека.

Становление культурно-просветительной работы стало предпосылкой появления некоторых элементов методической деятельности. Наиболее существенные из них:

- в областных городах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация культурно-просветительной работы с населением, но и осуществление единого руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек;

- центральный клуб как бы группирует вокруг себя мелкие клубы;

- в волостях создаются культурные центры, которые работают как культурно-просветительные учреждения и одновременно оказывают помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;

- создаются показательные клубные учреждения для распространения передового опыта работы;

- для координации работы создаются координационные комитеты.

Таким образом, образовалась довольно целостная сеть культурно-просветительных учреждений, в структуре которой рельефно сказывались элементы методического влияния на содержание работы этих учреждений. В прессе, в правительственных директивных документах, в материалах совещаний того времени относились вопросы методической вооруженности учреждений культуры. Первоначальный период становления культурно-просветительной работы характеризуется осознанием и разработкой основ методики, подбором форм и методов культурно-просветительной работы. Опираясь на практику, путем подбора методическая работа находила и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-просветной работе устойчивых целевых методических структур. Ставились и решались задачи оказания методической помощи центральных органов культуры культурно-просветительским учреждениям, относительно сбора и обобщения материалов о работе наиболее жизненных учреждений такого типа. Признавалось целесообразным создавать и подбирать необходимую справочную и репертуарную литературу для учреждений культуры. Клубным учреждениям, домам-читальням предлагалось стать своего рода лабораториями, где апробировалась методическая литература. Народные дома, клубы превращались в своего рода опорные пункты массовой культурной деятельности, на своеобразные низовые методические органы. Начинало развиваться шефство над селом. Культурно-просветительные учреждения накапливали достаточно широкий арсенал форм, средств и методов работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой сфере и в направленной методической деятельности. Этому способствовала организация специальных кабинетов, задачей которых было:

- методический учет работы культурно-просветительных учреждений на всех уровнях (в губернии, уезда, волости);

- дифференцированная работа в районах с учетом специфики различных типов учреждений культуры, индивидуальных особенностей различных категорий населения, обеспечения взаимного обмена опытом;

- обобщение и распространение опыта работы передовых учреждений культуры;

- переработка специальной литературы, научных материалов в максимально доступны и понятны местным работникам разработки. Методическая деятельность постепенно обогащается новыми формами: проводятся инструктажи, начинается подготовка и переподготовка работников досуговой деятельности.

Методическая деятельность постепенно обретает черты определенной системы. Строятся и открываются Дворцы и Дома культуры, совхозные и колхозные клубы. Они представляют собой новый, уже более высокий тип учреждений досуга и выполняют определенные методические функции. В культурно-просветительную работу внедряются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень - происходит переход к единого методического руководства культурно-просветительной работой.

В 1930 г. Полєновский Дом переименовали в Центральный дом самодеятельного искусства в городе и селе (ЦБСМ), и уже в 1931 г. решением коллегии Наркомпроса в краевых и областных центрах было создано 19 домов искусств. Эти дома и составили основу системы методического руководства самодеятельной творчеством, народными центрами досуга. На курсах Центрального Дома самодеятельного искусства были подготовлены кадры для организации краевых и областных центров.

В работе первых центров досуга были взлеты и падения, успехи и неудачи. Главной проблемой в этот период были кадры. В штате Центрального Дома были выдающиеся ученые, специалисты из всех видов искусства, однако они не могли, а многие и не имели желания решать методические задачи досуга населения. Кадры методистов пришлось подбирать и воспитывать.

В активе первых методических органов досуга было: Первая выставка работ колхозных самодеятельных художников в 1935 г.; Первая Всесоюзная перепись колгоспно-совхозных художественно-самодеятельных кружков; Первый Всесоюзный конкурс музыкальных мастеров и мастерских на лучшее изготовление балалайки и домры; Первый показ художественной самодеятельности СССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В 1936 г. Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и селе был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества и досуга Комитета по делам искусств, и он возглавил систему методического руководства художественной самодеятельностью в стране.

Рост общественной потребности в совершенствовании культурно-досуговой деятельности объективно повлекло за собой необходимость создания научно-методических органов, призванных методично обеспечивать работу учреждений культуры и досуга.

Создание современной государственной системы научно-методического руководства дозвіллєвою деятельностью завершилось в 1979 г.

В этот период был создан Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества и культурно-досуговой работы. Министерство культуры СССР и его органы на местах возглавили научно-методическое руководство культурно-дозвіллєвою деятельностью и самодеятельной художественным творчеством в стране по оказанию методической помощи всем культурно-дозвіллєвим учреждениям и коллективам самодеятельности независимо от их ведомственной подчиненности. Научно-дозвіллєві центры были созданы на базе Домов народного творчества, а также методических кабинетов с культурно-просветительной работы министерств и областных органов культуры. С созданием централизованных клубных систем отдельные методические функции выполняют центральные сельские Дома культуры.

Все образованные элементы современной системы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны между собой и находятся в определенной супідрядності. их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития культуры и досуга наиболее эффективными методами и формами культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент системы на своем уровне решает вопросы повышения качества и результативности методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические рекомендации в помощь практикам. Рациональное использование рекомендаций на практике чаще всего обеспечивает внедрение новейших эффективных форм в культурно-дозвіллєвій деятельности. Главными задачи методических центров является подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий и др. Методические центры анализируют состояние и тенденции развития культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества. При них работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории по различным направлениям деятельности, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Центры накапливают и систематизируют методические материалы, литературу, информацию и на этой основе формируют справочно-информационные фонды досуговой деятельности.



Назад