Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

2.2. Социально-исторические особенности развития досуговых центров для молодежи в нашей стране и за рубежом


Анализируя именно явление досуговой деятельности, его разновидности и их архитектурное воплощение, можно сделать вывод, что досуг молодежи изначально было основной составляющей частью всей досуговой деятельности.

С стародівніх времен существовали места официального проведения досуга - священные и обрядовые. Причем обряды, связанные именно с молодежью, занимали значительное место.

Уже в античной Греции появились театры, стадионы, школы, библиотеки, храмы. А римская культура подарила миру первые многофункциональные центры, которые включали помещения для массажа и бань, бассейнов, спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для диспутов.

В средние века разнообразие объектов досуговой деятельности объясняется расслоением общества. Это дворцы и загородные резиденции феодалов (балы, турниры, банкеты) и простые цеха ремесленников, которые выполняют роль первичных клубных ячеек. Духовенство имело особые центры: монастыри, включавшие в себя множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки, гостиницы, школы, сельскохозяйственные угодья, живописные и скульптурные мастерские.

В то же время состояла структура нецерковных образовательных учреждений. Появились первые университетские города. Устроены по принципу монастырей, они содержали часовню, зала, ворота-ведущие звенья в структуре колледжа. Даже в то время зал был одним из важнейших элементов университетской жизни-место общего собрания молодых людей, встреч и трапез.

В период капитализма снова появляются общедоступные дозвіллєві сооружения - театр, выставочная галерея, парки. Рабочие проводят свободное время в питейных заведениях - кафе, таверна, бистро, пивных. Некоторые из них включали элементы клубной работы. Зарождаются первые клубы по профессиональным и общительными признакам.

В середине XIX в. происходит развитие зрелищно-развлекательных форм - кино, варьете, луна-парк (индустрия развлечений), где молодежный характер развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет главную роль.

Начало XX в. характеризуется бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях отделяются понятие молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными дозвіллєвими комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи. Таким образом, создание молодежных центров - это явление социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом.

В 20-30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры, разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. Выдвинутые идеи забегают далеко вперед, не всегда имея средства на осуществление. Однако в начале XX в. не были воплощены в жизнь существующие проекты домов молодежи - в 1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские секции при домах и дворцах культуры общего типа.

Только в 50-60-е годы происходит возврат к этой проблеме. Намечается переход от проектирования отдельных домов к проектированию культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений культуры по видам и контингентом обслуживания.

С появлением в 1956 г. клуба молодежи Петроградской стороны в Ленинграде и Одесского клуба молодежи началось активное движение

молодежных клубов. Идеи домов молодежи вновь стали актуальны. Разработаны были дома молодежи в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Целинограде, Донецке, Ташкенте, Ленинграде, Кишиневе, Минске, Свердловске, Владивостоке, Краснодоне, Благовещенске, Казани, Єревані.

Большой практический опыт проектирования молодежных центров подкреплялся теоретическими работами. Начиная с 60-х годов, отвечая на требования времени, наряду практическими ведутся теоретические разработки многофункциональных центров, универсальных досуговых центров, молодежных творческих центров. После строительства дворца пионеров на Ленинских горах, Московского института электронной техники в г. Зеленограде закрепляются в теории найдены на практике принципы.

За рубежом подобные социальные процессы приводят к появлению многофункциональных культурных центров и постановки проблемы организации молодежного досуга.

Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа - очаги культуры молодежи Франции. их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это нечто большее, чем клуб. Программу деятельности производили и осуществляли члены клуба (развлечения, физическое, практическая, интеллектуальная, художественная деятельность, информация, спектакли, путешествия, общественно-бытовое обслуживание).

Другой элемент молодежного досуга во Франции - дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не были рядовым элементом социального оснащение города, но более высокой степенью различных общественно-воспитательных учреждений, которые организуют и координируют культурную деятельность своего района.

Особенностью молодежных учреждений в Болгарии, как и во Франции, было соблюдения масштаба, что соответствует назначению (нет гигантомании и представительности). их главная цель - непринужденный воспитательный процесс и определение интересов молодежи.

В ГДР детские и молодежные учреждения делились на централизованные молодежные клубы, молодежные секции при домах культуры и учебных заведениях, дома пионеров, дома науки и техники для школьников, спортивные залы, комплексы и зоны отдыха. Были также примеры объединения молодежного и спортивного центров.

В Японии - молодежные центры, как правило, были вынесены за пределы города (молодежный комплекс в префектуре Сига, молодежный центр на острове Окинава). Они решали проблему развлекательного отдыха. В пределах города центры выполняют еще и образовательные, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Тітібу).

Во многих городах США, Канады, Великобритании и других стран молодежные центры располагаются при университетских комплексах. В г. Беркли (США) функционировал центры активности - комплекс общественно-культурного центра Калифорнийского университета. Дом просветительного центра в г. Етібікок (Канада), который входит в состав общественного центра города. В нем собираются студенты, преподаватели и жители города, обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем отраслям знаний. Например, за рубежом, наиболее распространенными за организацией и формами работы являются организации скаутов, молодых друзей природы Австрии, пионерской организации имени Э. Тельмана, Всемирной ассоциации молодых женщин-христианок.

Скауты. Основатель скаутов Лорд Баден Пауэл начал с организации скаутского лагеря на далеком острове Браунси в Великобритании. В 1907 г. он собрал 20 мальчиков. Это были дети его родственников, знакомых и друзей, разные по происхождению, воспитанием и достатком. После прибытия в лагерь они поселялись в палатках. Такого еще не было в их жизни. Здесь же, в лагере, они впервые придумали элементы будущей скаутской формы, правда пока еще только знаки отличия. Теперь каждый, кто находился в каком-нибудь патрули, завязывал на плечи шерстяной узел разных цветов: волки - голубой, львы-желтый. Каждый патруль имел флаг с изображением этого животного. У всех мальчиков был латунный знак - лилия, который они носили на груди. После того как скауты проходили определенные экзамены, им выдавали свисток с надписью «Будь готов!». Когда каждый достигал высших результатов, он получал платок на шею цвета хаки. Этот лагерь стал историческим для скаутского движения, именно здесь выросла идея основного правила скаутского Закона „Скаут всем друг и брат для каждого скаута". С тех пор скаутском движении рос и развивался, набирал силу, а имя его основателя знает каждый скаут в любой стране.

Скаутском движении бережно хранит свои атрибуты и символы, придерживается своих скаутских церемоний. Скаутская эмблема широко известна во всем мире. Красивая белая лилия с тремя лепестками на фиолетово-лиловом фоне. Эта эмблема стала символом с момента его зарождения. 250 млн скаутов носили эту эмблему, 16 млн скаутов во всем мире носят ее сейчас. Скаутский девиз - „Будь готов!" Он говорит, что ты всегда готов умом и телом преодолеть любые трудности, если необходимо помочь другим. Чем больше скаутских навыков у тебя в запасе, тем больше уверенности в том, что ты способен жить согласно девизу. Каждый скаут должен подготовить себя к тому, чтобы стать полезным гражданином родины и участвовать в создании счастливой жизни для себя и других.

Скаутский знак сопровождается поднятием руки. Он делается правой рукой: поднимается рука прямо вверх и не сгибается в локте. Рука открыта ладонью вперед, а три выпрямленных пальцы сжаты вместе. Этот знак символизирует три части скаутской обещания: - долг перед Богом, перед самим собой и перед другими. А на языке жестов это означает: - мудрость. Скаутское рукопожатие - признак проявления дружелюбия и преданности. Бен Пауэл перенял традицию пожатия левой рукой от одного африканского племени. Особые знаки в виде нашивок, которые скауты носят на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской деятельности.

Скаутом может стать любой молодой человек или девушка в возрасте 6-20 лет и более, что признает Конституцию Всемирной Организации Скаутского движения и действует в соответствии с ее принципами. Скауты распределяются по возрасту: кабскаути - младший возраст, 6-10 лет; скауты - средний возраст 11-15 лет; велосипеды - старший возраст, 16 - 20 лет и более. Когда мальчик или девочка присоединяются к кабскаутів, не важно, сколько им лет. Они обязательно проходят первоначальную программу, изучают обещание кабскаута: «Я обещаю сделать все, чтобы выполнить свой долг перед Богом и моей Страной, помогать другим и подчиняться Закону кабскутскої группы». Как только ты присоединится к скаутов, то станешь членом патруля. Патруль - это небольшое объединение скаутов из 6-8 человек, где ребята работают и отдыхают вместе. В каждом патруле есть свой лидер. Есть давняя традиция: каждый патруль выбирает себе имя. У скаутов имя будто отражает коллективный портрет патруля, а изображение животного, птицы или цветка является эмблемой и личным знаком каждого скаута, изображение которого носят в виде нашивки на левом рукаве рубашки.

Все члены Скаутского Движения верные Скаутском Закона и выполняют его. Скаутские законы чести: скауту стоит доверять; скаут верный товарищ и друг; долг скаута - быть полезным и помогать другим; скаут - всем друг и брат любом скауту; скаут вежливый; скаут - друг животных; скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя патруля, скаутмайстера; скаут улыбается и не скучает при любых трудностях; скаут экономный; скаут чист в мыслях, словах и делах.

Для скаута необходимы такие качества характера:

1. Честь - ты всегда честно ведешь себя относительно других, честно выполняешь свои обязанности и с честью выходишь из тяжелых ситуаций в походе.

2. Дисциплина - это основа для твоей хорошей работы в жизни.

3. Сдержанность и воля - это приходит с моральной и физической тренировки, такие качества помогут тебе воздержаться от употребления алкоголя, уберегут от ненужных эмоций.

4. Ответственность - это проявление особой силы воли. Совместная работа в Скаутинга - это дела, где ты берешь часть ответственности на себя, выполняя определенные обязанности некой общей, важного дела для других.

5. Чистоплотность - каждый должен уметь следить за собой.

6. Уверенность в себе - она приходит только тогда, когда ты можешь помочь другу в сложной ситуации, когда тебе нужно вместе с другими брать долю ответственности на свои плечи.

7. Здравый смысл - это способность принимать в сложных, критических ситуациях нужные решения.

8. Выбор друзей - это часть здравого смысла, ведь ты проводишь свободное время с людьми, которые тебе нравятся, узнаешь от них много нового и интересного.

Таким образом, Всемирная Организация Скаутского Движения - это добровольная, неполитическая, неправительственная организация, которая объединяет Национальные Скаутские Ассоциации во всем мире. Она насчитывает свыше 16 млн скаутов в 150 странах мира. Генеральный Секретарь Всемирной Организации - известный швейцарец Жак Морейлльон, инициатор известной Международной операции помощи „Скауты - детям Чернобыля". Каждые три года Всемирная Организация Скаутского Движения проводит международную встречу скаутов - Джамбори. Это праздник всемирного братства проводится с 1920 года, когда в Лондоне по инициативе Баден Пауэлла состоялось первое Джамбори. Восемь тысяч скаутов из 34 стран уже в то время собрались на свою первую встречу. Много Национальных Ассоциаций проводят местные Джамбори и приглашают в гости скаутов из других стран.

Молодые друзья природы Австрии. Организация создана в 1895 г. С 1934 г. была запрещена, воспроизведена в 1945 г. Есть молодежной организацией Друзей природы Австрии. Насчитывает 55 тыс членов в возрасте 6-25 лет. Строится по территориальному принципу в соответствии с административного деления страны. Руководство организацией осуществляется на федеральном и земельном уровнях. Высший орган - Федеральная конференция выбирает федеральный комитет.

Основная задача организации: организация досуга, свободного времени молодежи как альтернатива индустрии отдыха; привлечение молодежи к общественной деятельности, прежде всего по охране природы; консультация лиц, отказывающихся от несения военной службы; руководство секциями и кружками по альпинизму, спортивного ориентирования и др.

Формы работы организации: проведение крупных спортивных, культурных и политических мероприятий, семинаров по актуальным проблемам молодежи и охраны окружающей среды, работа в молодежных центрах. Организация принимает участие в мероприятиях австрийского движения сторонников мира.

Молодые друзья природы Австрии является членом Международной организации молодых друзей природы, поддерживают контакты с аналогичными молодежными организациями во многих странах мира.

Пионерская организация имени Эрнста Тельмана. Эта организация создана в декабре 1894 г. С 1952 г. носит имя Эрнста Тельмана. Эта пионерская организация объединяет 1,5 млн детей в возрасте 6-14 лет. Младшие школьники объединяются в отряды юных пионеров, старшие - у пионеров-тельманців. Главная задача организации - организация свободного времени молодежи, воспитание подрастающего поколения активными строителями своего государства. Молодые ученые, квалифицированные рабочие и студенты активно шефствуют над пионерскими организациями, знакомят их с вопросами развития передовой науки и техники, организуют олимпиады по различным отраслям знаний, ученические научные объединения, работу кружков. Важными событиями в жизни пионерской организации является пионерские слеты. Первый слет пионеров ГДР состоялся в августе 1952 г. в Дрездене.

Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок. Это большая международная конфессиональная организация, которая работает с женской молодежью, аналог и ближайший партнер Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан. Создана в Лондоне в 1894 г. с целью расширения и укрепления влияния протестантизма среди девушек и молодых женщин.

Официальные цели организации: развитие взаимопонимания и сотрудничества на национальном и международном уровне, расширение конструктивных связей с международными объединениями, как правительственными, так и межгосударственными, выступление на защите прав человека, в том числе прав детей, содействие объединению женщин и девушек в общее всемирное сотрудничество, основанное на принципах христианского единства. Подчеркивая свою нейтральность в политических вопросах, ассоциация выступает за мир и разоружение, выступает резко против расизма и апартеида. Высший орган - совет, на котором раз в четыре года собираются делегаты от национальных ассоциаций, которые выбирают исполнительный комитет. Практическую работу ведет секретариат во главе с генеральным секретарем. Ассоциация объединяет национальные организации 84 стран.

Наиболее распространенная форма деятельности национальных организаций - клубная работа. Клубы объединяют 30-40 человек и занимаются культурным досугом, физическим воспитанием, специальными программами для девушек. Активно ведется библиотечная работа. Особое внимание организация уделяет благотворительной, миссионерской и культурно-просветной деятельности в странах, которые развиваются. Обладая мощной финансовой базой, ассоциация ведет работу среди беженцев и иммигрантов, направляет своих членов из стран Северной Америки и Западной Европы на работу в страны, которые развиваются. Организация имеет консультативный статус при ЮНЕСКО, представлена в управлении верховного комиссара ООН.



Назад